Главная / Биология / Урок биологии в 7 классе на тему: "Значение насекомых"

Урок биологии в 7 классе на тему: "Значение насекомых"

БИОЛОГИЯ, 7 класс

Водопроводная средняя школа Кызылжарского района Северо-Казахстанской области

Учитель: Диденко Марина Михайловна

Тақырып: ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ

Мақсат: учащиеся должны иметь общее представление о положительном и отрицательном значении насекомых в природе и жизни человека.

Көрнекілік: Интерактивная доска, презентация, сотовые телефоны, флипчарт, таймер. УМК. Дидактический материал. Иллюстрации. Постеры. Коллекции.

Әдіс-тәсілдер: проблемные, исследовательские, эвристические

Сабақ барысы

Этапы урока и формы работы

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Тепло приветствует детей

Приветствуют учителя. Дежурный оглашет список отсутствующих.

Психолого-педагогический настрой на позитивную и продуктивную учебную деятельность

Предлагает учащимся закрыть глаза и прослушать мелодию «Прекрасное далеко» и рассказать о том, с каким насекомым у них ассоциируется эта песня.

Выполняют. Рассказывают о своих ассоциациях, объясняют их.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания. К уроку учащимся нужно было подобрать загадки на русском, казахском, английском языке о насекомых (по отрядам): 1) перепончатокрылые, 2) двукрылые, 3) прямокрылые

Опрашивает учашихся о признаках, характерных для определенного отряда. Предлагает выбрать из всех ответов самое полезное насекомое, самое вредное насекомое и насекомое, которое ничем не примечательно. Обосновать свой выбор

Загадывают загадки гостям урока и друг, другу. Описывают особенности отрядов. Выдвигают версии

3.Определение темы урока.Совместное целеполагание.

В нестандартной форме сообщает тему урока. Организует совместное с детьми целеполагание ( в виде исследовательской беседы)

Во многих странах мира поставлены памятники полезным насекомым (например, в Польше и Японии пчелам). А вот в США, штате Алабама есть фонтан, изображающий богиню плодородия, держащую в руках чашу с бронзовым жуком – долгоносиком. Как можно это объяснить, зная о вреде, который причиняет это насекомое?

Оказывается много лет назад жуки – долгоносики привели в негодность целые поля хлопка, разводимого местными фермерами. Жуки причиняли огромные убытки, и никакие ядохимикаты их не брали. Тогда фермеры просто перестали сеять хлопок, а вместо этого занялись животноводством и стали выращивать картофель, кукурузу. Арахис. Спустя некоторое время фермеры стали очень богатыми и в благодарность жуку создали памятник.

Определяют тему урока и формулируют цели

Самостоятельное изучение нового материала в микрогруппах по учебным ресурсам. Подготовка постеров

Организация обсуждения критериев оценки работ.

В связи с тем, что в классе всего три ученика, учитель предлагает принять участие в групповой работе гостей урока. При необходимости помогает ученикам, следит за ходом их работы. Тайм-менеджмент. Формативное оценивание и поддержка.

Предлагаю критерии оценки.

Приглашают учителей к сотрудничеству. Разбиваются на микрогруппы по желанию. Распределяют роли. Учитываются индивидуальные способности. Самостоятельно изучают учебный материал по ресурсу. Готовят постеры

Презентация постеров – итогов работы учащихся с учебным ресурсом «Нужны ли нам насекомые?»

Организация презентации работ.

Для оценки постеров используется «Ярмарка» с участием гостей, пришедших на урок.

Анализ работ по методике «Две звезды, одно пожелание». Голосование. Поощрение. Критериальное оценивание с использованием пунктов разработанного совместно с детьми «Кодекса плодотворной работы».

Защищают работы. Участвуют в «Ярмарке»

Закрепление и расширение знаний. Выполнение заданий из «Волшебного сундучка», проиллюстрированное слайдами и флипчартом.

1. Сформулировать и обосновать Правила поведения в природе. 

2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

Бионика – наука о конструировании технических систем на основе идей, заимствованных у природы. Бионика занимается изучением и копированием природных “ноу-хау”. Например:

Форма подводных лодок как форма тела прекрасных пловцов – дельфинов.

- Создана землеройная машина, которая двигаясь под землей подобно кроту, пробивает тоннель с гладкими стенами.

- Сконструированы инфракрасные детекторы схожие по работе с термолокаторами мух, клопов, самок комаров, змей.

- Шестиногий робот, гексапод, построен по результатам изучения системы передвижения таракана.

Застежка “липучка” была создана после изучения плодов дурнишника, которые прикрепляются к одежде человека при помощи маленьких крючочков.

Рыцарские доспехи.

Весла (задняя пара ног жука-плавунца).

- Фосфоресцирующие стрелки часов (светлячки).

Цифровая матрица фотоаппарата или видеокамеры (глаза насекомых).

- Оросительные влагосборники (сети из тончайших шелковых нитей, развешиваемые под ветер для конденсации влаги на основе ливийских пустынных ос).

Хитиновые ёмкости для хранения плавиковой кислоты (среди пещерной фауны имеются бактерии, преобразующий воду и фторид серы в плавиковую кислоту, она, в свою очередь, разъедает кварц и даёт тепло для жизни этих бактерий). А ими в пещерах Южной Америки питается особый род пещерных насекомых – бразильский пещерный сверчок. При этом само насекомое существует только за счет энергии бактерий, живущих у него в полости тела, и не растворяются от их кислоты за счет хитина головы и груди.

Определите, какие изобретения были “списаны” с насекомых, соединив стрелочками название насекомого и соответствующий предмет. (Задание на соответствие)

Комар многоэтажный дом

Глаза стрекозы вертолет

Жук-олень шприц

Муравей монитор

Стрекоза плоскогубцы

Жук-плавунец светящиеся стрелки часов

Светлячок вёсла

3. Назовите прилагательные, которыми можно охарактеризовать насекомых. (Возможные ответы: летающие, маленькие, шестиногие, двуглазые, кусачие, ядовитые, многочисленные, хитиновые, жужжащие, красивые)

4. А каких насекомых взяли бы вы с собой в случае всемирного потопа?

5.  Найдите предложения с ошибками и исправьте их.

1) Насекомые – немногочисленная группа животных.

2) Тело насекомых состоит их головы, груди, брюшка.

3) У насекомых две пары усиков.

4) Бионика – наука о строении насекомых.

5) Насекомых-вредителей можно и нужно уничтожать.

Самостоятельная творческая работа в парах

Сообщает задание

Составить мини-рассказ, включающий следующие термины: насекомые, природа, опыление, растения, животные, пищевая цепь, охрана, вредители, одомашненные насекомые, бионика.

Домашнее задание

Задает и комментирует домашнее задание

Составить кластер «Насекомые в моей жизни и Я в жизни насекомых»

Разноуровневое, творческое домашнее задание. Учащиеся могут выбрать форму подготовки домашнего задание

  1. Нарисовать памятник насекомому, обосновать свой выбор.

  2. Составить сказку «Планета Земля без насекомых».

  3. Подобрать приметы о насекомых-барометрах

  4. Решить задачу. При длине тела 3 мм блоха прыгает в высоту на 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как блоха?

Записывают в дневник домашнее задание.




Отвечает на возникшие у ребят вопросы.

Задают вопросы учителю, если таковые возникли.

Подведение итогов урока.

Самооценка. Взаимооценка. Формативное оценивание.

Принимают активное участие в подведение итогов урока, взаимооценивают друг друга, проводят самооценку.

Рефлексия

Организует рефлексию учащихся, помогает им проанализировать свои действия.

«Рефлексивная мишень».

Существуют ли бесполезные насекомые?

Значение насекомых.

- Вредители леса: непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, майский жук, жуки-короеды, жуки-усачи.

- Хищные насекомые (снижают численность других насекомых): божьи коровки (питаются тлями), жужелицы (многоядные), муравьи рыжие лесные (за сутки один муравейник 18 тысяч насекомых-вредителей), златоглазки (тлями).

- Паразитические перепончатокрылые: наездники (откладывают личинки в гусениц), яйцееды – трихограмма и теленомус (откладывают яйца в яйца других насекомых).

- Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека: комнатная муха (брюшной тиф, дизентерия, холера, яйца аскарид), малярийный комар, вши (тиф), блохи (чума).

- Насекомые – паразиты домашних животных: оводы, слепни.

- Опыление растений.

- Шелк.

- Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, перга, пчелиный яд.

Вредители поля и огорода.


Как должны складываться отношения человека и насекомых?


(Под мелодию «Прекрасное далеко»)

Как многозначно слово – Мир.
И все, что есть под небесами,
Все тесно связано вокруг
И небеса с их чудесами,
Мы называем словом – Мир.
(примеры мы не будем множить).

Цветка не задевай ты вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

(Дж. Томсон)


Рефлексиреют , учатся анализировать свои действия и мысли , с целью дальнейшего развития.

Вывод: в ходе урока цели и задачи урока достигнуты,

при этом использовались активные методы и приёмы организации деятельности учащихся.

Ребята большую часть времени работали самостоятельно под руководством учителя.



РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Нужны ли нам насекомые?


Большое количество насекомых питается растениями. Таковы, например: большинство гусениц бабочек, практически все равнокрылые хоботные, многие прямокрылые, клопы, жуки.

Многие из них вредят сельскому хозяйству и лесоводству, повреждая культурные растения и древесные насаждения.

Важным источником пищи для насекомых может служить цветочная пыльца, которая очень богата белком. Поэтому за пыльцой на цветки прилетают самые разнообразные насекомые: бабочки, пчёлы, мухи, жуки и представители других отрядов.
Посещая один цветок за другим, эти насекомые на своем теле переносят пыльцу между растениями и обеспечивают перекрестное опыление. Поэтому сами растения нуждаются в насекомых и используют для их привлечения богатый углеводами нектар, яркую окраску и аромат цветков.

Многие насекомые, например большинство бабочек, вовсе не едят пыльцы, ограничиваясь нектаром.

Многие насекомые питаются другими насекомыми и другими беспозвоночными. Одни из них нападают на жертв, убивают их и сразу поедают – таких насекомых называют хищными. Другие длительное время живут в теле живых хозяев, поедая их постепенно, – это насекомые-паразиты.

Хищные и паразитические насекомые играют в природе очень большую роль. Они не дают чрезмерно размножаться другим насекомых и тем самым защищают от них растения.

Когда с насекомыми-вредителями борются с помощью специальных ядов (инсектицидов), то…

Во-первых, одновременно губят и других животных.

Во-вторых, ядовитые вещества попадают в растения, в воду, а в итоге – в организм человека, вызывая у него болезни.

Однако вместо химических средств можно использовать для борьбы с вредными насекомыми их естественных врагов, многие из которых питаются только определенными видами насекомых.

Самая многочисленная в Евразии коровка – семиточечная – используется для борьбы с тлёй. Одна ее личинка за день способна уничтожить до 60-100 взрослых тлей или до 300 их личинок. За период своего развития она съедает их более 1000. Семиточечная коровка хорошо разводится в инсектариях (специальных помещениях для разведения насекомых). При массовом размножении тлей, жуков специально рассеивают над полями с самолетов.

На юге сейчас используют амброзиевого листоеда для того, чтобы остановить расселение американского сорного растения амброзии.

Ведутся опыты по использованию американских хищных клопов для борьбы с колорадским жуком, не имеющим у нас естественных врагов.

Этот способ защиты растений от вредителей называется биологическим.

Среди насекомых есть виды, вооруженные ядовитыми веществами. Некоторые из них способны причинить вред здоровью человека.

Наиболее известны в этом отношении жалящие перепончатокрылые, прежде всего – общественные осы и пчелы. Защищая гнезда, они могут наносить человеку болезненные ужаления.

Сильные раздражения кожи и верхних дыхательных путей могут вызывать ядовитые, легко втыкающиеся в кожу и обламывающиеся волоски некоторых гусениц, например златогузки.

Пострадать также можно от некоторых жуков, многие из которых при опасности выделяют ядовитые жидкости. Попадание этих веществ на кожу может приводить к возникновению раздражений, нарывов и язв, а в глаза – к тяжелым поражениям, вплоть до слепоты. Особенно опасны в этом отношении жуки-нарывники.

А также некоторые коротконадкрылые жуки, как например коротконадкрылый жук-синекрыл – обладатель сильного яда.

Ядовитые вещества содержит слюна кровососущих насекомых, кроме того сами они могут переносить возбудителей заболеваний человека и домашних животных.

Блоха человечья. Взрослые блохи паразитируют на птицах, млекопитающих и человеке, питаясь кровью. Их укусы вызывают сильный зуд и аллергическую реакцию, а иногда и местные воспалительные процессы. Некоторые виды блох являются переносчиками опаснейших заболеваний человека, таких как чума и сыпной тиф. Эпидемия бубонной чумы, вспыхнувшая в Средние века, унесла жизни одной четверти всего населения Европы!

Муха цеце. Обитает в тропиках и субтропиках Африки. Переносчик трипаносом – возбудителей сонной болезни человека и "наганы" (болезнь лошадей и крупного рогатого скота).

Комар обыкновенный. Слюна кровососущих комаров содержит ядовитые вещества, они препятствуют свертыванию крови, облегчая этим насекомым питание. В то же время слюна этих насекомых может вызывать сильное раздражение кожи и аллергические реакции.

Комар малярийный. При посадке у малярийного комара брюшко приподнимается под углом в 30-40 градусов к поверхности в отличие от немалярийных комаров, которые держат свое тело почти параллельно поверхности. Малярийные комары являются переносчиками возбудителей тяжелого заболевания крови – малярии.

Образование почвы, разложение накапливающихся в ней органических остатков, их превращение в минеральные вещества, доступные для растений, – всё это происходит при активном участии насекомых, прежде всего – почвенных.

Ногохвостки – организмы, питающиеся отмершими частями растений, трупами животных и их экскрементами. Благодаря их деятельности происходит разложение органики и в почву возвращаются простые минеральные вещества.

Личинка жука бронзовки питается перегноем и разлагающими остатками растений.

Кожеед – жук, в природе участвующий в переработке сухих остатков мертвых животных, а в доме превратившийся во вредителя запасов и зоологических коллекций.

Насколько важна роль насекомых в переработке органических остатков, можно увидеть на примере истории австралийских пастбищ. До того, как человек завез в Австралию домашний скот, там не было копытных животных. Не было и насекомых, способных перерабатывать их навоз. Поэтому поначалу навоз стал накапливаться на пастбищах, покрывать их плотной коркой и препятствовать росту травы. Для того чтобы справиться с навозом и спасти пастбища, пришлось завезти в Австралию гавайские, европейские и южноафриканские виды жуков-навозников, способные питаться навозом крупного рогатого скота и других копытных.

Не только насекомые способны принести вред человеку, но и сами люди нередко создают проблемы насекомым. При этом от деятельности человека часто страдают виды, не приносящие ему никакого вреда, а украшающие природу или даже полезные человеку как опылители растений или естественные враги насекомых-вредителей. Они становятся редкими и даже вымирают.

От сохранения хотя бы части нетронутых уголков природы, где обитают редкие виды насекомых, зависит то, сохранятся ли эти насекомые в будущем или исчезнут.

Некоторые виды насекомых занесены в Красную Книгу.

Да, насекомые нам нужны, хотя не везде и не всегда. Они во многом создают привычный нам мир, поддерживают равновесие в природе, перерабатывают остатки отмерших организмов, участвуют в образовании почвы.

Наши интересы и интересы насекомых не всегда совпадают, однако чаще всего в этом есть и наша вина – например, мы не научились создавать на полях и в садах гармонию, подобную гармонии дикой природы. В данном случае, насекомые уничтожают наш урожай, оказавшись в неестественно благоприятных для них условиях.

Многие овощные, плодовые и другие культурные растения нуждаются в перекрестном опылении и поэтому зависят от насекомых.

Если бы насекомые исчезли, погибли бы и очень многие растения, и птицы, и другие животные, мир бы неузнаваемо изменился, и вряд ли бы в нем нашлось место человеку.



Урок биологии в 7 классе на тему: "Значение насекомых"
  • Биология
Описание:

Данный урок биологии разработан с использованием идей семи модулей:

 МОДУЛЬ «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ»:

·                   Совместное целеполагание и определение темы урока.

·                   Интерактивная беседа при изучении нового материала.

·                   Бурное обсуждение в парах и группах. Диалог и обмен мнениями «Учитель - Ученик», «Ученик - Ученик».

·                   Диалог при оценивании и рефлексии.

·                   Вопросы и комментарии по домашнему заданию.

·                   Деление на пары и группы.

·                   Взаимообучение.

·                   Презентация выполненных работ классу.

·                   Использование разных видов вопросов, реакция на ответы учащихся.

·                   Закрепление навыков самостоятельной работы и сотрудничества в парах и группах.

·                   Формирование навыков не только воспроизводить, имеющиеся знания, но и систематизировать их и представить их в определённой форме (постер.), по чётко заданным дескрипторам.

·                   Распределение обязанностей в группе

·                   Обмен опытом. Развитие умений признать и осознать свои ошибки.

·                   Составление стратегий действий для достижения цели.

 - МОДУЛЬ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ»

Исходя из мысли, что критически мыслят даже те ученики, которые плохо учатся, я включила в ход уроков следующие элементы:

·                   Совместное целеполагание.

·                   Представление изучаемого материала на постере.

·                   Домашнее задание на выбор

·                   Парная беседа в целях развития критического мышления

·                   Оценивание критического мышления

·                   Оценивание степени понимания

·                   Вопросы высокого порядка

·                   Рефлексия

·                   Самооценка. Взаимооценка

·                   Разработка дескрипторов

·                   Взаимообучение

·                   Приемы “Ассоциация”.

Внедрение этого модуля требует реализации учителем навыков Лидера, управляющего процессом преподавания и обучения для того, чтобы:

·                     Направлять усилия учеников в определенное русло;

·                     Сталкивать различные суждения;

·                     Создавать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

·                     Давать учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

·                     Готовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

- МОДУЛЬ «ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ» реализуется за счет:

- формативного оценивания (оценивание для обучения). Постоянная поддержка ответов детей и мотивация на дальнейшую работу;

- суммативное оценивание (оценивание обучения); попытка разработки дескрипторов; критериальное оценивание с использованием пунктов разработанного совместно с детьми «Кодекса плодотворной работы».

- самооценка. Взаимооценка.

- работа над формированием саморегуляции детей; тайм-менеджмент.

- рефлексия  (техника «Две звезды, одно пожелание» и др.)

Это способствует:

·                   совершенствованию таких важных навыков обучения, как сравнение, сопоставление, анализ, применение теоретических знаний на практике, а также умение анализировать свои действия при рефлексии и оценивании.

·                   реальной оценке своих возможностей и взаимооценке.

·                   развитию логики, критического мышления, умения доступно, последовательно и научно формулировать вопросы, анализировать и оценивать свои и чужие действия.

- МОДУЛЬ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ»

На уроке используется мультимедийное сопровождение. Привлечение ИКТ в данном случае помогает существенно сэкономить время урока, потому что требуется изучить большой объем учебного материала.

 МОДУЛЬ «ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ  И ОДАРЕННЫХ УЧЕНИКОВ»

Одна из основных задач педагога – создать условия для развития и самореализации ребенка. Очень важно, чтобы каждый ученик понял, что он талантлив и одарен. Для этого на уроке использован инклюзивный подход и продуманы задания для совместного обучения талантливых и одаренных детей - подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, групповая работа по оформлению постеров и т.д.

- МОДУЛЬ «ПРЕПОДАВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧЕНИКОВ»

Самая острая проблема подросткового  возраста  -  низкая мотивация детей к учебе. Для снятия данного барьера нужно заинтересовать учеников, вовлечь их в процесс. Для этого включила в содержание уроков:

·                   Психолого-эмоциональный настрой (мелодия «Прекрасное далеко»).

·                   Ассоциации.

·                   Совместное целеполагание.

·                   Работа в парах по желанию детей. 

·                   Учет индивидуальных способностей.

·                   Физминутка с биологическим содержанием.

·                   Домашнее задание по выбору учеников.

·                   Взаимообучение.

·                   Завершение урока стихами.

- МОДУЛЬ «УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В ОБУЧЕНИИ» реализуется за счет:

- оттачивания учительского профессионализма;

- работы над собой, над развитием своего лидерства;

- изменения практики, пополнения багажа знаний;

- коллективного действия.

Задания, используемые на уроке, подготовлены с привлечение дополнительной учебной информации, направлены на развитие критического мышления и творческих способностей учеников.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Для психолого-педагогического настроя учащимся предложено закрыть глаза, прослушать мелодию «Прекрасное далеко» и рассказать о том, с каким насекомым у них ассоциируется эта песня.

«Проверка домашнего задания». К уроку учащимся нужно было подобрать загадки на русском, казахском, английском языке о насекомых (по отрядам): 1) перепончатокрылые, 2) двукрылые, 3) прямокрылые.во время ответов учитель заостряет внимание учашихся на признаках, характерных для определенного отряда, предлагает выбрать из всех прозвучавших ответов самое полезное насекомое,  самое вредное насекомое и насекомое, которое ничем не примечательно, обосновать свой выбор. 

Тема урока сообщается в нестандартной форме, с использованием дополнительной информации. (Во многих странах мира поставлены памятники полезным насекомым (например, в Польше и Японии пчелам). А вот в США, штате Алабама есть фонтан, изображающий богиню плодородия, держащую в руках чашу с бронзовым жуком – долгоносиком. Как можно это объяснить, зная о вреде, который причиняет это насекомое?

Оказывается много лет назад жуки – долгоносики привели в негодность целые поля хлопка, разводимого местными фермерами. Жуки причиняли огромные убытки, и никакие ядохимикаты их не брали. Тогда фермеры просто перестали сеять хлопок, а вместо этого занялись животноводством и стали выращивать картофель, кукурузу. Арахис. Спустя некоторое время фермеры стали очень богатыми и в благодарность жуку создали памятник). Организовано совместное с детьми целеполагание ( в виде исследовательской беседы).

Изучение нового материала в микрогруппах по информационным ресурсам, самостоятельно, результат работы – оформление постера. Предварительно оговариваются критерии оценки работ, тайм-менеджмент, регламент выступлений. Роли распределяются детьми в микрогруппах самостоятельно.

Презентация работ на «Ярмарке», анализ работ по методике «Две звезды, одно пожелание». Голосование. Поощрение. Критериальное оценивание с использованием пунктов разработанного совместно с детьми «Кодекса плодотворной работы».

На этапе «Закрепление и расширение знаний» запланированно выполнение заданий из «Волшебного сундучка», задания на флипчарте. 1. Сформулировать и обосновать Правила поведения в природе. 2. Сообщение – презентация учащегося «Бионика». После выступления дети выполняют задание на соответствие : Определите, какие изобретения были “списаны” с насекомых, соединив стрелочками название насекомого и соответствующий предмет

·                   Комар многоэтажный дом

·                   Глаза стрекозы вертолет

·                   Жук-олень шприц

·                   Муравей монитор

·                   Стрекоза плоскогубцы

·                   Жук-плавунец светящиеся стрелки часов

·                   Светлячок вёсла

3. Назовите прилагательные, которыми можно охарактеризовать насекомых. (Возможные ответы: летающие, маленькие, шестиногие, двуглазые, кусачие, ядовитые, многочисленные, хитиновые, жужжащие, красивые)

4. А каких насекомых взяли бы вы с собой в случае всемирного потопа?

5.  Найдите предложения с ошибками и исправьте их.

1) Насекомые – немногочисленная группа животных.

2) Тело насекомых состоит их головы, груди, брюшка.

3) У насекомых две пары усиков.

4) Бионика – наука о строении насекомых.

5) Насекомых-вредителей можно и нужно уничтожать.

Самостоятельная творческая работа в парах - составить мини-рассказ, включающий следующие термины: насекомые, природа, опыление, растения, животные, пищевая цепь, охрана, вредители, одомашненные насекомые, бионика.

«Домашнее задание», разноуровневое, направлено на развитие творческих и креативных способностей детей, по выбору учащихся:

Учащиеся могут выбрать форму подготовки домашнего задание

1)                                                                   Нарисовать памятник насекомому, обосновать свой выбор.

2)                                                                   Составить сказку «Планета Земля без насекомых».

3)                                                                   Подобрать приметы о насекомых-барометрах.

4)                                                                   Решить задачу. При длине тела 3 мм блоха прыгает в высоту на 20 см. На какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, если бы он прыгал так же, как блоха?

5)                                                                   Составить кластер «Насекомые в моей жизни и Я в жизни насекомых»

Подведение итогов урока. Самооценка. Взаимооценка. Формативное оценивание.

Рефлексия. 1) «Рефлексивная мишень». 2) Существуют ли бесполезные насекомые? 3) Каково значение насекомых?

- Вредители леса: непарный шелкопряд, сосновый шелкопряд, майский жук, жуки-короеды, жуки-усачи.

- Хищные насекомые (снижают численность других насекомых): божьи коровки (питаются тлями), жужелицы (многоядные), муравьи рыжие лесные (за сутки один муравейник 18 тысяч насекомых-вредителей), златоглазки (тлями).

- Паразитические перепончатокрылые: наездники (откладывают личинки в гусениц), яйцееды – трихограмма и теленомус (откладывают яйца в яйца других насекомых).

- Насекомые – переносчики возбудителей болезней человека: комнатная муха (брюшной тиф, дизентерия, холера, яйца аскарид), малярийный комар, вши (тиф), блохи (чума).

- Насекомые – паразиты домашних животных: оводы, слепни.

- Опыление растений.

- Шелк.

- Продукты пчеловодства: мед, воск, прополис, перга, пчелиный яд.

Вредители поля и огорода.

4) Как должны складываться отношения человека и насекомых?

Финал урока: (Под мелодию «Прекрасное далеко»)

Как многозначно слово – Мир.

И все, что есть под небесами,

Все тесно связано вокруг

И небеса с их чудесами,

Мы называем словом – Мир.

(примеры мы не будем множить).

Цветка не задевай ты вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

(Дж. Томсон)

Автор Диденко Марина Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 3004
Номер материала 2832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓