РЕГИОНАЛЬНЫЙ
КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
«МОЙ
ЛУЧШИЙ УРОК»
Урок
по биологии в 6 классе
Тема: Многообразие растений в природных сообществах
Базовый
учебник – 6 кл. И.Н.Понамарёв, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко
Разработала:
Новикова
Татьяна Геннадьевна,
учитель
биологии
МОУ
«ЛСОШ №1
Лихославль
, 2014
Тема: Многообразие растений в природных сообществах
Цели: формировать представление о многообразии растений в
природных сообществах. Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать
растения по внешним признакам .
Тип урока: Открытие новых знаний на основе технологии деятельностного
подхода с использованием ИКТ
Образовательные ресурсы: презентация [Электронный ресурс].
Техническое
обеспечение: компьютер,
мультимедийный проектор и экран, гербарные экземпляры растений.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point,
Microsoft Word
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень
владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязей между
растениями и окружающими факторами среды; получат возможность научиться
оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать
предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для
получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
на уроке.
Метапредметные (компоненты
культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать
различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую
цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на растительный мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие мотивов
учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам растений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД ):
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы по
многообразию растений; логические – дополнение и расширение
имеющихся знаний и представлений о растительном мире.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные
речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать
существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют
учебную задачу; оценивают результат своих действий;
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний о природных сообществах для человека и
принимают его.
Методы и формы обучения: частично-поисковый,
групповые, индивидуальные.
Ход урока.
I
Мотивация к учебной деятельности
Слайд
2
Богатырь
стоит богат,
Угощает всех
ребят,
Сашу -
земляникой,
Таню –
костяникой,
Наташу –
орешком,
Сережу –
сыроежкой,
Леночку –
малиной,
Алешу –
хворостиной.
Что это за
богатырь? (лес)
II Актуализация знаний
Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы
отправимся в путешествие по природным сообществам. Узнаем, какие есть растительные
этажи в разных природных сообществах, какой растительный мир для них
характерен, и как он связан невидимыми нитями с факторами неживой природы. Мы
начинаем подготовку к созданию проектов по многообразию природных сообществ,
защиту, которых осуществим по окончанию изучения раздела « Природные
сообщества».
Итак,
отправляемся в путешествие.
Ты, дружок,
смотри не подкачай!
Правдивым
быть и добрым обещай!
Не обижай ни
птахи, ни сверчка,
Не покупай
для бабочки сачка.
Люби цветы,
леса, простор лугов, полей-
Все, что
зовется Родиной твоей.
Торопливая тропинка
Держит путь издалека
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
III
Включение в систему знаний и
повторение.
ТЕСТ: (5 мин)
1.Совокупность
растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместной
жизни на определенной территории длительное время, и факторов окружающей среды
называют:
А)
биогеоценозом
Б)
природным сообществом
В) экосистемой
2. Фитоценоз -
это
А)
совокупность животных
Б)
совокупность растений
В)
совокупность грибов
Г)совокупность
микроорганизмов
3. Микоценоз
– это:
А)
совокупность животных
Б)
совокупность растений
В)
совокупность грибов
Г)совокупность
микроорганизмов
4. Зооценоз
– это:
А)
совокупность животных
Б)
совокупность растений
В)
совокупность грибов
Г)совокупность
микроорганизмов
5.
Микробоценоз – это:
А)
совокупность животных
Б)
совокупность растений
В)
совокупность грибов
Г)совокупность
микроорганизмов
6.
Биотоп-это:
А) факторы
неживой природы
Б)
совокупность всех живых организмов
7. Ярусность
– это приспособление к:
А) наилучшему
получению света
Б) наилучшему
получению влаги
В) наилучшему
получению тепла
8. Виды
растений, которые преобладают в сообществе по численности:
А) основные
виды (их называют ЭДИФИКАТОРЫ)
Б)
сопутствующие виды
ПРАВИЛЬНЫЕ
ОТВЕТЫ (самооценка)
1-А, 2-Б, 3-
В, 4- А, 5-Г, 6-А, 7-А, 8-А
0 ошибок-5(отлично)
1-2 ошибки-4(хорошо)
3-4 ошибки-3(удовлетворительно)
IV
Изучение нового материала.
Практическая работа
с гербарными экземплярами растений .
- А
сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. У каждой группы
свои гербарии растений, соответствующие биогеоценозу.
Класс
разделен на группы по названию биогеоценоза: «Луг», « Смешанный лес»,
«Широколиственный лес», «Болото».
- Выберите
капитана команды, который будет руководить работой группы.
1.
Заполнение таблицы(15 мин)
Название
растения
|
высота
|
ярус
|
Особые приметы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Сначала
заполните 1 и 2 столбцы (название растения и высота), затем распределите их по
ярусам и определите для растений особые приметы, по которым их можно узнать и
запомнить.
2.
« Объяснялки. Портрет
незнакомца» (10 мин) - распознавание растения по описанию (работа в группе)
Один –
описывает растение, другой – узнает, и так по очереди (можно пользоваться
заполненной таблицей). Необходимо запомнить как можно больше растений.
3.
« Узнай незнакомца» (10 мин)
Капитан
показывает растение одному из учащихся, который должен узнать растение по внешнему
виду и прикрепить этикетку с его названием к гербарному экземпляру ( и так
каждому максимальное количество растений).
4.
« Рассеянный ботаник» (5 мин)
Капитану
поменять местами этикетки у гербариев растений, а ведущий должен их
восстановить.
( В роли
ведущего должен побывать каждый)
5.
«Потерялась этикетка»
Открепите,
пожалуйста, все этикетки от гербариев и подзовите меня /учитель просит детей
восстановить все этикетки на гербарных экземплярах и оценивает работу группы/.
V Физкультминутка
(упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения)
Комплекс
упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать,
закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить ещё
раз.
2. Посмотреть на
указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор на
счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули взор на указательный палец,
потом перевести взор на счет 1–6 в верхний левый угол доски.
Повторить ещё раз.
3. Крепко зажмурить глаза
(считать до 3), открыть глаза и посмотреть в окно (считать до 5).
Повторить 2 раза.
Комплекс
упражнений для улучшения мозгового кровообращения
1) Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову
назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3-4 раза. Темп
медленный.
2) Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2.
Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 3
раза. Темп медленный.
VI.
Подведение итогов урока. Оценивание работы
учащихся на уроке.
- Наше путешествие подошло к концу.
- Давайте
вспомним, где мы сегодня побывали? (По группам)
- Как
расположены растения в любом природном сообществе? (по ярусам)
- Назовите
эти ярусы.
-Какие еще
приспособления растений к совместной жизни вы знаете? (неодновременное
развитие)
-Почему
растения разных природных сообществ отличаются друг от друга? (разный биотоп)
-Капитаны! Оцените работу учащихся своей группы на
уроке по этапам.
Капитаны команд сдают листы достижений учителю.
VII. Задание на дом
К следующему
уроку вы должны хорошо знать:
1. Название
организмов, составляющих природное сообщество;
2. Ярусы природных
сообществ.
Должны уметь:
1. Различать
растения.
2. Устанавливать взаимосвязь их в природе.
3. Всегда
бережно относиться к окружающему
миру.
- Дома вам надо будет подготовить сообщение, о каком- либо
растении Тверского края (из своего природного сообщества)
VIII. Рефлексия
-Ребята,
покажите цветом, какое впечатление вы
получили
от
сегодняшнего урока? (Дети приклеивают цветные
лепестки)
зеленый – все
понравилось
желтый – было
что-то непонятно
красный - не
понравилось, было много затруднений
Приложение.
Природное сообщество (ПС) - ЛУГ
Лист достижений (заполняет капитан)
ФИО
|
«Объяснялки. Портрет
незнакомца»
|
«Узнай незнакомца»
|
«Потерялась этикетка»
|
«Рассеянный ботаник»
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
Природное сообщество(ПС) - Смешанный лес
Лист достижений
ФИО
|
«Объяснялки. Портрет
незнакомца»
|
«Узнай незнакомца»
|
«Потерялась этикетка»
|
«Рассеянный ботаник»
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
Природное сообщество (ПС) - Болото
Лист достижений
ФИО
|
«Объяснялки. Портрет
незнакомца»
|
«Узнай незнакомца»
|
«Потерялась этикетка»
|
«Рассеянный ботаник»
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
Природное сообщество (ПС) -
Широколиственный лес
Лист достижений
ФИО
|
«Объяснялки. Портрет
незнакомца»
|
«Узнай незнакомца»
|
«Потерялась этикетка»
|
«Рассеянный ботаник»
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.