Прозвенел звонок!
Зовёт нас на урок,
Будем мы сейчас читать,
Слушать и запоминать.
Ребята посмотрите на экран, у меня здесь написано,
вот только буквы в нём перепутались, давайте попробуем угадать, что же это за
слово?
Слово
«Басня»
Ребята, а что же такое басня?
Ба́сня — стихотворное
или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического
характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение —
так называемая мораль. В басне высмеиваются пороки людей.
А
кто обычно является героями басни, её действующими лицами?
Действующими лицами обычно
выступают животные, растения, вещи.
А
как вы думаете на какие 2 части можно разделить басню?
Повествовательная часть и
поучительная часть (мораль).
Давайте
с вами попробуем определить части на примере басни «Лебедь, рак и щука».
Откройте страничку №...
Кто
читал дома выразительно?
Где
здесь повествовательная часть?
С
каких слов она начинается, и какими словами заканчивается?
А
где мораль? Прочтите вслух. Мораль – это мудрость басни.
Она
бывает в начале басни или в конце. Чаще всего в конце.
А
кто-нибудь выучил её наизусть?
Кто
автор данной басни?
Ребята,
а кто-нибудь знает сколько всего басен написал Иван Андреевич Крылов? 203!
Закройте
учебники.
Сегодня
мы познакомимся с ещё одной его басней. Давайте попробуем угадать её
название. Посмотрите, у меня есть четыре героя: мышка, стрекоза, бабка и
муравей. В нашей новой басне два персонажа, как вы думаете, кто бы это мог
быть?
Ребята,
а что мы знаем о муравьях?
Какими
качествами мы бы наделили муравьёв?
А
стрекоза? Что мы о ней можем сказать? Какие качества можно перечислить?
Зачем
мы вот так разбираем? Как вы думаете, почему мы об этом говорим?
В
баснях главные герои – животные, но под ними скрываются люди. Соответственно
качествами, которыми наделены персонажи басни, могут обладать и люди. В
баснях, как правило, эти качества либо высмеиваются, либо превозносятся. Это
называется ИНОСКАЗАНИЕМ.
Был
такой датский писатель
и поэт, автор всемирно
известных сказок для детей Ханс Кристиан Андерсен, вот что он писал о баснях:
Да, гениальный способ придумали в
древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему
правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором
отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь
занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и,
что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к
себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на
басню никто не мог.
Откройте учебники, сейчас мы внимательно
послушаем басню. Можно следить по учебнику за чтением диктора. Узнаем, чему
она нас научит!
Кто из героев вам понравился/не понравился?
Почему?
Хорошо, теперь давайте с вами разберём
некоторые выражения басни. Кто хочет начать читать?
Лето красное пропела
Пропустила,
пробездельничала, про веселилась всё лето
Как зима катит в
глаза
Наступает зима,
приближается, есть такое выражение «Зима на носу» т.е. вот-вот настанет.
Помертвело чисто поле
Почернело, трава
высохла, цветы завяли
Как под каждым ей
листком
Был готов и стол и
дом.
Это значит, что стрекоза
могла под любым листиком укрыться, найти пропитание. (Питается мелкими насекомыми)
Кому же в ум пойдёт
Кто же до такого
додумается, кому такое в голову придёт
Злой тоской удручена
Удручена. Ребята,
смотрите, это слово выделено, значит его значение нужно найти в словарике.
Ищем. Зачитываем.
Не оставь меня кум
милый!
Вообще это слово имеет
много значений, чаще всего обозначает родственника. Но в этой басне, это
ласковое обращение имеющее значение хороший, закадычный друг.
И до вешних
только дней
Весенних
Кумушка
Тоже самое что и кум.
Голубчик
Ласковое обращение,
что-то типо милый мой, дорогой друг.
В мягких муравах
у нас
Произошло от слова
Мурава, что обозначает сочная зелёная трава
Песни, резвость
всякий час
От слов Резвый,
Резвиться – развлекаться.
поди
Пойди.
В басне муравей, он какой?
Какая стрекоза?
Почему она обратилась к муравью?
Что ответил ей муравей?
Почему он удивился?
Почему поведение стрекозы показалось ему
странным?
Что ответил муравей в итоге?
Почему он так поступил?
Справедливо или нет?
Сочувствуешь ли ты стрекозе?
В каком случае муравей бы пустил её? (если
бы она раскаялась)
Если бы он её пустил это бы научило
чему-нибудь стрекозу? Почему?
Давайте попробуем выразительно прочитать
кусочек этой басни, со слов: «Злой тоской удручена…» и до слов «…Да работала
ль ты в лето?»
Где мораль этой басни? Прочти.
Найдём с каких слов у нас начинается
повествовательная часть и где она заканчивается?
Где у нас обычно мораль?
Мораль этой басни, стала крылатой фразой.
Это значит ушла в народ и её применяют в обычной жизни.
Давайте придумаем случай из жизни, где можно
было бы применить эту фразу.
А теперь ребята встали!
Быстро ручки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Сейчас мы с вами поиграем. Вам надо собрать
пословицы и выбрать ту, которая лучше всего подходит к нашей басне.
Верно, а как вы понимаете эту пословицу?
Хорошо. Давайте теперь будем пробовать
выразительно читать со слов «Злой тоской удручена…» и до конца.
Помним, что у стрекозы умоляющий голос,
просящий, а у муравья интонация удивления, недоумения, изумления.
Если останется время прочитать по ролям
отрывок.
О каком литературном произведении мы сегодня
говорили?
Кто автор?
Что такое басня?
Кто может быть героями басни?
Сколько в басне частей? Какие?
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, но
я очень хочу, чтобы вы сами оценили свою работу! Возьмите карандаш или ручку
и нарисуйте муравьишку на том уровне (высоте) муравейника, на каком ты
сегодня работал. Чем выше - тем лучше. Карточки собрать.
Дома прочтите ещё раз басню, красиво и
выразительно, можно маме, папе или сестре. Кто хочет, может даже попробовать
выучить!
Все молодцы! Урок окончен! Спасибо!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.