Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыУрок для 7 или 10 классов Северная война

урок для 7 или 10 классов Северная война

Скачать материал
Скачать материал "Урок для 7 или 10 классов Северная война"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Северная война

    1 слайд

    Северная война

  • Древняя Русь

    2 слайд

    Древняя Русь

  • XVI-XVII вв.

    3 слайд

    XVI-XVII вв.

  • Расставьте в правильном порядке даты и события:1700
1702
1703
1716
1708
1709...

    4 слайд

    Расставьте в правильном порядке даты и события:
    1700
    1702
    1703
    1716
    1708
    1709
    1711
    1713
    1714
    1720
    1721
    Ништадтский мир,
    начало Северной войны,
    взятие крепостей Гельсингфорс, Борго и Або в Финляндии и Штеттин в Польше,
    битва под Нарвой,
    Полтавская битва,
    основание Санкт-Петербурга,
    принятие «Устава воинского»,
    бой у острова Гренгам,
    сражение у деревни Лесная,
    сражение у мыса Гангут,
    Прутский поход,
    штурм Нотебурга.

  • Ответы:1700 г. — начало Северной войны. Битва под Нарвой.
1702— штурм Нотебур...

    5 слайд

    Ответы:
    1700 г. — начало Северной войны. Битва под Нарвой.
    1702— штурм Нотебурга.
    1703— основание Санкт-Петербурга.
    1708— сражение у деревни Лесная.
    1709г. — Полтавская битва.
    1711 г. — Прутский поход.
    1713г. — взятие крепостей Гельсингфорс, Борго и Або в Финляндии и Штеттин в Польше.
    1714г. — сражение у мыса Гангут.
    1716г. — принятие «Устава воинского».
    1720 г. — бой у острова Гренгам.
    1721г.— Ништадтский мир.

  • Представлены отрывки текстов, посвященных сражениям Северной войны. Нужно опр...

    6 слайд

    Представлены отрывки текстов, посвященных сражениям Северной войны. Нужно определить, о каком событии идет речь.

  • А)«...Видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного ат...

    7 слайд

    А)«...Видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атаковать, которая атака началась в третьем часу по полудни и продолжалась даже до пятого часа. И хотя неприятель несравненную артиллерию имел пред нашими, однакож по зело жестоком соупротивлении перво галеры одна по одной, а по том и фрегат флаги опустили».

  • Б)«И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно, но н...

    8 слайд

    Б)«И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно, но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили? Ибо только один старый полк Лефортовский был (который перед темназывали Шепелева), два полка гвардии только были на двух атаках, у Азова, а полевых боев, а наипаче с регулярными войсками, никогда не видали...»

  • В)«И тако о 9-м часу пред полуднем генеральная баталия началась, в которой би...

    9 слайд

    В)«И тако о 9-м часу пред полуднем генеральная баталия началась, в которой бились, однакож далее дву часов не продолжалась, ибо непобедимые господа шведы скоро хребет показали, и от наших войск... вся неприятельская армия... как кавалерия, так и инфантерия весьма опровергнута...»

  • Г)«И только три полка пехотные спешились и один драгунский, тогда нечаемо неп...

    10 слайд

    Г)«И только три полка пехотные спешились и один драгунский, тогда нечаемо неприятель из лесу со всею пехотою на два наших полка ингерманландской и невской всем фрунтом напал, которые от такого сильного нападения хотя с утратою, однакож неприятелю места неуступили, но множественно бились. Потом Преображенский и Семеновский полки, да батальон астраханской... и прежде Семеновской, во фрунт, а Преображенской по флангу на неприятеля нападение учинили, и дав несколько залфов, тотчас неприятеля с места били, и сквозь лес гнали...».

  • Ответы:
         а) сражение у мыса Гангут, 
         б) битва при Нарве,...

    11 слайд

    Ответы:
    а) сражение у мыса Гангут,
    б) битва при Нарве,
    в) Полтавская битва,
    г) сражение у деревни Лесная.

  • Представлены биографические данные видных военачальников и флотоводцев времен...

    12 слайд

    Представлены биографические данные видных военачальников и флотоводцев времен Петра I Нужно узнать, где говорится о А. Д. Меньшикове.

  • А)«Представитель старинной боярской фамилии, родственной Романовым. Служил пр...

    13 слайд

    А)«Представитель старинной боярской фамилии, родственной Романовым. Служил при дворе с 1682 г. Участвовал в переговорах с Польшей о «Вечном мире», в обороне южной границы и в Крымских походах, выполнял важные дипломатические поручения Петра I. Во время Прутского похода и некоторых сражений Северной войны возглавлял основные силы русской армии. В битве под Полтавой руководил всей русской пехотой».

  • б)«Сын конюха, начинал службу у Петра I денщиком. Участвовал в Азовских похо...

    14 слайд

    б)«Сын конюха, начинал службу у Петра I денщиком. Участвовал в Азовских походах и в Великом посольстве; во время Северной войны стал выдающимся кавалерийским военачальником. В битве под Полтавой, командуя левым крылом русской армии, разбил противостоявший ему шведский корпус и таким образом внес решающий вклад в победоносный исход сражения. Отличился и в ряде других сражений Северной войны; строил Петербург и Кронштадт, был губернатором отвоеванной у шведов Ингерманландии».

  • В)«С юных лет являлся сподвижником Петра I, был поручиком «потешной»роты. Уча...

    15 слайд

    В)«С юных лет являлся сподвижником Петра I, был поручиком «потешной»роты. Участвовал в Азовских походах, в Северной войне. За одну из неудач был отстранен от командования. Но в битве под Полтавой руководил центром русской армии, а в дальнейшем участвовал в осаде Риги и в других военных действиях».

  • Представлены изображения русских воинов XII - XVI в., солдат и офицеров време...

    16 слайд

    Представлены изображения русских воинов XII - XVI в., солдат и офицеров времен Петра I, второй половины XVIII в., начала XIX в. Нужно узнать, как выглядели русские воины времен Северной войны.

  • 123

    17 слайд

    1
    2
    3

  • Какие вам известны произведения художников, композиторов, поэтов и писателей,...

    18 слайд

    Какие вам известны произведения художников, композиторов, поэтов и писателей, относящиеся к событиям Северной войны?

  • 1)Россия получила статус империи...
а)в 1709 г., после Полтавской битвы;
б)в...

    19 слайд

    1)Россия получила статус империи...


    а)в 1709 г., после Полтавской битвы;
    б)в 1720 г., после сражения у острова Гренгам;
    в)в 1721 г., после заключения Ништадтского мира.

  • 2)Крепость в устье Невы, взятая русскими в 1702 г., получила новое название.....

    20 слайд

    2)Крепость в устье Невы, взятая русскими в 1702 г., получила новое название...
    а)Орешек;
    б)Нотебург;
    в)Шлиссельбург.

  • 3)Один из старейших гвардейских полков, бомбардиром которого во время Азовско...

    21 слайд

    3)Один из старейших гвардейских полков, бомбардиром которого во время Азовского похода считался сам царь Петр:


    а)Преображенский;
    б)Семеновский;
    в)Измайловский.

  • Ответы: 
               1 - в) после заключения  Ништадтского мира....

    22 слайд


    Ответы:
    1 - в) после заключения Ништадтского мира.
    2 - в) Шлиссельбург.
    3- а) Преображенский.

  • Найдите на карте страны...
а) с которыми Россия в начале XVIII в. вела войны...

    23 слайд

    Найдите на карте страны...
    а) с которыми Россия в начале XVIII в. вела войны
    б) с которыми Россия находилась в союзническ отношениях;


  • В чем вы видите причины Северной войны?
Почему Карлу XII удалось быстро разгр...

    24 слайд

    В чем вы видите причины Северной войны?
    Почему Карлу XII удалось быстро разгромить силы Дании. саксонии и России в начале войны?
    Чем можно объяснить серию военных успехов России в Северной войне?
    Вспомните, как были организованы вооруженные силы Российского государства до военной реформы Петра I. В чем заключаются преимущества регулярной армии?
    «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боролись ручным боем, копиями и бердышами, и то тупыми, и на боях меняли своих голов на неприятельскую голову по 3 и 4, и гораздо больше...». Как вы думаете, о каких временах здесь идет речь — до петровской военной реформы или после?



  • 25 слайд

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Северная война

    Предварительная подготовка к уроку Повторить темы, освещающие предысторию и эта­пы Северной войны.

       Цели:

 

1)повторить важнейшие факты, относящиеся к преобразованиям в армии и во флоте в начале XVIII в;

2)развивать аналитические способности учеников;

3)прививать школьникам интерес к истории.

 

Оборудование: карта «Россия в XVIII в.»,  карточки с текстами исторических документов и с вопросами, интерактивная доска.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

         Ход урока.

    Вступительное слово учителя: Наше сегодняшнее занятие посвящено событиям XVIII в. — знаменитой Северной войне, в результате которой Россия получи­ла выход к Балтийскому морю.

    Вспомним предысторию военного конфликта на се­вере Европы. Некогда, во времена Древней Руси, зна­чительная часть населенных балтскими и финскими племенами прибалтийских территорий контролирова­лась Великим Новгородом. Но в конце XVI — начале

XVII в. (в годы Ливонской войны и Смуты) Россия ут­ратила прибалтийские земли.

    Согласно условиям Столбовского мира (1617 г.) к Швеции отошли крепости Ивангород, Копорье, Ям, Орешек и Корела с прилегающей округой. Вообще, XVIII столетие отмечено значительным ростом могу­щества Швеции, отвоевавшей часть территорий также у Дании и Польши. Когда встал вопрос о возвращении утраченного, эти страны оказались естественными со­юзниками России в войне против Швеции.

 

     А теперь давайте повторим важнейшие факты, от­носящиеся к самой Северной войне.

 

    1. Расставьте в правильном порядке даты и собы­тия: 1700, 1702, 1703, 1716, 1708, 1709, 1711, 1713, 1714, 1720, 1721.

    Ништадтский мир, начало Северной войны, взятие крепостей Гельсингфорс, Борго и Або в Финляндии и Штеттин в Польше, битва под Нарвой, Полтавская бит­ва, основание Санкт-Петербурга, принятие «Устава во­инского», бой у острова Гренгам, сражение у деревни Лесная, сражение у мыса Гангут, Прутский поход, штурм Нотебурга.

    Ответ:

1700 г. — начало Северной войны. Битва под На­рвой.

1702 г. — штурм Нотебурга.

1703 г. — основание Санкт-Петербурга.

1708 г. — сражение у деревни Лесная.

1709 г. — Полтавская битва.

1711 г. — Прутский поход.

1713 г. — взятие крепостей Гельсингфорс, Борго и Або в Финляндии и Штеттин в Польше.

1714 г. — сражение у мыса Гангут.

1716г. — принятие «Устава воинского».

1720 г. — бой у острова Гренгам.

1721г.— Ништадтский мир.

 

    2.Представлены отрывки текстов, посвященных сражениям Северной войны. Нужно определить, о ка­ком событии идет речь. (См: Страницы боевого про­шлого нашей страны. Хрестоматия / Сост. В. И Буга- нов, А. И. Назарец. М., 1972). (Варианты ответов: бит­ва при Нарве, сражение у деревни Лесная, Полтавская битва, сражение у мыса Гангут.)

    а)«...Видя их упорство, господин адмирал дал сиг­нал авангардии нашей оного атаковать, которая атака началась в третьем часу по полудни и продолжалась даже до пятого часа. И хотя неприятель несравненную артиллерию имел пред нашими, однакож по зело жес­током соупротивлении перво галеры одна по одной, а по том и фрегат флаги опустили».

     б)«И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно, но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили? Ибо только один старый полк Лефортовский был (который перед темназывали Шепелева), два полка гвардии только были на двух атаках, у Азова, а полевых боев, а наипаче с регулярными войсками, никогда не видали...»

     в)«И тако о 9-м часу пред полуднем генеральная баталия началась, в которой бились, однакож далее дву часов не продолжалась, ибо непобедимые господа шве­ды скоро хребет показали, и от наших войск... вся не­приятельская армия... как кавалерия, так и инфанте­рия весьма опровергнута...»

 

   г)«И только три полка пехотные спешились и один драгунский, тогда нечаемо неприятель из лесу со всею пехотою на два наших полка ингерманландской и не­вской всем фрунтом напал, которые от такого сильно­го нападения хотя с утратою, однакож неприятелю ме­ста неуступили, но множественно бились. Потом Пре­ображенский и Семеновский полки, да батальон астра­ханской... и прежде Семеновской, во фрунт, а Преобра­женской по флангу на неприятеля нападение учини­ли, и дав несколько залфов, тотчас неприятеля с места били, и сквозь лес гнали...».

     Ответ: а) сражение у мыса Гангут, б) битва при Нарве, в) Полтавская битва, г) сражение у деревни Лесная.

    3.Представлены биографические данные видных во­еначальников и флотоводцев времен Петра I Нужно узнать, какой отрывок соответствует Меншикову

     Например:

    «Представитель старинной боярской фамилии, род­ственной Романовым. Служил при дворе с 1682 г. Уча­ствовал в переговорах с Польшей о «Вечном мире», в обороне южной границы и в Крымских походах, вы­полнял важные дипломатические поручения Петра I. Во время Прутского похода и некоторых сражений Се­верной войны возглавлял основные силы русской ар­мии. В битве под Полтавой руководил всей русской пехотой».

    «Сын конюха, начинал службу у Петра I денщиком. Участвовал в Азовских походах и в Великом посоль­стве; во время Северной войны стал выдающимся кава­лерийским военачальником. В битве под Полтавой, командуя левым крылом русской армии, разбил про­тивостоявший ему шведский корпус и таким образом внес решающий вклад в победоносный исход сраже­ния. Отличился и в ряде других сражений Северной войны; строил Петербург и Кронштадт, был губерна­тором отвоеванной у шведов Ингерманландии».

    «С юных лет являлся сподвижником Петра I, был поручиком «потешной» роты. Участвовал в Азовских походах, в Северной войне. За одну из неудач был от­странен от командования. Но в битве под Полтавой ру­ководил центром русской армии, а в дальнейшем уча­ствовал в осаде Риги и в других военных действиях».

((Борис Петрович Шереметев,Алек­сандр Данилович Меншиков,Никита Иванович Репнин).

   4.Представлены изображения русских воинов XVII в., солдат и офицеров времен Петра I, второй по­ловины XVIII в., начала XIX в. Нужно узнать, как выглядели русские воины времен Северной войны.

   5.Какие вам известны произведения художников, композиторов, поэтов и писателей, относящиеся к собы­тиям Северной войны?(Например: «Полтава» А. С. Пуш­кина, «Петр I» А. Н. Толстого, «Мазепа» П. И. Чай­ковского, «Полтавская баталия» мозаика М. В. Ломо­носова и др.)

 

   6.Тесты:

 

1)Россия получила статус империи...

а)в 1709 г., после Полтавской битвы;

б)в 1720 г., после сражения у острова Гренгам;

в)в 1721 г., после заключения Ништадтского мира.

Ответ: в) после заключения Ништадтского мира.

 

2)Крепость в устье Невы, взятая русскими в 1702 г., получила новое название...

а)Орешек;

б)Нотебург;

в)Шлиссельбург.

Ответ: в) Шлиссельбург.

 

3)Один из старейших гвардейских полков, бомбар­диром которого во время Азовского похода считался сам царь Петр:

а)Преображенский;

б)Семеновский;

в)Измайловский.

Ответ: а) Преображенский.

 

   7.Вопросы:

 

    1) Найдите на карте страны...

 

а) с которыми Россия в начале XVIII в. вела войны

б) с которыми Россия находилась в союзническ отношениях;

 

    2)В чем вы видите причины Северной войны?

 

    3)Почему Карлу XII удалось быстро разгромить силы Дании. Саксонии и России в начале войны?

 

   4)Чем можно объяснить серию военных успехов России в Северной войне?

 

   5)Вспомните, как были организованы вооружен­ные силы Российского государства до военной рефор­мы Петра I. В чем заключаются преимущества регу­лярной армии?

 

   6)«У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боролись ручным боем, копиями и бер­дышами, и то тупыми, и на боях меняли своих голов на неприятельскую голову по 3 и 4, и гораздо боль­ше...».

   Как вы думаете, о каких временах здесь идет речь — до петровской военной реформы или после?

Ответ: до реформы.

 

      8.Заключительное слово учителя:

    Итак, в резуль­тате Северной войны (конец которой положил Ништадтский мир 1721 г.) Россия превратилась в ведущую силу на Востоке Европы и получила статус империи. За эти годы была построена новая столица на отвоеван­ных у шведов невских берегах, создана военная про­мышленность, произошли преобразования в армии и на флоте. Одна из важнейших внешнеполитических задач, стоявших на протяжении веков, оказалась ре­шена. Но борьба на Севере и неудачный Прутский по­ход отодвинули в будущее решительную борьбу за вы­ход к другому морю — Черному. Эту задачу предстоя­ло решать наследникам Петра I.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1033
    • PPTX 7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мишина Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мишина Галина Михайловна
    Мишина Галина Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10888
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Метрология, стандартизация и сертификация: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель метрологии, стандартизации и сертификации

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

Философия управления

72 ч. — 180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Менеджмент ресторанного дела/бизнеса

Управляющий рестораном

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 36 регионов