Урок творчества. Тема
урока. Описание природы
Цели
урока:
1) научить наблюдать измененияв окружающей среде, описывать их, используя
определенные средства языка;
2) развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение;
письменную и устную речь; умение высказываться по поводу увиденного, приводя
доказательные оценки и суждения; развивать навыки выделения причастных оборотов
на письме, построения предложений с причастными оборотами
3) воспитывать интерес к различным произведениям искусства, к творчеству
отдельных писателей и художников.
ХОД
УРОКА:
1.Организационный
момент
II.
Мотивация учебной деятельности.
– Описывать можно всё, что угодно. Что будем описывать мы,
догадайтесь, прочитав текст.
… может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое.
И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает
полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут
наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на
песчаный берег.
– Что описывается в тексте? (море)
– Правильно, море. Сегодня вы должны научиться описывать
море. В течение урока вы будете собирать материал, слова о море для того, чтобы
в сочинении показать, какое оно, море.
-
Какие картины моря храните вы в своей памяти? Живые или пейзажи, созданные
художниками?
3. Объявление темы и постановка целей урока
Репродукции
картин. И.К. Айвазовского помогут вам представить море. Каким показано море на
этих репродукциях?
4. Отбор и систематизация материала к сочинению.
1.
– А вы, ребята, знаете, как называются художники, рисующие море?
–
Давайте обратимся к словарику. Прочитайте: «Маринист-художник, изображающий
морские пейзажи».
–
Кроме И.К. Айвазовского, море рисовали А.И. Куинджи, Л.Ф.
–
Художники красками нарисовали такие замечательные морские пейзажи. А вам,
ребята, предстоит нарисовать море, показать, какое оно, с помощью слов. И
сделать это нужно грамотно.
А
вы знаете, ребята, что прилагательные не просто определяют предмет, называют
его типичные признаки, но и подчёркивают особенную черту предмета. Такие слова
называются эпитетами. Подберите эпитеты к слову море
–
Откройте словарики, прочитайте значение слова «эпитет»: «Эпитет- определение,
придающее выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из
признаков предмета или одно из впечатлений о предмете». Достичь высокого
мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим
писателям. 6. – Продолжаем подготовку к сочинению о море. Распределите
эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное,
бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное,
глубокое, чёрное.
- По
величине: ...
- По глубине:
...
- По
цвету: ...
Вы
увидели, ребята, каким море может быть по глубине, по величине, по цвету.
А
теперь послушаем, как море звучит.
Откиньтесь
на спинку стула, закройте глаза.
Звучит
шум прибоя.
– Вы
услышали море. Какое оно по характеру? Какой репродукции соответствует? Почему
вы решили, что море сердится?
– Как
называется художественное средство, при котором неодушевлённый предмет
наделяется свойствами одушевлённого? Правильно, олицетворение. У вас в
словариках есть определение этого слова. В случае необходимости вы можете к
нему обращаться.
2. Работа с
предложениями.
Переписать
предложения, согласуя причастия с определяемыми существительными. Расставить
знаки препинания, графически обозначить причастные обороты.
1.Узкая длинная
коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2.Тучи покрыли все
ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3.Маленькие игривые волны
(рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о берег. 4.В (окружавший) нас
шорохе я услышал голос с берега.
3. Практическая
работа по составлению предложений и расстановке знаков препинания при
причастных оборотах.
Учитель обращает
внимание на роль причастий в описании моря.
Выводы. При
описании моря чаще употребляются причастия, так как передают не только
признаки, но и характерное для моря движение, постоянное изменение.
4.
Творческая работа. Написание сочинения-миниатюры «Море», используя причастные
обороты.
Учащимся предлагаются
задания на выбор, которые воспроизводятся на доске:
1. Составьте
текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший,
мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни
волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.
2. Составьте
текст по данному началу (по картине «Девятый вал»): Страшны валы воды во время
шторма на море. Но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…
Карточки 2 уровня
сложности.
Задание: Составьте
текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.
1.
Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник,
изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать,
горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный,
лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.
2.
Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться.
Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой,
огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море,
рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чем мы на уроке занимались? Что было трудно? Что понравилось?
Обсуждается домашняя работа.
Оценивается деятельность учащихся на уроке.
6.Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.