Главная / Биология / Урок биологии 9 класс "Наука генетика"

Урок биологии 9 класс "Наука генетика"

Название документа анонс урока.docx

Педагог:

Перевалова Светлана Викторовна

Тема урока:

«Наука генетика»

Класс:

9 «Б»

Тип урока:

Открытие нового знания

Технология:

ТРКМ

Цель урока:

углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний о генетике;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать информацию текста;

формулировать познавательные цели,

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при групповой работе.


Задачи урока:

Предметные:

  • сформировать генетические понятия;

  • классифицировать гибридизацию;

  • привести доказательства значимости науки генетики для человека.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ научного текста;

  • анализировать информацию текста, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по генетическим терминам;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели:

обучающийся знает понятие «генетика», виды скрещивания и механизм действия.

умеет: различать генетические понятия.


Материально-техническое обеспечение:


- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;

- тексты с информацией;


УУД:

Личностные:

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения;

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Метапредметные:

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его



Название документа генетика.pptx

каменные таблички Вавилона, старинные китайские рукописи, доминанта, Грегор ...
Наука генетика
1. Наследственность – это свойство всех живых организмов передавать свои приз...
2. Элементарные единицы наследственности – клетки.
3. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название аллельн...
4. Совокупность всех генов организма – фенотип.
5. Скрещивание двух организмов – гибридизация.
6. Выделяют три вида скрещивания – моногибридное, дигибридное и полигибридное...
7. Совокупность всех свойств и признаков данного организма называется – генот...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 каменные таблички Вавилона, старинные китайские рукописи, доминанта, Грегор Мен
Описание слайда:

каменные таблички Вавилона, старинные китайские рукописи, доминанта, Грегор Мендель, жители Тибета, Маргарет Тэтчер, оптимист, гибрид, пессимист, отпечатки пальцев

№ слайда 2 Наука генетика
Описание слайда:

Наука генетика

№ слайда 3 1. Наследственность – это свойство всех живых организмов передавать свои признак
Описание слайда:

1. Наследственность – это свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

№ слайда 4 2. Элементарные единицы наследственности – клетки.
Описание слайда:

2. Элементарные единицы наследственности – клетки.

№ слайда 5 3. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название аллельных
Описание слайда:

3. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название аллельных генов.

№ слайда 6 4. Совокупность всех генов организма – фенотип.
Описание слайда:

4. Совокупность всех генов организма – фенотип.

№ слайда 7 5. Скрещивание двух организмов – гибридизация.
Описание слайда:

5. Скрещивание двух организмов – гибридизация.

№ слайда 8 6. Выделяют три вида скрещивания – моногибридное, дигибридное и полигибридное, в
Описание слайда:

6. Выделяют три вида скрещивания – моногибридное, дигибридное и полигибридное, в зависимости наследования признаков.

№ слайда 9 7. Совокупность всех свойств и признаков данного организма называется – генотип.
Описание слайда:

7. Совокупность всех свойств и признаков данного организма называется – генотип.

Название документа самооанализ.doc

Самоанализ урока: урок биологии в 9 классе является ПЕРВЫМ при изучении темы ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ . Изучение этой темы предусмотрено государственной программой Урок изучения нового знания – тип урока.


Цель урока:

- углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

- формирование комплекса знаний о генетике;

- совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать информацию текста;

формулировать познавательные цели,

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при групповой работе.


Для достижения цели решала в ходе урока задачи:

Предметные:

  • сформировать генетические понятия;

  • классифицировать гибридизацию;

  • привести доказательства значимости науки генетики для человека.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ научного текста;

  • анализировать информацию текста, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по генетическим терминам;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Для формулирования темы урока учащимся были предложены слова и тезисы из текста. Проанализировав которые учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока.

Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Считаю, что все этапы я выдержала:

  1. Стадия вызова – формировала

Познавательные УУД:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

формулируют собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Стадия осмысления содержания-

Регулятивные:

самостоятельно формулируют познавательную цель;

Коммуникативные:

планируют общие способы работы;

умеют слушать и слышать друг друга;

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

вступают в диалог,

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Познавательные:

формулирование познавательной цели;

анализируют объект,

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (составление кластера по тексту);

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

  1. Стадия рефлексии –

Познавательные:

рефлексия;

структурируют знания;

Личностные:

оптимизм в восприятии мира

Коммуникативные:

оценивают достигнутый результат, и уровень усвоения;

учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоения;

На уроке использовала прием удивления для формулирования темы урока, метод работы с источниками информации, что позволило активизировать познавательную деятельность учащихся.

В качестве источника получения знаний мной использовались словесные, наглядные и практические методы.

Словесные: - для актуализации знаний на этапе планирования работы;

Наглядные: - на стадии Вызова;

Практические: - на стадии Осмысления - поиска информации(работа с научным текстом)

По логике подхода использовала дедуктивный и аналитический метод.

Дедуктивный: нахождение взаимосвязи между представленными словами и их связи с наукой генетикой;

Аналитический: отбор необходимой информации для построения кластера.

Для активизации познавательной деятельности использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были используя информацию текста, систематизировать материал, убедиться, что он будет универсален для создания кластера, сжать его. (Учащиеся справились).

В ходе урока использовала различные формы:

- на начала урока для определения темы использовала фронтальную работу;

- на этапе планирования и поиска информации групповую и индивидуальную;

Использовала групповую работу, так как она является оптимальной для данного содержания материала и методов обучения. Она позволила мне включить всех учащихся в активную познавательную деятельность и при этом не допускать их перенапряжения.

Содержание данного урока отобрано мною в соответствии с программой и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и их предполагаемых мною возможностей.

Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития:

- для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым; логически выстроила цепочку рассуждений о взаимосвязи всех генетических понятий. Выступая координатором работы на стадии Осмысления содержания предоставила детям выбор по организации работы (в группе или все вместе)

- принципом систематичности и последовательности повторяя ранее изученное, перешла к новому материалу;

- принципом прочности – сначала формировала интерес к изучаемому вопросу (удивление по нахождению общности между словами), только тогда предлагала приступить к поиску информации о науке генетике;

- принципом доступности – для организации работы в группе предлагала сопоставить информацию, проанализировать её и создать кластер;

- принципом связи с практикой – спросила о значимости полученной информации в дальнейшей жизни;

Средствами обучения на уроке были научные тексты, составленные на основе различных энциклопедий и информации в интернете.

Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний умений и навыков. Практически все учащиеся справились с предложенной им работой, продемонстрировали прочное владение умением структурировать информацию текста при создании кластера.

Объем материала соответствовал программным требованиям.

Считаю, что при изложении материала присутствовала логика, последовательность, высказывания были эмоциональными. В ходе работы в группе дети были внимательны друг к другу. Всё это свидетельствует о том, что реальный результат на прямую обеспечил достижение цели урока.

На уроке я использовала компетентностно - ориентированный подход: личностно - практикоориентированное обучение я подразумевала при постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось. Всё это я рассматривала с точки зрения учета интересов учащихся данного возраста. Считаю, что мне это удалось.

В ходе урока доминировали вопросы Почему? Зачем? Как? Была организована работа в группе, причем поставила их перед выбором и они сами обосновали эффективность её работы.

Присутствовала творческая продуктивность, т.к. учащиеся создавали образовательный продукт в виде кластера.

В ходе всего урока управляла деятельностью учащихся.

Таким образом: содержание урока, я считаю, грамотно отобрано мною под цель и способствовало формированию УУД.

Цель урока была достигнута. Результатом является кластер. Новое знание открыто. По моему мнению урок по результативности был проведен на высоком уровне.


Название документа текст для работы.docx

Ученые в течение многих веков пытались выяснить существование закономерностей в передаче наследования признаков от родителей к потомкам. Влияние наследственности на природу живых организмов известно человеку с тех пор, как он научился мыслить и наблюдать. Замечая появление растений с такими же цветками и плодами, какие были у растения, из семян которого выросло новое, люди устанавливали, что от родителей к потомству переходит нечто такое, что обуславливает это сходство. Это нечто - наследственность, общее свойство всех организмов.

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственность – это свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. Изменчивость – свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки. Элементарные единицы наследственности – гены.

С древнейших времен люди использовали явление наследственности в практических целях. Старинные китайские рукописи свидетельствуют о том, что примерно 6 тысяч лет назад, сорта риса выводили путем гибридизации и отбора. Среди вавилонских памятников письменности сохранилась каменная табличка, на которой записаны данные о наследовании формы головы и гривы в пяти поколениях лошадей. Такие записи велись за четыре тысячи лет до нашей эры.

Материальные носители наследственности – половые и соматические клетки с присущими им генами. Гены, ответственные за развитие одного признака(например цвета), получили название аллельных генов. Если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называются гомозиготными. Если же аллельные гены различны – гетерозиготными. Гены – это факторы, обеспечивающие при определенных условиях развитие тех или иных признаков. Совокупность всех генов организма – генотип.

В генотипе тибетцев есть аллель гена EPAS1, который увеличивает присутствие гемоглобина в крови, что объясняет их приспособленность к жизни в высокогорных условиях.

Сон обычного человека составляет 7—8 часов в сутки, однако при наличии мутации в гене hDEC2, регулирующем цикл сон-бодрствование, необходимость во сне может сокращаться до 4 часов. Носители этой мутации за счёт дополнительного времени часто добиваются большего в жизни и карьере. Некоторые известные люди, например, бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер.

Редкая мутация в гене SMARCAD1 может привести к генетическому нарушению, выражающемуся в отсутствии у человека отпечатков пальцев. Недавно женщина из Швейцарии с такой особенностью не смогла пройти таможенный контроль и въехать в США.

Оптимистический или пессимистический взгляд на мир каждого конкретного человека программируется генетически. Согласно исследованиям учёных из Мичиганского университета, он определяется концентрацией нейропептидов в мозгу: пониженная концентрация заставляет воспринимать окружающее пессимистично и депрессивно.

Хотя факты передачи признаков по наследству были известны давно, первые сведения о механизме этой передачи появились сравнительно недавно. Исследования Г. Менделя по гибридизации гороха привели его к открытию законов наследственности, в основу которых легло представление о существовании в клетках отдельных единиц наследственности. Было установлено, что законы Менделя имеют всеобщий характер и справедливы для аллельных генов, расположенных в разных гомологичных хромосомах.

Скрещивание двух организмов Мендель назвал гибридизацией. Потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью – гибридным, а отдельную особь – гибрид. Явление при котором один аллельный ген полностью подавляет проявление другого аллеля – доминирование. Проявляющийся у гибридов признак называется – доминантным, а подавляющийся рецессивным.

Выделяют три вида скрещивания – моногибридное, дигибридное и полигибридное, в зависимости наследования признаков. Совокупность всех свойств и признаков данного организма называется – фенотип.

Наука генетика сравнительно молодая, хотя на явления наследственности люди обратили внимание еще в глубокой древности. Сходство родителей с детьми изумляло первобытных охотников, а с тех пор, как человек занялся земледелием и животноводством, он столкнулся с загадками наследственности в животном и растительном мире. Загадочные явления привлекали мысль древних философов, которые старались дать им свои толкования.

Четкие и осознанные знания генетических терминов и понятий необходимы для изучения важнейшей биологической науки – генетики, которая изучает два фундаментальных свойства живого – наследственность и изменчивость.


Название документа технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока «Наука генетика.» в 9 классе (базовый учебник: Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010. – 303 с.)

Тема урока: Наука генетика.

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний о генетике;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать информацию текста;

формулировать познавательные цели,

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

Задачи:

Предметные:

  • сформировать генетические понятия;

  • классифицировать гибридизацию;

  • привести доказательства значимости науки генетики для человека.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ научного текста;

  • анализировать информацию текста, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по генетическим терминам;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «генетика», виды скрещивания и механизм действия. умеет: различать генетические понятия.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: ТРКМ

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- тексты с информацией;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Стадия Вызова

Предлагает слова и словосочетания

каменные таблички Вавилона,

старинные китайские рукописи,

доминанта,

Грегор Мендель,

жители Тибета,

Маргарет Тэтчер,

оптимист,

гибрид,

пессимист,

отпечатки пальцев

и задает вопрос: что объединяет эти слова?

(слайд 1)

Для конкретизации предложенных вариантов зачитывает фразы из текста:

- люди устанавливали, что от родителей к потомству переходит нечто такое, что обуславливает это сходство

- материальные носители наследственности – половые и соматические клетки

- потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью – гибридным

- сходство родителей с детьми изумляло первобытных охотников, а с тех пор, как человек занялся земледелием и животноводством, он столкнулся с загадками наследственности в животном и растительном мире


Задает вопрос: какая наука все это может изучать?


отвечают на вопрос.
































Генетика. Формулируют тему урока



Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3

Стадия осмысления содержания.


Предлагает поработать с информацией научного текста, используя прием инсерт.



Предлагает объединиться в группы по 4 человека и используя информацию текста составить кластер – наука генетика.



Приглашает группы для демонстрации своих кластеров.













Предлагает выбрать правильные утверждения.

.

Приступают к работе. Маркируют текст.




Делятся на группы и составляют кластер.





Демонстрирую свои кластеры.

Вступают в диалог с другими группами.













Выбирают и комментируют свой выбор.








Регулятивные:

самостоятельно формулируют познавательную цель;

целеполагание;

Коммуникативные:

планируют общие способы работы;

умеют слушать и слышать друг друга;

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

вступают в диалог,

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Познавательные:

формулирование познавательной цели;

анализируют объект,

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

3.

Рефлексия

Предлагает вернуться к словам и объяснить, как они связаны с темой - генетика,

Объясняют связь слов и науки генетики.

Познавательные:

рефлексия;

структурируют знания;

Личностные:

оптимизм в восприятии мира

Коммуникативные:

оценивают достигнутый результат, и уровень усвоения;

учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоения;

оценивают достигнутый результат;

5

Домашнее задание

Формулирует задание:

Из предложенных заданий выберите 1 и выполните его.

Фиксируют задание.

Личностные: смыслообразование





Урок биологии 9 класс "Наука генетика"
  • Биология
Описание:

Технологическая карта урока «Наука генетика.» в 9 классе (базовый учебник: Биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010. – 303 с.)

Тема урока: Наука генетика.

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

           формирование комплекса знаний о генетике;

           совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать информацию текста;

           формулировать познавательные цели,

           контролировать и оценивать достижение результата,

           строить содержательную коммуникацию при групповой  работе.

Задачи:

Предметные:

-        сформировать генетические понятия;

-        классифицировать гибридизацию;

-        привести доказательства значимости науки генетики для человека.

Метапредметные:

-        осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ научного текста;

-        анализировать  информацию текста, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;

-        провести контроль, оценку и коррекцию знаний по генетическим терминам;

-        выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «генетика»,  виды скрещивания и механизм действия.                                                                  умеет: различать генетические понятия.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: ТРКМ

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- тексты с информацией;

Автор Перевалова Светлана Викторовна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1907
Номер материала 6943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓