Урок:
чтение и работа с текстом
Тема:
Работа с текстом (по материалам энциклопедии для детей). Определение главной
мысли текста.
Цель:
расширить читательский кругозор детей по материалам
энциклопедии для детей; формирование навыков правильного, осознанного,
вдумчивого чтения.
Задачи:
-
развивать умения учащихся критически мыслить;
-
формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные
признаки конца зимы (капель);
-
развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;
-
закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не
ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек, умение
детей заботиться о себе самостоятельно.
Планируемый
результат:
Предметные
умения:
·
читать текст про себя с
постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
·
сравнивать научный и
художественный тексты;
· умения
составлять самостоятельно тексты разных жанров.
Личностные
умения:
·
Проявлять:
- внутреннюю
позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного
чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности;
·
стремление к успешной учебной деятельности.
Метапредметные
умения
ПознавательныеУУД:
·
самостоятельно работать с
учебником чтения как источником информации;
·
выделять в тексте основные
части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе
выделенной микротемы;
·
группировать тексты по
заданному основанию (по теме, главной мысли);
·
Регулятивные УУД:
·
выполнять учебное действие
по плану;
·
выполнять учебное задание в
соответствие с целью;
·
осуществлять взаимовыручку и
самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
·
учитывать разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного диалога;
·
адекватно взаимодействовать в паре и
группе при выполнении учебного задания.
Тип
урока: урок изучения нового материала
Приёмы:
«чтение с остановками», «прогноз», «опорные слова»
Оборудование:
пособие «Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О.Н.Крылова. – М.: Изд-во
«Экзамен», 2015. (Серия «Учебно-методический комплект»); карточки – опоры;
презентация «Осторожно! Сосульки!»
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Прозвенел
уже звонок,
Начинаем
наш урок.
Предлагаю
подружиться
И
всем вместе потрудиться!
-
Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока.
-
Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке чтения заниматься?
В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)
( осознанно читать)
( свои мысли…)
-
Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и
результативным? ( Рассуждения и высказывания детей.)
-
Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью,
основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие
результаты.
2.
Мотивация к изучению темы
А)
Игровое упражнение: «Какой, какая, какое? »
-Ребята,
как вы думаете:
-
Если зимой выпало очень много снега, то зима, какая?
-Если
днем светит солнце, то день, какой?
-Если
ночью холодно, то ночь, какая?
-Если
утром сильный мороз, то утро, какое?
-Если
горка сделана изо льда, то горка, какая?
-
Я совсем забыла. Утром, когда вы ещё были дома, пришёл почтальон и оставил для
вас посылку. Я не стала открывать. А вдруг почтальон перепутал адрес и посылка
не для нас, сейчас проверим.
-
Кто из вас помнит название улицы, на которой находится наша школа? Ул.
Победы, дом № 24.
-
Тогда всё правильно, адрес наш, посылка для вас.
В
целях вашей безопасности посылку открою я, а вдруг там опасный предмет. Сейчас
я посмотрю, что там лежит. (Смотрю). Здесь для вас сюрприз:
Серебристая
морковка
Прицепилась
к крыше ловко
Уцепилась
за карниз
И
растёт зимою вниз. Что это? (сосулька)
(вытаскиваю
сосульку)
-Ой,
какая! Прозрачная стекляшка,
Узорная
висюлька.
На
проводах и крышах
Весёлая
сосулька!
--Посмотрите,
какая она?
-Длинная,
большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая. Кто и зачем прислал сосульку? Совсем
ничего не понятно.
-Что
там ещё лежит? (дети вытаскивают письмо)
-
Прочитаем (слайд)
Здравствуйте,
ребята! Пишет вам ваш друг Незнайка.
Очень
хотелось прийти к вам в гости, даже приготовил вам в подарок самую большую и
красивую сосульку. Она ещё и очень вкусная, я пробовал. Но почему-то после
этого заболел, Очень болит горло. А у меня к вам так много вопросов о
сосульках. Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они
образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос: почему
сосульки растут вниз головой? Вот, видите, сколько мне надо у вас узнать. Но
теперь смогу придти к вам, как вылечу горло. А пока, до свидания!
-
Вот Незнайка задал нам задачку! Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу
сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?
-Это
лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.
-
Когда образуются сосульки?
-
Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.
-Правильно,
ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло,
для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.
-
Чтобы ответить на главный вопрос Незнайки – Как растет сосулька? Я предлагаю
вам воспользоваться материалами энциклопедии.
3.
Чтение текста учителем «с остановкой» стр. 52 – 53
Солнечный зимний день. Легкий мороз. Солнечные лучи падают на покрытый снегом
скат крыши. Под снегом образуется талая вода, она стекает по скату крыши и
достигает её края. Там и начинают расти сосульки.
-
Как растет сосулька? Можете предположить?
Как растет сосулька? Вот с края крыши начинает стекать крупная водяная капля.
Она не может сразу оторваться и полететь вниз. На пути встречаются препятствия.
Капля замерзает, теперь с края крыши свешивается надёжно примёрзший к нему
кусочек льда. Следующая капля быстро стекает по уже замёрзшей капле к самой
нижней её точке. Новая капля, как и предыдущая, замерзает, так и не оторвавшись
от крыши. Такова же судьба и последующих капель. Все они последовательно
намерзают одна на другую. В результате чего и образуется сосулька. (113 слов)
-
О чем рассказывается в тексте?
4.
Читай правильно (таблица)
прочитай
|
при-мёрз-ший
|
ударение в слове
|
примёрзший
|
образующее слово
|
примёрзнуть
|
прочитай
|
пре-пят-стви-я
|
ударение в слове
|
/
препятствия
|
синонимы
|
помехи, преграды
|
прочитай
|
по-сле-до-ва-тель-но
|
ударение в слове
|
/
последовательно
|
синонимы
|
один за другим, по порядку
|
5.
Чтение «цепочкой»
-
Знаете ли вы, в каком стиле речи написан текст? Хотите узнать?
6.
Объяснение нового материала
Стили
речи различают в зависимости от цели высказывания.
А)
разговорный стиль
Разговорный
стиль используют для того, чтобы обменяться своими мыслями или поделиться чувствами
с близкими людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке.
В
других условиях и с другими целями общения используют книжный стиль. К
книжному стилю относят научный, художественный.
-
Как вы думаете, в учебниках, словарях, энциклопедиях используют какой стиль
речи? (научный)
Основная
цель научного стиля речи – точная передача знаний, научной информации.
-
К какому стилю речи вы отнесете данный текст? (научный)
7.
Работа в группах (карточки)
-
Правила работы в группах (обсудить)
-
Определите, к какому стилю относятся тексты?
-
Какую информацию вы получили?
1.
Сосу́лька —
ледяной сталактит,
который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, проводах,
ветвях деревьев, при намораживании медленно стекающей или капающей воды.
- Сможете ли вы объяснить значение слова сталактит?
- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова (стр. 998).
Хорошо читающий ученик (по закладке на нужной
странице в словаре) находит толкование слова и зачитывает.
2.
Говорят, "сосулька плачет".
Здесь - ошибка, не иначе:
Солнце приласкать хотело,
А она вдруг заревела?
Непонятные дела,
Разве плачут от тепла?
-
Как понимаете выражение "сосулька плачет"?
-
Как вы думаете, в какое время года можно наблюдать рост сосулек? Обоснуй свой
ответ.
3.
Из данных слов составить и записать предложение (на доске по карточкам)
-
Вспомним, что такое предложение?
Свисают,
домов, большие, весной, крыш, сосульки, с.
-
Самостоятельно записывают стр. 55 упр № 8
8.
Физминутка
«Зима»
Мы зимой
в снежки играем, мы играем.
По
сугробам мы шагаем, мы
шагаем.
И
на лыжах мы бежим, мы бежим.
На
коньках по льду скользим, мы скользим.
И
снегурку лепим мы, лепим мы
.
Гостью-зиму
любим мы, любим
мы.
9.
Работа с текстом
Стр.
53 Вопрос № 3
-
Озаглавь текст вопросительным предложением. Запиши.
-
Вспомним, что такое главная мысль текста? (таблица- опора)
Стр.54 упр. № 4.
-
Рассмотрите рисунок и отметьте предмет, на котором образуются сосульки
(рисуют). Стр. 54
10.
Вспомним правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: (просмотр
презентации)
Вывод:
не
ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек
11.
Сочиним сказку «О чем плачут сосульки?» (работа
в парах)
по
опорным словам:
крыша,
выросла, сосулька, однажды, заболела, солнышко, воробей зачирикал, растаял,
весна.
(Примерный
текст)
На
одной самой обычной крыше жили-были сосульки. Всю зиму они только и делали, что
росли. Все сосульки были твердые, прозрачные. Сбоку на крыше выросла самая
большая сосулька. Она висела высоко и очень гордилась тем, что ей все вокруг
видно. Каждое утро сосулька видела, как проезжали машины, шли на работу люди. И
вот однажды сосулька почувствовала, что заболела. Оказывается, сосульки тоже
могут болеть. Пролетавший мимо воробей весело
зачирикал: "Весна пришла! Встречайте весну!"
На небе появилось солнышко. Сосулька видела его и раньше, но никогда еще от
встречи с ним ей не было так жарко. "У меня, наверное, температура",
- подумала сосулька. Солнышко приветствовало всех своими лучами. Оно осветило
землю. Стало тепло и светло. Воробей еще громче зачирикал:
"Больше нет
морозов! Конец зиме!"
"Нет морозов? Конец зиме?" - испугалась сосулька. "Разве зима
может кончится?" - подумала она. Рядом не унимался воробей: "Чик-чирик,
чик-чирик, сосульки тают!" - и заплакала. Соседки-сосульки стали совсем
маленькие, капельки стекали с них ручейком.
Солнце припекало еще сильнее, и весь снег на крыше растаял. Растаяли и
сосульки. Пролетавшая ворона посмотрела на крышу и спросила: "А где же
сосульки? Кар, зимой их было так много!" Воробей ответил: "Придет
время, и сосульки вырастут снова. Только это будет не скоро, зимой. Чик-чирик,
а сейчас пришла весна!" И полетел сообщить об этом всем.
12.
Рефлексия (самоанализ)
-
Закончите предложения:
На
уроке я узнал(а) …,
понял(а)
…,
научился(лась)
… .
12.
Д/З по выбору:
1)
с.52 – 55 читать текст, упр. № 6;
2)
написать сказку «О чем плачут сосульки?» и рисунок к своей
сказке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.