Главная / Начальные классы / Урок чтения 3 класс М.М. Пришвин "Моя Родина"

Урок чтения 3 класс М.М. Пришвин "Моя Родина"

hello_html_m29fa836c.gifУрок литературного чтения 3 класс (параллельный)

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся. Задачи: - познакомить с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»; совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст); развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения; воспитание нравственных качеств, любви к Родине, бережного отношения к ней.

Обеспечить условия для формирования личностных УУД:

- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания.

Обеспечить условия для формирования регулятивных УУД:

- самостоятельно ставить цели урока, планировать работу, корректировать свою деятельность, определять успешность своей деятельности.

Обеспечить условия для формирования познавательных УУД:

- самостоятельно извлекать нужную информацию по теме, умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы; Обеспечить условия для формирования коммуникативных УУД: - умение слушать и вступать в диалог, приходить к общему решению при работе в паре.

Оборудование: художественные книги для минутки чтения, рабочие тетради на печатной основе, цветные карандаши, 2 указки, наглядность для моделирования обложки, мультимедийное оборудование, на отдельных листочках: тест, деформированный план, информация о Пришвине.

Ход урока

1.Орг. момент. Представить себя, мотивация на работу.

- Здравствуйте, ребята!

- Я знаю, что каждый из вас может хорошо работать на уроке. Давайте дружно поработаем на уроке. Поможем друг другу?

- Сядете ровно, спинки выпрямите, улыбнётесь друг другу, начинаем урок.



2. Звуковая разминка (развитие силы голоса, интонации) Слайд № 2

- Читаю по одной строке, дети хором за мной, потом один ученик пробует прочитать с разной силой голоса.

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она.

И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

Наверно, сейчас барабанить он станет…

Уже барабанит! Уже барабанит!

Отработка внимательности, правильности чтения. Упражнение «Канон»

- Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?

На доске:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

В. Степанов

- Предлагаю прочитать так: 1 – й ученик читает вперёд на 3-4 слова, 2 – й следом, остальные ребята отслеживают, кто допустил меньше ошибок.

3. Сообщение темы и постановка целей урока.

а) - О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)

- Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, … )

- Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

- Тема урока будет связана со словом Родиной? Слайд №3

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

б) Постановка целей (на доске начало фраз)

- Чему будете учиться, поставьте цель?

  1. Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

  2. Узнаю, определю… (жанр произведения)

  3. Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

  4. Выскажу … (своё отношение)

  5. Учиться… (сотрудничать, активно работать)

4. Работа по теме урока. Слайд №4

а) Знакомство с биографией писателя:

- На партах у вас лежит листочек с текстом, переверните его текстом к себе.

- Предлагаю узнать немного о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине. Читаем: шёпотом, глазами (губами не шевелить), упражнение «Молния», в обычном темпе.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

- Что узнали о Михаиле Пришвине?

Слайд №5 - Давайте вспомним названия некоторых книг и произведений писателя. Многие из них вам знакомы.

б) На доске с помощью моделей обозначены жанры произведения: стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина. – Посмотрите на модели, которыми обозначены жанры произведений. Все ли знакомы ? ( Квадрат – очерк, прикрепить на доску)

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни людей, о Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях.

- Этот жанр на модели обозначается квадратом.

в) Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).

Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность) Слайд №6

Кла-до-ва-я - кладовая солнца

Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).

Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается)

- Откройте учебники на с. 142, познакомимся с текстом.

* Чтение очерка «Моя Родина». - Предлагаю вам выбор: самостоятельное чтение, слушать чтение учителя, вместе с учителем.

Первичное чтение произведения (по выбору учащихся).

Беседа после чтения:

- Кто герой очерка? - Какое любимое занятие было у Пришвина? - Какое значение подходит к понятию «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому).

Физминутка Слайд №7

Туман повис клоками  в саду и во дворе. 
Поймать туман руками  решил я на заре. 
Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. 
Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал. 
Висит туман над речкой и дышит как живой, 
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове. 
Но поутру остались лишь капли на траве...


г) Работа над содержанием текста.

Рассмотрите план, восстановите последовательность событий, дополните план:

Работа в парах. Проверка плана на доске.

1. Привычка вставать до солнца.

2. Вкусный чай.

3. «Охота» за наблюдениями.

4.

1. Вкусный чай.

2. Привычка вставать до солнца.

3. «Охота» за наблюдениями.

4. Призыв к молодым друзьям.


В 1 абзаце есть выражение «вставала рано, до солнца». - Объясните, как его понимаете?

Выборочное чтение:



- Зачитайте, чем угостила Пришвина его мама?

- Найдите в тексте ответ на вопрос: - Какая привычка сохранилась у автора, даже когда он жил в городе? (Вставать рано).

- Куда уходил автор после чаю? (На охоту)

- Прочитайте, в чём заключалась «охота» писателя? ( В находках)

- К кому обращается автор, когда говорит «мои молодые друзья»? Выразительное чтение хором, вместе с учителем.

- К чему призывает автор? Найдите и прочитайте слова, которые выражают основную мысль рассказа. (Охранять природу – значить охранять Родину.)

- Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить? (Сажать деревья, не мусорить, не засорять природу, не ломать деревья, не ловить бабочек, останавливать тех, кто наносит вред природе.



д) Моделирование обложки: т. с. 89 №1

- Прочитайте подсказку в тетради и выполните задание. Проверка на доске.

5. Самооценка ( узнаете, как хорошо познакомились с текстом). Выполняют задания теста – подчёркивают ответ. (Проверка, ставим плюс, если ответ правильный).

1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал (а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк. Проверка - Слайд №8

* Работа с пословицами: Слайд №9

- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению "Моя Родина".

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

- Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

6. Итог: - Послушайте стихотворение.

«Старик» 
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
М. Цуранов
- Догадались, о ком это стихотворение?

- С каким произведением Михаила Пришвина познакомились?

- Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к целям на доске)

Я познакомлюсь…

Узнаю, определю…

- Предлагаю вам закончить предложения.

Рефлексия. Слайд №10

- Я узнал (а)…

- Я прочитал (а)…

- Я учился (лась)…

- Я понял (а)….

7. Слайд №11 Домашнее задание: на выбор (с 142 – 144 чтение выразительно без ошибок, т. с. 90 №3 или с.143 – 144 выучить наизусть обращение к молодым друзьям)

9. Оценивание: Галина Валентиновна видела, как вы работали на уроке, она поставит вам оценки.

8. Слайд №12

Спасибо ребята, вам, за работу на уроке.














Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.




Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.




Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.




Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.




1. Мать угостила меня …

а) чаем;

б) кофе с молоком;

в) чаем с молоком.

2. Потом и в городе …

а) я вставал на заре;

б) я вставал с первыми петухами;

в) я вставал рано.

3. После чаю …

а) я уходил на охоту;

б) я уходил на работу;

в) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …

а) с драгоценными камнями;

б) с великими сокровищами жизни;

в) с большим богатством.

5. Я прочитал (а)…

а) сказку;

б) рассказ;

в) очерк.




























о ч е р к

Урок чтения 3 класс М.М. Пришвин "Моя Родина"
  • Начальные классы
Описание:

Урок литературного чтения 3 класс (параллельный)

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

 

Цель:  создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.                                                                                                                           Задачи: - познакомить с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»; совершенствовать навыки правильного, осознанного  чтения, совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст);                                                                     развивать умение  рассуждать, делать выводы,  способствовать полноценному восприятию смысла  произведения;                                                                                                                  воспитание нравственных качеств, любви  к Родине, бережного отношения к ней.

Автор Гечёнис Ольга Александровна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2029
Номер материала 8790
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓