Главная / Начальные классы / Урок: чтение и работа с текстом на тему "Определение главной мысли" (2 класс)

Урок: чтение и работа с текстом на тему "Определение главной мысли" (2 класс)

Урок: чтение и работа с текстом

Тема: Работа с текстом (по материалам энциклопедии для детей). Определение главной мысли текста.

Цель: расширить читательский кругозор детей по материалам энциклопедии для детей; формирование навыков правильного, осознанного, вдумчивого чтения.

Задачи:

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель);

- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;

- закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек, умение детей заботиться о себе самостоятельно.

Планируемый результат:

Предметные умения:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

  • сравнивать научный и художественный тексты;

  • умения составлять самостоятельно тексты разных жанров.



Личностные умения:

  • Проявлять:

- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

  • стремление  к успешной учебной деятельности.

Метапредметные умения

ПознавательныеУУД:

  • самостоятельно работать с учебником чтения как источником информации;

  • выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

  • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли);

  • Регулятивные УУД:

  • выполнять учебное действие по плану;

  • выполнять учебное задание в соответствие с целью;

  • осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Тип урока: урок изучения нового материала

Приёмы: «чтение с остановками», «прогноз», «опорные слова»

Оборудование: пособие «Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О.Н.Крылова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2015. (Серия «Учебно-методический комплект»); карточки – опоры; презентация «Осторожно! Сосульки!»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться!

- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока.

- Давайте попробуем определить, чем мы будем сегодня на уроке чтения заниматься? В качестве подсказок используйте опорные слова ( открываются на доске)

читать…

Учиться:

( осознанно читать)

высказывать…

( свои мысли…)

обсуждать…

находить…

сравнивать…

рисовать…







- Ребята, как вам кажется, что поможет сделать наш труд на уроке плодотворным и результативным? ( Рассуждения и высказывания детей.)

- Верно, только тот труд, который человек выполняет с интересом и радостью, основанный на знаниях, дружбе и взаимовыручке, приносит хорошие результаты.

2. Мотивация к изучению темы

А) Игровое упражнение: «Какой, какая, какое? »

-Ребята, как вы думаете:

- Если зимой выпало очень много снега, то зима, какая?

-Если днем светит солнце, то день, какой?

-Если ночью холодно, то ночь, какая?

-Если утром сильный мороз, то утро, какое?

-Если горка сделана изо льда, то горка, какая?



- Я совсем забыла. Утром, когда вы ещё были дома, пришёл почтальон и оставил для вас посылку. Я не стала открывать. А вдруг почтальон перепутал адрес и посылка не для нас, сейчас проверим.

- Кто из вас помнит название улицы, на которой находится наша школа? Ул. Победы, дом № 24.

- Тогда всё правильно, адрес наш, посылка для вас.

В целях вашей безопасности посылку открою я, а вдруг там опасный предмет. Сейчас я посмотрю, что там лежит. (Смотрю). Здесь для вас сюрприз:

Серебристая морковка

Прицепилась к крыше ловко

Уцепилась за карниз

И растёт зимою вниз. Что это? (сосулька)

(вытаскиваю сосульку)

-Ой, какая! Прозрачная стекляшка,

Узорная висюлька.

На проводах и крышах

Весёлая сосулька!

--Посмотрите, какая она?

-Длинная, большая, холодная, мокрая, ледяная, блестящая. Кто и зачем прислал сосульку? Совсем ничего не понятно.

-Что там ещё лежит? (дети вытаскивают письмо)

- Прочитаем (слайд)

Здравствуйте, ребята! Пишет вам ваш друг Незнайка.

Очень хотелось прийти к вам в гости, даже приготовил вам в подарок самую большую и красивую сосульку. Она ещё и очень вкусная, я пробовал. Но почему-то после этого заболел, Очень болит горло. А у меня к вам так много вопросов о сосульках. Например, что такое сосулька, когда появляются сосульки, как они образуются, почему от них можно заболеть. И самый главный вопрос: почему сосульки растут вниз головой? Вот, видите, сколько мне надо у вас узнать. Но теперь смогу придти к вам, как вылечу горло. А пока, до свидания!

- Вот Незнайка задал нам задачку! Сразу столько вопросов. На некоторые вы сразу сможете ответить, они не сложные. Вот, например, что такое сосулька?

-Это лед, замёрзшая вода, замёрзшие капельки воды.

- Когда образуются сосульки?

- Сосульки образуются в тёплую погоду, когда начинает таять снег.

-Правильно, ребята, для образования сосулек необходимо два условия, чтобы было достаточно тепло, для стекания капелек и достаточно холодно для их замерзания.

- Чтобы ответить на главный вопрос Незнайки – Как растет сосулька? Я предлагаю вам воспользоваться материалами энциклопедии.

3. Чтение текста учителем «с остановкой» стр. 52 – 53

Солнечный зимний день. Легкий мороз. Солнечные лучи падают на покрытый снегом скат крыши. Под снегом образуется талая вода, она стекает по скату крыши и достигает её края. Там и начинают расти сосульки.

- Как растет сосулька? Можете предположить?

Как растет сосулька? Вот с края крыши начинает стекать крупная водяная капля. Она не может сразу оторваться и полететь вниз. На пути встречаются препятствия. Капля замерзает, теперь с края крыши свешивается надёжно примёрзший к нему кусочек льда. Следующая капля быстро стекает по уже замёрзшей капле к самой нижней её точке. Новая капля, как и предыдущая, замерзает, так и не оторвавшись от крыши. Такова же судьба и последующих капель. Все они последовательно намерзают одна на другую. В результате чего и образуется сосулька. (113 слов)

- О чем рассказывается в тексте?

4. Читай правильно (таблица)

прочитай

при-мёрз-ший

ударение в слове

примёрзший

образующее слово

примёрзнуть

прочитай

пре-пят-стви-я

ударение в слове

/

препятствия

синонимы

помехи, преграды

прочитай

по-сле-до-ва-тель-но

ударение в слове

/

последовательно

синонимы

один за другим, по порядку



5. Чтение «цепочкой»

- Знаете ли вы, в каком стиле речи написан текст? Хотите узнать?

6. Объяснение нового материала

Стили речи различают в зависимости от цели высказывания.

А) разговорный стиль

Разговорный стиль используют для того, чтобы обменяться своими мыслями или поделиться чувствами с близкими людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке.

В других условиях и с другими целями общения используют книжный стиль. К книжному стилю относят научный, художественный.

- Как вы думаете, в учебниках, словарях, энциклопедиях используют какой стиль речи? (научный)

Основная цель научного стиля речи – точная передача знаний, научной информации.

- К какому стилю речи вы отнесете данный текст? (научный)

7. Работа в группах (карточки)

- Правила работы в группах (обсудить)

- Определите, к какому стилю относятся тексты?

- Какую информацию вы получили?

  1. Сосу́лька — ледяной сталактит, который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, проводах, ветвях деревьев, при намораживании медленно стекающей или капающей воды.  

- Сможете ли вы объяснить значение слова сталактит?

- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова (стр. 998).

Хорошо читающий ученик (по закладке на нужной странице в словаре) находит толкование слова и зачитывает.

  1. Говорят, "сосулька плачет".
    Здесь - ошибка, не иначе:
    Солнце приласкать хотело,
    А она вдруг заревела?
    Непонятные дела,
    Разве плачут от тепла?

- Как понимаете выражение "сосулька плачет"?

- Как вы думаете, в какое время года можно наблюдать рост сосулек? Обоснуй свой ответ.

3. Из данных слов составить и записать предложение (на доске по карточкам)

- Вспомним, что такое предложение?

Свисают, домов, большие, весной, крыш, сосульки, с.

- Самостоятельно записывают стр. 55 упр № 8

8. Физминутка

«Зима»

 Мы  зимой в снежки играем, мы играем.     

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.             

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  

На коньках по льду скользим, мы скользим.   

И снегурку лепим мы, лепим мы .                  

Гостью-зиму любим мы, любим мы.               

9. Работа с текстом

Стр. 53 Вопрос № 3

- Озаглавь текст вопросительным предложением. Запиши.

- Вспомним, что такое главная мысль текста? (таблица- опора)

Стр.54 упр. № 4.

- Рассмотрите рисунок и отметьте предмет, на котором образуются сосульки (рисуют). Стр. 54

10. Вспомним правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: (просмотр презентации)

Вывод:

не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек

11. Сочиним сказку «О чем плачут сосульки?» (работа в парах)

по опорным словам:

крыша, выросла, сосулька, однажды, заболела, солнышко, воробей зачирикал, растаял, весна.

(Примерный текст)

На одной самой обычной крыше жили-были сосульки. Всю зиму они только и делали, что росли. Все сосульки были твердые, прозрачные. Сбоку на крыше выросла самая большая сосулька. Она висела высоко и очень гордилась тем, что ей все вокруг видно. Каждое утро сосулька видела, как проезжали машины, шли на работу люди. И вот однажды сосулька почувствовала, что заболела. Оказывается, сосульки тоже могут болеть. Пролетавший мимо воробей весело зачирикал: "Весна пришла! Встречайте весну!" 
На небе появилось солнышко. Сосулька видела его и раньше, но никогда еще от встречи с ним ей не было так жарко. "У меня, наверное, температура", - подумала сосулька. Солнышко приветствовало всех своими лучами. Оно осветило землю. Стало тепло и светло. Воробей еще громче зачирикал:

"Больше нет морозов! Конец зиме!" 
"Нет морозов? Конец зиме?" - испугалась сосулька. "Разве зима может кончится?" - подумала она. Рядом не унимался воробей: "Чик-чирик, чик-чирик, сосульки тают!" - и заплакала. Соседки-сосульки стали совсем маленькие, капельки стекали с них ручейком. 
Солнце припекало еще сильнее, и весь снег на крыше растаял. Растаяли и сосульки. Пролетавшая ворона посмотрела на крышу и спросила: "А где же сосульки? Кар, зимой их было так много!" Воробей ответил: "Придет время, и сосульки вырастут снова. Только это будет не скоро, зимой. Чик-чирик, а сейчас пришла весна!" И полетел сообщить об этом всем.

12. Рефлексия (самоанализ)

- Закончите предложения:

На уроке я узнал(а) …,

понял(а) …,

научился(лась) … .



12. Д/З по выбору:

1) с.52 – 55 читать текст, упр. № 6;

2) написать сказку «О чем плачут сосульки?» и рисунок к своей сказке.

11


Урок: чтение и работа с текстом на тему "Определение главной мысли" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Работа с текстом (по материалам энциклопедии для детей). Определение главной мысли текста.

 Цель: расширить читательский кругозор детей по материалам энциклопедии для детей; формирование  навыков  правильного, осознанного, вдумчивого чтения.

Задачи:

- развивать умения учащихся критически мыслить;

- формировать представления об изменениях в природе, учить различать характерные признаки конца зимы (капель);

- развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;

 - закрепить правила безопасного поведения на прогулке во время оттепели: не ходить и не играть возле домов, где на крыше большое скопление сосулек, умение детей заботиться о себе самостоятельно.

Автор Зубова Римма Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2984
Номер материала 51492
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓