Главная / Русский язык и литература / Урок "Биография Михаила ЮрьевичаЛермонтова".

Урок "Биография Михаила ЮрьевичаЛермонтова".

hello_html_m1cd4fc4f.gifhello_html_62fde3a3.gifГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 г.о. Тольятти




Открытый урок чтения

в 9 «б» классе

«Биография

Михаила Юрьевича Лермонтова».

hello_html_m69b8c58e.jpg


Учитель:

Иванченко Т.Н.




Открытый урок.

Тема: Биография Михаила Юрьевича Лермонтова.

Цель: Познакомить с новыми биографическими сведениями из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Задачи: Образовательные

  • Познакомить с новыми биографическими сведениями из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

  • Совершенствовать навык осознанного, беглого чтения.

  • Формировать навык правильного чтения путём применения чтения по «цепочке».

  • Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать связную устную речь путём требования развёрнутых ответов на вопросы учителя.

  • Развивать произвольное запоминание в ходе объяснения нового материала.

  • Развивать познавательный и эмоциональный интерес к чтению.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство любви к литературному наследию.

Место урока в системе других уроков: 1 урок по теме.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 9 «б».

Количество детей: 13 человек.

Возраст воспитанников: 15-16 лет.

Вид нарушений: дети с умственной отсталостью.

Присутствующие: зам.директора по УВР Пантюшенко Е.В., учителя русского языка и чтения.

Оборудование: Портрет М.Ю.Лермонтова, карточки, учебники, компьютер, проектор, презентация, доска, словарь С.И.Ожегова.




Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня в течении урока вы должны активно работать, внимательно слушать, отвечать на все вопросы и в конце урока получить хорошие оценки. Следите за осанкой, садитесь ровно, спину держите ровно. Итак, тема нашего урока: биография М.Ю.Лермонтова.

hello_html_5f3165df.gif

Познакомимся с планом урока. (слайд).

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Знакомство с биографией.

  3. Доклады учеников.

  4. Работа со словарём.

  5. Работа с учебником:

-чтение по цепочке;

-работа над содержанием текста;

6. Подведение итогов и домашнее задание.

2.Проверка домашнего задания.

Мы с вами познакомились с творчеством и произведениями А.С.Пушкина. Вспомним всё, что мы изучали.

Слайд.



Слайд


-Все согласны? Есть другое мнение?

Слайд.

hello_html_m5d6fbe37.gif

Слайд.

hello_html_m386c9bbc.gif

Слайд.

hello_html_38ee8612.gif

Молодцы, хорошо справились с заданием.

  1. Биография М.Ю.Лермонтова.

(рассказ учителя и дополнение учеников)

Сегодня мы познакомимся с биографией великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Слушайте меня внимательно, смотрите на слайды и запоминайте то, что я вам буду рассказывать. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.)

hello_html_60b88c77.gifhello_html_m37061e36.gifВ маленьком домике у Красных Ворот в ночь на 3 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Он появился на свет в богатой, но несчастной, распавшейся, неблагополучной семье, где упрямый дед его, тоже Михаил, отравился назло нелюбимой и властной жене прямо за новогодним столом, а та имела жестокость сказать о муже и отце любимой дочери: «Собаке собачья смерть…», не ведая, что эти жуткие слова потом скажет царь об её убитом внуке. Так он рос без изгнанного из дома отца и рано умершей матери и уже при рождении акушерка неожиданно предрекла, что он не умрёт своей смертью.

Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье.

hello_html_m2354a9f2.gif


Это бабушка М.Ю. Лермонтова – Елизавета Алексеевна, которая посвятила свою жизнь воспитанию внука.


Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, был неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри.
hello_html_m2456179d.gif





Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Тарханы, по-старинному Никольское или Яковлевское,— большое поместье в Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Зимой 1814—1815 года в Тарханы въехал обоз с молодыми супругами – Лермонтовыми: Юрием Петровичем и Марией Михайловной, дочерью Елизаветы Алексеевны. Они привезли с собой родившегося в Москве сына Мишу. Здесь и прошло детство будущего поэта. Дом в Тарханах

В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Е.А. Арсеньевой это не нравилось. Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год смерти отца (он умер от чахотки в полном одиночестве), Лермонтов писал с горечью и мукой:

Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…

Следует отметить, что бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева – очень любила внука и не жалела ни времени, ни средств для обучения и воспитания внука. И как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска.

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам (так до 1830 года назывался Пятигорск). Там он восстанавливал своё здоровье. Время пребывания на Кавказе не прошло даром. Там поэт изучал местную природу, культуру, язык. Там было создано много художественных набросков кавказских пейзажей.Пятигорск

hello_html_m2e609891.gif

Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.

Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Он очень уважал и любил этого поэта, его гибель стала для него настоящей трагедией. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону". Как они с ним поступили?krestgora

Лермонтов понимал, что он не в силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка – и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой…

Умер он в 27 апреля 1841-го года в Пятигорске, был застрелен на дуэли с отставным майором Мартыновым. Там его сначала и похоронили, у подножия Машука. В Тарханы прах поэта был перевезен весной 23 апреля 1842- ого года в свинцовом гробу и положен у родного предела. Могила Лермонтова в тарханах

Лермонтов покоится в Тарханах и по сей день. Каждый день к его могиле приходит множество людей. Потомки чтят память великого поэта.

hello_html_m2082c9cc.gif

При изучении биографии нам встречались сложные слова, такие как:

-гусар, будуары, минуло, чтят, резолюция, предрешена. Сейчас ребята нам расскажут, что они означают. (работа со словарём)

Гусар – военнослужащий царской армии.

Будуары- гостиная хозяйки в богатом доме.

Минуло – прошло.

Распри – ссоры, споры.

Чтят – помнят.

Резолюция – постановление, принятое в результате обсуждения какого-либо вопроса.

Предрешена – предсказана.

Молодцы. Сейчас мы послушаем небольшие сообщения Фурасьева Димы и Матвиенко Полины. Они расскажут, как современники описывали М.Ю.Лермонтова.

1 сообщение: Фурасьева Димы. "Я редко встречал человека беспечнее его относительно материальной жизни",- свидетельствовал другой современник. Но это была понятная беспечность умного, безукоризненно воспитанного дворянина, выросшего в богатой семье и с детства ни в чем не знавшего отказа. Лермонтов держал, как и положено гвардейскому офицеру, отличных верховых и выездных лошадей и только за строевого жеребца заплатил полторы тысячи рублей серебром - деньги по тем временам огромные. Любил хорошо поесть, держал своего повара, обедал только дома, ему и неизбежным гостям всегда готовили пять-шесть блюд и мороженое. У храбреца Лермонтова не было обыденной выдержки и терпения, необходимых для строевого офицера мелочно-формальных николаевских времен. Не был он расположен и к точным наукам. Зато обожал слушать московских цыган, когда знаменитый хор Ильи Соколова приезжал в Петербург.

-Какой образ жизни вёл поэт? Какие у него были привычки? Чем ещё он занимался?

2 сообщение: Матвиенко Полины. Лермонтов был невысок, кривоногий, сутулый, ширококостный, очень плечистый, с сильными руками, ловкий. Ему собственная наружность не нравилась: "Душа поэта плохо чувствовала себя в небольшой коренастой фигуре карлика" (В.И.Анненкова). И тем не менее невзрачный маленький гусар любил женщин разных сословий и имел у них успех. Отлично ездил верхом. Руки красивые, выхоленные. Был человеком большого света, душой общества, галантным кавалером, непременным участником всех пикников и вечеринок, любил появляться в театрах, маскарадах, гостиных и будуарах, на балах Московского благородного собрания среди дам высшего общества и чиновных стариков, одет был всегда безукоризненно. Убийца его вспоминал: "Танцевал он ловко и хорошо".

-Как выглядел М.Ю.Лермонтов?

-Что ещё нового вы узнали о поэте? (ответы учеников.)

  1. Физминутка.

Я вижу, вы устали, сейчас сделаем зарядку.

Садитесь.

5.Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 105.

В 7 и 8 классах вы знакомились с биографией Лермонтова, читали его произведения.

-Какие из них вам запомнились?

-Можете ли вы прочитать наизусть одно из стихотворений Лермонтова?

(Чернов Алексей вспомнил стихотворение «Парус» и рассказал его.)

-Кто ещё вспомнил стихотворения М.Ю.Лермонтова?

А теперь мы закрепим полученную информацию и прочитаем биографию по «цепочке».

-Что вас больше всего привлекло в биографии М.Ю.Лермонтова? Расскажите об этом. (ответы воспитанников)

-Найдите в тексте и прочитайте, как написал критик В.Г. Белинский о Лермонтове. Итак, верно. «Мы лишились Лермонтова, поэта, который по своему содержанию шагнул бы дальше Пушкина.» Если бы не его трагическая гибель в 27 лет…

6. Подведение итогов, домашнее задание.

Молодцы, вы все сегодня хорошо работали.

Над биографией какого поэта мы сегодня работали? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома прочитаете биографию (стр.105-108) и ответить на вопросы теста. Их 2 варианта: посложнее и полегче и завтра мне сдадите.
















Тесты.

Вариант 1

Задание № 1.

Написать годы жизни Лермонтова.

а) 2000-2005 год.

б) 1814-1841 год.

в) 1900-1978 год.

Задание № 2.

Где с 3 лет воспитывался мальчик?

а) в имении бабушки.

б) в сиротском пансионате.

в) в семье, с родителями.

Задание № 3.

О чём писал Лермонтов?

а) о машинах и заводах.

б) о жизни, о своём отношении к ней.

Задание № 4.

Выберите произведение, которое написал Лермонтов.

а) «Сказка о мёртвой царевне…»

б) «На смерть поэта»

в) «Три дочери»













Вариант 2

Задание № 1.

Написать годы жизни Лермонтова.

а) 2000-2005 год.

б) 1814-1841 год.

в) 1900-1978 год.

Задание № 2.

Где с 3 лет воспитывался мальчик?

а) в имении бабушки.

б) в сиротском пансионате.

в) в семье, с родителями.

Задание № 3.

Куда в наказание был сослан Лермонтов?

а)В Москву.

б) На Кавказ.

в) В Санкт-Петербург

Задание № 4.

Выберите произведение, которое написал Лермонтов.

а) «Сказка о мёртвой царевне…»

б) «На смерть поэта»

в) «Три дочери»

Задание № 5.

Кем был Лермонтов застрелен на дуэли.

а) Мартыновым

б) Дантесом

в) Пушкиным







7. Оценивание учащихся.

Те ребята, которые выполнили дополнительную работу – Дима Ф, Полина М, Саша В. (сообщения, подготовка презентации, сканирование), Лёша Ч. вспомнил и рассказал стихотворение, Катя Ч., Женя К., Оля Г. работали со словарями – получают по «5». Остальные ребята выполнят тест и тоже получат оценки на следующем уроке.

Урок окончен.
















Урок "Биография Михаила ЮрьевичаЛермонтова".
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока по теме "М.Ю.Лермонтов - биография". Предназначена дло учащихся девятых классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. Цель: познакомить с новыми биографическими сведениями из жизни и творчества великого русского поэта. 

Задачи.

Образовательные: 1. Познакомить сновыми биографическими сведениями из жизни М.Ю.Лермонтова.

Воспитательные: 1. Воспитывать чувство любви к литературному наследию.

Коррекционные: 1. Развивать произвольное запоминание в ходе объяснения нового материала.

Автор Иванченко Татьяна Николаевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1921
Номер материала 3543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓