Как я представляю урок в начальной школе.
Это не
просто сорок минут учебной деятельности, а это общение ребенка с учителем и
одноклассниками, это продолжение жизни ребенка – домашней, дворовой, классной и
т.д. Исходя из этого основного положения, основными дидактическими принципами,
которым я следую, являются:
Ø принцип отсутствия страха и напряжения в атмосфере урока, а также принцип
сопровождения собственно учебного материала позитивной фоновой информацией.
Так, на уроках мы очень часто пользуемся карточками самооценки и оценки труда
своего товарища:
- получилось, я рад за себя ( за своего товарища): J
|
- не получилось, но все еще
впереди: K
|
- я не совсем постарался: (ты не совсем постарался):
L
|
Постоянно на
уроке звучат такие выражения, как:
Great stuff! Good of you!
Fine! Well done. Don’t worry! You’ll try. You’ve got the idea. That’s much
better!
Ø
принцип
сознательного включения чувств в процесс обучения. Так, например, при обучении чтению
я прошу своих учеников побывать на концерте «барабанщиков», «скрипачей»;
посетить кукольный театр при обучении монологу;
Ø
принцип
доброжелательных взаимоотношений между всеми участниками обучения;
взаимопонимание, сотрудничество, и, конечно, тактичное оценивание творческого и
интеллектуального труда учащихся;
Ø принцип совместной работы
ребенка и его родителей при выполнении самостоятельных творческих работ. Ребенок ощущает себя в
ситуации успеха в общении со своими родителями, а родители видят достижения своего
ребенка и участвуют в создании данной ситуации успеха;
Ø игровая деятельность.
Ø использование субъектного
опыта ребенка.
FПосле переменки нужны ритуальные действия!
В силу психофизиологических
особенностей дети младшего школьного возраста после перемены или динамической
паузы с трудом возвращаются в рабочее состояние. Необходимо использование
особых приемов, которые помогли бы в организации детей на последующую работу.
Это может быть:
J приветствие по цепочке с обязательным произнесением
имени ученика к которому обращается говорящий,
J рифмованная песенка-приветствие или песенка по
изученной прежде теме в стиле джаз-чант,
J любое короткое стихотворение на английском языке.
Важно использовать один прием длительное время, чтобы
он превратился в ритуал, своеобразную медитацию, которая позволяет ребенку
успокоиться и перейти в рабочее состояние.
FМладшие школьники очень забывчивы.
Использование знаковых форм взаимодействия также очень полезно
на начальной ступени обучения. Ребенок забыл общепринятые правила поведения или
не понял, что нужно делать в данный момент – достаточно просто указать на
определенный символ.
Это могут быть
J
несколько лиц детей – хоровое проговаривание,
J два
персонажа – работа в парах,
J
открытая книга – нужно
читать или работать с книгой,
J
предлог или окончание –
ребенок сразу исправляет свою грамматическую ошибку. Такие приемы по
организации детей способствуют созданию спокойной рабочей атмосферы на уроке,
избавляет от ненужных замечаний.
FКак мы боремся с гиподинамией!
Известно, что неподвижная поза для младшего школьника гораздо
утомительнее для организма, чем движения. Двигательная активность школьника в
школе должна составлять не менее 2 часов. Большая часть ее предоставляется
ребенку на переменах, уроках физкультуры. На уроке также необходимо проводить
различные физкультминутки, динамические паузы, или очень часто менять позы
детей и изучать необходимый учебный материал в движении. Я использую такие
приемы как
J
« колючий ежик » - при ответе на мой вопрос дети встают – появился ежик; при
ответе на второй вопрос дети садятся – ежик убежал ;
J «
позовем удава » - чтобы дети внимательно слушали друг друга, я предлагаю им
позвать удава. Ученик1 – это голова удава, а ученик 12 –
это хвост удава. После выполнения задания мы выясняем пришел к нам удав или
нет. Если происходят паузы или заминки при выполнении задания дети, чаще всего
просят начать все сначала, так как удав не может порваться!;
J
ритмические песни в стиле джаз-чант с движениями;
J инсценировки,
проигрывание диалогов, сказок, песен.
FМладшим школьникам нужна интересная
деятельность.
Известно, что перегрузка, ставшая большим злом для
современного школьника исходит не от содержания отдельных предметов, а от
отсутствия у ребенка интереса к тому, чем он занимается на уроке. Нет
личностной ориентировки ребенка, не создаются условия для активного,
деятельностного проживания его на уроке. В этом контексте экспериментальный
учебник для 1 класса по английскому языку «COOL» решает эти проблемы.
Все задания учебника предполагают деятельностный
подход. Например,
Q
Слушай и соедини точки. Что у тебя получится?
Q
Послушай, как играют наши друзья. Теперь ты придумай такую же игру.
Q
Реши пример и раскрась картинку. Что у тебя получилось?
Q
Пройди веселый лабиринт, в котором спрятаны школьные принадлежности. Что ты
нашел?
Q
Важное место в начальной школе занимает проектная деятельность Проекты могут
быть самые различные, долгосрочные или краткосрочные. Например:
J
Альбом моих достижений в английском языке – « My English Scrapbook».
J
Магазин игрушек.
J
Ты – диктор новостей.
J Презентация туристической поездки, обоснование ее
полезности.
J Пресс-релиз о прошедшем празднике, каком-либо событии
в классе или школе.
FМладшие школьники оценивают себя сами.
Перед выполнением задания мы создаем критерии оценки
выполнения. Например, если это стихотворение, дети говорят
Q
о выразительности,
эмоциональности, правильности произнесенных слов, предложений;
Q если это чтение, то обязательно должна быть
интонация, как у диктора, темп, четкость и правильность всех слов; Q если это рассказ, то необходимо наличие
открывающих фраз: First, second, more that that, in my opinion, I think.
Q Нами используются разные средства оценки. Это
"разноцветные кружки
красный = очень трудно для меня; оранжевый = нормально, немножко
трудно, немножко легко;
зеленый = очень легко.
"баллы для определения рейтинга успешности,
"звездочки на линейке знаний,
" лист самооценки
FЧто делать на уроке.
РАЗВИТИЕ ТРЕХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
|
Визуальная память
Ø Игра в кинокамеру (зрительный диктант)
-показ картинки
–пауза -«Отпечатайте» (дети смотрят внутрь себя) – Напишите-Посмотрите и
проверьте себя (показывается карточка).
Ø Прочитайте слово в обратном порядке. Напишите
пальцем на парте, затем в тетради
Ø Расширяющиеся синтагмы
( с закрытыми глазами), затем можно записать.
Ø Корректура – списывание или диктовка в парах.
Диктовка абзаца из книги – проверка соседом, в кружок обводятся
слова, которые написаны неверно. Банк результатов записывается в тетрадь
успехов.
Ø Правописание задом наперед
|
Аудиальная память
Ø разучивание песен с движениями так, как происходит
развитие по трем каналам – аудиальном, визуальном и кинестетическом.
Песни поются для
смены ритма, для отдыха, для развития трех каналов восприятия
Ø игра в секретаря – диктовка расширяющихся синтагм
Ø игра в магнитофон или радио
Ø передача
|
Кинестетическая
память
Ø двигательные задания
эмоциональные игры и сценарий урока
J K L
Ø кинестетические предикаты
-На странице ____вашей книги вы найдете………
-На странице__
упражнение №
поможет вам
Ø пространственные ключи
то есть символические изображения
☺ V …. .
h ☺ V … ?
Wh-? h ☺ V … ?
Ø разрезные тексты
Ø карточки со словами
|
Успех порождает успех:
|
PORTFOLIO
Ø Время для хвастовства – перечисление своих успехов и
запись их в тетрадь успехов
Ø Перечисление успехов детей в группе. + ответ на
вопрос Почему получилось.
Ø Комплименты (волшебный стул)
Ø Плакат успеха
|
Ø папка достижений, оформлена по желанию ученика
Ø альбом своих достижений и творчества
|
Ø мотивация
Ø результат
Ø к а к
Ø убежденность
Ø перенос
|
-хотеть учиться, изменяться
знать, чему учиться
-знать, как
научиться этому
-знать, что я смогу
это сделать
-знать, когда и где
это делать
|
|
|
|
|
FВ копилку приемов.
Ø Jazz Chants – соединение речи, музыки, движений.
Используется для обучения фонетической, лексической и грамматической
сторонам английского языка. Jazz Chants – это ритмические напевы или
речитативы в стиле молодежной музыки РЭП. Ученики с легкостью разучивают и
воспроизводят монологические и диалогические тексты, охотно двигаются под
музыку.
Ø
Action song – соединение речи, музыки, движений,
драматизации.
Ученики поют песню и демонстрируют
движения или драматизируют песню по своему видению ее.
Ø Action poem.
Ø
Ученики
драматизируют стихотворения сразу на уроке, и, таким образом, заучивают его
наизусть.
Ø
Воображаемое
путешествие
– соединение речи, слуховых, зрительных и кинестетических представлений.
Так, при прохождении темы Лондон, мы совершаем путешествия на машине
времени в старый Лондон и встречаемся там с римлянами; проводим
видео-путешествия и различные экскурсии; представляем себя в Сафари-парке как
посетителями, так и животными, живущими там.
Ø Прием эвристических вопросов.
Чтобы отыскать сведения о каком-либо событии или объекте, задаю семь
вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Ответы на данные вопросы и их
возможные сочетания, например, как - когда? порождают у учеников необычные и
разнообразные версии и толкования относительно главных героев или событий
рассказа.
Ø Прием сравнения.
Очень часто на уроках мы пытаемся сравнивать, сопоставлять существующие
реалии в культуре и истории нашей жизни, жизни школьников Англии и своей
школьной жизни, стараемся проводить аналогии в сказках. На уроках мы пытаемся
сравнивать происхождение символов наших стран, проводим сравнительный анализ
детских стихов на английском языке и их переводы нашими поэтами.
Ø
Прием
выдвижения гипотез.
Я предлагаю учащимся по названию рассказа и по данным иллюстрациям
предположить, о чем пойдет речь в рассказе. Ученики предлагают свои варианты,
таким образом, они учатся полно и четко формулировать свои версии, опираясь на
интуицию и логику. Затем мы проверяем выдвинутые гипотезы. Другим вариантом
использования этого метода является путешествие в прошлое или будущее.
Например, подумайте и скажите, что будет, если отменить все школы? Или что было
бы, если бы Римляне не добрались до Британии? При таких заданиях мы пользуемся
как английским, так и русским языком, в зависимости от языковой компетенции
ученика.
Ø “Мозговой штурм”.
Основная задача приема – активизация речемыслительной деятельности
школьника. За определенное время ученик или группа учеников должна высказать
как можно больше
-
сведений
об изучаемом явлении,
-
версий о
действиях главного героя,
-
слов,
пословиц по заданной теме.
Ø Взаимообучение.
Учащиеся в парах
или группах выполняют функции учителя или консультанта по определенным
проблемам.
Ø Рецензия.
Умение критически взглянуть на устный ответ своего товарища, на
прочитанный рассказ, просмотренный мультфильм, инсценировку – необходимое
условие самоопределения учащихся. Конечно, в начальной школе это только
подготовительная работа к настоящим рецензиям. Ученики составляют свои рецензии
по предложенным опорным схемам
Ø Рефлексия.
После выполнения всех заданий ученики возвращаются к основным элементам
их деятельности на уроке (обычно такой план урока написан на доске).
Происходит возврат и концентрация внимания на осуществление этой деятельности:
ее видам, проблемам, результатам. Ученики отвечают на вопросы: Достиг ли я
успеха? Как и почему? Какова моя самая большая трудность сегодня? Что у меня
получилось? Что я хочу изменить в себе на следующем уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.