Главная / Биология / Урок экологии "Что изучает экология?" 5 класс

Урок экологии "Что изучает экология?" 5 класс

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа).

Урок 1. Что изучает экология


Цель: формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников через деятельностный подход в обучении; экологизация мышления школьников.


Задачи:

-Образовательная: создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии, её задачах, познакомить учащихся с историей, разделами и методами изучения экологии; содействовать становлению процесса определения взаимосвязи экологии с другими науками; обеспечить наличие необходимых условий для формирования умений работать с изображениями, текстами, таблицами;

-Воспитательная: формировать экологические представления о экологических катастрофах, экологическое равновесии;

-Развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.


Тип урока: вводный.


Формы, методы: фронтальная беседа-рассуждение, элементы лекции с демонстрационным сопровождением, работа с заданиями интерактивного характера; учебный мозговой штурм.

Оборудование, материалы: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация урока.


ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент Слайд 1


2. Постановка проблемы (с опорой на имеющиеся ранее знания) Слайд 2

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц,


Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!


Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живем и ты, и я!

С. Крупинина.


-О каком общем доме идет речь?

Слайд 3

- Кто должен беречь общий дом и почему? (человеку нужна вода, воздух, живые организмы и природные богатства)

Сформулируйте цели урока.


3. Изучение новых знаний

-Скажите, а какая наука должна решать такие сложные задачи? Правильно. Эти и многие другие задачи решает наука экология. Давайте попробуем объяснить эти понятия: Слайд 4


ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА


Молодцы ребята!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



Слайд 5


Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – экологию называют «наукой о доме»

1

Слайд 6

Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году.


Слайд 7

Экология– это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. (Записывание определения обучающимися в тетрадях, выделение ключевого слова –«взаимоотношения»).


Слайд 8 История экологии.

Экология – как составная часть биологии начала формироваться еще в античном мире

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреч. ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания.

К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции.

К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.

Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.

Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии.

А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема.

В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах. К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.

В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед.

В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.


Слайд 9

Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.


Слайд 10Задачи экологии:

изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;

изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;

искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;

создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;

решение проблем охраны природы


Слайд 11

Разделы экологии: экология сообществ, популяций, глобальная или экология организмов


Слайд 12,13

Методы экологии: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование


Слайд 14

Взаимосвязь экологии с другими науками Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками


Слайд 15

Каково значение экологии? 2

Слайд 16-21

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Кто знает, что означают эти три буквы?

Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)


4. Закрепление


Слайд22 Викторина «Сохраним жизнь на Земле». Ответьте на вопросы:


1.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)

2.Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)

3.Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий)

4.Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)

5.Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (Огурец)

6.Как называется скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли? (Смог)

7. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Охотятся на птиц —> падает урожайность полей)

8. Что называют черным списком?   (Международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь скелеты) 

9. Что представляет собой заповедник? (Территория, полностью исключенная из хозяйственного использования) 

10. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? (Они не конкурируют за пищу.)


Молодцы ребята! В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.


5. Рефлексия

Сделайте вывод по уроку:

-сформулируйте главную мысль урока

- решена ли поставленная проблема


6. Домашнее задание 

привести по 5 примеров положительного и негативного воздействия человека на окружающую среду

Урок экологии "Что изучает экология?" 5 класс
  • Биология
Описание:

Методическая разработка урока "Что изучает экология" является конспектом вводного урока  при изучении предмета экологии в пятом классе и составлен  в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока учащиеся знакомятся с новыми экологическими терминами, с историей возникновения науки экологии и ролью Эрнста Геккеля, с задачами и разделами, методами, а также со взаимосвязью экологии с другими науками. В заключение урока для учащихся  предложена викторина "Сохраним жизнь на Земле" и рефлексия. Элементы разработки можно использовать при изучении биологии в старших классах

Автор Пономарева Екатерина Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2896
Номер материала 28202
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓