Инфоурок Биология КонспектыУрок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах"

Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка к уроку.docx

Пояснительная записка к уроку  учителя биологии по теме:    «Многообразие растений в природных сообществах»

 МОУ «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1» Тверская область

Новиковой Татьяны Геннадьевны

 

         Данный урок может быть проведён в 6-ом классе по любой авторской программе по биологии.

Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода).

         Исследовательская деятельность учащихся на уроке по теме :    «Многообразие растений в природных сообществах» – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов по данной теме, теоретических знаний и способов деятельности, закрепления изученного ранее материала. Таким путем учащиеся продолжают знакомиться  с умением самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся. Миниисследование на данном уроке проводится с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений применять полученные знания. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно-значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, саморегуляции процесса обучения, способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Урок сопровождается презентацией, содержащей иллюстративный материал. Работа с информационной моделью, выполнение тестовых заданий, вариативность и дифференциация заданий на отработку умений и навыков работы с гербарными экземплярами определенного природного сообщества с привлечением межпредметных связей.

Смена разных видов деятельности на уроке позволяет снизить утомляемость, учит рационально работать, распределять свои силы и время.

Так как упор сделан на активную деятельность самих учащихся, то урок в такой форме является более современным и соответствующим требованиям к урокам по новым ФГОС.

Урок является эффективным, так как позволяет каждому ребенку показать свои сильные стороны, формирует положительную мотивацию к процессу обучения.

      Ценность данного урока заключается в том, что такая форма организации

позволяет  активизировать деятельность каждого и гарантированно достичь успеха.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

Скачать материал "Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Многообразие растений в природных сообществах.

    1 слайд

    Многообразие растений в природных сообществах.

  • ЦЕЛЬ УРОКАформировать представление о многообразии растений в природных сообщ...

    2 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА
    формировать представление о многообразии растений в природных сообществах. Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения по внешним признакам .

  • Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни...

    3 слайд

    Ты, дружок, смотри не подкачай!
    Правдивым быть и добрым обещай!
    Не обижай ни птахи, ни сверчка,
    Не покупай для бабочки сачка.
    Люби цветы, леса, простор лугов, полей-
    Все, что зовется Родиной твоей.

  • ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕСТ

    4 слайд

    ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ТЕСТ

  • ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самопроверка и самооценка)1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 
5-Г, 6-А,...

    5 слайд

    ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самопроверка и самооценка)

    1-А, 2-Б, 3-В, 4-А,
    5-Г, 6-А, 7-А, 8-А
    0 ошибок- 5 (отлично)
    1-2 ошибки-4 (хорошо)
    3-4 ошибки-3 (удовл.)

  • Заполнение таблицы в тетради(15 мин)

    6 слайд

    Заполнение таблицы в тетради
    (15 мин)

  • « Объяснялки. Портрет незнакомца»- распознование растения по описанию
Один...

    7 слайд

    « Объяснялки. Портрет незнакомца»-
    распознование растения по описанию


    Один – описывает растение,
    другой – узнает , и так по-очереди
    ( можно пользоваться заполненной таблицей)

  • «Узнай незнакомца»Капитан показывает растение одному из учащихся, который дол...

    8 слайд

    «Узнай незнакомца»
    Капитан показывает растение одному из учащихся, который должен узнать растение по внешнему виду и прикрепить этикетку с его названием
    ( и так каждому максимальное количество растений).

  • «Рассеянный ботаник»Капитану поменять местами две этикетки у двух растений, а...

    9 слайд

    «Рассеянный ботаник»
    Капитану поменять местами две этикетки у двух растений, а ведущий должен их восстановить.
    ( В роли ведущего должен побывать каждый)

  • « Потерялась этикетка»Открепите, пожалуйста, все этикетки и подзовите меня.

    10 слайд

    « Потерялась этикетка»

    Открепите, пожалуйста, все этикетки и подзовите меня.

  • Задание  на домК следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать:
1. Название о...

    11 слайд

    Задание  на дом

    К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать:
    1. Название организмов,   составляющих природное сообщество;
    2. Ярусы природных сообществ.
    Должны  уметь:  
    Различать     растения .
    Устанавливать взаимосвязь их в природе.
    3. Всегда  бережно относиться к окружающему              миру.
       -  Дома вам надо будет подготовить  сообщение, о каком- либо растении Тверского края. ( из своего природного сообщества

  • МОЛОДЦЫ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    12 слайд

    МОЛОДЦЫ!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

 

 

«МОЙ  ЛУЧШИЙ  УРОК»

 

 

Урок по биологии в 6 классе

 

Тема:    Многообразие растений в природных сообществах

 

Базовый учебник – 6 кл. И.Н.Понамарёв, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко

 

 

 

Разработала:

Новикова Татьяна Геннадьевна,

учитель биологии

МОУ «ЛСОШ №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лихославль , 2014

 

Тема:    Многообразие растений в природных сообществах

Цели:  формировать представление о многообразии растений в природных сообществах. Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения по внешним признакам .

Тип урока: Открытие новых знаний на основе технологии деятельностного  подхода с использованием ИКТ

Образовательные ресурсы: презентация  [Электронный ресурс].  

Техническое обеспечение:   компьютер, мультимедийный  проектор и экран, гербарные экземпляры растений.

Программное обеспечение:  Microsoft Power Point, Microsoft Word

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязей между растениями и окружающими факторами среды; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

  Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на растительный мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам растений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

 Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы по многообразию растений; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о растительном мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: понимают значение знаний о природных сообществах  для человека и принимают его.

 Методы и формы обучения: частично-поисковый, групповые, индивидуальные.

 

 

 

Ход урока.

I   Мотивация  к  учебной  деятельности

 Слайд 2

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу - земляникой,

Таню – костяникой,

Наташу – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алешу – хворостиной.

Что это за богатырь? (лес)

II   Актуализация знаний

Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в путешествие по природным сообществам. Узнаем, какие  есть растительные этажи в разных природных сообществах, какой растительный мир для них характерен, и как он связан невидимыми нитями с факторами неживой природы. Мы начинаем подготовку к созданию проектов по многообразию природных сообществ, защиту, которых осуществим по окончанию изучения раздела « Природные сообщества».

Итак, отправляемся в путешествие.

Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор лугов, полей-

Все, что зовется Родиной твоей.

 

Торопливая тропинка

Держит путь издалека

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

III    Включение  в систему знаний  и  повторение. 

ТЕСТ: (5 мин)

 1.Совокупность растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместной жизни на определенной территории длительное время, и факторов окружающей среды называют:

А) биогеоценозом

Б) природным сообществом

В) экосистемой

2. Фитоценоз - это

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

3.  Микоценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

4.  Зооценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

5.  Микробоценоз – это:

А) совокупность животных

Б) совокупность растений

В) совокупность грибов

Г)совокупность микроорганизмов

6. Биотоп-это:

А) факторы неживой природы

Б) совокупность всех живых организмов

7. Ярусность – это приспособление к:

А) наилучшему получению света

Б) наилучшему получению влаги

В) наилучшему получению тепла

8. Виды растений, которые преобладают в сообществе по численности:

А) основные виды (их называют ЭДИФИКАТОРЫ)

Б) сопутствующие виды

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ (самооценка)

1-А, 2-Б, 3- В, 4- А, 5-Г, 6-А, 7-А, 8-А

0 ошибок-5(отлично)

1-2 ошибки-4(хорошо)

3-4 ошибки-3(удовлетворительно)

IV    Изучение   нового материала.

Практическая  работа  с гербарными экземплярами растений .

  - А сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. У каждой группы свои гербарии растений, соответствующие биогеоценозу.

 Класс разделен на группы по названию биогеоценоза: «Луг», « Смешанный лес», «Широколиственный лес», «Болото».

- Выберите капитана команды, который будет руководить работой группы.

1.     Заполнение таблицы(15 мин)

Название растения

высота

ярус

Особые приметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  -  Сначала заполните 1 и 2 столбцы (название растения и высота), затем распределите их по ярусам и определите для растений особые приметы, по которым их можно узнать и запомнить.

2.     « Объяснялки. Портрет незнакомца» (10 мин) - распознавание растения по описанию (работа в группе)

Один – описывает растение, другой – узнает, и так по очереди (можно пользоваться заполненной таблицей). Необходимо запомнить как можно больше растений.

3.     « Узнай незнакомца» (10 мин)

Капитан показывает растение одному из учащихся, который должен узнать растение по внешнему виду и прикрепить этикетку с его названием  к гербарному экземпляру ( и так каждому максимальное количество растений).

4.     « Рассеянный ботаник» (5 мин)

Капитану поменять местами  этикетки у гербариев растений, а ведущий должен их восстановить.

 ( В роли ведущего должен побывать каждый)

5.     «Потерялась этикетка»

Открепите, пожалуйста, все этикетки от гербариев и подзовите меня  /учитель просит детей восстановить все этикетки на гербарных экземплярах и оценивает работу группы/.

V  Физкультминутка   (упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить  ещё раз. 

2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули  взор на указательный палец, потом перевести взор  на счет 1–6 в верхний  левый угол доски.    Повторить  ещё раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть в  окно (считать до 5). Повторить  2  раза.

Комплекс упражнений   для улучшения мозгового кровообращения

1)    Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 
2) Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный. 

VI.   Подведение   итогов   урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

 - Наше путешествие подошло к концу.

- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (По группам) 

- Как  расположены растения в любом природном сообществе? (по ярусам)

- Назовите эти ярусы.

-Какие еще приспособления растений к совместной жизни вы знаете? (неодновременное развитие)

-Почему растения разных природных сообществ отличаются друг от друга? (разный биотоп)

-Капитаны! Оцените    работу  учащихся своей группы на  уроке   по этапам.

 Капитаны команд сдают листы достижений учителю.  

VII.  Задание  на дом

К следующему  уроку  вы  должны хорошо   знать:

1. Название организмов,   составляющих природное сообщество;

2. Ярусы природных сообществ.

Должны  уметь:  

1. Различать     растения.

   2. Устанавливать взаимосвязь их в природе.

3. Всегда  бережно относиться к окружающему              миру.

   -  Дома вам надо будет подготовить  сообщение, о каком- либо растении Тверского края (из своего природного сообщества)

     

VIII.   Рефлексия

-Ребята,  покажите  цветом,  какое  впечатление  вы  получили

 от  сегодняшнего  урока? (Дети  приклеивают  цветные  лепестки)

 

зеленый – все понравилось

желтый – было что-то непонятно

красный - не понравилось, было много затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Природное сообщество (ПС) - ЛУГ

Лист достижений (заполняет капитан)

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

 «Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природное сообщество(ПС) - Смешанный лес

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

 «Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природное сообщество (ПС) - Болото

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

 «Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природное сообщество (ПС) - Широколиственный лес

Лист достижений

ФИО

«Объяснялки. Портрет незнакомца»

 «Узнай незнакомца»

«Потерялась этикетка»

«Рассеянный ботаник»

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок биологии 6 класс "Многообразие растений в природных сообществах""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок может быть проведён в 6-ом классе по любой авторской программе по биологии. Проведение занятия построено на применении методических приёмов технологии проблемного, исследовательского обучения (принцип системно-деятельностного подхода). Исследовательская деятельность учащихся на уроке по теме : «Многообразие растений в природных сообществах» – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов по данной теме, теоретических знаний и способов деятельности, закрепления изученного ранее материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.12.2020 517
    • ZIP 3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климова Кристина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климова Кристина Дмитриевна
    Климова Кристина Дмитриевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80880
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов