Урок, его структура, задачи урока
УРОК –
ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Эффективность
урока зависит от множества различных причин, ибо урок - явление, представляющее
собой достаточно сложную процессуальную психолого-педагогическую систему.
Общая функция
урока - целостное формирование личности на основе развивающего и воспитывающего
обучения. Для того, чтобы урок был действительно эффективным, необходимо
тщательное продумывание каждым преподавателем всех 3-х аспектов триединой
дидактической цели урока.
Каждый
преподаватель, идя на урок, должен представлять, чему конкретно он должен
научить, что он должен начать и продолжить развивать и воспитывать у своих
учеников.
В
основе эффективности урока лежит понимание преподавателей того, что цель
обучения, воспитания и развития учащихся осуществляется посредством содержания
учебного материала и методов его преподавания, на основе их единства и
согласования. Кроме того, необходимо, чтобы содержанию учебного материала и
методам обучения соответствовали и формы организации познавательной
деятельности учащихся.
Наиболее
выдержанной в научном плане является классификация по ведущей педагогической
цели урока:
- урок
изучения и первичного закрепления новых знаний;
- урок
закрепления знаний
- урок
комплексного применения знаний, умений и навыков;
- урок
обобщения и систематизации знаний;
- урок
проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Все
указанные типы уроков, кроме уроков последнего типа, являются комбинированными.
Повышение
эффективности урока, прежде всего, связано с такой организацией обучения, при
которой каждый учащийся включается в деятельность на всех этапах учебного
познания. Каждый учащийся при изучении нового материала должен пройти полный
цикл познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание,
применение.
СТРУКТУРНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I
ЭТАП. Организация начала занятия
Подготовка
учащихся к работе на занятии: приветствие; проверка готовности учащихся к
занятию, быстрое включение их в деловой ритм.
Требовательность,
собранность, доброжелательность преподавателя. Четкость, отсутствие
многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога. Кратковременность
организационного момента. Полная готовность оборудования к занятию.
II
ЭТАП. Проверка выполнения домашнего задания
Установление
правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми или большинством
учащихся, устранение обнаруженных пробелов.
Выявление
уровня знаний учащихся по заданному на дом заданию. Определение типичных
недостатков в знаниях и причины их появления; ликвидация недостатков.
Оперативность
преподавателя, использование системы приемов, позволяющих проверить выполнение
заданий учащимися.
Проверка
преподавателем за короткий промежуток времени знаний. Развивающий характер
проверки
Оптимальность
сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности
выполнения задания и коррекции пробелов.
Ш
ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия
Подготовка
учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет
доминировать на основном этапе занятия. Актуализация опорных знаний и умений,
формирование познавательных мотивов. Раскрытие целей занятия, организация
действий учащихся по его принятию. Обеспечение активности каждого учащегося
IV
ЭТАП. Усвоение новых знаний
Сформировать
у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах,
их сущности, связи; выделить главное, провести обобщения вместе с учащимися; на
основе знаний вырабатывать умения
Сообщение
преподавателем нового материала (или самостоятельная работа). Восприятие
учащимися нового материала, осмысление, обобщение, осознание, систематизация,
конкретизация его.
Опора
на жизненный опыт учащихся, индивидуальный подход; организация учащихся на
оперирование усвояемым содержанием.
При
использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием
успеха будет включение учащихся в активную деятельность, качество ответов на
следующем этапе. Максимальное использование самостоятельности в добывании
знаний.
V
ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
Установить
осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, усвоение связей и
отношений между фактами, явлениями, процессами, установить выявленные пробелы и
на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.
Проверка
преподавателем того, поняли ли учащиеся, что является основным содержанием
занятия, которое нужно освоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых
знаний.
Использование
преподавателем вопросов, требующих мыслительной и практической активности
учащихся, определение пробелов в ходе проверки и успехов учащихся.
При
опросе выявить понимание основного содержания усвояемых знаний сильными и
слабыми учащимися. Класс привлечь к дополнению и оценке ответов товарищей.
Устранить выявленные пробелы или нацелить учащихся на их устранение на
последующих этапах занятия.
Установление
правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и их
коррекция.
Активные
действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование
самостоятельности в добывании знаний.
VI
ЭТАП. Закрепление знаний
Организация
деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных
процессов, решению задач. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий
на уровне применения в знакомой и новой ситуации.
Организация
деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков,
конкретизация знаний.
Постановка
дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности знаний.
Использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.
Всесторонность
проверки знаний, умений и навыков, рецензирование ответов преподавателем и
суворовцами с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность
предложений по ликвидации пробелов.
VII
ЭТАП. Обобщение и систематизация знан
Усвоение
системы понятий по курсу, межкурсовых понятий. Организация деятельности
учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри
учебного предмета и межкурсовые. Формирование целостной системы ведущих знаний
по теме курса, выделение мировоззренческих идей.
Вопросы
к учащимся, направление их на обобщающую деятельность по включению части в
целое.
Знание
учащимися не только отдельных фактов, правил, законов и теорий,
сформированность у них целой картины мира.
Активная
и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация
и систематизация, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.
VIII
ЭТАП. Контроль и самопроверка знаний
Глубокая
всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся, выявление недостатков
и причин их появления. Стимулирование учащихся на самообразование.
Проверка
полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков.
Рекомендации по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью
товарищей.
Постановка
дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности и прочности
знаний. Использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.
Всесторонность
проверки знаний, умений и навыков, рецензирование ответов преподавателем и
учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность
предложений по ликвидации пробелов или по дальнейшему интересу к предмету
Выявление
качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их
коррекции.
Получение
достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов
обучения.
IX
ЭТАП. Подведение итогов занятия
Анализ
успешности овладения знаниями и способами деятельности, типичные недостатки в
знаниях, умениях и навыках.
Общая
характеристика работы класса, успешность овладения материалом, вскрытые
недостатки, пути их преодоления.
Умение
преподавателем быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков,
умение учесть учебные возможности учащихся.
Краткость
и емкость анализа с учетом типичности, определение мер для последующей работы с
теми, кто затрудняется.
Анализ
и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы.
Адекватность
самооценки учащихся и оценки преподавателя реальным результатам обучения
X
ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На
основе выявленных результатов усвоения нового материала дать задание, которое
было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему
обучению.
Сообщить
задание, проинструктировать учащихся о его выполнении.
Методические
советы преподавателя по выполнению домашнего задания.
Обеспечение
понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Реализация
необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания
всеми суворовцами.
ПРИМЕЧАНИЕ:
вопросы в плане варьируются в зависимости от темы, структуры урока, учебного
материала, избранных методов и форм работы.
ПОДГОТОВКА
УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Примерный
перечень учебно-воспитательных задач урока
1.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):
•
обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных
понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные
наименования);
•
сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения
по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);
•
сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки
и умения (например, навыки планирования ответа,
навыки
самоконтроля и др.);
•
формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом
материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически
излагать
свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные
контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);
•
восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных
навыках и умениях учащихся данного класса;
•
обеспечить контроль знаний и умений по тем;
•
подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
•
сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его
выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима
труда;
•
сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и
активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и
процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и
явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений. Работа с
учебником и книгой: разучивание материала по учебнику, его продумывание,
выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки,
цитаты, аннотации). Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в
словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или
требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение
различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование
рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;
•
сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных
работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний,
расчеты, умение производить выбор необходимых приборов для измерений,
изготовление различных наглядных пособий и прочее;
•
обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет
следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; показ преподавателем
наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с
очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под
непосредственным контролем преподавателя; частично самостоятельное выполнение
учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением
усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени
овладения суворовцами навыков труда.
2.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
•
развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;
•
развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и
способности, используя данные о применении изучаемых явлений
в
окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные
дискуссии и прочее;
•
развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках
эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а
иногда
и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации,
воздействующие на чувства обучаемых;
•
развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать
трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания,
дискуссии, наблюдения в природе, окружающей
действительности,
самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач,
устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;
• при
работе с отстающими учащимися обратить особое внимание на устранение
недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций;
• при
работе с наиболее подготовленными учащимися обратить особое внимание на
поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности;
•
формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать
свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы,
обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве.
Осуществлять связь с другими предметами;
•
формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить
полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации,
формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть
взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения
конкретных явлений;
•
формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли;
•
вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать выводы, обобщения,
видеть проявления изученных законов и явлений в жизни, быту, производстве
•
развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность,
например, при выполнении лабораторных, практических, самостоятельных и
контрольных работ, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению
поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию
для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий:
умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и
произвести вычисления;
• при
изучении различных разделов предлагать учащимся делать доклады, рефераты,
изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к
умению самостоятельно приобретать знания из различных источников;
•
освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у
учащихся из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи);
•
развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и
техники;
•
формировать альтернативность мышления (умение решать задачу несколькими
способами и обосновывать рациональный вариант их решения);
•
формировать умение выделять главное от второстепенного;
•
формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать
свои мысли;
•
развивать самостоятельность;
•
формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение
главного, темп чтения, самоконтроль и прочее);
•
развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи
деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные
условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и
прочее;
• развивать
учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с
книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации,
осуществлять наблюдение;
•
развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность,
внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически
осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные
познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять
самоконтроль в учебно-познавательной деятельности
•
способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: умение выбирать
главное в изучаемом материале, сравнивать, сопостовлять, обобщать;
•
развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать
полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать,
делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно
излагать материал;
•
развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с текста, умение
использовать произведения художественной литературы, умение анализировать
материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового
материала;
•
умение давать оценку событиям, историческим деятелям;
•
умение анализировать ответ товарища, дать оценку;
•
умение слушать, выделять главное и второстепенное.
3.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
•содействовать
в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от
содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей
между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его
закономерностей;
•обеспечить
нравственное воспитание учащихся (ознакомить суворовцев с необходимой
литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как
патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей)
•
содействовать трудовому воспитанию учащихся;
•
влиять на профессиональное самоопределение
•
содействовать эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями
литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее);
•
содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке)
•
обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся
(недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.);
•
содействовать военно-патриотическому воспитанию;
•
воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при
выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;
добиваться
систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не
допускающих перегрузки;
•
воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его
значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий
труда;
• с
целью физического совершенствования и сохранения здоровья учащихся необходимо
менять виды деятельности суворовцев на протяжении
урока,
следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места,
осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения чистоты;
•
большое влияние на формирование у учащихся нравственных принципов оказывает
личность самого преподавателя, его слова, образ мыслей и поведение, отношение к
делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение создать на
уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому
учащемуся;
•
воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и
самостоятельности, настойчивости;
•
воспитание интереса к предмету, к учению;
•
воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать
доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с
требовательностью, его педагогический такт
•
формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;
•
воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое
отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;
•
воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической жизни;
обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание ответственности за честь и
человеческое достоинство;
•
воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания
честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;
воспитывать
аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.