Главная / Биология / Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах"

Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах"

Название документа Пояснительная записка к уроку.docx

Пояснительная записка к уроку учителя биологии по теме:    «Многообразие растений в природных сообществах»

МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1» Тверская область

Новиковой Татьяны Геннадьевны


  Данный урок может быть проведён в 6-ом классе по любой авторской программе по биологии.

Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода).

Исследовательская деятельность учащихся на уроке по теме :    «Многообразие растений в природных сообществах» – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов по данной теме, теоретических знаний и способов деятельности, закрепления изученного ранее материала. Таким путем учащиеся продолжают знакомиться с умением самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся. Миниисследование на данном уроке проводится с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений применять полученные знания. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстративный материал. Работа с информационной моделью, выполнение тестовых заданий, вариативность и дифференциация заданий на отработку умений и навыков работы с гербарными экземплярами определенного природного сообщества с привлечением межпредметных связей.

Смена разных видов деятельности на уроке позволяет снизить утомляемость, учит рационально работать, распределять свои силы и время.

Так как упор сделан на активную деятельность самих учащихся, то урок в такой форме является более современным и соответствующим требованиям к урокам по новым ФГОС.

Урок является эффективным, так как позволяет каждому ребенку показать свои сильные стороны, формирует положительную мотивацию к процессу обучения.

Ценность данного урока заключается в том, что такая форма организации

позволяет активизировать деятельность каждого и гарантированно достичь успеха.


Название документа Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Многообразие растений в природных сообществах.
ЦЕЛЬ УРОКА формировать представление о многообразии растений в природных сооб...
Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни...
 ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕСТ
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самопроверка и самооценка) 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г, 6-А, 7...
Заполнение таблицы в тетради (15 мин) Название растения Высота растения Ярус ...
« Объяснялки. Портрет незнакомца»- распознование растения по описанию Один – ...
«Узнай незнакомца» Капитан показывает растение одному из учащихся, который до...
«Рассеянный ботаник» Капитану поменять местами две этикетки у двух растений, ...
« Потерялась этикетка» Открепите, пожалуйста, все этикетки и подзовите меня.
Задание  на дом К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать: 1. Название о...
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Многообразие растений в природных сообществах.
Описание слайда:

Многообразие растений в природных сообществах.

№ слайда 2 ЦЕЛЬ УРОКА формировать представление о многообразии растений в природных сообщес
Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА формировать представление о многообразии растений в природных сообществах. Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения по внешним признакам .

№ слайда 3 Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни пт
Описание слайда:

Ты, дружок, смотри не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка. Люби цветы, леса, простор лугов, полей- Все, что зовется Родиной твоей.

№ слайда 4  ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕСТ
Описание слайда:

ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕСТ

№ слайда 5 ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самопроверка и самооценка) 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г, 6-А, 7-А,
Описание слайда:

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самопроверка и самооценка) 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г, 6-А, 7-А, 8-А 0 ошибок- 5 (отлично) 1-2 ошибки-4 (хорошо) 3-4 ошибки-3 (удовл.)

№ слайда 6 Заполнение таблицы в тетради (15 мин) Название растения Высота растения Ярус Осо
Описание слайда:

Заполнение таблицы в тетради (15 мин) Название растения Высота растения Ярус Особые признаки 1 2 3 4 5 6 7 8

№ слайда 7 « Объяснялки. Портрет незнакомца»- распознование растения по описанию Один – опи
Описание слайда:

« Объяснялки. Портрет незнакомца»- распознование растения по описанию Один – описывает растение, другой – узнает , и так по-очереди ( можно пользоваться заполненной таблицей)

№ слайда 8 «Узнай незнакомца» Капитан показывает растение одному из учащихся, который долже
Описание слайда:

«Узнай незнакомца» Капитан показывает растение одному из учащихся, который должен узнать растение по внешнему виду и прикрепить этикетку с его названием ( и так каждому максимальное количество растений).

№ слайда 9 «Рассеянный ботаник» Капитану поменять местами две этикетки у двух растений, а в
Описание слайда:

«Рассеянный ботаник» Капитану поменять местами две этикетки у двух растений, а ведущий должен их восстановить. ( В роли ведущего должен побывать каждый)

№ слайда 10 « Потерялась этикетка» Открепите, пожалуйста, все этикетки и подзовите меня.
Описание слайда:

« Потерялась этикетка» Открепите, пожалуйста, все этикетки и подзовите меня.

№ слайда 11 Задание  на дом К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать: 1. Название орга
Описание слайда:

Задание  на дом К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать: 1. Название организмов,   составляющих природное сообщество; 2. Ярусы природных сообществ. Должны  уметь:   Различать     растения . Устанавливать взаимосвязь их в природе. 3. Всегда  бережно относиться к окружающему              миру.    -  Дома вам надо будет подготовить  сообщение, о каком- либо растении Тверского края. ( из своего природного сообщества

№ слайда 12 МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Название документа конспект.docx

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА




«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»



Урок по биологии в 6 классе


Тема:    Многообразие растений в природных сообществах


Базовый учебник – 6 кл. И.Н.Понамарёв, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко




Разработала:

Новикова Татьяна Геннадьевна,

учитель биологии

МОУ «ЛСОШ №1










Лихославль , 2014


Тема:    Многообразие растений в природных сообществах

Цели:  формировать представление о многообразии растений в природных сообществах. Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения по внешним признакам .

Тип урока: Открытие новых знаний на основе технологии деятельностного  подхода с использованием ИКТ

Образовательные ресурсы: презентация [Электронный ресурс].  

Техническое обеспечение:   компьютер, мультимедийный  проектор и экран, гербарные экземпляры растений.

Программное обеспечение:  Microsoft Power Point, Microsoft Word

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязей между растениями и окружающими факторами среды; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на растительный мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам растений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

 Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы по многообразию растений; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о растительном мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: понимают значение знаний о природных сообществах для человека и принимают его.

 Методы и формы обучения: частично-поисковый, групповые, индивидуальные.




Ход урока.

I   Мотивация  к  учебной  деятельности

 Слайд 2

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу - земляникой,

Таню – костяникой,

Наташу – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алешу – хворостиной.

Что это за богатырь? (лес)

II   Актуализация знаний

Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в путешествие по природным сообществам. Узнаем, какие есть растительные этажи в разных природных сообществах, какой растительный мир для них характерен, и как он связан невидимыми нитями с факторами неживой природы. Мы начинаем подготовку к созданию проектов по многообразию природных сообществ, защиту, которых осуществим по окончанию изучения раздела « Природные сообщества».

Итак, отправляемся в путешествие.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор лугов, полей-

Все, что зовется Родиной твоей.


Торопливая тропинка

Держит путь издалека

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

III    Включение  в систему знаний  и  повторение. 

ТЕСТ: (5 мин)

1.Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместной жизни на определенной территории длительное время, и факторов окружающей среды называют:

А) биогеоценозом

Б) природным сообществом

В) экосистемой

2. Фитоценоз - это

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

3. Микоценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

4. Зооценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

5. Микробоценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

6. Биотоп-это:

А) факторы неживой природы

Б) совокупность всех живых организмов

7. Ярусность – это приспособление к:

А) наилучшему получению света

Б) наилучшему получению влаги

В) наилучшему получению тепла

8. Виды растений, которые преобладают в сообществе по численности:

А) основные виды (их называют ЭДИФИКАТОРЫ)

Б) сопутствующие виды


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самооценка)

1-А, 2-Б, 3- В, 4- А, 5-Г, 6-А, 7-А, 8-А

0 ошибок-5(отлично)

1-2 ошибки-4(хорошо)

3-4 ошибки-3(удовлетворительно)

IV    Изучение   нового материала.

Практическая  работа с гербарными экземплярами растений .

  - А сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. У каждой группы свои гербарии растений, соответствующие биогеоценозу.

Класс разделен на группы по названию биогеоценоза: «Луг», « Смешанный лес», «Широколиственный лес», «Болото».

- Выберите капитана команды, который будет руководить работой группы.

  1. Заполнение таблицы(15 мин)

Название растения

высота

ярус

Особые приметы

































  -  Сначала заполните 1 и 2 столбцы (название растения и высота), затем распределите их по ярусам и определите для растений особые приметы, по которым их можно узнать и запомнить.

  1. « Объяснялки. Портрет незнакомца» (10 мин) - распознавание растения по описанию (работа в группе)

Один – описывает растение, другой – узнает, и так по очереди (можно пользоваться заполненной таблицей). Необходимо запомнить как можно больше растений.

  1. « Узнай незнакомца» (10 мин)

Капитан показывает растение одному из учащихся, который должен узнать растение по внешнему виду и прикрепить этикетку с его названием к гербарному экземпляру ( и так каждому максимальное количество растений).

  1. « Рассеянный ботаник» (5 мин)

Капитану поменять местами этикетки у гербариев растений, а ведущий должен их восстановить.

( В роли ведущего должен побывать каждый)

  1. «Потерялась этикетка»

Открепите, пожалуйста, все этикетки от гербариев и подзовите меня /учитель просит детей восстановить все этикетки на гербарных экземплярах и оценивает работу группы/.

V  Физкультминутка   (упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить  ещё раз. 

2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули  взор на указательный палец, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний  левый угол доски.    Повторить  ещё раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть в  окно (считать до 5). Повторить  2  раза.

Комплекс упражнений   для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 
    2) Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный. 

VI.   Подведение   итогов   урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

 - Наше путешествие подошло к концу.

- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (По группам) 

- Как  расположены растения в любом природном сообществе? (по ярусам)

- Назовите эти ярусы.

-Какие еще приспособления растений к совместной жизни вы знаете? (неодновременное развитие)

-Почему растения разных природных сообществ отличаются друг от друга? (разный биотоп)

-Капитаны! Оцените    работу учащихся своей группы на  уроке   по этапам.

Капитаны команд сдают листы достижений учителю.  

VII.  Задание  на дом

К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать:

1. Название организмов,   составляющих природное сообщество;

2. Ярусы природных сообществ.

Должны  уметь:  

1. Различать     растения.

   2. Устанавливать взаимосвязь их в природе.

3. Всегда  бережно относиться к окружающему              миру.

   -  Дома вам надо будет подготовить  сообщение, о каком- либо растении Тверского края (из своего природного сообщества)

     

VIII.   Рефлексия

-Ребята,  покажите  цветом,  какое  впечатление  вы  получили

 от  сегодняшнего  урока? (Дети  приклеивают  цветные  лепестки)

 

зеленый – все понравилось

желтый – было что-то непонятно

красный - не понравилось, было много затруднений



























Приложение.

Природное сообщество (ПС) - ЛУГ

Лист достижений (заполняет капитан)

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»



1







2







3







4







5







6





















Природное сообщество(ПС) - Смешанный лес

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»



1







2







3







4





5








6



















Природное сообщество (ПС) - Болото

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»



1







2







3







4





5








6





















Природное сообщество (ПС) - Широколиственный лес

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

«Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»



1







2







3







4





5








6







14


Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах"
  • Биология
Описание:

Данный урок может быть проведён в 6-ом классе по любой авторской программе по биологии. Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода). Исследовательская деятельность учащихся на уроке по теме :    «Многообразие растений в природных сообществах» – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов по данной теме, теоретических знаний и способов деятельности, закрепления изученного ранее материала.

Автор Новикова Татьяна Геннадьевна
Дата добавления 17.12.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 2485
Номер материала 7359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓