Главная / Другое / Урок чтения 2 класс "Басня И.А. Крылова Стрекоза и муравей"

Урок чтения 2 класс "Басня И.А. Крылова Стрекоза и муравей"


Конспект урока по чтению по теме:

«Басня Ивана Андреевича Крылова

«Стрекоза и муравей»

Разработан:

Морозовой Марией Александровной


Тема : Басни Ивана Андреевича Крылова. Басня «Стрекоза и муравей».




Цель : Познакомить детей с басней Крылова «Стрекоза и муравей».



Задачи:

  • образовательные:

  1. продолжать работу по ознакомлению с творчеством И. А. Крылова;

  2. формировать умение осознанного и выразительного чтения;



  • развивающие:

    1. формировать у учащихся мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация;

    2. продолжать работу по формированию грамотной и правильной русской речи.



  • воспитательные:

  1. воспитывать умение работать в коллективе, в парах;

  2. воспитывать у учащихся интерес к чтению как к предмету;



Оборудование: презентация, наглядный материал (пословицы, карточки с муравейниками, иллюстрации: муравей, стрекоза, мышь, бабушка).













Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания


Орг. момент







Сообщение темы урока











Проверка домашнего задания



















Подготовитель

ная работа





























Прослушивание аудиозаписи



Работа над произведением

















































Эмоционально-оценочная беседа


























Физминутка











Закрепление новой темы



Запасные задания



Подведение итогов





Рефлексия






Домашнее задание


Прозвенел звонок!

Зовёт нас на урок,

Будем мы сейчас читать,

Слушать и запоминать.


Ребята посмотрите на экран, у меня здесь написано, вот только буквы в нём перепутались, давайте попробуем угадать, что же это за слово?


Слово «Басня»
Ребята, а что же такое басня?

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. В басне высмеиваются пороки людей.


А кто обычно является героями басни, её действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.


А как вы думаете на какие 2 части можно разделить басню?

Повествовательная часть и поучительная часть (мораль).


Давайте с вами попробуем определить части на примере басни «Лебедь, рак и щука». Откройте страничку №...

Кто читал дома выразительно?

Где здесь повествовательная часть?

С каких слов она начинается, и какими словами заканчивается?

А где мораль? Прочтите вслух. Мораль – это мудрость басни.

Она бывает в начале басни или в конце. Чаще всего в конце.


А кто-нибудь выучил её наизусть?

Кто автор данной басни?

Ребята, а кто-нибудь знает сколько всего басен написал Иван Андреевич Крылов? 203!

Закройте учебники.


Сегодня мы познакомимся с ещё одной его басней. Давайте попробуем угадать её название. Посмотрите, у меня есть четыре героя: мышка, стрекоза, бабка и муравей. В нашей новой басне два персонажа, как вы думаете, кто бы это мог быть?




Ребята, а что мы знаем о муравьях?

Какими качествами мы бы наделили муравьёв?


А стрекоза? Что мы о ней можем сказать? Какие качества можно перечислить?


Зачем мы вот так разбираем? Как вы думаете, почему мы об этом говорим?


В баснях главные герои – животные, но под ними скрываются люди. Соответственно качествами, которыми наделены персонажи басни, могут обладать и люди. В баснях, как правило, эти качества либо высмеиваются, либо превозносятся. Это называется ИНОСКАЗАНИЕМ.

Был такой датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок для детей Ханс Кристиан Андерсен, вот что он писал о баснях:

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и, что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

Откройте учебники, сейчас мы внимательно послушаем басню. Можно следить по учебнику за чтением диктора. Узнаем, чему она нас научит!

Кто из героев вам понравился/не понравился? Почему?

Хорошо, теперь давайте с вами разберём некоторые выражения басни. Кто хочет начать читать?

Лето красное пропела

Пропустила, пробездельничала, про веселилась всё лето


Как зима катит в глаза

Наступает зима, приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.


Помертвело чисто поле

Почернело, трава высохла, цветы завяли


Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Это значит, что стрекоза могла под любым листиком укрыться, найти пропитание. (Питается мелкими насекомыми)


Кому же в ум пойдёт

Кто же до такого додумается, кому такое в голову придёт


Злой тоской удручена

Удручена. Ребята, смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике. Ищем. Зачитываем.


Не оставь меня кум милый!

Вообще это слово имеет много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.


И до вешних только дней

Весенних


Кумушка

Тоже самое что и кум.

Голубчик

Ласковое обращение, что-то типо милый мой, дорогой друг.


В мягких муравах у нас

Произошло от слова Мурава, что обозначает сочная зелёная трава


Песни, резвость всякий час

От слов Резвый, Резвиться – развлекаться.


поди

Пойди.


В басне муравей, он какой?

Какая стрекоза?

Почему она обратилась к муравью?

Что ответил ей муравей?

Почему он удивился?

Почему поведение стрекозы показалось ему странным?

Что ответил муравей в итоге?

Почему он так поступил?

Справедливо или нет?

Сочувствуешь ли ты стрекозе?

В каком случае муравей бы пустил её? (если бы она раскаялась)

Если бы он её пустил это бы научило чему-нибудь стрекозу? Почему?

Давайте попробуем выразительно прочитать кусочек этой басни, со слов: «Злой тоской удручена…» и до слов «…Да работала ль ты в лето?»


Где мораль этой басни? Прочти.

Найдём с каких слов у нас начинается повествовательная часть и где она заканчивается?

Где у нас обычно мораль?

Мораль этой басни, стала крылатой фразой. Это значит ушла в народ и её применяют в обычной жизни.

Давайте придумаем случай из жизни, где можно было бы применить эту фразу.


А теперь ребята встали!
Быстро ручки вверх подняли.

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!


Сейчас мы с вами поиграем. Вам надо собрать пословицы и выбрать ту, которая лучше всего подходит к нашей басне.


Верно, а как вы понимаете эту пословицу?


Хорошо. Давайте теперь будем пробовать выразительно читать со слов «Злой тоской удручена…» и до конца.

Помним, что у стрекозы умоляющий голос, просящий, а у муравья интонация удивления, недоумения, изумления.


Если останется время прочитать по ролям отрывок.


О каком литературном произведении мы сегодня говорили?

Кто автор?

Что такое басня?

Кто может быть героями басни?

Сколько в басне частей? Какие?


Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу! Возьмите карандаш или ручку и нарисуйте муравьишку на том уровне (высоте) муравейника, на каком ты сегодня работал. Чем выше - тем лучше. Карточки собрать.


Дома прочтите ещё раз басню, красиво и выразительно, можно маме, папе или сестре. Кто хочет, может даже попробовать выучить!


Все молодцы! Урок окончен! Спасибо!


1 слайд




2 слайд









3 слайд




4 слайд







5 слаайд







На доске вывешиваются 4 персонажа, дети выходят к доске и пытаются угадать героев басни.



6 слайд


7 слайд















8 слайд









9 слайд

Прослушивается басня














































Несколько детей выразительно читают отрывок.










































Ученикам раздаются карточки с пословицами.















Детям раздаются изображения муравейника.
















Урок чтения 2 класс "Басня И.А. Крылова Стрекоза и муравей"
  • Другое
Описание:

Конспект красочного урока чтения для второго класса, по теме "Басня Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и муравей". Урок включает в себя, просмотр презентации, прослушивание текста басни в профессиональном чтении диктора, физминутку, игровые и сюрпризные моменты, а так же рефлексию.

К конспекту следует подготовить дополнительные материалы:

- иллюстрации с изображением разных героев басен (мышь, стрекоза, муравей, бабушка);

- обучающую презентацию с аудиозаписью;

- карточки с различными русскими пословицами;

- листочки с изображением муравейника для рефлексии.

Урок предполагает ПРОДОЛЖЕНИЕ работы над творчеством И.А. Крылова. 

 

Автор Морозова Мария Александровна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 2156
Номер материала 6776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы