- Учебник: «Физика», Перышкин А.В.
- Тема: Лабораторные работы
- 04.10.2020
- 556
- 2
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Организационный момент (2 мин.)
II. Проверка знаний (8 мин.)
Стадия вызова
Отгадывание кроссворда (Слайд 2):
На слайд выведены все вопросы, отвечать на которые можно в любом порядке. Для проверки правильности ответа, необходимо нажать на цифру вопроса, после чего номер вопроса исчезнет, а появится правильный ответ. Проверку знаний можно расширить, если воспользоваться кнопкой перехода по гиперссылке на соответствующий слайд, поставленной на каждый вопрос. Вернуться на слайд кроссворда можно с помощью управляющей кнопки. После разгадывания кроссворда, по вертикали можно прочитать слово “атом”, чтобы это было явно, необходимо нажать на любое место в столбце, он закрасится более темным цветом.
III. Изложение нового материала (20 мин.)
Конец XIX века. Открыты катодные лучи, термоэлектронная эмиссия, фотоэффект, анодные лучи, явление естественной радиоактивности, периодические свойства химических элементов, электрон, измерены его заряд и масса, создана периодическая система элементов – все это указывало на сложное строение атома. Назрела необходимость создания модели атома. Мы знаем, что мысль об электронном строении атома, впервые высказанную В. Вебером в 1896 году, развил Х. Лоренц (именно он создал электронную теорию: электроны входят в состав атома). Опираясь на эти открытия, Дж.Томсон предложил первую модель атома в виде положительно заряженного шара радиусом 10-10 м, в котором плавают электроны, нейтрализующие положительный заряд, но размер атома необходимо было уточнить. Как это было сделано, и какой результат был получен, мы узнаем на уроке.
Озвучивание спектра вопросов, которые будут рассмотрены в ходе урока (Слайд 3):
Стадия осмысления
1. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Экспериментальная проверка модели Томсона была осуществлена в 1911 году английским физиком Э.Резерфордом (Слайд 4). Узкий пучок быстрых a-частиц пропускался через очень тонкую металлическую пленку, затем попадал на экран из сернистого цинка, вызывая при этом вспышку света, и регистрировался с помощью микроскопа. Видно, что в отсутствии фольги все сцинтилляции располагаются в центре экрана.
Возникает вопрос (Пробуждение познавательной активности путем вовлечения учащихся в деятельность по формулировке гипотез):
Каков вид фотографии экрана будет, если на пути пучка a-частиц поместить фольгу?
Выдвигаемые обучающимися гипотезы (Самостоятельное выдвижение гипотезы):
Вид фотографии экрана не изменится, т.к. энергия a-частицы очень большая, а атом – рыхлое нейтральное образование.
Пучок a-частиц при прохождении через тонкую фольгу слегка расплывется на небольшие углы. Следовательно, на фотографии площадь экрана, на которую попадают частицы, слегка увеличится.
Проверим наши гипотезы (Проверка выдвинутых гипотез), анимация со звуком “Опыт Резерфорда” позволит представить процесс в 3D-формате (видеофрагмент включается с помощью гиперссылки, поставленной на фотографию экрана).
Ни одна из гипотез не подтвердилась. (Слайд 5). Пропуская пучок a-частиц (заряд +2е, масса 6,64 * 10-27 кг) через тонкую золотую фольгу, Резерфорд обнаружил, что часть частиц отклоняется на довольно значительный угол от своего первоначального направления, а небольшая часть a-частиц (примерно одна из 20 000) отражается от фольги толщиной всего лишь 4 * 10-5 см.
Получается: модель атома Томсона с одной стороны хорошо объясняет электризацию тел, с другой – не подтвердилась на опыте Резерфорда (Создание “информационной пустоты”).
Для того, чтобы предложить новую модель атома, на какие вопросы необходимо было найти решение:
Предлагаемые обучающимися вопросы (Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы):
Высказанные обучающимися предположения:
В атоме положительный заряд должен занимать маленький объем, чтобы при взаимодействии с a-частицей ее оттолкнуть с большой силой.
2. Модель строения атома (Организация активной работы с информацией). Действительно, обобщая результаты своих опытов, Резерфорд предложил ядерную (планетарную) модель строения атома: Атом имеет ядро, размеры которого малы по сравнению с размерами самого атома. В ядре сконцентрирована почти вся масса атома. Отрицательный заряд всех электронов распределен по всему объему атома (Слайд 6). По гиперссылке, поставленной на рисунок, поясняющий процесс прохождения a-частицы сквозь атомы вещества, можно посмотреть видеоролик - анимацию со звуком "Планетарная модель атома".
Таким образом, модель атома Томсона заменена на модель атома Резерфорда (Слайд 7). По гиперссылке, поставленной на подписи моделей можно перейти на слайды Томсон Джозеф Джон и Эрнест Резерфорд (Слайды 21 и 22) для знакомства с научными достижениями ученых.
Возникают вопросы:
3. Элементарный состав атома. Ядро состоит из нейтронов и протонов, их общее название – нуклоны. Количество нуклонов характеризуется массовым (оно равно массе ядра атома, выраженной в атомных единицах и округленной до целых чисел) и зарядовым (число протонов в ядре называется зарядовым числом, оно равно порядковому номеру в Периодической системе Д. И. Менделеева) числам. (Слайд 8). По управляющим кнопкам можно перейти на слайды 23 и 24, где решены задачи на определение этих массового и зарядового чисел для атомов золота и серебра.
4. Характеристика частиц, входящих в состав атома. Такое простое нахождение количественного состава нуклонов объясняется их характеристиками (Слайд 9).
Частица Масса,5. Фундаментальные законы микромира. При написании ядерной реакции а-распада ядра атома радия с превращением его в ядро атома радона (в ходе написания реакции обучающиеся определяют массовое и зарядовое число каждого элемента) наблюдается интересная закономерность, попробуйте ее найти (Слайд 10).
Обучающиеся замечают, что массовое и зарядовое числа ядра атома радия равны сумме массовых и зарядовых чисел ядер атомов радона и гелия, образовавшихся в результате этого распада.
Стадия рефлексии
Закрепление изученного материала (12 мин.)
1. Обучающимся предлагается составить синквейн по теме урока по плану (Слайд 11):
(Самостоятельная систематизация материала).
Атом
Нейтральный, устойчивый.
Существует, излучает, распадается.
Составная часть любого тела.
Начало.
2. Решить задачи (текст задачи и варианты ответа на слайде приведен сразу, по щелчку мыши указывается номер правильного ответа (Слайды 12 – 19))
V. Домашнее задание (3 мин.):
Электронные адреса использованных Интернет-ресурсов:
6 625 167 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Багирова Айнур Алим кызы. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.