Главная / Биология / Урок биологии 5 класс

Урок биологии 5 класс

5класс

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ . СРЕДА ЖИЗНИ


Цель урока:

- ознакомить школьников с условиями жизни на планете Земля , средами жизни на планете ; - развивать мышление , внимание и память учащихся , умение анализировать , обобщать и систематизировать полученную информацию ,

- отрабатывать навыки поисковой деятельности на уроке ;

формировать научное мировоззрение ,

воспитывать бережное отношение к планете Земля , средам обитания организмов .

Ожидаемые результаты : ученики называют условия жизни на планете Земля , основные среды жизни ; объясняют связь между организмами , приводят примеры организмов , существующих в различных средах жизни , узнают их на рисунках и фотографиях .

Базовые понятия и термины : организмы , биосфера , литосфера , атмосфера , гидросфера , среда жизни

Оборудование: компьютер ,проектор , раздаточный материал

Тип урока : усвоение новых знаний .

 I. Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1 . Проверка домашнего задания .1) Задание для всего класса

. Интерактивная игра « Поймай слово». Вопрос к ученикам :

1 . Организмы , имеющие смешанный тип питания .Варианты ответов : автотрофы , гетеротрофы , миксотрофы .

2 . Безъядерные организмы . Варианты ответов : растения , бактерии , животные , грибы

.3 . Имеют мицелий. Варианты ответов : растения , бактерии , животные , грибы

.4 . Способны фотосинтезировать . Варианты ответов : грибы , растения , животные

.5 . Способны к активному движению .Варианты ответов : растения , животные , грибы

.6 . Не являются многоклеточные .Варианты ответов : животные , бактерии ,грибы. Ответы : 1 - миксотрофы ; 2 - бактерии ; 3 - грибы ; 4 - растения ; 5 - животные ; 6 - бактерии


.2 ) Индивидуальное задание .

2 . Сообщение темы урока . Тема на доске закрыта. Учитель размещает на доске или экране четыре группы рисунков и фотографий организмов , существующих в различных средах ( воде , почве , наземно - воздушной среде , других организмах ) . Предлагает ученикам рассмотреть их. Ставит ученикам вопросы.- Как вы думаете , по какому принципу организмы объединены в группы ? ( Условия , в которых существуют организмы . )Учитель подводит учащихся к пониманию того , что все живые организмы существуют в определенных условиях. Открывает надпись темы на доске , объявляет ее .

3 . Объявления цели и задач урока .(Учитель сообщает цели и задачи урока , знакомит с планом работы на уроке , который записан на доске. )

4 . Обсуждение высказывания. «Облетев Землю в корабле-спутнике , я увидел , как прекрасна наша планета . Люди , будем хранить и приумножать эту красоту , а не разрушать ее» . (Ю. Гагарин ) Учитель подводит учащихся к пониманию того , что наша планета является уникальной благодаря условиям , которые на ней есть. Именно благодаря таким условиям на Земле возможна жизнь. На любой живой организм влияет окружающая среда .

Учитель объясняет ученикам , что представляет собой атмосфера , предлагает записать дату до тетрадей .Необычность и уникальность нашей планеты состоит прежде всего в том , что она пригодна для жизни , то есть единственным средоточием жизни в пределах Солнечной системы . Только на Земле развитая оболочка жизни ( живого вещества ) - биосфера .Биосфера (от греч . Βιος - жизнь и σφαῖρα - шар) - это сфера существования живых организмов, представляет собой глобальную планетарную экосистему. Биосфера представляет собой целостную взаимосвязанную систему , которая включает в себя живые организмы во всех оболочках Земли . Она включает: всю литосферу и гидросферу , нижние слои атмосферы (около 10 км от поверхности суши ) , подземные слои литосферы (до 10 км вглубь , включая 0,5-1 км под дном океана).Понятие биосфера впервые ввел австрийский ученый Э. Зюсс в 1875 году. Учение о биосфере создал советский ученый и философ В. Вернадский в 1926 году. Биосфера состоит из живого , неживой ( Биокосное ) и косного вещества. Живое вещество - это совокупность всех живых организмов . Неживая вещество - органические и органико -минеральные остатки или все то , что создано с участием живых организмов и неживой природы ( например , торф) . Косного вещество создана горными породами , водой и другими неорганическими веществами без участия живых организмов .В биосфере происходит жизнедеятельность всех живых организмов , связанных с природными процессами . Также в биосфере осуществляется преобразование энергии , круговорот воды и химических элементов . Живые организмы постоянно превращают внешний вид планеты. Например , зеленые растения сформировали современную атмосферу (газовую ) Земли и по сей день удерживают ее постоянный состав . Из органических остатков образуется грунт, также необходим для жизни. Большинство полезных ископаемых , таких как уголь , торф , нефть , образованные растениями и другими живыми организмами.

5 . Интерактивная игра « Поймай слово».Учитель задает вопрос и предлагает школьникам несколько вариантов ответов . Ученики должны выбрать правильный ответ и хлопают в ладоши , когда ее услышат

.6 . Интерактивная игра « О чем идет речь? ».Учитель дает характеристику тем или иным организмам , а учащиеся отгадывают , о чем идет речь

( Ученикам следует заблаговременно отметить , что ответами являются названия царств организмов).

Вопрос к ученикам :

1 . Царство организмов , в котором большой группой является тип

.2 . Большая часть представителей этого царства вызывают заболевания других организмов .

3 . Клетки этих организмов окружены клеточной стенкой из целлюлозы .

4 . Бывают съедобные и ядовитые .

5 . Царство организмов , в котором наибольшей группой являются отдел .

6 . Бывают растительноядные и хищные .Ответы : 1 - животные ; 2 - бактерии ; 3 - растения ; 4 - грибы ; 5 - растения ; 6 - животные .

ответы :Биосфера Живая оболочка Земли .Неживая вещество Совокупность органической и органико - минерального вещества

. III . Усвоение новых знаний (Литосфера Твердая оболочка Земли .Среда жизни Все , что окружает живые организмы .Атмосфера Воздушная оболочка Земли .Живое вещество Совокупность всех живых организмов .Гидросфера Водная оболочка Земли ).


1 . Ознакомление с планом объяснения нового материала. План объяснения нового материала

1 ) Биосфера . ( а ) Слово учителя ; б) словарная работа. )

2 ) Оболочки Земли . ( а ) Слово учителя с элементами беседы ; б) упражнение « Подпиши рисунок ».

3 ) Условия жизни на Земле. ( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) ; б) составление схемы « Условия жизни на Земле». )

.К оболочкам Земли относятся литосфера , гидросфера , атмосфера и биосфера .

Литосфера (от греч . Λίθος - камень и σφαίρα - шар , сфера ) - это верхняя твердая оболочка земного шара . В ее состав входят земная кора и верхняя часть мантии ( расплавленного слоя внутри Земли ) . Вспомним , какие особенности внутреннего строения Земли нам известны. ( Ядро (внутреннее и внешнее ) , мантия , кора ). Литосфера имеет важное значение для жизни , потому что: - Создает твердую основу поверхности , потому жизнь возможна только на поверхности Земли ( внутри нее содержится расплавленная магма и раскаленное ядро из никеля и железа) ;

- Включает в себя полезные ископаемые;

- Имеет особый плодородный слой - грунт, который создает условия для жизни растительных организмов , является средой обитания для многих бактерий , животных и грибов. 

Атмосфера Земли (от греч. Άτμός - пара и σφαῖρα - шар) - это смесь газов , окружающих Землю и содержатся благодаря силе тяжести , или газопаровых оболочка Земли . Атмосфера осуществляет ряд функций , которые обеспечивают жизнь на Земле , а именно :

- Защищает Землю от воздействия открытого космоса;

- Предотвращает переохлаждение и перегрев Земли (соответственно) , создает благоприятный температурный режим

;- Содержит азот , входящий в состав почти всех живых организмов , и кислород, необходимый для дыхания и при соединении с водородом превращается в воду (то есть служит составным элементом воды - другой обязательной для жизни природного вещества ) .

 Гидросфера - это водная оболочка Земли между литосферой и атмосферой. В состав гидросферы входят океаны , моря и континентальные водные массы , снежный покров и ледники. Значение гидросферы заключается в следующем:

- Вода является составной частью организмов ;

- Благодаря ее взаимодействия с другими оболочками ( атмосферой и гидросферой ) осуществляется круговорот воды в природе , который способствует нормальному развитию и существованию растительных и животных организмов

- Гидросфера является средой обитания подводных растений , животных и микроорганизмов ;

- Вода является местом появления ( зарождения ) жизни ( за наиболее распространенной гипотезе жизнь сначала зародилась в воде и только потом часть живых организмов вышла на сушу )

.б) Упражнение « Подпиши рисунок ».Учащимся предлагается на рисунке ( который они выполняют в тетрадях ) подписать оболочки Земли . Попробовать изобразить условно границы биосферы ( пунктиром ) .атмосфера Гидросфера литосфера

3 ) Условия жизни на Земле.( а ) Частично поисковый метод (работа с учебником ) ; б) составление схемы . )Ученики должны внимательно прочитать текст учебника (или другого информационного источника ) и составить схему условий, обеспечивающих жизнь на Земле.Важнейшей из условий , обеспечивающих жизнь на нашей планете , можно считать благоприятную удаленность от Солнца. Само расположение планеты Земля в пределах той зоны , где нет недостатка и избытка в поступлении внешней энергии , обеспечивает нам относительно постоянные условия на планете. Температурный режим создал условия для появления и развития жизни (живых организмов ) .Также важным условием является то , что вода на нашей планете может существовать в жидком состоянии (это , опять же , связано с температурным режимом ) .Масса земного шара также играет определенную роль , так как только при таком массы возможно образование гравитационного поля Земли и, соответственно , формирование газовой оболочки земного шара и гидросферы . Без разогрева во внутреннем ядре Земли , без движения тектонических плит и вулканизма не смог бы образоваться ландшафт. Масса нашей планеты достаточное для того , чтобы надежно « прикрепить » к ней и удержать силой притяжения газовую оболочку . Это важно , потому что воздушная оболочка удерживает тепло , сглаживает температурные контрасты между ночью и днем . Магнитное поле , которого практически лишены соседние планеты , играет важную роль как защитный экран.


4 ) Среды жизни. ( а ) Слово учителя с элементами беседы ; б) составление схемы « Среды жизни».

Во время рассказа учителя ученики в тетрадях составляют схему (учитель изображает схему на доске ) .На Земле не существует ни одного организма , жизнь которого бы не зависела бы от окружающей среды , то есть каждый организм подвергается воздействию окружающей среды и сам в определенной степени влияет на окружающую среду. Каждый живой организм существует в определенной среде . Все , что окружает организм и так или иначе влияет на его состояние , развитие , выживание и размножение , называется средой обитания .На нашей планете существуют различные условия сред жизни . Различают четыре основных среды жизни . Такими средами являются:

- Наземно -воздушная

;- Водная ;

- Почвенная ;

- Другие организмы

.б) Составление схемы «Среда


2 . Физкультминутка .

IV . Закрепление нового материала

1 . Интерактивная игра « Кто где живет? » (Работа в малых группах). Каждая группа получает набор фотографий организмов . Ученики должны посоветоваться между собой и быстро и правильно определить среду обитания организмов . ( Раздаточный материал. )

2 . Задания на установление соответствия « Что к чему ? ». ( Раздаточный материал. )

V. Домашнее задание , инструктаж по его выполнению

1 . Задание для всего класса. 1 ) Учебник 2 ) Провести исследовательский практикум «Исследование влияния температуры , света и влажности на прорастание семян »

2 . Индивидуальное задание .Подготовить сообщение о вулканах и гейзеры Земли .


VI . Подведение итогов урока

1 . Фронтальный опрос .- Что такое биосфера ?- Какие условия обеспечивают жизнь на нашей планете ?- Что такое среда жизни ?- Какие среды жизни являются основными на нашей планете ?2 . Слово учителя.Земля - ​​уникальная планета Солнечной системы . На ней постоянно зарождается жизнь , происходят какие-то преобразования , она и есть сама жизнь . Именно условия , которые есть на нашей планете , позволяют жить нам и всем живым организмам , которые окружают нас .






Урок биологии 5 класс
  • Биология
Описание:

Урок по биологии  в 5 классе с использованием интерактивных технологий 

 УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ . СРЕДА ЖИЗНИ

   Цель урока:

-  ознакомить школьников с условиями жизни на планете Земля , средами жизни на планете ; - развивать мышление , внимание и память учащихся , умение анализировать , обобщать и систематизировать полученную информацию ,

-  отрабатывать навыки поисковой деятельности на уроке ;

формировать научное мировоззрение ,

 воспитывать бережное отношение к планете Земля , средам обитания организмов .

           Ожидаемые результаты : ученики называют условия жизни на планете Земля , основные среды жизни ; объясняют связь между организмами , приводят примеры организмов , существующих в различных средах жизни , узнают их на рисунках и фотографиях .

             Базовые понятия и термины : организмы , биосфера , литосфера , атмосфера , гидросфера , среда жизни

Оборудование: компьютер ,проектор , раздаточный материал  

Автор Чалбаш Асие Рустемовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1822
Номер материала 50427
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓