Инфоурок Биология КонспектыКонспект урока по биологии "Детки из клетки" (9 класс)

Конспект урока по биологии "Детки из клетки" (9 класс)

Скачать материал

Цели урока:

Образовательные:

1.      Познакомить обучающихся с особенностями полового размножения у человека, со строением половых клеток;

2.      Раскрыть сущность процесса оплодотворения;

3.      Объяснить влияние вредных факторов на развитие зародыша и здоровье будущего человека.

Развивающие:

 

1.      Развивать мышление, умение обобщать и делать выводы;

2.      Развивать способности выступать с сообщениями на публике.

 

Воспитательные:

 

1.      Приобщить учащихся к здоровому образу жизни;

2.      Воспитать интерес к предмету.

 

Оборудование:

 

1.      Мультимедийный проектор;

2.      Фотовыставка;

3.      Химическая посуда и реактивы для эксперимента;

4.      Раздаточный материал (карточки с заданиями);

5.      Таблица терминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Ход урока

 

                                                        Содержание урока 

Методы и средства обучения

        I.            Организационный момент   (2-3 мин.)

Ø Приветствие учащихся;

Ø Постановка целей урока;

Ø Подведение к теме (создание мотивации учения)

В жизни каждого человека наступает момент, когда его начинает мучить вопрос – откуда я взялся? И чтобы решить эту проблему, он идет к самым умным на свете людям – своим родителям. Но тогда проблема появляется у мам и пап – как понятно и доступно объяснить малышу процесс его зарождения. А если сыну или дочке не три года, а тринадцать – как с ним говорить про ЭТО…  Я предлагаю свою версию разъяснения этого вопроса.

     II.            Изучение нового материала  (10 мин.)

“Детки в клетку или анатомическая азбука”.

Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Только не из тех, которые в зоопарке, а из очень маленьких. Их можно увидеть только в микроскоп. Из клеток построены цветы, деревья, животные, папа, мама и ты. Многие клетки у разных организмов похожи друг на друга и выполняют одинаковую работу. Например, клетки кожи предохраняют нас от попадания микробов, клетки крови приносят необходимые вещества и удаляют вредные, а клетки головного мозга отвечают за все, что происходит в нашем организме.  Как называются клетки, из которых построено тело организма?  (соматические)

     Но есть особые клетки, которыми отличаются друг от друга мама и папа. Они называются ….. (половые клетки). Именно они отвечают за то, что девочки не похожи на мальчиков, а главное – за твое рождение.

    Давайте  узнаем, как устроены половые клетки.

    Женская половая клетка называется яйцеклетка. У девушек они появляются в период полового созревания. Яйцеклетки живут в доме, напоминающем инкубатор. Он называется яичник. У женщин два яичника, и в норме они работают поочередно – один месяц правый, другой – левый. Созревшая яйцеклетка покидает яичник и направляется в матку, где она будет ожидать мужские половые клетки. Яйцеклетка – это большая малоподвижная клетка. Снаружи она покрыта оболочкой, под которой располагается питательное вещество и ядро, с гаплоидным набором хромосом. Крупные яйцеклетки характерны для птиц – их диаметр достигает 3 см., а самая крупная яйцеклетка встречается у сельдевой акулы – ее диаметр составляет 23 см.   В отличие от нее, сперматозоиды – самые мелкие клетки, это своеобразные спортсмены. Они очень подвижны и их всегда много. У них есть голова, в которой находится ядро, содержащее гаплоидный набор хромосом, тело, хвост-жгутик, вращая которым, они быстро продвигаются головой вперед. В теле сконцентрированы митохондрии, необходимые для выработки энергии. Куда же они спешат?

                                    “Побеждает всегда первый”.

    Сперматозоид, как мы говорили раньше, это очень маленькая, но чрезвычайно подвижная клетка. Перед ним стоит задача соединиться с одной единственной яйцеклеткой, которая располагается на финише гонки. Но проблема состоит в том, что это довольно массовая гонка, так как в ней принимают участие от 50 до 150 миллионов таких же сперматозоидов.

    Вначале сперматозоиду необходимо выбрать правильное направление, ведь матка имеет две трубы, то есть две дороги. Но только одна из них правильная, там в организме мамы его ждет уже созревшая яйцеклетка. Она не пассивно ждет его, а тоже по трубам двигается к нему. На пути у сперматозоида масса препятствий. Например, его все время пытаются сбить с цели реснички эпителия. Они двигаются против движения сперматозоида, и выполняют команду центра – выгонять все то, что попало в трубы. Реснички имеют такой же размер, что и сперматозоид, но в отличие от последнего, у них нет головы, поэтому сперматозоиды успешно продвигаются к заветной цели.

    Когда первый, самый быстрый, самый активный сперматозоид приближается к яйцеклетке – он таранит ее, пробивая маленький лаз. В головке сперматозоида есть устройство, которое выделяет фермент, позволяющий расплавить оболочку яйцеклетки. Как только головка сперматозоида прошла в яйцеклетку, отверстие закрывается. В этой гонке нет второго места, это все равно, что 100-миллионное. Побеждает только один!

   Как только сперматозоид соединился с яйцеклеткой, начинает работать программа, превращения клетки в человека. Во время оплодотворения из двух родительских клеток с половинным набором хромосом образуется одна – зигота. Это полноправное образование, со своим неповторимым генетическим кодом, определяющим пол будущего ребенка, его характер, цвет глаз и форму ушей. Оплодотворенная яйцеклетка сразу начинает делиться, сначала на две клетки, потом на четыре, на восемь и так далее. Вначале все они практически одинаковые и делают одно и то же. А вот когда клеток становится много, они начинают делить между собой полномочия, то есть формировать различные органы. Одним из последних сложится командный пункт – головной мозг, который не только управляет всеми клетками, но и поможет тебе разобраться в вопросе – откуда ты взялся.

А может быть уже помог?

                  “Голова работает не только у сперматозоидов, но и …”.  (10 мин.)

Давайте проверим, как вы усвоили полученные знания. Жду только правильных ответов.

Вопросы:

  1. Как называются клетки, которыми отличаются мама и папа, назовите их имена.
  2. Как называется процесс слияния этих клеток;
  3. Назовите имя оплодотворенной яйцеклетки;
  4. Почему сперматозоид называют клеткой – спортсменом;
  5. Место встречи сперматозоида и яйцеклетки, которое изменить нельзя;
  6. Какова дальнейшая судьба оплодотворенной яйцеклетки;
  7. Правильно ли утверждение, что только одна яйцеклетка оплодотворяется одним сперматозоидом?

“Двое из ларца одинаковы с лица …”.         (5 мин.)

   Случается,что одновременно на свет появляются не один ребенок, а 2 и более. Одновременно родившихся детей называют близнецами. Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми). Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) частей. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Дизиготные близнецы могут быть как одного, так и или разного пола и могут быть как похожи так и не похожи друг на друга. Они развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами.

   Посмотрите на эти фотографии, по ним видно, что все эти близнецы– однояйцовые, они одного пола и очень похожи друг на друга. Это редкий случай особого оплодотворения яйцеклетки и всегда маленькое чудо.

  Особую группу среди однояйцевых близнецов составляют «сиамские близнецы». Наиболее известный случай – родившиеся в 1811году , в Таиланде, братья Чанг и Энг  Банкеры, прожившие 63 года. Некоторое время они демонстрировали свое тело и получали за это гонорар. В дальнейшем они вступили в брак с сестрами-близнецами.  Энг произвел на свет 12 детей, Чанг – 10. Среди потомства «сиамских близнецов» не наблюдалось.

                     “Спирт – губитель жизни и не только спирт”.          (5 - 7 мин.)

   Отправляясь в дальний путь, запасливая яйцеклетка прихватывает с собой еду (желтое тело), поэтому в первую неделю не так уж принципиально, что входит в рацион будущей мамы. А вот после того как зародышевое яйцо прикрепилось к стенке матки, очень важно, как женщина питается и какой ведет образ жизни. Теперь развитие эмбриона целиком и полностью зависит от маминого душевного и физического состояния. Наиболее опасными для развития зародыша являются первые три месяца беременности. Вредное влияние на развитие эмбриона оказывает употребление его родителями алкоголя, наркотиков, курение табака. Алкоголь и никотин угнетают клеточное дыхание. Недостаточное снабжение кислородом приводит к тому, что в формирующихся органах образуется меньшее количество клеток, органы оказываются недоразвитыми. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Употребление будущей матерью алкоголя, наркотиков, курение табака, злоупотребление лекарствами часто приводят к необратимому повреждению эмбриона и последующему рождению детей с умственной отсталостью или врожденными уродствами. В легких случаях наблюдается расторможенность ребенка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, а также очень плохая память.

     Мы решили экспериментальным путем доказать вредное влияние алкоголя и никотина на развитие зародышей на примере прорастания семян фасоли. В опыте мы использовали три группы семян: одну мы поливали обычной водой, вторую растворам спирта, а третью группу окуривали сигаретами. Результаты эксперимента мы сфотографировали, вы их можете увидеть на слайдах. Первая чашка показала отрицательное влияние никотина на развитие семян. Зародыши проросли разного размера – одни сильно вытянутые, а другие слабые невысокие. Во второй чашке видно подавляющее действие спирта на проросшие семена, проростки в два раза меньше, чем растение, которое поливались обычной водой, это видно по чашке № 3.

     Для определения белка используется биуретовая реакция. Все вы знаете, что яйцо является началом жизни, поэтому для эксперимента мы берем яичный белок. Приливаем к нему гидроксид натрия и сульфат меди. У нас получается ярко фиолетовый раствор, который говорит о наличие белка. Теперь мы к такому же яичному белку приливаем спирт, затем гидроксид натрия и сульфат меди и видим, что изменение цвета раствора не произошло. Спирт разрушил структуру белка и он потерял свои свойства.

   Этим экспериментом мы доказали вредное влияние алкогольных напитков и никотина на зародыш человека.

  

                                          “Умники и умницы”.  (10 мин.)

Обратимся к карточкам  на ваших партах. В них предлагается сделать 2 задания:

~        Решить тест;

~        Задание на соответствие.

 

Тест №1

1.Яйцеклетка содержит запас питательных веществ, поэтому она:

А) крупнее сперматозоида,       Б) меньше сперматозоида,

В) имеет такие же размеры, как сперматозоид,     Г) изменяет размеры в зависимости от условий.

2. Оплодотворение происходит в :

А) яичнике,        Б) маточной трубе,

В) матке,            Г) влагалище

3. Зигота – это:

А) мужская половая клетка,     Б) женская половая клетка,

В) оплодотворенная яйцеклетка,    Г) зародыш.

4. В результате дробления зиготы образуется :

А) зародыш,            Б) плацента,             В) яйцеклетка,               Г) сперматозоид.

5. Какое количество хромосом содержится в половых клетках человека:

А) 23    Б) 46.   В ) 69.   Г)  92.

6. Перечислите факторы,  негативно влияющие на развитие зародыша и будущего ребенка.

А) воздух в лесу;   Б) наркотики;    В) никотин;    Г) алкоголь

 

 

 

Задание №2: соотнесите правильный ответ с вопросом

Вопросы

Ответы

1.              Какие клетки участвуют в бесполом размножении?

2.              Как называются женские клетки?

3.              Как называется оплодотворённая яйцеклетка?

4.              В каких клетках содержится гаплоидный набор хромосом?

5.              Где происходит образование сперматозоидов?

6.              Где происходит оплодотворение?

А) зигота

Б) соматические

В) в яичниках

Г) в гаметах

Д) в маточной трубе

Е) в семенниках

Ж) яйцеклетки

 

   Бывают случаи, когда ребенок не рождается…….  Искусственное прерывание беременности, сопровождающееся уничтожением зародыша или гибелью плода, неспособного к самостоятельному существованию, называется абортом.

    По данным Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в мире выполняется примерно 46 миллионов искусственных абортов, что составляет 22 % от числа наблюдавшихся беременностей.

   В настоящее время в мире причинами абортов являются следующие обстоятельства

  • 40 % по желанию женщины
  • 25 % по жизненным показаниям
  • 23 % по социальным показаниям
  • 12 % по медицинским показаниям.

  В любом случае, аборт наносит непоправимый урон женскому здоровью, пусть даже он незаметен сразу. В последствие могут возникнуть серьезные проблемы, вплоть до бесплодия.

  III.            Домашнее задание.  (3 мин.)

  На основе работы с текстом учебника раскрыть содержание понятий. Ответ выразить в цифровом значении.

Понятия

Категории

Содержание понятия

1. размножение

8. клетка

13. воспроизведение себе подобных

2.яйцеклетки

9. процесс

14.слияние половых клеток

3. сперматозоиды

10. орган

15. образуется в яичниках

4. оплодотворение

11. железа

16. предназначен для вынашивания плода

5. семенники

12. организм

17.производит яйцеклетки

6.матка

 

18. образуется в семенниках

7. яичники

 

19. производит сперматозоиды

  IV.            Рефлексия.  (3 мин)

¨  На уроке мне больше всего запомнилось... 

¨  - Меня удивило то, что...

¨  - После урока я расскажу свои друзьям о...

¨  - Ещё мне хотелось бы узнать...

¨   - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

Будем считать, что наш урок достиг своей цели, если вы , ребята, будете помнить его в будущем.

Вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опережающее задание. Сообщения учащихся о вреде алкоголя, никотина и наркотических средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказ учителя

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА

ПО БИОЛОГИИ

« Детки из клетки,

или откуда я взялся».

 

 

                                          

                                    Проведенного в 9 «В» классе

                                                                                                           Шишкиной С.Э.

 

 

 

 

 

 

                                                          2011г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по биологии "Детки из клетки" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.11.2015 574
    • DOCX 31.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Перминова Светлана Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Перминова Светлана Эдуардовна
    Перминова Светлана Эдуардовна
    • На сайте: 8 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12478
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 157 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе