Главная / Физика / Урок физики 9 класс "Магнитное поле тока"

Урок физики 9 класс "Магнитное поле тока"

Название документа магнитное поле тока.docx

Дата проведения ___________

"Магнитное поле тока"

Целью урока является формирование понятия магнитного поля электрического тока.

Задачи:

  1. Систематизировать понятие «магнитное поле» с точки зрения идей мировоззренческого характера. Обеспечить усвоение правила, связывающего направление тока и магнитных силовых линий.

  2. Развивать навыки работы с электрическими цепями.

  3. Продолжить формирование базиса понимания современной научной картины мира.

Оборудование: источник тока, низковольтная лампа, реостат, ключ, соединительные провода, компас, интерактивный вариант урока с видеофрагментом, презентация урока.

ХОД УРОКА

I часть.

Организационный. Учащиеся садятся группами по четыре человека. Оборудование для фронтального эксперимента – 1 комплект на два стола.

II часть.

Записывается тема урока, сообщается о способах деятельности.

III часть.

Проверка усвоения исходного материала предыдущего урока. Проверка происходит в следующей форме: на экране (слайд 5) или на доске даются следующие изображения:

http://festival.1september.ru/articles/549694/1.gif
рис.1

http://festival.1september.ru/articles/549694/2.gif
рис.2.

Задача учащихся – дать полную характеристику графического изображения. Ответ последующего дополняет ответ предыдущего.

Задача учителя – при необходимости помочь наводящим вопросом, для обеспечения глубины понимания изученного материла.



IV часть.

Изучение нового материала.

1) В конце прошлого урока прозвучал вопрос:

«Если основное свойство материи – движение, а магнитное поле – форма существования материи, то ДВИЖЕНИЯ является магнитное поле?»

2) Предлагаю провести фронтальный эксперимент по исследованию взаимодействия проводника с током и индикатора магнитного поля (магнитной стрелки).

К ЭКСПЕРИМЕНТУ ДАЕТСЯ УКАЗАНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ТРЕХ ЭТАПОВ (слайд 6).

1 этап:

  1. Собрать цепь состоящую из источника тока, лампы, реостата, ключа. Начертить схему.

  2. Убедившись в том, что цепь работает, исключить из неё лампу.

  3. Под самым длинным проводником расположить компас так, чтобы ось стрелки проходила параллельно проводнику.

  4. Замкнуть цепь. Что наблюдаете?

  5. Поменять полярность. Что изменилось?

  6. Сделать вывод о причинах вращения стрелки

Первый этап выполняют все, а 2 и 3 этапы выполняются примерно третьей частью класса (слайд 7)

2 этап: Предложите способ исследования магнитного поля вокруг проводника с током.

3 этап:

  • Изогните один из проводников в виде витка, перпендикулярно плоскости стола.

  • Замкните цепь.

  • Как ведёт себя стрелка компаса, расположенного с другой стороны витка?

  • Ваш вывод.

  • Что может изменить величину угла отклонения стрелки?

  • Проверьте и сделайте вывод.

Результаты 3 этапы потребуются для объяснения устройства и принципа действия электромагнита на следующем уроке.

Эксперимент проводится с элементами самостоятельной деятельности. Обсуждая результаты эксперимента (его первого этапа), учащиеся делают ВЫВОД:

Магнитное поле возникает вокруг проводника с током, т.е. вокруг движущихся зарядов (слайд 8).

Выступление учителя: «То, что проделали вы, впервые наблюдал Эрстед в 1820 г. Послушаем сообщение об Эрстеде и его знаменитом опыте».

Далее идет сообщение уч-ся об Эрстеде, при этом на экране проецируется фотография Эрстеда (слайд 9)

Рассматриваем способы исследования магнитного поля тока, выполненные продвинутой группой учащихся (слайд 10). Показ видеофрагмента «Реальный эксперимент» (гиперссылка на слайде 10, знак гиперссылки расположен на вертикальном проводнике).

ВЫВОД: Силовые линии магнитного поля прямого тока замкнуты. Поля, у которых силовые линии замкнуты, называются вихревыми (слайд 10).

Рассматриваем результаты опыта.

  • Как вела себя стрелка компаса при изменении направления тока?

  • Она отклонялась в другую сторону.

  • Значит, изменилось направление магнитного поля.

  • Графически это отражается изменением направления силовых линий.

Правило правой руки (слайд 11), дублируют нахождением в тексте §22 и записывают в тетрадь. Анализируют рисунок слайда 10 или рис. 57 учебника.

V часть.

Первичная проверка усвоения нового материала (слайд 12)

Указать направление силовых линий магнитного поля

http://festival.1september.ru/articles/549694/3.gif

указать направление тока в прямом проводе

http://festival.1september.ru/articles/549694/4.gif

VI часть.

ИТОГИ (слайд 13):

  • Вокруг любого движущегося заряда существует магнитное поле.

  • Поле прямого тока является вихревым.

  • Направление силовых линий определяется правилом правой руки.

Домашнее задание: §22, задача 105, с. 143.

Название документа магнитное поле тока.ppt

«МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА» УРОК ФИЗИКИ 9 класс Учитель: Арзуманова К. В.
ЦЕЛЬ УРОКА СФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
З А Д А Ч И Систематизировать понятие «магнитное поле» с точки зрения идей ми...
О Б О Р У Д О В А Н И Е низковольтная лампа источник тока реостат ключ соедин...
ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ Объяснить графические изображения а) S N b)
ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОИСКОВОГО МЕТОДА 1 ЭТАП Собрать цеп...
2 этап Предложите способ исследования магнитного поля вокруг проводника с то...
Вывод из результатов эксперимента Магнитное поле возникает вокруг проводника ...
ГАНС ХРИСТИАН ЭРСТЕД (1777 – 1851) Датский профессор химии, открыл существова...
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТОКА - + СИЛОВЫЕ ЛИНИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ПР...
ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ Если обхватить проводник ладонью правой руки, направив от...
Отвечаем на вопросы а) в) Указать направление силовых линий магнитного поля -...
И Т О Г И Вокруг любого движущегося заряда существует магнитное поле Поле пря...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА» УРОК ФИЗИКИ 9 класс Учитель: Арзуманова К. В.
Описание слайда:

«МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ТОКА» УРОК ФИЗИКИ 9 класс Учитель: Арзуманова К. В.

№ слайда 2 ЦЕЛЬ УРОКА СФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА
Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА СФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

№ слайда 3 З А Д А Ч И Систематизировать понятие «магнитное поле» с точки зрения идей миров
Описание слайда:

З А Д А Ч И Систематизировать понятие «магнитное поле» с точки зрения идей мировоззренческого характера. Обеспечить усвоение правила, связывающего направление тока и магнитных силовых линий Развивать навыки работы с электрическими цепями. Продолжить формирование базиса понимания современной научной картины мира.

№ слайда 4 О Б О Р У Д О В А Н И Е низковольтная лампа источник тока реостат ключ соедините
Описание слайда:

О Б О Р У Д О В А Н И Е низковольтная лампа источник тока реостат ключ соединительные провода компас интерактивный вариант урока с видеофрагментом (электронная презентация урока )

№ слайда 5 ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ Объяснить графические изображения а) S N b)
Описание слайда:

ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ Объяснить графические изображения а) S N b)

№ слайда 6 ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОИСКОВОГО МЕТОДА 1 ЭТАП Собрать цепь с
Описание слайда:

ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОИСКОВОГО МЕТОДА 1 ЭТАП Собрать цепь состоящую из источника тока, лампы, реостата, ключа. Начертить схему Убедившись в том, что цепь работает, исключить из неё лампу Под самым длинным проводником расположить компас так, чтобы ось стрелки проходила параллельно проводнику Замкнуть цепь. Что наблюдаете? Поменять полярность. Что изменилось? Сделать вывод о причинах вращения стрелки

№ слайда 7 2 этап Предложите способ исследования магнитного поля вокруг проводника с током
Описание слайда:

2 этап Предложите способ исследования магнитного поля вокруг проводника с током 3 этап Изогните один из проводников в виде витка, перпендикулярно плоскости стола Замкните цепь Как ведёт себя стрелка компаса, расположенного с другой стороны витка? Ваш вывод Что может изменить величину угла отклонения стрелки? Проверьте и сделайте вывод

№ слайда 8 Вывод из результатов эксперимента Магнитное поле возникает вокруг проводника с т
Описание слайда:

Вывод из результатов эксперимента Магнитное поле возникает вокруг проводника с током, то есть вокруг движущихся электрических зарядов

№ слайда 9 ГАНС ХРИСТИАН ЭРСТЕД (1777 – 1851) Датский профессор химии, открыл существование
Описание слайда:

ГАНС ХРИСТИАН ЭРСТЕД (1777 – 1851) Датский профессор химии, открыл существование магнитного поля вокруг проводника с током

№ слайда 10 СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТОКА - + СИЛОВЫЕ ЛИНИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ПРЯМО
Описание слайда:

СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТОКА - + СИЛОВЫЕ ЛИНИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ПРЯМОГО ТОКА ЗАМКНУТЫ ПОЛЯ, У КОТОРЫХ СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ЗАМКНУТЫ, НАЗЫВАЮТСЯ ВИХРЕВЫМИ

№ слайда 11 ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ Если обхватить проводник ладонью правой руки, направив отста
Описание слайда:

ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ Если обхватить проводник ладонью правой руки, направив отставленный большой палец вдоль тока, то остальные пальцы этой руки укажут направление силовых линий магнитного поля данного тока

№ слайда 12 Отвечаем на вопросы а) в) Указать направление силовых линий магнитного поля - -
Описание слайда:

Отвечаем на вопросы а) в) Указать направление силовых линий магнитного поля - - + - + - + а) в) с) Указать направление тока в проводниках

№ слайда 13 И Т О Г И Вокруг любого движущегося заряда существует магнитное поле Поле прямог
Описание слайда:

И Т О Г И Вокруг любого движущегося заряда существует магнитное поле Поле прямого тока является вихревым Направление силовых линий определяется правилом правой руки

Урок физики 9 класс "Магнитное поле тока"
  • Физика
Описание:

Урок построен в соответствии с материалом учебника "Физика 9" автор С. В. Громов.

Целью урока является формирование понятия магнитного поля электрического тока.

Задачи:

1.    Систематизировать понятие «магнитное поле» с точки зрения идей мировоззренческого характера. Обеспечить усвоение правила, связывающего направление тока и магнитных силовых линий.

2.    Развивать навыки работы с электрическими цепями.

3.    Продолжить формирование базиса понимания современной научной картины мира.

 

Оборудование: источник тока, низковольтная лампа, реостат, ключ, соединительные провода, компас, интерактивный вариант урока с видеофрагментом, презентация урока.

      Урок проводится с помощью экспериментов. Эти эксперименты проводят сами учащиеся в группах (4 - 5 человек), затем самостоятельно делают выводы.

     В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом левой руки, анализируют материал учебника и слайда 10 из презентации.

    В конце урока проводится рефлексия. 

   Уроки такой формы нравятся учащимся. В ходе эксперимента учащиеся сами добывают знания, и делают выводы.

Автор Арзуманова Карина Валентиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1374
Номер материала 47952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓