Главная / Классному руководителю / Урок доброты. "Мудрость" (3 класс)

Урок доброты. "Мудрость" (3 класс)

УРОК ДОБРОТЫ. «МУДРОСТЬ»

Игра «Мудрый совет»
По очереди дети рассказывают, какие люди, звери, птицы и растения кажутся им самыми мудрыми, и объясняют свое мнение. Затем попросите детей представить, что на земле должен состояться совет из самых мудрых обитателей планеты. Четверо детей, чьи ответы самые интересные, выбираются в мудрый совет.
Один ребенок в этом совете — мудрый человек, другой — мудрый зверь, третий — мудрая птица, четвертый — мудрое растение. Остальные дети получают карточки с рисунками разных обитателей земли. Каждый по очереди обращается к мудрому совету за помощью. Четыре мудреца должны придумать четыре мудрых совета для каждого обитателя земли, обратившегося к ним за помощью: один совет — от человека, другой — от животного, третий — от птицы и четвертый — от растения.
Например, человек боится заблудиться в лесу.
Советы мудрецов:
- взять с собой компас (человек);
- взять с собой собаку (зверь);
- предложить птице зерен, и она покажет дорогу к дому (птица);
- найти живой компас. Ветки на дереве гуще растут с южной стороны, а мох на стволе — с северной (растение).
Предупредите детей, что советы мудрецов могут быть сказочными.

Беседа
Вопросы и задания для беседы:

- расспросите своих родителей о каком либо событии, научившем их мудрости.
- Что помогает человеку быть мудрым? (Общение, природа, книги, искусство и т.д.) .
- Кто в вашей семье самый мудрый, и почему?

Чтение детям сказки
Мальчик и злая медведица. Болгарская сказка

За девятью горами на десятой жила злая и жадная медведица. Она нападала на всякого, кто встречался ей на пути. Не давала она никому житья в горах, спускалась и на поля, подбиралась даже к селам: то вола схватит, то коня и уж не отпустит их подобру-поздорову.
Стали люди бояться в поле на работу выходить. И скотину на пастбище выгонять — такой свирепой и сильной была медведица. Решили ее поймать. Чего только не придумывали, чтобы изловить медведицу: и с вилами на нее выходили, и собак на нее напускали — уходила она цела и невредима.
Вот однажды в село под горой пришел мальчик-пастушок. Увидел он, что все крестьяне невеселы и спрашивает:
- Что с вами, люди добрые? Рассказали мальчику про злую медведицу, а он и говорит:
- Я ее поймаю.
- Ой, не хвались! — сказали ему. — У нас есть молодцы сильнее и храбрее тебя, да и то не сумели медведицу изловить! Куда же тебе!
Медведица жила в заброшенной пастушьей избушке вместе со своим маленьким медвежонком . Пришел мальчик к избушке, осмотрел ее со всех сторон. Прислушался, в окно заглянул, и постучал в дверь. Вылез маленький медвежонок, увидел мальчика и спрашивает:
- Слушай, мальчик, что ты здесь ищещь? Не страшно тебе, что моя мамка тебя съест?
- Мне страшно, очень страшно, - отвечает мальчик,-но что же делать? Голод заставит и страх забыть . Я сирота , хожу по деревням, нанимаюсь в пастухи и так кормлюсь. А теперь люди испугались твоей матери и в поле скотину не выгоняют, так и мне работы нет. Очень прошу тебя, дай мне чего-нибудь поесть, а я тебе за это сказку расскажу.
Медвежонок был добрый, сжалился он над мальчиком и накормил его. А мальчик, когда наелся начал рассказывать медвежонку сказки одна другой лучше. В середине самой интересной сказки мальчик вдруг замолчал.
- Рассказывай, рассказывай! — просит его медвежонок.
- Нет, мне пора уходить, — говорит мальчик, — а то твоя мамка застанет меня здесь и съест.
Но медвежонку так полюбились чудесные сказки, что он не хотел расставаться с мальчиком. И стал просить его рассказать до конца хотя бы последнюю сказку.
- Хорошо, — сказал мальчик. — Сейчас я спрячусь на чердаке, а когда вернется твоя мать, упроси ее меня не трогать. Если она согласится, я слезу и буду продолжать сказку.
С этими словами мальчик забрался на чердак и притаился там. Тут медведица вернулась. Медвежонок начал просить ее:
- Мама, сегодня приходил мальчик-пастушонок и такие хорошие сказки мне рассказывал, что не хотелось его отпускать. Но он меня не послушал, потому что боялся, что ты его съешь. Очень прошу тебя, если еще раз мальчик придет, не трогай его , оставь его жить у нас — не сидеть же мне целыми одному! Мы и поиграем, и сказки он мне расскажет.
- Ладно, не трону его, — согласилась медведица. - Если знает хорошие сказки — и я их послушаю.
Как только услыхал это мальчик, спустился с чердака и продолжал рассказывать свою прекрасную сказку. А когда кончил ее, другую рассказал, а затем и третью... Всю ночь рассказывал он медведице медвежонку сказки, одна другой лучше. Медведица его слушала и не трогала.
Живет мальчик у медведицы и медвежонка день другой, сказки им рассказывает, а про себя думает, как бы ему медведицу поймать. Наконец придумал. Проделал в крыше дыру. Когда шел дождь, вода с крыши через дырявый потолок ручьями текла в избушку, так что сухого места там не оставалось.
Медведица сердилась, ворчала на дождь, но ничего не могла поделать. А мальчик сказал ей:
- Не огорчайся, бабка-медведица, я тебе построю новую избушку.
Пошел он в село взял топор и гвозди и сделал новую избушку — не избушку, а знатный сундук на колесах. Когда снова полил сильный дождь, мальчик сказал медведице с медвежонком:
- Перебирайтесь в новую избушку! Там сухо и крыша не протекает.
Только она влезла туда, мальчик захлопнул дверцу, запер ее и покатил сундук в село. Поняла тогда медведица, что попала в ловушку, и заревела так, что эхо в лесу покатилось. А мальчик знай себе катит сундук на колесах, посвистывает да песни поет. Взмолилась тогда медведица:
- Не губи нас, мальчик! Не буду я больше на всех нападать - ни лошадь, ни корову не трону, даже маленького зайца в лесу не обижу. Отпусти нас!
А маленький медвежонок услышал, что мать его говорит, и удивился: чего это она испугалас?
- На мальчик к себе везет, _ говорит он медведице. - Мы теперь у него жить будем. Он нам сказки станет рассказывать.
Но медведица не унимается; ревет и ревет. Услыхали люди рев медведицы, схватили кто вилы , кто топор. Сбежались все - и что же видят: медведица в сундуке заперта! Хотели медведицу убить Тут мальчик и говорит:
Я свое слово сдержал - привез живую медведицу! А вы мою просьбу за это выполните: отпустите ее с медвежонком подобру-поздорову. Не будет она никого трогать и обижать. Вы уж послушайтесь меня, отпустите ее!
Подумали, посоветовались крестьяне и согласились. Отпустили медведицу и медвежонка на все четыре стороны.
Но медведи не убежали в лес, а за мальчиком пошли. Медвежонок стал просить мальчика опять новую сказку рассказать.
Увидели это люди и говорят:
— А пастушонок-то прав был: чтобы медведицу поймать, не только сила и нужна, а еще кое-что...
А что? — догадайтесь сами.

Вопросы и задания к сказке:
- Если бы вы были на месте мальчика, какую сказку или историю вы рассказали бы медвежонку? Придумайте и расскажите эту сказку.
- Как вы думаете, в чем проявилась мудрость мальчика?
- Расскажите о том, как медведица с медвежонком жили у мальчика.
- Какие события учат людей мудрости, и почему? (Рождение ребенка, создание семьи, болезнь близких, смерть и т.д.)
- Каким должен быть мудрый человек? Что должен уметь делать, как разговаривать, как выглядеть?
- Если бы вы познакомились с самым мудрым человеком на земле, о чем бы вы его спросили?

Творческое задание «Поможем людям»
Разделите детей на пары. Один человек в паре мальчик, другой — медвежонок. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог о том, как мальчик медвежонок встретились и подружились.
Затем каждая пара должна придумать мудрые советы для жителей деревни в следующих ситуациях:
- В деревне началась эпидемия гриппа;
- Из-за неурожая в деревне начался голод;
- В деревне сгорело несколько домов и т.д.
Например: когда в деревне началась эпидемия гриппа, мальчик посоветовал людям есть побольше чеснока и лука, а медвежонок — пить отвар шиповника и настои из еловых и сосновых иголок.

Рисунок «Частица мудрости»
Прочитайте детям пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».
Попросите детей вспомнить и рассказать обо всем, чему они научились за последний год. Затем каждый рисует дерево мудрости своей жизни, на котором должно быть столько листочков, сколько частичек мудрости появилось у детей за год.

Задание на дом
Вспомните какие-либо мудрые советы своих бабушек или дедушек. Нарисуйте для них волшебные цветы мудрости и подарите им свои рисунки.



Урок доброты. "Мудрость" (3 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час для учащихся 3 класа. материал можно использовать и в других классах начальной школы. Классный час начинается с игры "мудрыйй совет". По очереди дети рассказывают, какие люди, звери, птицы и растения кажутся им самыми мудрыми и обясняют своё мнение. Затем проводится работа по  сказке "Мальчик и злая медведица".

    На занятии учащиеся выполняют задания в группах, рисуют дерево мудрости своей жизни, на котором должно быть столько листочков, сколько частичек мудрости появилось у детей за год.




Автор Столярова Татьяна Михайловна
Дата добавления 15.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 754
Номер материала 54143
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓