Главная / Начальные классы / Урок чтения. Н.Носов.На горке.

Урок чтения. Н.Носов.На горке.

Открытый урок

Н.Носов.На горке.

Учитель начальных классов Денисова В.В.


Цели урока:

  • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.

  • Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

  • создать условия для выразительного чтения;

  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- читать текст по ролям;

- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;

- пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

 - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.



ХОД УРОКА

1. Начало урока.

Эмоциональный настрой Учитель: - Ребята, у нас сегодня на уроке чтения очень много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе.

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Начнем урок с разгадывания кроссворда. Вопросы будут по прочитанным вами произведениям.

1.Только палочка осталась

От загадки под конец,

Потому что кто-то скушал

Вкусный, сладкий … (леденец)!


2.Лежит меж грядок


Зелен и гладок...(огурец)


У: поставьте слово «огурец» во множественном числе(огурцы)


3.Из какого рассказа эти отрывки?

4. – Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки. (клякса)




5.Я живу хорошо. Что хочу то и делаю: хочу - гребешком причёсываюсь, хочу – на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.

- А тебе позволяет дедушка?

- Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.

- А где же дедушка спит?

- Дедушка там, в углу, на коврике. («Бобик в гостях у Барбоса».)


6.«Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»(живая шляпа)



-Кто автор этих призведений? (Н.Носов)


Портрет




Что вы знаете из биографии Н.Носова? (выступление детей) 3 учеников


Н.Н.Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье киноактера.С детства его увлечения были разносторонними.Он занимался музыкой,пением и любительским театром,увлекался химией,электротехникой,шахматами,фотографией.

Закончив школу, поступил работать на завод, а затем поступил в Московский университет кинематографии. Н.Н. Носов работал кинорежиссером, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов.

-Как же получилось, что Н.Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежесер,а именно как детский писатель?

О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Н.Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.

Носов писал о детях и для детей.

Посмотрите на нашу выставку книг.Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни «Веселая семейка», «Витя Малеев в школе и дома»,целая серия романов-сказок «Приключение Незнайки и его друзей»

Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остается одним из самых популярных и любимых детьми авторов.

К 100 - летию со дня рождения писателя в 2008 году были выпущены серебряная монета и конверт.

2. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.




Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них.

Разгадайте анаграмму и узнаете как называется рассказ, который мы будем читать и учиться пересказывать. Название состоит из двух слов


А Н К Е Г О Р Слайд 3


- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?( Уч-к. - Произведение называется «На горке». Может быть в нем будет рассказываться о каком-то случае на горке.


Слайд картинка горка


3. Подготовка к первичному восприятию текста

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Слайд 4

-Что такое горка? высказывания детей

В толковом словаре Даля дается определение

- «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

-Какие бывают горы по высоте? слайд

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.


-Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

- Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку слайд горка



-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Давайте с вами построим вместе горку (физминутка)

Словарная работа

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте.

Слайд 5

Упражнение «пишущая машинка»

СГРЕ-БА-ЛИ

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ

НА-ПОР-ТИЛ

Подберите слово, близкое по значению: СГРЕБАЛИ - собирали)

Взобрался - залез

НАПОРТИЛ -сломал)

ТРУДЯТСЯ (Подберите антоним ленятся)


Проведем словарную работу и поиграем


Упражнение «Вращалки»


ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ- ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)


ДВОР –НИЦ-КА-Я - это ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ДВОРНИКА ИЛИ РАБОТНИКА, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОРЯДОК И ЧИСТОТУ НА УЛИЦЕ


Чтение рассказа учителем


Послушайте и определите

-К какому жанру относится это произведение?

(Это произведение – рассказ, потому что описаны реальные события. Говорится об одном событии, которое произошло за небольшой промежуток времени. Оно небольшое по объему. В нем мало героев.)


Аудирование

- Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. ( Дети самостоятельно работают на листочках).

На парте карточки с буквами для правильных ответов


  • Что ребята построили во дворе?

А) снежную горку

Б) снежную крепость

В) снежную бабу

  • Чем занимался Котька во время строительства горки?

А) работал вместе с ребятами

Б) смотрел телевизор

В) сидел дома и смотрел, как другие трудятся

  • Что сделал Котька, когда ребята ушли?

А) быстро нацепил коньки и выскочил во двор

Б) продолжал смотреть телевизор

В) стал строить свою горку

  • Почему Котька не смог взобраться на горку?

А) не пустили ребята

Б) горка была высокой

В) горка была скользкой

  • Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?

А) посыпал песком и взобрался

Б) решил гулять в другом месте

В) позвал папу

  • Как ребята отнеслись к поступку Котьки?

А) похвалили и стали кататься вместе

Б) пожурили и предложили исправить

В) побили и не стали разговаривать

  • Что предпринял Котька, чтобы исправить свою ошибку?

А) посыпал горку снегом и сделал ступеньки

Б) принес конфеты и раздал ребятам

В) не стал ничего исправлять



. IV Работа в парах.

- А теперь я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей по рассказу.


  1. Вторичное чтение. Анализ произведения.

Прочитаем рассказ (читают дети)

Выборочное чтение

- Кто главный герой рассказа? (Котька Чижов)

1.-Найдите и прочитайте только те предложения,где говорится какой был Котька. Почему?


- Да, мы видим, что Котька действительно был хитрым, наверное, и ленивым. А кататься ему хотелось.


2. -Что произошло, когда ребята ушли обедать? Прочитайте.


3.- Назовите причину, по которой он не смог прокатиться с горки.( была скользкой)


4.-Найдите в тексте предложения, где говорится что придумал Котька, чтобы не скользить.

5.- Как отреагировали ребята, когда увидели испорченную горку?


-Представьте себе,что вы вышли во двор,а там новая ледяная горка и забраться на нее не возможно.Как бы вы себя повели?




7. Деление текста на части, составление плана, пересказ

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Слайд

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Какой картинки не хватает? Что бы вы нарисовали?

(Котьке понравилось трудиться?)

- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

План. Слайд 7

1.Строительство горки ребятами.

2.Хитрец на скользкой горке.

3.Котька посыпал горку песком.

4.Ребята заставили товарища работать.

- Какой картинки не хватает? Что бы вы нарисовали?

(Котьке понравилось трудиться?)

5.Котьке понравилось трудиться



- Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к четвертому пункту плана . Подчеркните слова в тексте.


-О чем говорится в этой части?(разговор Котьки и его товарищей)

-Сейчас мы прослушаем диалог и будем учиться пересказывать эту часть. (слайд)


Я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа.

КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ СЛОВА РЕБЯТ?(ВЫРАЗИТЬ ДОСАДУ,НЕДОВОЛЬСТВО,ОБИДУ,ВОЗМУЩЕНИЕ)



-Как Котька исправил свою ошибку?(стал посыпать горку снегом)


VI Групповая работа.

А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая подходит к рассказу?


1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Как вы думаете простили ребята Котьку?Почему?(потому что он исправил с вою ошибку)


-С какой целью был написан рассказ Носова «На горке»? Какова главная мысль ? (Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного)

-Как бы вы поступили на месте мальчиков?

-Что полезного для себя вы взяли из рассказа?

Вывод:

Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. Уважать чужой труд. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих.



Рефлексия

У каждого из вас на парте лежит снежинка. Возьмите ее и давайте построим свою горку такая красивая высокая горка получается только когда мы дружные,умеем уважать друг друга

Смотрите,какая великолепная горка у нас получилась!



Урок чтения. Н.Носов.На горке.
  • Начальные классы
Описание:
  • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
  • Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
  • Универсальные учебные действия:

    Личностные:

    - проявлять желание читать произведения о дружбе;

    - проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

    Регулятивные:

    - выполнять учебное задание по алгоритму;

    - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

    Познавательные:

    - определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

     - подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

    Коммуникативные:

    адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

     

Автор Денисова Валентина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1717
Номер материала 35789
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓