Инфоурок Биология КонспектыУрок биологии на тему "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний"

Урок биологии на тему "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гигиена питания. Профилактика

желудочно-кишечных заболеваний

 

 

 

  Автор: Давлетшина Т.В.,

учитель биологии

I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

 

Задачи урока:

 

Образовательные: Способствовать формированию знаний о признаках, причинах желудочно-кишечных заболеваний и путях их профилактики; обеспечить усвоение учащимися зависимости норм питания от энергетических затрат организма.

 

Развивающие: Продолжить формирование общеучебных умений анализировать, сравнивать, выделять главное, рассчитывать энергетические затраты  организма; развитие активности, самостоятельности и познавательного интереса к предмету.

 

Воспитательные: Формирование научного мировоззрения учащихся, воспитание разумного отношения к вопросам питания, гигиеническое воспитание.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Вид урока: ролевая игра

 

Методы обучения: проблемный, эвристический, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный.

 

Используемые технологии: здоровьесберегающая.

 

Оборудование: демонстрационные таблицы «Органы пищеварения», «Влияние алкоголя на пищеварительную систему», «Паразитические черви», влажные препараты круглых и ленточных червей, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

1.     Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка наличия принадлежностей к уроку

 

2.     Мотивация учебной деятельности учащихся

- Диетологи говорят: «Если отец болезней не известен, то их мать всегда –питание». А известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал: « Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками и после этого поражается, почему не доживает до 100 лет»

     Как считают ученые-медики, мы совершенно бездумно день за днем разрушаем собственное здоровье, не отдавая себе отчета в том, что и как едим. А ведь в питании, как и во всем, существуют определенные законы, нарушать которые нельзя. Питаясь чем придется и как придется, мы совершаем одну ошибку за другой, а расплачиваемся потом за эти ошибки своим здоровьем. Давайте попробуем разобраться в этих ошибках.

     Тема нашего урока – гигиена питания, профилактика желудочно-кишечных заболеваний. А какие задачи, согласно теме, вы можете предложить для решения на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

 

- А еще нам предстоит ответить на главный вопрос урока, который звучит так: «К чему может привести несоблюдение норм питания»

 

3.     Сообщение задач урока

 

4. Изучение нового материала

- В нашей школе  ведется мониторинг здоровья учащихся. И сейчас слово предоставляется Зайдуллиной Эльвире, которая ознакомит вас с ситуацией по желудочно-кишечным заболеваниям учащихся  МБОУ  «Аксубаевская «СОШ № 3»

(Выступление Зайдуллиной Э.)

 

- А вот ученица 7 а класса Исламгараева Альбина тоже провела собственное исследование, в котором ей помогли врачи Аксубаевской ЦРБ и выяснила, что в районе желудочно-кишечными заболеваниями страдают 433 ребенка, 189 подростков и 589 взрослых. Т. е. фактически болен каждый 10-й житель нашего района.

- Что же представляют выявленные в школе и во всем районе желудочно-кишечные заболевания? Посмотрим сценку «На приеме у врача»

 

Больной: Доктор, в последнее время я себя плохо чувствую.

 

Доктор: Что же вас беспокоит?

Больной: У меня наблюдается головокружение, понижение работоспособности, понижение аппетита. Я испытываю ужасные схваткообразные боли в области желудка и ощущение распирания в этом же месте, а иногда появляется тошнота и сухость во рту.

 

Доктор: Покажите свой язык. У, он обложен серовато-белым налетом.

 

Больной: Доктор, что же со мной?

 

Доктор: Прежде чем поставить окончательный диагноз, вам нужно пройти дополнительное обследование. Вот вам направление на биохимический анализ крови, а еще вы должны пройти ФГДС.

 

Участник группы: Через два дня по данным анализов был поставлен диагноз «Гастрит». При обследовании желудка было установлено, что у больного повреждена поверхность эпителия и железистый аппарат слизистой оболочки желудка. Начались воспалительные изменения в слизистой оболочке, местами воспаление перешло на мышечный слой стенки желудка. Этим, по всей видимости, и объясняются схваткообразные боли.

 

Учащиеся по ходу выступления заполняют первые две колонки таблицы:

 

Название заболевания

Признаки заболевания

Причины заболевания

Профилактика заболевания

 

 

 

 

 

Сценка 2 «Консилиум в терапевтической больнице»

Глав. врач: Рассмотрим историю болезни Петровой. Терапевт, вам слово.

 

Терапевт: Больная в возрасте 25 лет, поступила в клинику с жалобами на тяжесть, сильную тошноту, рвоту и умеренные боли в правом подреберье, горечь во рту, потерю аппетита. Отмечается болезненность при пальпации и при поколачивании правой реберной дуги.

 

Глав. врач: Какие обследования вы произвели?

 

Терапевт: Произвели биохимический анализ крови, мочи, кала, рентгенографическое исследование брюшной полости, ультразвуковое сканирование печени и желчного пузыря, зондирование. После чего был поставлен диагноз холецистит.

(Дети фиксируют признаки заболевания в таблице).

 

- А сейчас послушаем сообщения учащихся

 

1 ученик: С пищей в пищеварительный канал могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы. Многие из них гибнут в ротовой полости по влиянием веществ слюны. Некоторые микробы обезвреживаются соляной кислотой желудочного сока и веществами желчи. Но есть микроорганизмы, устойчивые к действию этих веществ. В кишечнике они размножаются, вызывая такие инфекционные заболевания, как брюшной тиф, дизентерию, холеру, сальмонеллез. Яды, выделяемые ими, отравляют организм. Признаки: тошнота, рвота, неудержимый понос со слизью и кровяными прожилками, иногда пенящийся, боли в животе, часто повышение температуры. Но при ботулизме температура обычно не повышается.

 

2 ученик: Наряду с желудочно-кишечными заболеваниями часто встречаются и глистные заболевания, вызываемые острицами, бычьим цепнем, аскаридами и др., иногда протекающие так же остро, как инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.

 

- Ребята, мы заполнили лишь первые две колонки таблицы, а по задачам урока нам нужно заполнить ее полностью. А теперь слово мы предоставим группе исследователей, которые нам расскажут об ошибках, которые мы допускаем в повседневной жизни. А вы, ребята, будете фиксировать эти ошибки в третьей колонке таблицы

Исследователи:

Ошибка первая: мы едим слишком много. Особенно по вечерам, выходным и праздникам.

 

Ошибка вторая: мы едим слишком жирную пищу. В среднем мы потребляем 132 г. жира при норме 80 г – эта лавина представляет серьезную угрозу здоровью.

 

Ошибка третья: мы неправильно выбираем еду. Мы получаем недостаточное количество витаминов, зато слишком много в нашем рационе белого хлеба, пирожных, булочек. Мы едим мало натуральных продуктов и много консервов, свежемороженых продуктов и изделий из полуфабрикатов.

 

Ошибка четвертая: мы пьем слишком много. Мы употребляем много алкоголя и сладких напитков. Каждый взрослый человек ежедневно «выпивает» 330 ккал.

 

Ошибка пятая: мы едим неправильно. Мы едим нерегулярно, слишком быстро. Вместо 5-ти раз в день, едим 3, а то и 2 раза, причем большими порциями.

 

Ошибка шестая: мы едим слишком сладкую пищу.

 

Ошибка седьмая: мы неправильно готовим. Мы злоупотребляем поваренной солью, жарим и варим даже тогда, когда продукт с успехом можно съесть сырым.

 

Ошибка восьмая: мы слишком часто лакомимся. Например, сидя вечером у телевизора, мы с удовольствием жуем что-то вкусненькое.

 

- И еще одной важной причиной, вызывающей заболевания ЖКТ являются нервные стрессы. Со стрессами нужно научиться бороться, правильно выходить из стрессовых ситуаций.

- Чтобы сформировать пути профилактики таких заболеваний, как гастрит, холецистит, язвенные болезни, мы пригласили врача-диетолога. Внимательно выслушайте ее, а основные моменты запишите в 4-ю колонку таблицы.

(выступление ученицы – «врача-диетолога»)

 

- А следующее слово мы предоставим инфекционисту.

(выступление ученицы – «врача-инфекциониста»)

 

- Ну и конечно же, нельзя не сказать о том, что люди злоупотребляют спиртными напитками, а потом сами за это расплачиваются. Алкоголь способен вызвать такие заболевания, как цирроз печени, язву 12-перстной кишки, ну и конечно такую страшную болезнь, как рак.

 

- Ну а что касается правильного питания, то существуют различные теории питания. В разных географических регионах культура питания формировалась не одно поколение. Особенности татарской кухни определяются гостеприимством татарского народа: в ней много выпечки и сладких блюд. Российская кухня славится щами и кашами. В каждой из современных теорий питания есть свои «плюсы» и «минусы».

- Ребята, ознакомьтесь с некоторыми теориями питания (см. приложение). Какая из них покажется вам более правильной?

( Уч-ся работают по карточкам, затем отвечают на вопрос)

 

 

5. Закрепление изученного материала

 

- А сейчас поработаем с заданием, которое идентично заданию В единого государственного экзамена по биологии. Итак, подберите соответствия между названиями заболеваний и их характеристиками (см. приложение)

(Уч-ся работают с заданием, затем проверка)

- Теперь решим следующую задачу: вычислите, сколько энергии затрачено за 1 урок, если на 1 кг массы тела человека тратит 7, 12 кдж/час.

Для решения используем формулу: Q = gmt, где m – масса тела (кг),  t – время (45 мин = 0,75 часа)

 

6. Подведение итогов урока

 

- А теперь я попрошу вас ответить на главный вопрос урока.

(заслушиваются ответы учащихся)

- Все правильно. А еще недаром говорят: «Человек роет себе могилу зубами»

 

7. Домашнее задание

Изучить текст на стр. 159 учебника и записи в тетради, повторить тему «Пищеварение» для проверочной работы, найти информацию о витаминах.

 

В конце урока учащиеся получают памятки «Основные правила питания школьников» (см. приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Теории питания

Г. Малахов   Система оздоровления Г. Малахова понятна и проста, она позволяет делать больных  здоровыми, не затрачивая на это больших средств. Г. Малахов рекомендует есть медленно, хорошо пережевывая пищу, т.к. измельченная пища лучше смешивается с пищеварительными соками, что способствует ее хорошему перевариванию и усвоению. Принимать пищу нужно 4 – 6 раз в день и в небольшом количестве, т.к. каждый прием пищи вызывает усиленное выделение желчи и предупреждает воспалительный процесс. Последний прием пищи должен быть за 2 часа до сна, поскольку во время сна пищеварение, как и другие процессы организма, замедляется и пища усваивается хуже, особенно белковая.

 

П. Иванов  Система Порфирия Иванова – это не просто оздоровительная система, это образ жизни.

         Своим ученикам П. Иванов говорил: «Старайся хоть раз в неделю полностью обходится без пищи и воды с пятницы 18 – 20 часов до воскресенья 12 часов дня. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хотя бы сутки. Систем много хороших, но моя – универсальней».

 

П. Брегг  «Нормальная деятельность головного мозга в целом в той или иной степени зависит от качества употребляемой пищи. Неправильной питание может стать причиной некоторых заболеваний, отрицательно влияет на умственные способности и таким образом уменьшает продолжительность жизни. Правильное питание  является средством профилактики  и лечения заболеваний, нормализует деятельность организма. Зная основные принципы рационального питания, вы сможете прийти к здоровому образу жизни. Первым шагом на пути к достижению 180-летнего возраста  является сбалансированное питание. Это значит, что ваше ежедневное меню должно включать определенное количество белков, жиров, углеводов, а также витамины и минеральные вещества. Фрукты и овощи необходимы при каждом приеме пищи – они не только богаты витаминами и минеральными веществами, но и нужны для обеспечения кислотно – щелочного баланса.

 

Вегетарианство  Растительная пища, как правило, содержит много белков.  Входящие в состав аминокислоты редко находятся в тех соотношениях, которые необходимы для тканей животных. Отсюда возникает опасность неправильного питания, если основную часть рациона составляет только растительная пища. Можно, однако, разработать хорошую вегетарианскую диету, содержащую полный набор необходимых белков, если включить в нее разнообразные продукты, содержащие белки: злаки, бобовые, орехи, фрукты.

 

 

 

Задание

Из перечня (1 – 7) выберите ответы на вопросы (а - и )

 

1.      Инфекционные заболевания кишечника.

2.      Источник – недоваренное, недожаренное мясо и рыба.

3.      Источник – грязные руки, вода, пища, посуда.

4.      Результат плохой сервировки стола.

5.      Результат курения, алкоголизма, наркомании.

6.      Результат гиподинамии.

7.      Повреждение поверхности эпителия и железистого аппарата слизистой оболочки желудка

а) Дизентерия

б) Холера

в) Глистные заболевания

г) Брюшной тиф

д) Ожирение

е) Гастрит

ж) Отсутствие аппетита

з) Язва желудка

и) Цирроз печени

 

 

 

Основные правила питания школьников

 

Питание подростка имеет свои особенности. В отличие от взрослого человека энергетическая ценность рациона школьника должна превышать его энергетические затраты примерно на 20 %. Эта энергия расходуется на процессы ассимиляции, связанные с ростом и развитием организма, т.е. если вы потратили 10100 – 10500 кдж, то получить должны 12200 – 12500 кдж.

         Школьнику необходимо перед началом занятий съесть мясное, рыбное, творожное или молочное блюдо. Эти продукты содержат белки, необходимые растущему организму. Полноценный завтрак повышает умственную и физическую работоспособность. Второй завтрак (примерно после 3-его урока) должен состоять из чая или кофе с бутербродом или булочкой. Обедать нужно в 14 – 15 часов дома или в школьной столовой, если есть такая возможность. Обед должен быть горячим: любой суп, мясное или рыбное блюдо с гарниром, компот, фрукты, сок.

На ужин школьник должен получать молочное или овощное блюдо за 2 часа до сна.

         Неправильное питание школьников, перегрузка их рациона животными жирами,  легко усваиваемыми жирами (чипсы, сладости), снижение потребления растительного масла, молока и молочных продуктов, фруктов, овощей способствуют нарушению жирового обмена, развитию ранних заболеваний сосудов и сердца. Большой вред растущему организму приносит и систематическое недоедание – голодные диеты. Недопустимо, чтобы дети мало и наспех ели утром или вообще уходили в школу без завтрака. Нельзя есть всухомятку, на ходу, читая книгу или сидя перед телевизором.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок биологии на тему "Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю вашему вниманию урок-ролевую игру, проведенную в 8 классе при изучении темы "Пищеварение". По типу урок относится к уроку изучения нового материалла.

Подразумевает использование эвристического метода, метода проблемного обучения, здоровьесберегающих технологий. Включает в себя полное описание каждого этапа урока, а также приложение, включающее в себя описание различных теорий питания, описания основных правил питания школьников, а также задания, использованные на этапе закрепления изученного материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 890 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1160
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.11.2014 582
    • DOCX 64 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давлетшина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 14249
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 157 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 136 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов