Главная / Биология / Урок биологии 9 класс Решение генетических задач Урок – игра: «Женитьба Проши»

Урок биологии 9 класс Решение генетических задач Урок – игра: «Женитьба Проши»


Урок биологии 9 класс



Решение генетических задач


Урок – игра: «Женитьба Проши»





hello_html_m6b0ebb0b.png




учитель: Шаповалова

Валентина

Серафимовна


2006 – 2007 учебный год.






Цель урока: научить расчету вероятностей случайных событий при решении генетических задач. Закрепить навыки решения задач на моногибридное скрещивание по определению пола, наследованию групп крови и других признаков.





Оборудование: «портреты» Проши, Ли, Моники, Мери, динамическое пособие «Определение пола», цветной платок, академическая шапочка.










Ход урока:


I.Организационный момент.


Учитель предлагает отменить урок и оценки, а провести заседание ученого Совета генетиков с присвоением ученых званий и вручением премий. Предлагает всем «войти в образ».


II.Повторение основных генетических понятий.

(учитель надевает академическую шапочку).


  1. Что же изучает наша любимая наука генетика? Дата основания и основоположник генетики.

  2. Какой признак называют доминантным?

  3. Какой признак называют рецессивным?

  4. Сколько пар хромосом в кариотипе человека?

  5. Чем кариотип мужчины отличается от кариотипа женщины?

  6. Как называются неполовые хромосомы?

  7. Какой пол у мужчин гомогаметный или гетерогаметный? Почему?

  8. Как обозначаются гомогаметные особи?

  9. Как обозначаются гетерогаметные особи?


III.Решение задач на определение пола.


Учитель говорит о том, что за генетической консультацией обратилась и предлагает ее послушать.

(Меняет шапочку на платок)


Посетительница: Здравствуйте! У меня есть сынок Прошенька. Красавец писаный: голубоглазый, светловолосый, кудрявый, высокий. Вот его портрет. Прошенька, конечно, при такой наружности в артисты пошел. Сейчас его пригласили сниматься в Голливуд. Задумал Прошенька жениться, да никак не может выбрать из трех невест – все хороши и характером и внешностью! Он фотографии цветные прислал. Девушки – иностранки, но мне лишь бы любили моего сына да родили мне внученьку.

(На доске прикрепляются «фотографии» девушек.)

Скажите, а на какой из трех девушек должен Прошенька жениться, чтобы у них родилась девочка?

(Учитель меняет платок на академическую шапочку)


Профессор: Ну а как думаете вы, уважаемые коллеги?

Может ли вообще быть у Проши девочка? А для этого на ком ему нужно жениться? Какова вероятность рождения дочки? Давайте, произведем расчеты.


Решение задачи:


На доске:


Дhello_html_m38cd9849.gifано: Решение:

hello_html_4c74c957.gifhello_html_4c74c957.gifhello_html_464186fa.gif

hello_html_m75498e95.gifХХ Р ХХ ХУ

hello_html_m2098d26e.gifhello_html_m2098d26e.gif

hello_html_m38cd9849.gif

hello_html_3fca2bff.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3e87d84a.gifХУ гам


F1ХХ ХУ ХХ ХУ

hello_html_m36d2df2a.gif

Найти:

F1- ?


Работа с динамическим пособием:



hello_html_2bf7a778.gifhello_html_m64930db6.gif



hello_html_464186fa.gif



hello_html_m1e6482f3.gifhello_html_m1e6482f3.gifhello_html_m1e6482f3.gifhello_html_664be143.gif



hello_html_m40f031c7.gifhello_html_m40f031c7.gifhello_html_m40f031c7.gifhello_html_m40f031c7.gif

hello_html_m57fa0c76.gifhello_html_m67120d90.gifhello_html_m57fa0c76.gifhello_html_m67120d90.gif



hello_html_3fca2bff.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3e87d84a.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3fca2bff.gifhello_html_3e87d84a.gif





Вероятность рождения девочки – 50%

мальчика – 50%

(Все ученики работают в тетрадях)


Профессор: Кто даст сударыне исчерпывающий ответ?

(Вероятность рождения девочки в браке с любой девушкой 50%. Пол ребенка зависит от активности У гамет и полностью зависит от мужчины.

IV.Решение задач на моногибридное скрещивание.


Посетительница: Знаю, часто дети похожи не на родителей, а на бабушку с дедушкой и поэтому я попросила Прошу обо всех написать.


Корейка ЛИ - кареглазая, похожа на всех своих родственников.

Немка МОНИКА - голубоглазая. Ее родители оба кареглазые.

Англичанка МЭРИ - зеленоглазая. Ее отец совсем как Проша - голубоглазый, а мать зеленоглазая.

На ком же жениться Проше, чтобы внучка у меня была голубоглазая?


Профессор: Коллеги, давайте определим:

  1. Доминантные и рецессивные признаки

(А – карие глаза, а – голубые глаза, А1 - зеленые глаза.);

  1. Оhello_html_ma55eba3.gifпределим генотип молодых людей:

Проша - аа

hello_html_m2a7690f7.gif

hello_html_m26640dc1.gifЛи - АА

hello_html_m26640dc1.gif

Моника - аа

hello_html_m26640dc1.gif

Мэри - Аа

  1. Можно ли сделать исключение? Почему?

  2. Определим вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Мери и Моникой.


Решение задач у доски и в тетрадях.

Дhello_html_4cbb7abc.gifhello_html_ma55eba3.gifhello_html_40862967.gifано: Моника Мери

hello_html_m26640dc1.gifhello_html_m26640dc1.gifhello_html_ma55eba3.gifhello_html_2672f7c8.gifhello_html_15830d30.gifР аа аа А1а аа

Аhello_html_5124d0bb.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_5124d0bb.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_m682cdf42.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_5124d0bb.gifhello_html_4108a035.gif – кари

Аhello_html_62a8d614.gifhello_html_62a8d614.gifhello_html_62a8d614.gifhello_html_62a8d614.gifhello_html_62a8d614.gifhello_html_62a8d614.gifhello_html_m7738d85.gifhello_html_62a8d614.gif – голубые гам

А1 - зеленые

F1 аа аа аа аа А1а аа А1а аа

hello_html_249bbe2.gifг г г г з г з г

Fhello_html_33c8381c.gif1 - ?

Ли

hello_html_m26640dc1.gifhello_html_ma55eba3.gifhello_html_2672f7c8.gifР

АА аа

hello_html_5124d0bb.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_m682cdf42.gifhello_html_4108a035.gif


F1 Аа Аа Аа Аа

hello_html_m197e7d51.gifhello_html_m197e7d51.gifhello_html_62a8d614.gifhello_html_62a8d614.gifГам

к к к к

Даем исчерпывающий ответ. Вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Моникой –100%

hello_html_m26640dc1.gifС Мэри - 50%

V.Решение задач на наследование групп крови.


Учитель: Давайте представим, что прошел год.Вновь у нас та же посетительница.


Посетительница: Я к вам опять за советом…

Женился Проша на Мери, я ее теперь по-нашему, Машенькой зову. Все у них хорошо. Неделю назад родилась у них дочь голубоглазая. Вот радость-то! Но и в Америке бывают безобразия: в роддоме в первый день мою внучку перепутали с девочкой другой супружеской пары. Сразу же сделали анализ крови и отдали Машеньке девочку с IY группой крови. Хотя у Проши III, а у Мэри II, а у родителей другой девочки I и IY группы. Не перепутали ли врачи?


Профессор: Коллеги, попробуем разобраться в ситуации.

  1. Вспомним, какие гены определяют группы крови?

I группа 00

II группа 0А или АА

III группа 0В или ВВ

IY группа АВ

  1. Обозначим группы крови Проши – 0А (АА)

Мери - 0В (ВВ)

другой супружеской пары - 00

- АВ

  1. Произведем расчеты.


Мери и Проша Родители другой пары


Дhello_html_40862967.gifhello_html_4a499f33.gifhello_html_40862967.gifано: Решение: Дано: Решение:

hello_html_ma55eba3.gifhello_html_ma55eba3.gifhello_html_m2a0693a4.gifhello_html_ma55eba3.gifhello_html_m2a0693a4.gifhello_html_ma55eba3.gif

hello_html_m26640dc1.gifhello_html_5124d0bb.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_4108a035.gifhello_html_5124d0bb.gifhello_html_m26640dc1.gifР ОА ОВ Р ОО Р ОО АВ

hello_html_2a1290e5.gifhello_html_m197e7d51.gifhello_html_2a1290e5.gifhello_html_1292dcf1.gifhello_html_2a1290e5.gifhello_html_2a1290e5.gifhello_html_m197e7d51.gifhello_html_1292dcf1.gif

hello_html_m26640dc1.gifгам гам

hello_html_m26640dc1.gif0В АВ

hello_html_m2823cef2.gifF1 ОО ОВ ОА АВ F1 ОА ОВ ОА ОВ

hello_html_m2823cef2.gifI III II IY II III II III

F1 - ? F1 - ?


Посетительница: И что же вы мне, милые, скажите?


Ученик: Врачи не ошиблись. У Мери и Проши могут быть дети с IV группой крови. (Вероятность – 25%), а у другой супружеской пары не может быть детей с IV группой крови.




VI. Домашнее задание:


Профессор: Коллеги, мы просчитали только I вариант вероятности.

Еще осталось три (ОА и ВВ, АА и ОВ, АА и ВВ). Их нужно тоже будет просчитать.


VII. Обобщение.


Профессор:1. Давайте дадим понятие терминам:

фенотип

генотип

аллельные гены

гомологичные хромосомы.

2. Сформулируем I закон Менделя.

3. В каком случае мы его сегодня применяли?

4. Вспомним II закон Менделя.

5. Использовали ли мы его сегодня?

VIII. Подведение итогов урока.


Профессор: А теперь подводим итоги. За определенные успехи и достижения в области генетики

ученая степень бакалавра и балловская премия «четыре умника» вручается …

ученая степень магистра и балловская премия «пять умников» вручается…


Спасибо за урок!










Урок биологии 9 класс Решение генетических задач Урок – игра: «Женитьба Проши»
  • Биология
Описание:

Урок – игра:«Женитьба Проши»

Решение генетических задач в девятом классе - сложная и одновременно интересная тема. В игровой форме, с постановкой проблемных задач, легко усваивается учениками. Вызывает большой интерес.

 

Цель урока:

  1. Научить расчету вероятностей случаных событий при решении генетических задач.
  2. Закрепить навыки решения задач на моногибридное скрещивание по определению пола, цвета глаз, наследованию групп крови,  и других признаков.

 

Учитель предлагает отменить урок и оценки, а провести заседание ученого Совета генетиков с присвоением ученых званий и вручением премий. Предлагает всем «войти в образ».

Автор Шаповалова Валентина Серафимовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1789
Номер материала 9415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓