Главная / Русский язык и литература / Урок анализа текста по русскому языку в 9 классе в рамках подготовки к ГИА.

Урок анализа текста по русскому языку в 9 классе в рамках подготовки к ГИА.

Документы в архиве:

24.6 КБ

«Комплексный анализ текста». (В рамках подготовки к ГИА).

Цели урока:

1.Выявить умение учащихся выдвигать гипотезу, ставить перед собой задачи, позволяющие достигнуть поставленной цели;

2. Комплексное исследование текста с точки зрения орфографии, пунктуации, синтаксиса;

3. Развитие творческих способностей учащихся;

4. Отработка навыков работы с текстом.

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, нетбуки, алгоритм выполнения заданий.

Задачи урока:

1. Исследовать текст А. Сент Экзюпери.

2. Составить задания по фонетике, орфографии и синтаксису, сформулировать тестовые вопросы.

3. Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенным цитатам, используя алгоритм написания сочинения.

4. Решить подготовленные учащимися задания.

5. Оценить творческие работы.

Содержание урока:

1. Организационный момент.

Класс разбит на четыре группы:

1 группа – составляет тестовые задания по фонетике и орфографии.

2 группа – составляет тестовые задания по синтаксису.

3 группа – выполняет творческую работу - сочинение рассуждение С2 по цитате Г.Степанова.

4 группа – выполняет творческую работу – сочинение – рассуждение С2. по цитате И.Н. Горелова

2. Знакомство с текстом (По А. Сент -Экзюпери). (Чтение учителем текста на экране).

(1)Вот тут-то и появился Лис.

- (2)Здравствуй, - сказал он.

- (3) Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц. - (4)Кто ты? (5) Какой ты красивый!.

- (6)Я – Лис, - сказал Лис.

(7) Поиграй со мной, – попросил Маленький Принц. – (8) Мне так грустно…,

- (9)Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - (10)Я не приручён.

- (11)А как это – приручить? Спросил Маленький принц.

- (12)Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете…

- (17)Я начинаю понимать, сказал Маленький принц

- . (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис. - (19)Твои шаги я стану различать среди тысячи других. (20)Заслышав людские шаги, я всгда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.(23) Потом сказал:.

Пожалуйста, приручи меня!

- (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени

(26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

- (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, -сказал Лис.- (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать.(29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31) Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- (33)Надо запастись терпением, - ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль. (35) Но с каждым днем садись немножко ближе…

(36) Так Маленький принц приручил Лиса.

(37) И вот настал час прощания.

- (38)Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- (39) Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц.- (40) Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

- (41)Да, конечно, - сказал Лис.

(42) Он умолк.(43)Потом прибавил:

- (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

-(47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

-(49)Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

-(50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей душу.

- (51 ) Потому, что я отдавал ей душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- (52)Люди забыли эту истину, - сказал Лис, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

(По А. Сент -Экзюпери)


3. Определение темы и основной мысли текста, проблемы, поднятой автором в нем. (Беседа)

О чем говорится в тексте Сент -Экзюпери?

- В тексте говорится о том, как Маленький принц встретился с Лисом.

В чем заключается его основная идея?

- Основная идея текста заключается в том, чтобы привлечь наше внимание к взаимоотношениям людей. Автор заставляет нас задуматься об ответственности людей за своих близких.

Соединив тему и идею текста, сформулируйте вопрос

- Внимательны ли мы к окружающим нас людям: к своим друзьям, родным, близким? Умеем ли мы понимать, беречь их и дорожить ими?

Исходя из данного вопроса, сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте.

Проблема: не всегда люди ответственны за тех, «кого приручили».

4. Работа в группах. Исследование текста.

1 группа. Фонетика и орфография.

Гипотеза: если мы, исследуя данный текст, подберем примеры заданий по фонетике и орфографии, это поможет нам успешно выполнить задания в экзаменационной работе.

Задачи:

- подобрать слова с непроизносимыми согласными;

- найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает;

- выделить слова с орфограммами в суффиксах и приставках;

- составить тестовые задания для выполнения на интерактивной доске.

2. группа. Синтаксис.

Гипотеза: если мы, исследуя данный текст, найдем примеры простых осложненных предложений, разные виды сложных предложений, это позволит нам в подготовке к сдаче ГИА.

Задачи:

- найти примеры предложений с вводными словами;

- подобрать примеры сложных предложений;

- выделить словосочетания с разными видами связи;

- составить тестовые задания для рещения на тренажере.

Работа творческих групп.

3 группа. Сочинение-рассуждение С2 по цитате Г.Степанова.

Работа по заданному алгоритму.

Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, грамматика – как они думают».

Словарь Грамматика

Под словом «словарь» автор Изучает этот раздел строение

подразумевает словарный запас словосочетаний и предложений.

человека. Зависит он от характера, От того, как построен текст, зави-

возраста, сит его понимание, восприятие

занятий, рода деятельности, читателем. Интересные синтак -

интеллекта, образованности человека. сические конструкции позволяют

Главный герой данного текста – Малень сделать текст понятным, доступ-кий принц, добрый и умный, а также Лис, ным, эмоциональным.

одинокий и мудрый, умеющий видеть

главное в самом обыкновенном и показать

всем красоту взаимоотношений.

Аргументы.

(подбираются учащимися в группе).

В тексте есть сравнения, В основе текста лежит диалог.

позволяющие сделать его красивым, (2,3, ,6,19,20, 23, 24). Это

выразительным, образным. Это, приближает нас, читателей, к действительно, помогает нам понять действию, происходящему в

философский смысл слов Лиса повествовании. Мы становимся

о том, что «зорко одно лишь сердце»: свидетелями разговора главных «Твоя походка позовёт меня, точно героев: Лиса и Маленького принца.

музыка»(21), «моя жизнь изменится,

солнцем озарится»(18). Эпитеты:

«красивый»(4), «грустно» (8),

«забытое понятие»(12)- показывают

одиночество Лиса, ценность дружбы.

Таким образом, на примере текста Экзюпери мы доказали справедливость утверждения лингвиста Г.Степанова.

4 группа. Сочинение-рассуждение С2 по цитате И.Н. Горелова «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»

Аргументы из текста.

  • Эпитеты (предложения .№ 4, 12,16,48)

  • Метафора (Предложение № 21, 47, 50,51)

  • Восклицательные предложения (предложения № 5, 24,31)

5. Проверка выполненных заданий.

1 группа – тестовые задания дает классу, на интерактивной доске оно выполняется;

2 группа - тестовые задания по синтаксису выполняет с классом на тренажере;

3 группа – представляет творческую работу С2.по цитате Г.Степанова.

4 группа - представляет творческую работу С2. По цитате И.Н.Горелова.

6. Оценка выполненных работ.

7. Рефлексия

- Что нового и важного вы узнали на уроке?

- Как эта информация пригодится в дальнейшем?

8. Домашнее задание. Выполнить задания части А, В теста № 9.

Приложение №1.

Вариант сочинения С 2 по цитате Г.Степанова.

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

По-моему, данную фразу можно разделить на две смысловые части. Рассмотрим первую часть высказывания. Я думаю, что под словом «словарь» лингвист подразумевает словарный запас каждого человека в отдельности. Вполне можно согласиться с этим потому, что словами человек высказывает свои мысли, чувства. По произнесенным словам можно судить о его характере главных героев: Лиса и Маленького принца. Эпитетом «красивый» (4) автор передает первое впечатление Маленького принца о Лисе. А Лис говоря о своем желании, чтобы его приручили, употребляет эпитет «грустно», «забытое понятие». Это говорит о его одиночестве и о том, что настоящая привязанность становится редкостью.

Чтобы осмыслить вторую часть высказывания, необходимо знать, что грамматика изучает строение словосочетаний и предложений. Значит, знание грамматики помогает правильно, выразительно и точно построить предложения. В данном тексте используется диалог, который делает нас, читателей, свидетелями событий. Это позволяет сделать текст живым, напряженным и интересным.

По приведенным мною примерам можно судить о правильности высказывания Г. Степанова.

Приложение № 2

Вариант сочинения по цитате лингвиста И.Н. Горелова.

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»,- утверждает лингвист Илья Наумович Горелов. Я думаю, что с его мнением нельзя не согласиться, так как задача писателя заключается в том, чтобы привычными словами показать чувства и переживания свои или своих героев.

В тексте известного французского писателя Антуана де Сент -Экзюпери всем известные слова приобретают особое значение. Сравнения в предложении №13, 14 «Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц» и в предложении № 21 и «твоя походка позовёт меня, точно музыка», не только украшают текст, но придают ему яркость и выразительность, показывают ценность дружбы. Писатель простыми словами рассказывает о важном жизненном наблюдении. Метафоры в предложениях № 15 «моя жизнь … солнцем озарится», ««зорко одно лишь сердце» заставляет работать наше воображение, и мы вместе с автором и главным героем задумываемся о своих взаимоотношениях с близкими людьми.

Действительно, в руках умелого мастера-писателя слова способны выражать различные мысли и чувства.

Урок анализа текста по русскому языку в 9 классе в рамках подготовки к ГИА.
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок  представляет собой исследовательскую работу текста  А. Сент – Экзюпери в рамках подготовки к государственной аттестации. Данный урок тесно связан с  изученным материалом по  орфографии и пунктуации, необходимым для выполнения экзаменационных  тестовых заданий. База знаний  обучающихся позволила использовать такую форму урока, как исследовательская работа в группах. Кроме того подготовка к уроку предполагала большую самостоятельную подготовку  обучающихся, для этого был дан список  цитат, высказываний о русском языке известных лингвистов и писателей. Урок проводится по технологии педагогических мастерских, соответствует всем современным требованиям.

Автор Данкман Галина Спиридоновна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 857
Номер материала 3469
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓