Главная / ОБЖ / Урок безопасности "Зимняя река"

Урок безопасности "Зимняя река"

Урок безопасности

Тема: «Зимняя река. География безопасности»


Цели: 1. Знакомство с правилами безопасного движения по льду;

  1. Обучение методам оказания помощи себе и людям, провалившимся под лед;

  2. Развитие наблюдательности, познавательных интересов;

  3. Воспитание взаимовыручки, помощи в трудной ситуации, любви к ближнему.

Материалы: кроссворды для групп (3 штуки); инструкция на каждого ученика «Правила безопасности на льду»; карточка «полынья»; иллюстрации зимней реки; «Дерево решений», листочки на каждого ученика.


Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Гуляет русская зима.

Останови ее попробуй.

Махнет рукой – бела земля,

Махнет другой – растут сугробы.

Белеют деревья и дома,

Морозит, устали не зная

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!


- Что доброго сделала Зима для нас?

- Какое настроение вызывает зима?

- Посмотрите на зимние иллюстрации. Что вы видите?


Доска: иллюстрации «Зимней реки».


ΙΙ. Вступительная беседа

Но не только летом, но и зимой многих людей тянет к реке, к озеру. На ледяной глади появляются конькобежцы, лыжники. Чтобы сократить себе путь, идут по замершей реке пешеходы.

Ледяная поверхность рек и озер приносит людям много удовольствий. Но в то же время таит большую опасность.

- Как вы думаете почему?

(Тонкий лед не выдерживает тяжести человека).


ΙΙΙ. Формулирование темы урока, целей.

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Сегодня мы поговорим о зимней реке и узнаем о способах безопасности на зимней реке.

Доска: Зимняя река. География безопасности.


ΙҮ. Работа над новым материалом.

  1. Меры предосторожности на зимней реке.

  • Двигаться по льду нужно по специально оборудованным пешеходным переправам, соблюдая меры предосторожности.

  • При отсутствии таких переправ, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми, опытными людьми.

  • Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги. Почему?

  • Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомых местах, особенно с обрыва?

  • Многие люди увлекаются рыбной ловлей со льда. Делают лунки во льду – проруби. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на небольшой площади, прыгать и бегать по льду. Почему?

- Вспомните русскую народную сказку «По щучьему велению».

- Подумайте, почему Емеля не боялся ходить к проруби? (Он ходил всегда по протоптанной дорожке).

При движении по люду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места, остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега. Почему?


2. Работа в группах.

- Сначала прочтите и обсуди правило безопасности на льду, а затем прочтите всем ребятам. Внимательно слушайте все правила и подготовьте 1 вопрос по своему правилу.


  1. Лёд считается прочным, если его толщина не менее 7см. Для группы людей и для катка безопасен лёд толщиной не менее 12см.

  2. Прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенок, а матово – белый или с желтоватым оттенком – ненадёжен.

  3. Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

  4. Непрочен лёд около стоков вод у заводов, фабрик, в местах впадения ручьёв, где бьют ключи, и где лёд примыкает в берегу реки.

  5. Тёмное пятно на снегу таит опасность: под снегом может оказаться непрочный лёд.

  6. Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами. Лёд под снегом всегда тоньше.


Вопросы от групп.


Ү. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Показать нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда (Прыжки на месте)

Вьюга злится

Снег кружится. (Кружатся на месте)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитация движением рук)


ҮΙ. Способы оказания помощи провалившимся под лед.

  1. Чтение стихотворения Усачева А.А. и его обсуждение.

(читают учащиеся)

Внимательно послушайте стихотворение и попробуй ответить на вопросы учителя.


Однажды в холодную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, опускается медленно в прорубь

Какой-то детина… торчит только нос!


Сначала я принял его за моржа.

«Спасите!» - вдруг крикнул детина, дрожа.

Бедняга, наверно он шел на рыбалку,

И вдруг угодил в полынью с головой…

И я протянул ему лыжную палку,

И вскоре он выбрался полуживой.


Ну что вам ещё рассказать про детину?

В реке распугал он всех раков и рыб.

Зато воспаленье поймал и ангину,

Простуду и насморк, и кашель, и грипп!


- Что такое «полынья»?

Доска: полынья рисунок

(Пространство чистой воды среди неподвижных льдов или на их границе.

Не замершее место посередине реки)


- Почему детина оказался в полынье?

- Как автор его спас?

- Что произошло с героем стиха, после того, как его спасли?

- А что было бы, если бы никого не оказалось рядом?


  1. Алгоритм оказания помощи, если ты провалился под лёд. (У каждого уч-ся)

(Чтение цепочкой).

В случае провала под лед, необходимо действовать быстро и решительно, не паниковать.

1. Широко расставив ноги, старайся выползти грудью на лёд без резких движений.

(Вес тела распределяется на всю площадь льда)

2. Осторожно вытащи на лёд сначала одну ногу, потом другую.

3. Откатись от полыньи и ползи в ту сторону, откуда ты пришел. Одновременно зови на помощь людей.

(Выбравшись из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги).

4. На берегу нужно согреться и переодеться в сухое.

(А пока вы не в тепле, нельзя останавливаться и отдыхать)

Переохлаждение организма может привести к остановке сердца.


  1. Алгоритм действий, если тонет другой человек.

- Как спасать другого человека, если он оказался в ледяной воде.


  1. Кричи, что ты идёшь на помощь. Действуй решительно.

  2. Приближайся к полынье ползком, широко раскинув руки, к краю полыньи ни в коем случае не приближайся.

  3. Не пытайся тонущему подать руку и вытянуть его. Лёд выдерживает человека на расстояние 3 – 4м от полыньи. Протяни тонущему лыжу или лыжную палку, веревку или шарф.

  4. Если вас двое или трое, то можно лечь на лёд и цепочкой продвигаться к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги. Первый подаёт шарф, доску, лыжную палку. (Предметы толкать по льду осторожно).

  5. Вытащив друга на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и добраться до тёплого места, чтобы растереться, напоить горячим чаем и переодеть в сухое.

  6. Если необходимо. Вызови скорую помощь.


- Ребята, запомните эти правила. Наклейте их в свой дневник.


ҮΙΙ. Закрепление.

  1. Вопросы:

- Какие места на льду считаются опасными? (Около стока вод, кустов, камышей, сугробов, где течение реки, где бьют ключи).

- Мы всем классом решили прейти замершую реку. Лёд еще не окреп и шедший впереди всех оказался в воде. Как будем спасать товарища?


  1. Кроссворд. Работа в 3 группах (по рядам)

  2. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.


  1. Именем какого морского животного называют человека, который окунается в холодную воду зимой?


  1. Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ….


  1. Не замёршее место посередине реки.


  1. Как называют человека, который приходит на помощь другим людям?


  1. Лунка на льду для ловли рыбы зимой.





Б



1

Е





З



2

О





П



3



А



С



4




Н





О



5С










Т


6






Ь



ҮΙΙΙ. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке безопасности?


ΙХ. Рефлексия.

Доска: «Дерево решений». У каждого листик от дерева.


- Как вы поступите, если сами или ваш друг оказался подо льдом.

- Напишите свое решение на листике дерева, и прикрепите его.







Приложение

Памятка «Зимняя река. Меры безопасности».

1. Действуй быстро, не паникуй!

2. Широко расставив ноги, старайся выползти грудью на лёд без резких движений.

3. Осторожно вытащи на лёд сначала одну ногу, потом другую.

4. Откатись от полыньи и ползи в ту сторону, откуда ты пришел. Одновременно зови на помощь людей.

(Выбравшись из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги).

5. На берегу нужно согреться и переодеться в сухое.

Урок безопасности "Зимняя река"
  • ОБЖ
Описание:

Урок безопасности для учащихся  начальных классов знакомит  с правилами безопасного  движения по льду, мерами предосторожности на зимней реке.

Учащиеся познакомятся с алгоритмом  оказания помощи себе и людям, провалившимся под лед.

На данном занятие используется групповая форма работы. Для закрепления пройденного материала и подведения итога занятия предлагается кроссворд "Безопасность". Для рефлексии используется "Дерево решений", где учащиеся,  прикрепляя "листик" к дереву, записывают свое решение, как они поступять в данной ситуации. 

В приложении  предложена памятка-иструкция "Правила безопасности на льду".

Данное занятие можно использовать на классных часах, во внеурочной деятельности.

Автор Соколова Елена Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 672
Номер материала 46480
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓