Главная / Химия / Занятие "Значение кальция в жизни человека"

Занятие "Значение кальция в жизни человека"

Документы в архиве:

15.42 КБ
28.6 КБ
26 КБ
14.1 КБ
14.3 КБ
14.35 КБ
14.37 КБ
14.38 КБ
3.25 МБ
151.49 КБ
374.76 КБ
33.5 КБ
89.36 КБ 2011-10-23_vegetarisma_veidi.jpg
77.64 КБ 7394a42320a089f34ae3ab76bb6d9502.jpeg
17 КБ Thumbs.db
35.76 КБ dom55.jpg
94.49 КБ zemchug-5.jpg
4.85 МБ Yiruma - Love Hurts .mp3
8.93 МБ
636.1 КБ
533.69 КБ
426.25 КБ
2.7 МБ

Аналитик

(работает с текстом)

Аналитик

(работает с текстом)

Аналитик

(работает с текстом)

Аналитик

(работает с текстом)

Конструктор

(создает слайд и комментирует его)

Конструктор

(создает слайд и комментирует его)

Конструктор

(создает слайд и комментирует его)

Конструктор

(создает слайд и комментирует его)

Исследователь

(выполняет эксперимент и комментирует его)

Исследователь

(выполняет эксперимент и комментирует его)

Исследователь

(выполняет эксперимент и комментирует его)

Исследователь

(выполняет эксперимент и комментирует его)

PR-менеджер

(приходит к выводу о проделанной работе и оглашает его)

PR-менеджер

(приходит к выводу о проделанной работе и оглашает его)

PR-менеджер

(приходит к выводу о проделанной работе и оглашает его)

PR-менеджер

(приходит к выводу о проделанной работе и оглашает его)



Учебное занятие - конференция в 8 классе на тему "Значение кальция и его соединений в жизни человека".


Цель занятия: создать условия для изучения значения химического элемента кальция и его соединений в организме и практической деятельности человека; изменения свойств соединений кальция в зависимости от условий окружающей среды.


Задачи:

1) Образовательные: изучить роль кальция и его соединений в организме человека, установить практическое применение кальция и его соединений в различных сферах человеческой деятельности, выяснить зависимость свойств соединений кальция от условий окружающей среды.

2) Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, свободное выражение собственного мнения, толерантное отношение к мнению других людей; формировать адекватную самооценку, чувство ответственности, культуру поведения, общения, экологическую культуру.

3) Развивающие: развивать умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из состава и свойств веществ, умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли, интерес к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии, развитие критического мышления, способности к рефлексии; развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического эксперимента с соблюдением правил по ТБ.

Используемое оборудование: 1) для учителя: ноутбук, проектор, презентатор, экран, ПСХЭ Д.И. Менделеева, презентация, набор карточек с рисунками для составления групп по выбору обучающихся; таблички с названиями лабораторий (групп), магнитная доска, магниты; для "Ассоциаций": искусственный жемчуг, зубная паста "Колгейт", йогурт «Чудо», фарфоровый колокольчик;

2) для обучающихся: индивидуальный рабочий лист, визитка; для групп: ноутбук, шаблон для медиа - проекта, инструкционная карта для создания медиа – проекта, инструкционная карта лабораторного эксперимента, информационные листы, реактивы: карбонат кальция (мел, мрамор), р - р соляной кислоты; штатив для пробирок, пробирки.

Подготовительный этап

* Перед началом занятия предлагаю обучающимся выбрать карточку с рисунком (эмблема медицины, замок, жемчужное ожерелье) по личным мотивам. Обучающимся с одинаковыми карточками предлагаю сесть за общий стол в одну группу. На столах эмблемы групп и таблички с названиями "Физиологи", "Архитектуры», "Ювелиры".

Организация к занятию

Добрый день! Рада вас видеть! Давайте знакомиться: меня зовут Нина Валентиновна, а вас, надеюсь, я узнаю в процессе нашего сотрудничества. Думаю, наше общение будет плодотворным и взаимно приятным.

Проверьте наличие учебных принадлежностей, рабочий лист для каждого из вас, визитки, инструкции к работе, информационный лист.

Эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова Б. Шоу

Эпиграф к уроку: " Деятельность - единственный путь к знанию!"

Джордж Бернард Шоу


Девиз урока: «Нет ничего невозможного

для человека с интеллектом!»

(Из кинофильма Э. Рязанова "Служебный роман")


Приглашаю вас в увлекательный мир химии. Это наука, предметы которой окружают нас в повседневной жизни.

I. Стадия "Вызов".

Прием "Ассоциации" - на столе разложены: жемчужное ожерелье, зубная паста, упаковка йогурта, фарфоровый колокольчик.

- Давайте подумаем, что может быть общего у этих предметов? Какой химический элемент входит в состав этих предметов?

(ответы учеников)

* если называют кальций, то сразу же повторяем

Обратимся к ПСХЭ:

* если не угадали, что подсказываю по ПСХЭ:

1. Этот химический элемент 2 периода;

2. Атомная масса (Э)= 40 а.е.м.

3. Порядковый номер 20 – Кальций

* если называют кальций, то сразу же повторяем

  1. положение Кальция в ПС;

  2. порядковый номер;

  3. относительная атомная масса: 40 а.е.м.

Т.к. кальций окружает нас в повседневной жизни, предлагаю вам провести наше занятие в форме научной конференции по теме (формулируем тему)

"Значение кальция и его соединений в жизни человека".

На ваших столах находятся рабочие листы. Пожалуйста, подпишите их, запишите тему.

Какие же проблемы будут решаться во время работы нашей конференции?

Давайте подумаем. В рабочих листах найдите задание № 1.

«Знаете ли вы…»: внимательно прочтите вопросы.

(обучающиеся зачитывают вслух)

  1. что кальций входит в состав костей?

  2. что кальций содержится в произведениях искусства?

  3. что ювелирные украшения содержат кальций?

  4. сколько кальция в каждом человеке?

  5. что кальций необходимо принимать в пищу?

  6. почему возникает кариес?

  7. отчего «болеют» памятники, скульптуры и украшения?

  8. что происходит с таблеткой в желудке?

Оцените их по принципу: «Знаю», « Не знаю, но хочу узнать». Номера вопросов проставьте в колонки «Знаю» и «Хочу узнать» таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (за 1 минуту).

Например: сколько кальция в нашем организме? Я знаю ответ, поэтому номер № 3 вписываю в колонку "Знаю". ( 1 - 2 мин)

Какие вопросы вы отметили в колонке «Знаю»?

Какие вопросы вы отметили в колонке «Хочу узнать»?

(ответы детей)

Итак, на конференции будут решаться вопросы…(формулируем цель): (ответы детей).

Слайд «Цели»:

1. Изучить значение кальция и его соединений в организме человека.

2. Изучить значение кальция в практической деятельности.

3. Выяснить причины изменения свойств соединений кальция.


Сегодня на конференции работают 3 экспертных лаборатории (участие в которых обучающиеся выбрали перед началом занятия)( креплю магнитами названия лабораторий на магнитную доску).

1. Архитекторы.

2. Физиологи.

3. Ювелиры.

В процессе работы конференции заполнится колонка «Узнал»


II. Стадия "Осмысление (реализация смысла)":

Цели поставлены. Работа нашей конференции будет состоять из 2 этапов: технологического, результатом которого будет медиа – проект для СМИ, и экспериментального , в ходе которого мы исследуем влияние условий окружающей среды на соединения кальция: жемчуг, мрамор, зубную эмаль.

Господа эксперты, на ваших столах находятся визитки «Аналитик» - изучает текст, «Конструктор» - создает демонстрационный слайд, «Исследователь» - проводит эксперимент, делает выводы, «PR - менеджер» - представляет результат работы лаборатории, делает выводы, Прошу распределить обязанности, выбрав соответствующую визитку, и выполнять их согласно инструкций. Выберите руководителя лаборатории, который будет координировать работу группы.

На рабочих столах для вас приготовлены цветные инструкционные карты для организации работы лабораторий. Внимательно прочтите инструкции.

Для успешной работы над проблемой рекомендации:

  • Аналитикам, PR – менеджерам

  1. Изучите предложенные тексты (задание № 1);

  2. Ответьте на поставленные вопросы;

  3. Создайте демонстрационный медиа – проект по проблеме (задание № 2);

  4. Подготовьте комментарии к слайду( при помощи задания № 3).

  • Конструкторам

Откройте ноутбуки: на рабочих столах найдите папку с названием своей лаборатории. В папке подготовлены материалы (шаблоны), необходимые для создания слайда.

  • Исследователям

Прочтите инструкцию.

Помните о соблюдении правил техники безопасности при работе с кислотами! Проведите лабораторный эксперимент, запишите наблюдения, уравнения реакций, сделайте соответствующие выводы.

Для подготовки докладов экспертным лабораториям отводится 10 минут.

Приступайте к работе. Сигналом к завершению работы будет звонок уже знакомого вам фарфорового колокольчика. Удачи!

В ходе работы подхожу к группам, корректирую, консультирую обучающихся, исследователи прописывают на магнитной доске уравнения реакции.

По сигналу колокольчика завершите работу экспертных лабораторий, сохранив слайд на рабочем столе ноутбука.

Собираю информацию на свой ноутбук (программа NetControl), вывожу слайды на общий экран.

Надеюсь, уважаемые эксперты, вы готовы предоставить нам результаты своих исследований.

После выступления каждого эксперта возвращаемся к вопросам рабочего листа в таблице «ЗХУ», в колонку «Узнал» отмечаем , что узнали. (промежуточная рефлексия). .

Приглашаю PR – менеджеров представить нам результаты технологического этапа – медиа - проекты. Пожалуйста, «Ювелиры».

После «Ювелиров» рассказываю легенду о Клеопатре, подвожу к выступлению «Физиологов».

Затем обращаю внимания на роль Са в организме человека.

Пока готовятся «Архитекторы», рассказываю про Тадж – Махал.

Обучающиеся представляют свои работы: демонстрационные слайды у доски, делают комментарии к слайду, формулируют выводы.

Спасибо менеджерам. Прекрасно поработали.

Переходим к экспериментальной части конференции. Исследователи озвучивают тему, проблему, выводы. Делают выводы. (2 - 3 минуты на группу).

Демонстрирую слайд «болезнь статуи»

В это время представители других экспертных лабораторий заполняют колонку "Узнал" рабочего листа.

Спасибо, молодцы, отлично поработали!

III. Стадия "Рефлексия" (возврат к стадии вызова).

Проверим рабочим лист: (фронтальная беседа) сравните колонки "Хочу узнать" и свои заметки в колонке "Узнал". На все ли вопросы вам удалось найти ответы? Кто желает прокомментировать?

(ответы обучающихся).

Спасибо.

Итак, научная конференция завершила свою работу. Предлагаю вам проверить результат: вернемся к целям нашей работы (вновь слайд «Цели») , как вы думаете, все задачи мы выполнили?

    1. Изучить значение кальция и его соединений в организме человека.

    2. Изучить значение кальция в практической деятельности.

    3. Выяснить причины изменения свойств соединений кальция.

Выводы:

  • кальций и его соединения жизненно необходимы организму человека;

  • кальций и его соединения применяются в различных сферах практической деятельности человека;

  • свойства кальция и его соединений зависят от условий окружающей среды: кислоты приводят к разрушению соединений кальция


* Обратите внимание на доску, что необычного вы заметили?

(ответы детей)

У нас работали 3 разных лаборатории, которые изучали химические процессы в неживой (архитектурные объекты, жемчуг) и живой (организм человека) природе. Как объяснить, что все эти процессы объясняются одним химическим уравнением?

Живая и неживая природа состоят из атомов одних и тех же химических элементов, что говорит о единстве живого и неживого мира.

Слайд "Поделитесь впечатлениями": ребята, оцените свои впечатления о занятии, при выходе из класса опустите в «Сокровищницу» белую или черную «жемчужину».

Приятно было познакомиться. Спасибо за сотрудничество!

Слайд "Спасибо за сотрудничество. Удачного дня!"

До свидания!





Инструкционная карта для экспертной лаборатории "Архитекторы"


Технологический этап


Задание № 1. (Аналитику и PR - менеджеру)

Внимательно изучите текст информационных листов. Ответьте на вопросы: какое практическое значение имеют соединения кальция (мел, мрамор, известняк, известь) в строительстве, архитектуре, декоре? Могут ли произведения искусства содержать кальций?


Задание № 2. (Конструктору)

Откройте ноутбук. На рабочем столе найдите папку «Заготовка». Прочтите инструктаж на слайде. Пользуясь шаблоном, создайте медиа – проект (слайд) о практическом применении соединений кальция в архитектуре.


Задание № 3. (PR - менеджеру)

Представьте медиа – проект (слайд) вашей лаборатории, сформулируйте выводы, закончив предложения:

В ходе работы нашей лаборатории мы изучали _________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________ и пришли к выводу, что соединения кальция __________________

________________________________________________________________________________________________________________________

_____________­­­­­­­­­­­­­______________________________________________ .


Представьте отчет по схеме: Комментарии к медиа – проекту – вывод.



Инструкционная карта для экспертной лаборатории "Архитекторы"

Экспериментальный этап

Задание № 1 (Исследователю)

Проведите лабораторный эксперимент по теме "Влияние условий окружающей среды (закисления атмосферы) на мрамор".

Проблема: с развитием промышленности и транспорта в воздухе увеличилось содержание газов (SO2 , NO2), образующих "кислотные" дожди.

Цель: изучить действие кислот на мрамор (карбонат кальция).

Оборудование: р - р соляной кислоты HCl, мрамор, набор пробирок.

Ход работы:

1. Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

2. В пробирке приготовлены кусочки мрамора (карбоната кальция), прилейте 2 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? __________________________________________________________

__________________________________________________________

3. Запишите уравнение реакции (не забудьте расставить коэффициенты).__________________________________________

Сделайте выводы о влиянии кислотности окружающей среды на изделия из мрамора, закончив предложение:

Загрязнение воздуха газами (SO2 , NO2), образующими _________________________,приводит к ______________________

архитектурных объектов и памятников старины.

Представьте отчет по схеме: Тема - Проблема – Цель - Вывод

Инструкционная карта для экспертной лаборатории «Физиологи»


Технологический этап


Задание № 1. (Аналитику и PR - менеджеру)

Внимательно изучите текст информационных листов. Ответьте на вопросы: сколько кальция содержится в человеке? Какие продукты питания содержат кальций? Сколько кальция необходимо человеку в сутки?


Задание № 2. (Конструктору)

Откройте ноутбук. На рабочем столе найдите папку «Заготовка». Прочтите инструктаж на слайде. Пользуясь шаблоном, создайте медиа – проект (слайд) о наборе продуктов для рационального питания.


Задание № 3. (PR - менеджеру)

Представьте медиа – проект (слайд) вашей лаборатории, сформулируйте выводы, закончив предложения:

Лаборатория «Физиологи» изучала ________________________

___________________________________________________________________ . Мы пришли к выводу, что суточная норма кальция для человека ____________. Чтобы исключить недостаток кальция в организме, необходимо __________________________

__________________________________________________________

________________________________________________________ .


Представьте отчет по схеме: Комментарии к медиа – проекту – вывод.





Инструкционная карта для экспертной лаборатории «Физиологи»

Экспериментальный этап

Задание № 1 (Исследователю)

Проведите лабораторный эксперимент по теме «Влияние кислот на зубную эмаль".

Проблема: зубная эмаль содержит карбонат кальция. Многие продукты питания содержат кислоты (фрукты, газированные напитки). Как это влияет на зубную эмаль?

Цель: изучить действие кислоты на зубную эмаль (карбонат кальция).

Оборудование: р - р соляной кислоты HCl, карбонат кальция, набор пробирок.

Ход работы:

1. Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

2. В пробирке приготовлены кусочки карбоната кальция, прилейте 2 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? _________________________________________________________

3. Запишите уравнение реакции (не забудьте расставить коэффициенты).__________________________________________

Сделайте выводы о влиянии кислот на зубную эмаль, закончив предложение:

Кислоты, которые содержаться в ________________________ ,

разрушают ____________________________, что является причиной возникновения________________________________.

Представьте отчет по схеме: Тема - Проблема – Цель - Вывод



Инструкционная карта для экспертной лаборатории "Ювелиры"


Технологический этап


Задание № 1. (Аналитику и PR - менеджеру)

Внимательно изучите текст информационных листов. Ответьте на вопросы: как происходит образование жемчуга? Какое происхождение имеет жемчуг? Какие соединения кальция входят в состав перламутра?


Задание № 2. (Конструктору)

Откройте ноутбук. На рабочем столе найдите папку «Заготовка». Прочтите инструктаж на слайде. Пользуясь шаблоном, создайте медиа – проект (слайд) о процессе формировании жемчуга.


Задание № 3. (PR - менеджеру)

Представьте медиа – проект (слайд) вашей лаборатории, сформулируйте выводы, закончив предложения:

Лаборатория «Ювелиры» изучала _________________________

________________________________________ . Мы пришли к выводу, что кальций содержится в жемчуге, который имеет _____________________________происхождение. Перламутр состоит из_______________________ и ________________________

________________________________________________________ .


Представьте отчет по схеме: Комментарии к медиа – проекту – вывод.




Инструкционная карта для экспертной лаборатории "Ювелиры"

Экспериментальный этап

Задание № 1 (Исследователю)

Проведите лабораторный эксперимент по теме «Влияние кислотности вод Мирового океана на качество природного жемчуга".

Проблема: С развитием промышленности содержание кислот в морской воде повысилось. Как это отразилось на качестве жемчужин?

Цель: изучить действие кислоты на «жемчуг» (карбонат кальция).

Оборудование: р - р соляной кислоты HCl, мрамор, набор пробирок.

Ход работы:

1. Соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами!

2. В пробирке приготовлены кусочки «жемчуга» (карбоната кальция), прилейте 2 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? ______________________________________________

3. Запишите уравнение реакции (не забудьте расставить коэффициенты).__________________________________________

Сделайте выводы о влиянии кислотности вод Мирового океана на качество жемчужин, закончив предложение:

Кислоты, которыми загрязняются воды ____________________ ,

разрушают ____________________________, что значительно

_________________________ качество жемчуга.

Представьте отчет по схеме: Тема - Проблема – Цель - Вывод

Кальций играет важную роль в организме человека. Какие продукты нужно есть, ...
Содержание кальция в продуктах
Кальций содержится в рыбе, особенно много его в рыбе семейства лососевых. Так...
1 из 3

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Кальций играет важную роль в организме человека. Какие продукты нужно есть, что
Описание слайда:

Кальций играет важную роль в организме человека. Какие продукты нужно есть, чтобы избежать дефицита кальция? Какова суточная норма кальция для человека? Кальцием богаты молочные продукты: молоко, сметана, йогурт, кефир, ряженка, сыр, творог. В организме взрослого человека содержится примерно 1 кг кальция.

№ слайда 2 Содержание кальция в продуктах
Описание слайда:

Содержание кальция в продуктах

№ слайда 3 Кальций содержится в рыбе, особенно много его в рыбе семейства лососевых. Так же
Описание слайда:

Кальций содержится в рыбе, особенно много его в рыбе семейства лососевых. Так же он присутствует в овощах - в белокочанной капусте, в брокколи, петрушке, сельдерее и листьях салата , орехах.  Чтобы получить необходимое количество кальция, нужно употреблять в пищу следующие продукты: сыр, сардины вместе с костями (консервы), семена кунжута, миндаль, пятнистая фасоль, брынза, плавленый сыр Кальций не может усвоиться организмом без витамина D, который содержится в сливочном масле, сыре, рыбьем жире и петрушке.  Суточная потребность человека в кальции составляет 1200-1500 мг

Образование жемчужины ЖЕМЧУГ – драгоценный минерал. Жемчужина - образование ш...
Происхождение жемчуга Жемчуг образуется в раковине моллюска, причем для заро...
1 из 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Образование жемчужины ЖЕМЧУГ – драгоценный минерал. Жемчужина - образование шаро
Описание слайда:

Образование жемчужины ЖЕМЧУГ – драгоценный минерал. Жемчужина - образование шарообразной или неправильной формы, которое формируется в теле двустворчатых моллюсков - жемчужниц. Жемчуг состоит из перламутра, который слоями откладывается вокруг инородных частиц (паразит, песчинка и т. д.), попадающих между створками раковины и тканями моллюска.

№ слайда 2 Происхождение жемчуга Жемчуг образуется в раковине моллюска, причем для зарожде
Описание слайда:

Происхождение жемчуга Жемчуг образуется в раковине моллюска, причем для зарождения этого камешка, моллюску обязательно должна быть причинена боль или неудобство. В раковину внедряется чужеродное тело - песчинка, кусочек раковины или минерала, или живой паразит. Сопротивляясь вторжению, моллюск выделяет особое вещество - перламутр. Перламутр состоит из органического вещества арагонита и карбоната кальция. Слой за слоем перламутр обволакивает "оккупанта". Перламутровая защита постепенно становится все больше, и через 5 -7 лет жемчужина будет готова.

МРАМОР – горная порода, содержащая карбонат кальция,образовалась при высоких...
Известняк Это осадочная горная порода, состоящая из карбоната кальция. Извест...
1 из 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МРАМОР – горная порода, содержащая карбонат кальция,образовалась при высоких да
Описание слайда:

МРАМОР – горная порода, содержащая карбонат кальция,образовалась при высоких давлении и температуре. Окраска мрамора обычно светлая, однако присутствие даже долей процента примесей – силикатов, оксидов железа и графита – приводит к окрашиванию породы в разные цвета и оттенки.

№ слайда 2 Известняк Это осадочная горная порода, состоящая из карбоната кальция. Известняк
Описание слайда:

Известняк Это осадочная горная порода, состоящая из карбоната кальция. Известняк нередко содержит остатки известковых скелетов ископаемых организмов, т.е. имеет биогенное происхождение. В зависимости от условий формирования горной породы различают еще 2 разновидности известняка: мел и мрамор. Известняк используется в металлургии, строительстве и химической промышленности. CaSO4-сульфат

Рабочий лист учени___ 8 класса _____________________________________


Тема занятия «__________________________________________________________________ »


Задание № 1

«Знаете ли вы…»: внимательно прочтите вопросы. Оцените их по принципу: «Знаю. Не знаю, но хочу узнать.». Номера вопросов проставьте в колонки «Знаю» и «Хочу узнать» таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (за 1 минуту).


  1. что кальций входит в состав костей?

  2. что кальций содержится в произведениях искусства?

  3. что ювелирные украшения содержат кальций?

  4. сколько кальция в каждом человеке?

  5. что кальций необходимо принимать в пищу?

  6. почему возникает кариес?

  7. отчего «болеют» памятники, скульптуры и украшения?

  8. что происходит с таблеткой в желудке?

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»























Сформулируйте цель нашего занятия

Цель «_______________________________________________________________

___________________________________________________________________»

Добро пожаловать в мир химии! Проект подготовила учитель МБОУ лицей №1 Калинк...
Эпиграф: «Деятельность – единственный путь к знанию!» Девиз: «Нет ничего нев...
Химический элемент Кальций:
Тема занятия: «Значение кальция в жизни человека».
Цель: Изучить значение кальция и его соединений в организме человека. Изучить...
Царица Древнего Египта – Клеопатра (68-30 до н.э.).
Значение Са в организме Основной элемент строения костей и зубов. Кальций игр...
Кислотные дожди особенно опасны для архитектурных объектов из мрамора и изве...
Цель: Изучить значение кальция и его соединений в организме человека. Изучить...
Выводы: Кальций и его соединения жизненно необходимы организму человека; Каль...
Оцените свои впечатления: БЕЛАЯ жемчужина, если Вам понравилось занятие ЧЕРНА...
Спасибо за сотрудничество, хорошего дня!
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Добро пожаловать в мир химии! Проект подготовила учитель МБОУ лицей №1 Калинкина
Описание слайда:

Добро пожаловать в мир химии! Проект подготовила учитель МБОУ лицей №1 Калинкина Нина Валентиновна.

№ слайда 2 Эпиграф: «Деятельность – единственный путь к знанию!» Девиз: «Нет ничего невозм
Описание слайда:

Эпиграф: «Деятельность – единственный путь к знанию!» Девиз: «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!» Из кинофильма Э. Рязанова «Служебный роман». Джордж Бернард Шоу

№ слайда 3 Химический элемент Кальций:
Описание слайда:

Химический элемент Кальций:

№ слайда 4 Тема занятия: «Значение кальция в жизни человека».
Описание слайда:

Тема занятия: «Значение кальция в жизни человека».

№ слайда 5 Цель: Изучить значение кальция и его соединений в организме человека. Изучить зн
Описание слайда:

Цель: Изучить значение кальция и его соединений в организме человека. Изучить значение кальция в практической деятельности. Выяснить причины изменения свойств соединений кальция.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Царица Древнего Египта – Клеопатра (68-30 до н.э.).
Описание слайда:

Царица Древнего Египта – Клеопатра (68-30 до н.э.).

№ слайда 8 Значение Са в организме Основной элемент строения костей и зубов. Кальций играет
Описание слайда:

Значение Са в организме Основной элемент строения костей и зубов. Кальций играет активную роль в свертывании крови. Кальций регулирует работу мышц и нервной системы. Кальций регулирует состояние кожи, волос и ногтей.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Кислотные дожди особенно опасны для архитектурных объектов из мрамора и известн
Описание слайда:

Кислотные дожди особенно опасны для архитектурных объектов из мрамора и известняка, как, например, эта статуя льва возле ратуши в Лидсе (Англия)

№ слайда 11 Цель: Изучить значение кальция и его соединений в организме человека. Изучить зн
Описание слайда:

Цель: Изучить значение кальция и его соединений в организме человека. Изучить значение кальция в практической деятельности. Выяснить причины изменения свойств соединений кальция.

№ слайда 12 Выводы: Кальций и его соединения жизненно необходимы организму человека; Кальций
Описание слайда:

Выводы: Кальций и его соединения жизненно необходимы организму человека; Кальций и его соединения применяются в различных сферах практической деятельности человека; Свойства кальция и его соединений зависят от условий окружающей среды: кислоты приводят к разрушению соединений кальция.

№ слайда 13 Оцените свои впечатления: БЕЛАЯ жемчужина, если Вам понравилось занятие ЧЕРНАЯ ж
Описание слайда:

Оцените свои впечатления: БЕЛАЯ жемчужина, если Вам понравилось занятие ЧЕРНАЯ жемчужина, если Вы остались недовольны

№ слайда 14 Спасибо за сотрудничество, хорошего дня!
Описание слайда:

Спасибо за сотрудничество, хорошего дня!

Название документа

Ознакомьтесь с информационным листом . Из представленных продуктов на слайде ...
Рациональное питание: Суточная норма кальция – от 1200 до 1500 мг
1 из 2

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Ознакомьтесь с информационным листом . Из представленных продуктов на слайде №2
Описание слайда:

Ознакомьтесь с информационным листом . Из представленных продуктов на слайде №2 удалите те, в составе которых нет кальция. Оставьте получившийся слайд на экране и пригласите учителя.

№ слайда 2 Рациональное питание: Суточная норма кальция – от 1200 до 1500 мг
Описание слайда:

Рациональное питание: Суточная норма кальция – от 1200 до 1500 мг

Название документа

Ознакомьтесь с презентацией. Вставьте картинки из слайда №2 в слайд №3 по наз...
Соединения кальция в архитектуре и искусстве: Мрамор Гипс Известь Алебастр
1 из 3

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Ознакомьтесь с презентацией. Вставьте картинки из слайда №2 в слайд №3 по назнач
Описание слайда:

Ознакомьтесь с презентацией. Вставьте картинки из слайда №2 в слайд №3 по назначению. Оставьте получившийся слайд на экране и пригласите учителя.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Соединения кальция в архитектуре и искусстве: Мрамор Гипс Известь Алебастр
Описание слайда:

Соединения кальция в архитектуре и искусстве: Мрамор Гипс Известь Алебастр

Название документа

Ознакомьтесь с информационным листом. Вставьте из слайда №2 картинки соответс...
В организме человека 1 кг кальция! Кальций в организме человека
Значение Са в организме основной элемент строения костей и зубов кальций игра...
1 из 3

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Ознакомьтесь с информационным листом. Вставьте из слайда №2 картинки соответству
Описание слайда:

Ознакомьтесь с информационным листом. Вставьте из слайда №2 картинки соответствующие описанию слайда №3. Оставьте получившийся слайд на экране и пригласите учителя.

№ слайда 2 В организме человека 1 кг кальция! Кальций в организме человека
Описание слайда:

В организме человека 1 кг кальция! Кальций в организме человека

№ слайда 3 Значение Са в организме основной элемент строения костей и зубов кальций играет
Описание слайда:

Значение Са в организме основной элемент строения костей и зубов кальций играет активную роль в свертывании крови кальций регулирует работу мышц и нервной системы Кальций регулирует состояние кожи, волос и ногтей.

Название документа

Распределите этапы образования жемчужины по порядку на слайде №3 Вставьте в с...
Формирование жемчужины: Попадание инородного тела Жемчужина (через 5-7 лет) Ф...
1 из 3

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Распределите этапы образования жемчужины по порядку на слайде №3 Вставьте в слай
Описание слайда:

Распределите этапы образования жемчужины по порядку на слайде №3 Вставьте в слайд №3 понравившиеся картинки из слайда №2 Оставьте получившийся слайд на экране и пригласите учителя.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Формирование жемчужины: Попадание инородного тела Жемчужина (через 5-7 лет) Форм
Описание слайда:

Формирование жемчужины: Попадание инородного тела Жемчужина (через 5-7 лет) Формирование слоев перламутра

Занятие "Значение кальция в жизни человека"
  • Химия
Описание:

амоанализ учебного занятия – конференции в 8 классе на тему "Значение кальция и его соединений в жизни человека".

 

Автор: Калинкина Нина Валентиновна

Место работы, должность:

МБОУ лицей № 1, г. Пролетарск. Учитель химии.

Регион: Ростовская область

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: Обучающиеся

Класс: 8 класс

Предмет: Химия

 

Цель занятия: создать условия для изучения значения химического элемента кальция и его соединений в организме и практической деятельности человека; изменения свойств соединений кальция в зависимости от условий окружающей среды.

 

Задачи:

1) Образовательные: изучить роль кальция и его соединений в организме человека, установить практическое применение кальция и его соединений в различных сферах человеческой деятельности, выяснить зависимость свойств соединений кальция от условий окружающей среды.

2) Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, свободное выражение собственного мнения, толерантное отношение к мнению других людей; формировать адекватную самооценку, чувство ответственности, культуру поведения, общения, экологическую культуру.

3) Развивающие: развивать умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из состава и свойств веществ, умение владеть химической терминологией, четко формулировать и высказывать мысли, интерес к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии, развитие критического мышления, способности к рефлексии; развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического эксперимента с соблюдением правил по ТБ.

 

Тип занятия

Обучающихся в классе: 15

Используемые учебники и учебные пособия:

"Химия - 8 класс" О.С. Габриелян, 2010г.

Используемое оборудование: 1) для учителя: ноутбук, проектор, презентатор, экран, ПСХЭ Д.И. Менделеева, презентация, набор карточек с рисунками для составления групп по выбору обучающихся; таблички с названиями лабораторий (групп), магнитная доска, магниты; для "Ассоциаций": искусственный жемчуг, зубная паста "Колгейт", йогурт «Чудо», фарфоровый колокольчик;

2) для обучающихся: индивидуальный рабочий лист, визитка; для групп: ноутбук, шаблон для медиа - проекта, инструкционная карта для создания медиа – проекта, инструкционная карта лабораторного эксперимента, информационные листы, реактивы: карбонат кальция (мел, мрамор), р - р соляной кислоты; штатив для пробирок, пробирки.

Используемые технические средства: ноутбуки, подключенные к локальной сети, видеопроектор, презентация.

Во время занятия использованы иллюстративные материалы, полученные из интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам и применению кальция и его соединений; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point, и др. для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы обучающихся.

 

Тема занятия «Значение кальция и его соединений в жизни человека» – 8 класс, с применением элементов технологий: развития критического мышления, сотрудничества, информационно – коммуникативных, ситуативных.

 

Место занятия в системе образования 8 класса: метапредметное занятие может проводиться в рамках внеурочной деятельности, в курсах по выбору естественно – научного профиля. На занятии предусмотрено осмысление содержания темы через использование полученных знаний в ходе решения проблемы.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы обучающиеся:

Совершенствуют знания о значении кальция и его соединений в организме человека и его практической деятельности, знакомятся с важнейшими областями применения соединений кальция.

Приобретают умение объяснить причину изменения свойств веществ в зависимости от условий окружающей среды.

Совершенствуют навыки работы с химическими реактивами и оборудованием, навыки владения химическими терминами.

Совершенствуют умения использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ.

Подготовительный этап занятия

Перед началом занятия обучающимся предложены карточки с изображениями (эмблема медицины, замок, жемчужное ожерелье), которые они выбирают по собственным предпочтениям. Обучающимся с одинаковыми карточками было предложено объединиться в одну группу. Таким образом, группы сформированы согласно личного выбора обучающихся. Данный прием способствует возникновению первичного интереса к занятию, вызывает позитивный настрой («Это мой выбор!»).

Стадия "Вызов"

В начале занятия мне удалось сформировать позитивный эмоциональный фон. Тема была сформулирована обучающимися на основе созданной мною проблемы, заключенной в демонстрируемых предметах из повседневной жизни (прием "Ассоциации"), что снижает уровень хемофобии у подростков, позволяет обучающимся определить тему занятия, испытывать чувство удовлетворения, радости от решения поставленной задачи.

Следующий прием, способствующий формированию познавательной мотивации обучающихся, механизм "Знаю. Хочу узнать. Узнал" дает возможность обучающимся ликвидировать "чистый лист" ("Знаю или могу получить справочную информацию" – место кальция в ПСХЭ), самостоятельно поставить цели урока, осознать личностнозначимый смысл овладения новой информацией ("Хочу узнать"). Я подбирала вопросы, которые могут заинтересовать подростков и естественно - научной, и инженерно - технической направленности.

Активизируются визуальный и аудиальный каналы восприятия информации.

Стадия "Осмысление. Реализация смысла" - работа в группах – экспертных лабораториях (одновременно происходит организация микрогруппы (пары) внутри группы (Аналитик - менеджер), на выбор обучающегося – самостоятельная (Исследователь, Конструктор) с текстом информационного листа, поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные на стадии вызова (что "Хочу узнать"), Одновременно реализуется промежуточная рефлексия - заполняется рабочий лист колонка «Узнал», что создает ситуацию успеха.

 

Для создания медиа - проекта используются ноутбуки, объединенные локальной сетью, что формирует у обучающихся умения использования информационно – коммуникативных технологий для урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Лабораторный эксперимент всегда интересен для детей, способствует формированию наблюдательности, закреплению навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, развивает умения находить причинно – следственные связи, формулировать выводы, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, культуры труда. Активизируется кинестетический канал восприятия информации.

Стадия "Рефлексия" (возврат к стадии "Вызов" (что узнали?). На этой стадии осуществляется контроль усвоения, обобщение новых знаний, фронтальный опрос с комментариями, уточнениями учителя и обучающихся, результативность работы, соответствие полученных результатов поставленным целям.

Прием «Единство» дал возможность обучающимся убедиться, что живая и неживая природа состоят из атомов одних и тех же химических элементов, что говорит о их единстве, способствует формированию естественно – научного мировоззрения.

Я считаю целесообразным использование в виде наглядности бытовых предметов, что доказывает необходимость научных знаний в повседневной жизни,

Ноутбуков, что дало возможность большую наглядность результатов работы групп, кроме того, программа NetControl дает возможность контролировать и корректировать деятельность групп, мультимедиа - презентации, ПСХЭ Д.И. Менделеева, магнитной доски - для контроля усвоения новых знаний и взаимопроверки (написание химических уравнений).

Работоспособность на уроке обеспечивалась за счет применения различных видов деятельности (групповая, парная, самостоятельная, фронтальная формы работы, эксперимент).

Благоприятный психологический климат на занятии достигался благодаря формированию групп согласно личных предпочтений обучающихся, использованию ироничного девиза занятия, возможности получения поддержки в группах, ситуации личного успеха (Хотел узнать - узнал).

При планировании занятия мною было отведено 2 мин. на стадию "Вызов", 20 мин. - на стадию "Осмысление", 6 мин. - не стадию "Рефлексия", 2 мин. для объяснения домашнего задания.

В содержание занятия включен материал, связанный с профессиональным самоопределением, имеющий практическое значение, отвечающий основным четырем профтипам: Ч - Ч (биологическое значение кальция), Ч - Т (применение кальция строительстве, металлургии), Ч - ЗС (написание химических уравнений), Ч - ХО (эстетика архитектурных сооружений, ювелирных украшений).

В ходе занятия были использованы элементы здоровьесберегающих технологий - чередование различных видов деятельности: чтение, слушание, рассказ, рассматривание слайдов, конструирование слайдов, эксперимент способствует снятию состояния утомления; выступления у доски и с места дают достаточную динамику организму подростка, переключение внимания на разные объекты, разные цвета раздаточного материала способствуют снятию утомления глаз, кроме того, продолжительность занятия 30 мин, а 8 класс – обучающиеся среднего звена, поэтому проведение физкультминутки для снятия статического напряжения, и гимнастики для глаз считаю не целесообразным.

 

Вывод: я считаю, что использование элементов технологий: развития критического мышления, сотрудничества, информационно – коммуникативных, ситуативных на данном занятии обоснованно, достигнута основная цель занятия: мною были созданы условия для изучения значения химического элемента кальция и его соединений в организме и практической деятельности человека; изменения свойств соединений кальция в зависимости от условий окружающей среды, реализованы образовательные задачи: обеспечила поиск и усвоение знаний о роли кальция и его соединений в жизни человека, воспитательные задачи: способствовала воспитанию уверенности в себе, свободного выражения своего мнения, толерантного отношения к мнению других людей, культуру общения при работе в сотрудничестве, развивающие задачи: способствовала развитию навыков работы с информационными технологиями, развитию критического мышления, познавательного интереса к дальнейшему изучению химии, частично -профессиональному самоопределению.

Автор Калинкина Нина Валентиновна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 1068
Номер материала 4980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓