Урок чтения во 2 классе ОС «Школа 2100»
Учебник « Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой с. 83-84
Тема: Скороговорки.
Цели:
1.Познакомить с новым видом устного народного творчества – скороговоркой.
2. Совершенствовать устную речь учащихся. Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.
3. Воспитывать интерес к чтению, расширять кругозор уч-ся
Материалы: фрагмент фильма «Карнавал» (где героиня читает скороговорки); портреты дикторов: Левитана, Шатиловой, Кириллова, Андреевой; запись голоса Левитана; картинки к скороговоркам, выдержки из словарей.
Оборудование: DVD проигрыватель, телевизор, магнитофон.
Ход урока:
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой класса.
Мы сегодня с вами узнаем новое. Я вас прошу не стесняться, работать активно. Все у вас получится, давайте только быть внимательным.
2.Сообщение целей и задач урока
Прочтите, что написано на доске «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ». Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Для начала прослушаем несколько скороговорок.
В четверг
Четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре
Чёрненьких,
Чумазеньких
Чертёнка
Чертили
Чёрными
Чернилами
Чертёж.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
Жили-были три японца:
Як, Як-цедрак,
Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три японки:
Цыпа, Цыпа-дрипа,
Цыпа-дрипа-дримпомпони.
Все они переженились:
Як на Цыпе,
Як-цедрак на Цыпе-дрипе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони
На Цыпе-дрипе-дримпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой – Шах,
У Як-цедрака с Цыпой-дрипой – Шах-шарах,
У Як-цедрак-цедрак-цедрони
С Цыпой-дрипой-дримпомпони –
Шах-шарах-шарах-шарони.
3. Работа по теме урока.
Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)
Давайте обратимся к словарям. Слушаем внимательно определения, чтобы после ответить на мой вопрос.
Определение из Толкового словаря В. И. Даля:
"Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.
Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).
"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
"Малый толковый словарь" (В.Лопатин, Л.Лопатина, 1990).: "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь"
Теперь мой вопрос: кто же автор скороговорок. (народ)
Да. Скороговорка - жанр устного народного творчества.
Скороговорка придумывалась специально для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить звуки, слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.
Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. В ХХ веке появились и авторские скороговорки (при этом в творчестве признанных мастеров детской литературы первой половины века отмечена всего одна скороговорка – Д.Хармс "Иван Топорышкин"
ИВАН ТОПОРЫЖКИН
Даниил Хармс
Иван Топорыжкин пошел на охоту
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорыжкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорыжкин пошел на охоту.
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
В наши дни логопеды широко используют скороговорки для постановки звуков в речи детей.
Но надо сказать, что сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.
Кто такой диктор?(высказывания детей)
Из словаря Ожегова: Диктор- работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном.(вывесить слово на доску).
Вывесить портреты дикторов. Кто это ребята?
Это дикторы: Юрий Борисович Левитан (2 октября 1914, Владимир - 4 августа 1983, Москва) – легендарный радиодиктор, великий голос эпохи; Игорь Кириллов, Анна Шатилова- легендарные телеведущие советской эпохи, Екатерина Андреева - одна из современных наиболее профессиональных ведущих информационной программы "Время" первого канала.
Прослушаем голос одного из дикторов. А чей это голос, нам помогут определить наши гости. (ЗВУЧИТ ГОЛОС ЛЕВИТАНА) (см. приложение к уроку)
Перед рассказом снять остальные портреты.
Юрий Левитан – легендарный диктор
Его голос называют голосом эпохи, голосом советской истории. Голос Левитана не нуждается в представлении. Его голос знает вся страна. А в лицо его знают не многие.
Родился в семье портного. В детстве его дразнили трубой, т.к. его голос был слышен за несколько домов.
Юрий Левитан мечтал стать артистом. Не поступив в кинотехникум, Юрий решил поступить на курс радиодикторов. Приемную комиссию смутило его владимирское оканье, внешний вид (спортивные штаны и полосатая футболка). Но всё решил голос - чёткий, поставленный, завораживающий. Юрий Левитан был зачислен в группу стажёров Радиокомитета. Первое время Левитан занимался тем, что разносил по кабинетам различные бумаги, готовил коллегам чай и бутерброды, а по ночам усиленно избавлялся от владимирского говора, в том числе и посредством скороговорок. Наконец, Юрию поручили прочесть по радио статью из газеты "Правда» Надо же было случиться, что в тот день, а точнее, в ночь, когда стажёр Левитан впервые получил доступ к микрофону, у приёмника оказался руководитель нашей страны Сталин. Голос Сталину так понравился, что он пригласил Левитана читать его доклад на съезде. Левитан белый от волнения 5 часов читал священный текст и не сделал ни одной ошибки. На следующий день Сталин назначил девятнадцатилетнего юношу главным диктором Советского Союза. Несмотря на безоговорочное признание коллег и начальства, Левитан продолжал серьёзно работать над своей дикцией. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Левитан читал важнейшие официальные сообщения, одно из которых мы сейчас прослушали.
Вот так скороговорка помогает работать над дикцией.
Из словаря Ожегова: Дикция - произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении. (повесить слово на доску)
Посмотрим фрагмент из фильма « Карнавал». Героиня фильма – провинциальная девчонка, мечтающая «выучиться на артистку». Но её тоже из-за говора не принимают в училище. Она остается в Москве с надеждой поступить на следующий год, работает дворником и одновременно работает над произношением (говорит скороговорки). Запомните, какие скороговорки произносила героиня.
Какие скороговорки произносила героиня?
Физкультминутка
Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Приведём примеры (говорят подготовленные дети):
Короткая:
В один, Клим, клин колоти.
Длинная:
Пётр Петрович,
По прозванью Перов,
Поймал птицу пигалицу;
Понёс по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он и продал так.
Рифмованная:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Нерифмованная:
Сыворотка из-под простокваши.
Сюжетная:
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.
Бессюжетная:
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
С повторами:
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
Без повторов:
По ремешку,
По брёвешку
Боком проведу кобылку.
На одном звуке:
Брат Аркадий зарезал буру корову
На горах Араратских.
(здесь в каждом слове звук "Р")
На сочетании звуков:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа
(дифференциация звуков "Б" и "П")
А сейчас прочитаем скороговорки, которые есть у нас в учебнике. Читаем медленно и по слогам, проговаривая все звуки с. 81-82.
Мы читали скороговорки медленно. Потому, что не так-то легко без предварительной работы правильно произнести скороговорку.
Кто хочет диктором прослыть И гром аваций получить? Скажем мы скороговорку Чётко, ясно, быстро, громко.
Перед тем, как приступить к работе над скороговоркой поработаем над дыханием.
Дыхание.
Важно правильно дышать, чтобы грамотно делать акценты в речи, чтобы хватало воздуха на самые длинные предложения. Чтобы меньше уставать напрягаем не голосовые связки, а диафрагму. Диафрагма – грудобрюшная перегородка.
1. Стоим ровно (чтобы ни легкие, ни диафрагма не «сдавливались») – никаких стоек со скрещенными ногами, или на одной согнутой. – ровно на двух ногах. Дышим, чувствуем диафрагму.
2. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами торт. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов, пока легкие полностью не «сдуются».
В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе и тогда получается настоящая скороговорка.
Поработаем над скороговоркой, которую рассказывал Яромира.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа (без артикулярной разминки трудно!)
О чем (о ком) повествует эта скороговорка? Сколько здесь предложений? Значение какого слова вам непонятно? Какие согласные звуки здесь встречается чаще других? (б-8,т-3, п-3, к-3, г-3)
Сначала отработаем дикцию – проработка звуки и их сочетания. Определяем какой звук повторяется в скороговорке. 1. Взяли в руки «молоточки» и отрывисто отрабатываем «удары»: «б, б, б, б, б, б…»
Потом то же самое с «т», «п» , «к» и «г»
2. Начинать читать медленно, затем ускоряясь. Здесь важна не столько скорость, сколько четкое произношение глухих согласных, поэтому делаем на них акцент 1часть БыК ТупогуБ, тупогубенький бычоК... 2часть У быка бела губа была тупа.
Давайте послушаем, какие советы по скорочтению нам дает домовой Афанасий.(читает ученик)
Советы по скорочтению от домового Афанасия. 1.Читай скороговорку так: первый раз медленно (но не по слогам), чётко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее. 2. Учись управлять своим дыханием. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.
Основываясь на проделанной нами работе и советы Афанасия, давайте составим план работы над скороговоркой. (На доске вперемешку пункты плана)
1. Прочитай медленно, проговаривая звуки. 2. Какие звуки, слоги повторяются? 3. Поработай над дикцией. 4. Прочитай плавно. 5. Читай быстрее.
Теперь поработайте со скороговоркой самостоятельно . 1 ряд «Перепел перепёлку и перепелят спрятал в перелеске от ребят» 2 ряд « Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку». 3 ряд «Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня»
Физкультминутка (на внимание)
Работа по тетради. Стр.12 давайте отметим как надо произносить скороговорку. (дети самостоятельно отмечают с последующей проверкой)
Соотнеси картинку и скороговорку.
Скороговорки можно и рисовать. Отгадайте, какие это скороговорки? Показывать детям картинки, а оно должны определит к какой скороговорке нарисована картинка.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Наш Полкан попал в капкан.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом, Да все с творогом.
4. Подведём итог урока:
1. С чем мы сегодня познакомились на уроке?
2. Зачем люди придумали скороговорку?
3. Как научиться читать скороговорку?
5. Оценить детей.
6. Домашнее задание: с 81-82 (выучить две-три любых скороговорки и к одной из них нарисовать рисунок.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.