1. Проверка домашнего задания. (слайд 3)
- Сначала мы проверим домашнее задание.
Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)
1)
На прошлом уроке мы
читали произведение «Два плуга» (+)
2)
Его автор Константин
Дмитриевич Ушинский (+)
3)
Из разных кусков железа
были сделаны оба плуга (0)
4)
Один из них попал в руки
земледельца (+)
5)
Тот, что лежал в лавке
купца, блестел как серебро (0)
6)
Плуг земледельца
потемнел и покрылся ржавчиной (0)
7)
Произошла встреча героев
(+)
8)
Блеск плугу придал труд
(+)
9)
К произведению подходит
пословица: «Труд кормит, а лень – портит»
10)
В слове «плуг» - все
согласные звонкие (0)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
+
|
+
|
0
|
+
|
0
|
0
|
+
|
+
|
+
|
0
|
*Выразительное чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга».
- Чем плуги отличались после долгой разлуки?
- Чему нас учит это произведение? (трудолюбию)
2. Изучение нового материала.
Соотнесите
иллюстрации с названиями произведения. Что общего Вы заметили? (слайд 4)
Какова цель нашего урока?
Сегодня на уроке мы
с вами познакомимся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого. (слайды 5-11)
А) сведения о писателе.
Лев Николаевич
Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил
литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание
сочинений – 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал,
чтобы сделать их лучше.
Толстой изучал
историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.
В то время было ещё
очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не
могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей.
Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали
ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет.
Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух
часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия
возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними
на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей
, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много
работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг.
Многие годы по всей
России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных
книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
Б) знакомство с
произведением. (слайд 12)
Название нового
произведения вы тоже определите сами.
.и . и . о
. кплф
Перед вами запись.
Выполним задание вместе.
В названии одно
слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша
задача найти для каждой согласной своё место.
1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к
звуку в
2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук
Оставшиеся 2
согласные буквы идут в
обратном алфавитном порядке.
Какое слово
получилось?
Сформулируйте
задачи урока полностью.
1)
познакомиться с … … …
… «…»,
2)
учиться правильно и
выразительно … произведение «Филипок» и ??? его.
В) работа с иллюстрацией
Откройте учебники
на 137 странице. Рассмотрим обложку книги.
- Кого вы видите на переднем плане?
- Опишите мальчика. Какой он?
- Что вы видите на заднем плане?
- Кто изображен слева?
Можете ли вы на основании названия произведения и
иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся).
Г) первичное
восприятие.
Послушайте текст,
проверьте и уточните свои предположения.
( слайд-фильм «Филипок»)
Совпало ли ваше
предположение с содержанием данного произведения?
Д) словарная
работа и работа над жанром произведения.
Могли
события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В
основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей
школе.
К какому жанру относится произведение «Филипок»?
(Это быль)
Что означает слово «быль»? (Быль – это то,
что было в действительности, в жизни). (слайд 13 – хоровое чтение)
Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл. (интерактивная доска
1)
Е) чтение произведения по цепочке. (стр. 138-140)
1) чтение первой
части (с.138) "цепочкой":
Какие
действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка,
ребята).
Что узнали о
матери?
Что узнали об
отце?
Что узнали о
бабушке?
Что узнали о
ребятах?
Что узнали о
Филипке?
Филипок хотел идти
в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.
- А как он
собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес,
а мать была на работе.)
- Торопился ли
Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)
2) чтение второй
части (с.139-1) "цепочкой":
- Далеко ли была
школа? (За селом, надо было идти через все село.)
- Почему собаки
залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели
никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)
Филипок не шел, а
бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в
шубе.
- Что мог сделать
Филипок, когда на него залаяли собаки?
- А почему он не вернулся,
хотя и было страшно?
- Найдите в тексте
выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.
3) чтение третьей
части (с.139-2) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал
к школе? (Дети зачитывают из книги.)
Как вошел Филипок в
школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)
Какие новые
действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).
Что вы можете
сказать о мужике, какой он?
Что можно
сказать о бабе?
Почему мальчик
без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).
Как об этом
говорит автор?
нашёл страх (слова
записаны на доске)
боится
испугался
Все эти слова
близки по значению. Как они называются?
Такие слова в
русском языке называются «синонимы».
Почему на
вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?
Какие слова
употребил автор?
Найдите в тексте
выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
Так напугался,
что говорить не мог.
В горле от
страха пересохло.
4) чтение четвертой
части(с.140):
Как вел себя
Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый...")
Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так
сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться. Физкультминутка.
Ж) работа над произведением.
На доске: (интерактивная доска 2)
*К
*В *З *Р *З
- Посмотрим на
схему, как она называется? (сюжетная линия)
- Назовите основные
этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация,
развязка, заключение)
- Построим сюжетную
линию.
- И так,
вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно соединяют к
схеме)
- С чего начинается
рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.
- Почему Филиппок
не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)
- Завязка. Как
завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок
отправляется в школу) (о/в)
- Что приключилось
с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая
дорога) (Опасная часть дороги в школу)
- Что произошло
потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге
школы)
- Как вы считаете,
почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)
- Кульминация.
Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого
напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем).
Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить?
(Автор, учитель)
- А какое чувство
испытали бы вы, окажись на месте Филипка?
- Как развивались
события дальше?(о/в) (Филипок заплакал, учитель пожалел его и разрешил
остаться на уроке)
- Развязка. Конец
волнению. Всё обошлось. Филипок на уроке. (Филипок читает)
- Как он начал складывать своё имя? Продолжим
читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)
(«Ты погоди
хвалиться»)
- Заключение. Чем закончился
рассказ? (о/в) (Филипок стал ходить в школу)
- Найдите и прочитайте
заключение
З)
восстановление деформированного плана. (работа в группах с карточками)
• Филипок отправляется в школу
• Скучно дома
• Опасная часть дороги в школу
• Знакомая дорога
• Встреча с учителем
• Раздумья на пороге школы
• Филипок читает
• «Ты погоди хвалиться…»
- Перед вами
деформированный план текста. Вы должны восстановить события как они
происходили по порядку, и напротив каждого пункта проставить цифру, начиная с
1.
- А теперь проверим правильно ли выполнили это задание (интерактивная
доска 3)
И) характеристика героя.
- Назовите
главного героя произведения. Составим его образ..
Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)
Паспорт героя
1. Где живёт? ( в селе)
- Чем
занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?
- Какие поступки
совершает? (решил пойти в школу)
- Какой характер у
героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?
- Что думает о нём
автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения?
(называет его ласково)
- Что вам
понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
Какие черты
характера вы можете отметить?( назовите в том порядке, как они следуют в
тексте)
Почему Филиппок
пошёл в школу? Докажите текстом.
Какое чувство
испытывал Филиппок, когда прибежал к школе? (страх)
Чего именно он
боялся? ( собаки, учителя)
Найдите
предложение, в котором говорится об этом чувстве.
прочитайте: Это
Филиппок …
Какая ещё причина,
кроме скуки, привела его в школу? (давно просился – интерес)
О каком ещё
качестве Филиппка говорит автор? ( хвастовство)
Но почему он
хвастает, подчёркивает свои способности?
Какие ещё качества
есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? (
настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)
Какова идея (
главная мысль) произведения?
Все хорошие
стремления нужно поддерживать.
На доске фразы из
произведения о Филипке. (интерактивная доска 4) Давайте составим словесный
портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом
вам поможет текст- подсказка. Работать будем коллективно.
Филиппок это … …
мальчик. ( маленький, деревенский)
Жил в … семье.
(крестьянской)
У него были мама,
…, …, старший … . (папа, бабушка, брат)
Костюшка ходил в
школу.
Филиппок был … и
тоже хотел … . (любознательный, учиться)
Он был … и …, не
испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)
Он упорно добивался
своей цели.
Учитель … Филиппку
… в школе. (разрешил, учиться)
(слайд
14)
Так каков же
Филипок? (Филипок - самостоятельный, настойчивый, смелый, целеустремленный,
он уже имеет характер - он может добиться своей цели.)
Выбрать качества
присущие Филипку.
Как вы думаете,
как будет учиться этот мальчик?
Кто хотел бы
быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
Какая у него цель?
(Хорошая, благородная.) Мог ли писатель дать другое название рассказу? (В
названии большой смысл.) Что же больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом
произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека
складывается и проявляется в детстве, как у Филипка.)
- Как относится
автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
Чему научил вас этот
текст (добиваться своей цели, не бояться)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.