План
– конспект урока
Тема:
« Масса тела»
1) ФИО: Суховерхова
Антонина Владимировна
2) Место работы:
МОУ «Медведицкая СОШ»
3) Должность:
учитель
4) Предмет:
физика
5) Класс:
7
6)
Тема и номер урока в теме: « Масса тела» - урок
№ 10 темы «Движение и взаимодействие тел».
7)
Учебник: «Физика – 7 класс» Л.Э.Генденштейн,
А.Б.Кайдалов. Мнемозина 2013г,
8)
Цель урока: Изучить понятие
массы тела как физической величины, единицы измерения массы в системе СИ.
9)
Задачи:
Обучающие:
-
создание условий для усвоения учащимися понятия масса тела, включение их в
процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и
общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения
знаний на практике.
Развивающие:
-
продолжить формировать понятия « движение и взаимодействие тел»
-
развивать умения работы с текстом и его анализирование.
-развивать
умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять явления и процессы
из повседневной жизни с точки зрения физики.
-
развивать
у учащихся логическое мышление, память, воображение, способствовать овладению
исследовательскими навыками через деятельность на уроке.
-
развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,
самостоятельности в выдвижении гипотезы и формулировке выводов,
Воспитательные:
·
воспитание коммуникативной культуры.
·
аккуратности в записях, точность в
изложении физического материала, в формулировках терминов.
·
осознания детьми культурных ценностей
науки и умение ценить их и использовать в жизни, умение работать в группе.
Формировать
УУД:
Личностные:
-
способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к
обучению и познанию;
-
научиться оценивать адекватно понимание изучаемого материала, овладеть
основными навыками нахождения изучаемого явления в обыденной жизни.
Познавательные:
-
научиться определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Регулятивные:
-
научиться организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
-
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование; выполнять различные учебные действия.
Коммуникативные:
-
научиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в парах;
-
осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Метапредметные:
-
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
одноклассниками.
Предметные:
-
понимать смысл изучаемого материала;
-
уметь описывать и объяснять физические явления на основе эксперимента;
-
делать выводы на основе эксперимента;
-
использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
Тип урока: урок исследование.
Формы работы учащихся: индивидуальная,
фронтальная, в парах.
Необходимое техническое оборудование:
Современное:
ПК, мультимедийный проектор, экран, диск видеоуроки (инфоурок 2014г),
Учебные видеоролики по физике ::
Класс!ная физика.
http://class-fizika.narod.ru/vid.htm-видеоролики.
аудио
колонки, доступ к сети Internet, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint.
Оборудование
урока: легкоподвижная тележка ( две), деревянный
брусок, легко сжимаемая линейка на каждую парту учащимся:
Структура и ход урока:
Этап урока
|
Цель
|
Время
|
Методы и приемы
|
Организационный момент
|
Положительный настрой на изучение темы
|
1 мин.
|
Приветствие учащихся. Пожелание отличного настроения.
|
Мотивация и целепологание
|
Сформулировать цели и задачи урока
|
2 мин
|
Загадка, знакомые ситуации
|
Актуализация знаний
|
Проверить исходный уровень знаний по пройденной теме
|
4 мин
|
Фронтальная беседа. Тест,
разбор и анализ тестовых заданий.
Работа по группам.
|
Физминутка.
|
|
1мин
|
|
Изучение нового материала
|
Ввести понятие масса тела, особенности.
|
18 мин
|
Объяснение. Демонстрация
эксперимента, слайдов. Самостоятельная работа с учебником. Аналогия,
сравнение, моделирование. Видеоролик, анимации.
|
Закрепление изученного материала
|
Научиться решать задачи по изученной теме.
|
5 мин
|
Абстрагирование, моделирование. Запись на доске и в тетради
|
Первичная проверка усвоения материала
|
Проверить знания учащихся по теме
|
5 мин
|
Решение простейших качественных задач.. Взаимоконтроль
|
Рефлексия
|
Сообщения дополнительного материала.
Анализ изученного на уроке
|
3 мин
|
Синквейн.
|
Домашняя работа
|
|
1 мин
|
Консультации по выполнению дом.зад.
Творческ .задание по желанию.
|
Конспект урока:
«Мы как карлики на плечах гигантов, и потому можем видеть больше и
дальше, чем они».
Исаак
Ньютон.
“Физику
знает хорошо тот школьник, который самостоятельно ставит опыты”
П. Л. Капица.
ПЛАН
УРОКА:
1. Организационный этап.
Добрый день. Прежде чем мы приступим к
уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.
Явление………….мы часто наблюдаем,
Когда спокойно движемся.
Споткнувшись, замечаем,
Что продолжаем двигаться
Вперед, а не назад,
Встречая в жизни множество
Препятствий и преград.
(инерция)
2. Актуализация знаний:
Ребята, прослушайте ситуации:
(индивидуальное задание слабоуспев.уч-ся)
а). я несла тарелку с
супом и, когда ставила её на стол, суп почему-то выплеснулся на скатерть. Меня
поругали, но я ведь не виновата. А кто же виноват?
б ). Когда я сел в автобусе и автобус
тронулся , то я резко отклонился вправо. Чем это вызвано?
-Продолжаем: работаем в группах слабое
звено –с учителем отвечаем на вопросы теста( презентация)
Сильное звено работает в парах.(
консультируя друг друга)
Ребята на этом этапе проводят самооценку:
выставляют оценку справа зелен. пастой в
кружок – слабое звено.(по возможности разделены на небольшие подгруппы, с целью
как можно тщательно повторить изученный материал- в результате получают кодовые
слова: удачи; успех)
Сильные - с помощью ответов выкладывают
дорожный знак.
Итог: переходить дорогу нужно только по
пешеходному переходу.
-Видео физминутка.(Интернетресурс)
Учитель: фронтальная работа: посмотрите
сл№4
- Выбежав из-за угла, леопард столкнулся
с зайцем лоб в лоб. Кто из них отлетел дальше? Почему?
- масса разная……..
- вот это мы сейчас и исследуем, запишем
тему урока «Масса тела»
- назовите главное свойство инерции?
Уч-ся :- сохранять скорость постоянной.
Учитель: -А можно ее изменить? Как? (учащиеся объясняют на
примерах и выводах изученного на предыдущем уроке –подействовать на него другим
тел )
Давайте проведем исследования: ( учащиеся работают в
группах, наблюдают, анализируют, предполагают,)
1.Прикрепленную к
тележке пластину согнем и перевяжем нитью. Если нить
разрезать
—
пластина разогнется, но при этом тележка окажется на том же месте.
2. Повторим
этот опыт с двумя одинаковыми тележками. К согнутой пластине приставим еще
одну такую же тележку. После того, как перерезать нить и пластина
выпрямится, тележки переместятся на некоторое расстояние друг от друга. При
действии одного тела на другое их скорость изменилась.
Таким образом, тела меняют свою скорость
только при взаимодействии, то есть при действии одного тела на другое.
Продолжаем исследование:
-как вы думаете, а всегда ли
взаимодействующие тела сообщают друг другу одинаковые скорости? ( создается
проблемная ситуация)
Понаблюдайте за игрой в бильярд или
керлинг. При действии одного тела на другое, то есть при их взаимодействии,
скорость изменяется у обоих тел.
Вспомните известный мультфильм
«Приключения капитана Врунгеля». С помощью бутылок с шампанским он смог
продолжил свой путь на яхте «Беда». Во время взаимодействия пробки от
шампанского и самой бутылки оба этих тела двигались в противоположные стороны,
тем самым придавали яхте движение вперед.
Проведем еще один опыт с тележками. Теперь на одну из
тележек поставим дополнительный груз. Понаблюдаем, как изменятся скорости
тележек при таких условиях.
Многие из вас, используя свой жизненный опыт, уже
догадались, что произойдет. Что мы видим? Какой вывод делаем…..
- После того как перерезать
нить, тележки переместятся на некоторое расстояние. Конечно, тележка с
дополнительным грузом изменит свою скорость меньше, чем без груза. Сравнивая
изменение скоростей после взаимодействия, можем судить об их массах: если
скорость одной тележки в три раза больше, то ее масса, соответственно, будет
меньше в три раза.
- проводят эксперименты учащиеся
сами(учащиеся работают в смежных группах, сильные ребята помогают слабым делать
выводы и запись в тетраде)
-
от чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии?
(учащиеся
размышляют, выдвигают гипотезы, делают предположения , проверяют экспериментом
и делают выводы. Делают краткие записи в тетрадь.)
-
от массы.
Масса –
это физическая величина, которая является мерой инертности тела.
Каждое тело имеет массу –
капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д.
Масса величина скалярная.
Обозначение массы – m.
Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг.
А) тележки без груза: Если тела приобрели одинаковую
скорость, то массы тел равны.
Б)
на одну из тележек ставят груз: наблюдение-вывод.
Итоговый слайд:
в результате долгих исследований делаем выводы. Сверяемся с учебником.
(проговариваем вслух.)
-какое свойство определяет масса тела?
(находим в учебнике)
Интересный
случай(подготовила ученица по желанию)
Занимательная физика. Веселая задача от Григория
Остера сл. 14
Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу
над ним издевались какие-то два неведомых явления. Одно при каждой остановке
толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался,- дергало назад. Что это за
хулиганские явления и может ли транспортная милиция с ними справиться?
Ответ: Милиция в данном случае бессильна. Петя -
материальное тело и обладает таким свойством, как инертность. И явление инерции
движения тоже не подвластно милиции.
Продолжаем урок: Вам надо принести маме из
подвала 1кг картофеля. Как это сделать?
-
Загадка. Две сестры качались, правды
добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
-Для
чего нужны весы?
-
Определить массу тела.
-Продолжаем
исследовать. Сообщение сильного ученика «такие разные и интересные весы» .
- подведем итог : Взвешивание.
Этот способ более удобный для нас и более привычный, но существует второй
способ определения массы:
·
Вычисление по законам физики, используя
формулы (такой способ применяют при вычислении масс планет, звезд и т.д.). Этот
способ будем изучать в старших классах.
Веселая физминутка:
Решение
качественных задач.
1.
Устно: А) Космонавт взял с собой на орбитальную станцию задачник по физике.
Одинакова ли масса задачника до старта и на орбитальной станции? Б) Из овечьей
шерсти скатали валенки. Сравните массы шерсти и валенок, если отходов не было.
Что изменилось?
2. Часто задают вопрос: Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм железа?
Рефлексия:
составить синквейн.
1.
масса
2.
прилагательное ……
3.
Действие (глагол)
4.
чувство (фраза)
5.
синоним слова
Приложение:
1. Что
такое инерция?
Г. Свойство тел сохранять скорость.
У. Явление сохранения скорости
тела, при отсутствии
действия на него других тел.
В. Изменение скорости тела.
2. Что произойдет с колобком,
если машина резко тронется?
С. Упадет назад.
Д. Упадет вперед.
Е. Останется неподвижным.
3.В каком случае наблюдается
проявление инерции?
А. Камень падает на дно
ущелья.
П. Пыль выбивают из ковра.
Н. Мяч отскочил от стенки
после удара.
Эти буквы написаны на отдельных карточках,
учащиеся находят свои ответы и переворачивая карточки прикрепляют на доске
магнитом карточку, складывается картинка – знак дорожного движения.
Технологическая карта урока физики по ФГОС
Учебный предмет:
физика
Класс:
7 класс
УМК:
«Физика» Автор: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов.
Тема урока: «Масса
тела»
Тип урока:
урок исследование.
Цель урока
|
·
Содержательная: Изучить понятие массы тела как физической
величины, единицы измерения массы в системе СИ. Узнать как масса тела
связана со свойством тела инертность.
Деятельностная: Научить учащихся новым
способам деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы;
обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность
и свои знания адекватно).
|
Задачи
|
Обучающие: Овладеть умениями анализировать,
сравнивать, переносить знания в новые ситуации, предполагать, выдвигать
гипотезы, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении
заданий и поисковой деятельности.
Развивающие: Научиться строить
самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного
материала, способствовать развитию логического мышления.
Воспитательные:
Создать
условия для положительной мотивации при изучении физики, используя
разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать
чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
|
Планируемый
результат
|
Личностные УУД:
• формирование ответственного
отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой
учебно-познавательной мотивации и интереса к учению
Ø Уметь работать с учебным
материалом, выделять главное, классифицировать по значимости ,делать выводы.
Регулятивные УУД:
• осуществление регулятивных
действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
• формирование умения самостоятельно
контролировать своё время и управлять им.
·
Осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Учащиеся получат возможность
научиться:
ü
самостоятельно ставить
новые учебные цели и задачи;
ü
адекватно оценивать свои
возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
• организация и планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• умение логически выстраивать свое
высказывание и отстаивать свою точку зрения.
• умение слушать товарища,
продуктивно взаимодействовать в группах, парах.
Учащиеся получат возможность
научиться:
ü
учитывать разные мнения
и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в
организации совместного действия;
ü
участвовать в
коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
• построение логических
рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
·
уметь
работать с учебником, выделять главное,
·
устанавливать
аналогии, делать выводы.
·
Проводить
эксперименты самостоятельно.
Учащиеся получат возможность
научиться:
ü
ставить проблему,
аргументировать её актуальность;
ü
искать наиболее
эффективные средства достижения поставленной задачи.
|
Организация пространства
|
Межпредметные связи
|
Формы работы
|
Ресурсы
|
ПДД
История
Математика
спорт
|
·
Фронтальная
·
Групповая
·
Индивидуальная
|
·
УМК
«Физика» Л.Э.Генденштейн,Мнемозина 2013г
|
|
|
|
|
Технологическая карта урока по теме «
Масса тела»
№
|
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Результат
|
Универсальные
учебные действия
|
1
|
Организационный
|
Приветствие учащихся.
Эмоциональный настрой(позитив)
Один из вариантов-загадки, интересные
ситуации.
|
Отвечают
на приветствие учителя и с улыбкой садятся на места.
|
К уроку готовы.
Настроение отличное.
|
Личностные УУД:
нравственно-этического
оценивания КоммуникативныеУУД:
умение
слушать, адекватно воспринимать.
|
2
|
Актуализация знаний:
|
1. проверка подготовки д.з. с целью
готовности ученика к восприятию следующей новой информации.
-.раздается тест: дифференцированный-
Сильная группа получает на листах.
группа слабоуспевающих уч-ся смотрит
презентацию.
2. постановка цели и задачи урока:
Создает проблемную ситуацию, необходимую
для постановки учебной задачи
А) - назовите главное свойство инерции-
Б) а можно ли изменить эту скорость
В) а всегда ли взаимодействующие тела
получают одинаковые скорости……( проблема)
Учащимся прелагается задача
Выбежав из-за угла, леопард
столкнулся с зайцем лоб в лоб. Кто из них отлетел дальше?
|
Учащиеся делятся на 2 группы-сильная и
слабая.
Сильная группа работает самостоятельно.(
ответ закодированное картинка- пешеходный переход)
Слабая группа работает с учителем- тест
на слайдах презентации и сразу же самопроверка(оценку ставят себе сами
учащиеся )
Учащиеся отвечают на вопрос учителя -
сохранять скорость постоянной.
-
-подействовать другим телом- скорость
тела изменяется вследствии действия на него другого тела.
Вспоминают, что им известно по
изучаемому вопросу
Систематизируют информацию
Делают предположения, выдвигают
гипотезу.
Формулируют: что требуется узнать
|
Работу выполняют и оценивают
самостоятельно, выставляя оценку на полях.
Формулировка учащимися темы урока и
определение целей урока.
Записывают тему урока: «Масса тела»
Открывают учебник.
|
Познавательные УУД:
Анализируют,
работают самостоятельно.
Регулятивная УУД:
Взаимодействуют с учителем во время
беседы, осуществляемой во фронтальном режиме,
Контролируют время, предоставленное для
работы.
Корректируют ошибки, восполняют пробелы.
|
3
|
Первичное усвоение новых знаний
(«открытие» новых знаний)
|
Организует проведение эксперимента и
обсуждение результатов- тележки и набор грузов, слайды презентации.
|
Наблюдение
эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их
обсуждение, формулирование выводов, их коррекция ( работают в группах-
смежных, т. е группа состоит из слабых учащихся и сильного консультанта
желательно 2)
|
Проведенный опыт, записанные выводы;
вывод о взаимодействии тел и сообщения ими скоростей друг другу делают
сами учащиеся
|
Личностные УУД:
Умение
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные УУД
: Определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия
и его результата; внесение необходимых дополнений и
коррективов Познавательные УУД:
Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий Коммуникативный
УУД:
Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи
|
4
|
Первичная проверка понимания
|
Организует фронтальную проверку
понимания нового материала
|
Отвечают на вопросы ( что вы увидели при
выполнении эксперимента- в случае когда тележки одинаковы по массе?
- в случае когда на одну из тележек
поставили груз..)
|
Понимание основных понятий и материала
урока
Сравнивают сделанные выводы в процессе
эксперимента с выводами в учебнике.
|
Познавательные УУД:
Самостоятельное
создание способов решения проблем творческого характера
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли ,поддерживать мнение товарища, дополнять,
исправлять.
|
5
|
Первичное закрепление новых знаний
|
Создает проблемную ситуацию, необходимую
разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке.
Какое свойство тела объясняется массой
Просмотр видеороликов(ЦОР).
|
Выполняют задание, вспоминают,
воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при
необходимости обсуждают варианты ответов в группах)
Знакомятся с пончтием –инертность.
|
Через организацию самостоятельной
практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют
полученные результаты
|
Регулятивные УУД
: Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль
правильности сопоставления информации, корректировка своих
рассуждений Познавательные УУД:
Самостоятельное
создание способов решения проблем творческого характера
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли
|
6
|
Подведение итогов урока (рефлексия
учебных знаний)
|
Предлагает ценить свою работу по этапам
и вывести средний балл-это оценка за урок(если необходимо, то провести
разъяснение)
Организует обсуждение результатов
занятия
|
Работают с раздаточным материалом,
отвечают на вопросы: как измерить массу тела;
Выбрать из доп.мат-старинные иеры массы;
(при необходимости обсуждают варианты
ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока
|
Формулировка учащимися: достижение
каких целей урока было достигнуто в ходе урока
|
Личностные УУД:
Оценивание личностной значимости
полученной на уроке информации с практической точки
зрения Познавательные
УУД:
Умение обобщать, формулировать вывод
|
7
|
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению
|
Объявляет Д/З: стр.89-92.
Что мы узнали?-просм.
Творческое задание( по желанию) –сделать
рисунки, или написать стихотворение, или сказку по выбору..
|
Восприятие, осознание Д/З, запись
|
Запись
учащимися Д/З в дневниках
|
Личностные УУД:
Оценивание
уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся
самостоятельно Регулятивные
УУД:
Организация учащимися своей учебной деятельности
|
8
|
Рефлексия учебных действий
|
Предлагает учащимся
Составить синквйн
|
Выбирают
1. масса
2. прилагательное ……
3. Действие (глагол)
4. чувство (фраза)
5. синоним слова
|
Анализ результатов собственной
деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях
|
Личностные УУД:
Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять
существующие пробелы в полученных знаниях
Регулятивные УУД:
Организация
учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в
полученных новых знаниях; умение осуществлять
самоконтроль и самооценку
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.