Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок алгебры в 10 классе по теме "Уравнение касательной к графику функции"

Урок алгебры в 10 классе по теме "Уравнение касательной к графику функции"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Урок изучения нового материала в 10 классе

«Уравнение касательной к графику функции»

УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы

(базовый уровень) 2011 год

Предмет: математика.

Авторы учебника: А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева и др.

Класс: 10

Тип урока:  изучение нового материала

Тема: Уравнение касательной к графику функции

Цель: вывести формулу уравнения касательной к графику функции в заданной точке, составить алгоритм нахождения уравнения касательной, научиться составлять уравнение касательной.

Задачи:

Обучающие:

·        отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции».

Развивающие:

·        способствовать развитию внимания;

·        способствовать развитию навыков устного счета;

·        способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;

·        способствовать развитию и пониманию у учащихся меж предметных связей;

Воспитательные:

·        развивать у учащихся коммуникативные  компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);

·        создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

·        осознавать большую практическую и историческую значимость производной.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация, учебник,  программа «Живая математика», чертежи графиков функций в программе «Живая математика».

Структура и план урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому что могу) (2-3 мин).

Доброе утро! Прошу садиться! Тему урока попрошу определить самостоятельно. Для этого на доске расположены карточки (термины, фамилии и портреты ученых, новые слова и понятия) в хаотичном порядке по теме «Производная функции». К доске выходят 3-4 ученика и располагают их в соответствии с изучением темы (что они уже знают). Домашним заданием было узнать, кто из ученых внес весомый вклад в развитие производной, значение слов «флюксия» и «флюента». Учащиеся с места помогают. После того, когда все приведено в порядок, остается карточка «Уравнение касательной к графику функции». Ученики делают вывод, что это тема сегодняшнего урока. Слайд 1

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (5-7 мин).

Слайды 2-9

Задача 9 слайда презентации: «Составьте уравнение касательной  к графику функции f(x) = x2+3x+1в точке с абсциссой х0=1» выводит к следующему этапу урока.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.  Почему возникли затруднения?  Чего мы еще не знаем? (1-2 мин) Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

4.Открытие нового знания.

Цель: построение проекта выхода из затруднения (5-7 мин)

В качестве дополнительного домашнего задания 2 «сильным» ученикам Шеину Ивану и Коневу Виталию было предложено разобраться с помощью учебника с выводом общей формулы уравнения касательной (учебник страница 174) и примером на составление уравнения касательной к графику функции  2  в точке х= 1 (учебник страница 166, пример 2).

Учащиеся записывают свои выводы на доске, остальные записывают в тетрадь. После вывода учащихся учителем демонстрируется чертеж 1, выполненный в программе «Живая математика» (график функции и касательная к нему в точке) и слайд 10 с уравнением касательной.

чертеж 1

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (5 мин).

Класс делится на 4 группы, которым предлагается создать алгоритм составления уравнения касательной к графику функции. Учащиеся пользуются только общим уравнением касательной. После обсуждения проговаривают алгоритм по пунктам, дополняют, исправляют. В результате демонстрируется слайд 11.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет (5-6 мин).

На этом этапе возвращаемся к задаче слайда 9 о составлении уравнения касательной, учащиеся решают самостоятельно с последующей самопроверкой. Слайд  12, а также чертеж 2 «Живой математики».

Слайд 12

 чертеж 2

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее (10-12 мин).

Работа с задачником: страница 91, самостоятельный выбор номера из №№ 29.12 – 29.16 (ответы есть в учебнике). Ученики имеют возможность выбрать задания по уровню сложности.

ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ будут эти же номера 29.12 – 29.16, отработать составление уравнения касательной, используя алгоритм. Решить не менее 3 букв, не считая выполненных в классе.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (2-3 мин).

Вопросы:

-Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Где можно применить новые знания?

И, наконец, после «всяких умных вещей» немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения.

 

слайд 13

 Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее вам близок. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? По этим графикам можно судить о скорости приращения ваших знаний в ходе урока. График 1 – мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.

Спасибо за урок!

Литература

1.     Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1,2. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2011.

2.     Живая математика: сборник методических материалов. – М.: ИНТ. 176 с.

3.     В. М. Чернявский Работа с программой «Живая математика».

4.     Различные Интернет-ресурсы для поиска детьми дополнительной информации по теме «Производная».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок алгебры в 10 классе по теме "Уравнение касательной к графику функции""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ урок 10 уравнение касательной.ppt

Скачать материал "Урок алгебры в 10 классе по теме "Уравнение касательной к графику функции""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Уравнение касательной к графику функции

    1 слайд

    Уравнение касательной к графику функции

  • Найдите производные функций:Правильный 
ответПравильный 
ответПравильный 
отв...

    2 слайд

    Найдите производные функций:
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ

  • Найдите производные функций:Правильный 
ответПравильный 
ответПравильный 
отв...

    3 слайд

    Найдите производные функций:
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ

  • Правильный 
ответПравильный 
ответПравильный 
ответПравильный 
ответПравильны...

    4 слайд

    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Правильный
    ответ
    Найдите производные функций:

  • Задача от учителя  физики  Координата тела меняется по закону...

    5 слайд

    Задача от учителя физики
    Координата тела меняется по закону
    X = 5 - 3t + 2t2 (м).
    Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 секунды.


  • Пусть количество   вещества, вступившего в   
      химическую реакцию...

    6 слайд

    Пусть количество вещества, вступившего в
    химическую реакцию задается зависимостью
    р( t ) = t 2/2 + 3t –3 (моль)
    Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
    ЗАДАЧА от учителя химии
    подсказка
    РЕШЕНИЕ:
    1) v( t ) = p`( t ) = t + 3,
    2) v(3) = p`(3) = 3 + 3 = 6(моль/сек)
    Ответ: 6 моль / сек

  • Задача от ученика 11 «а» класса, сдающего ЕГЭ

    7 слайд

    Задача от ученика 11 «а» класса, сдающего ЕГЭ



  • На рисунке изображен график функции у =f(x) и касательная 
к нему в точке с а...

    8 слайд

    На рисунке изображен график функции у =f(x) и касательная
    к нему в точке с абсциссой х0.
    Найдите значение производной в точке х0.

    -2
    -0,5
    2
    0,5
    Подумай!
    Подумай!
    Верно!
    Подумай!
    х0
    Геометрический смысл производной: k = tg α
    Угол наклона касательной с осью Ох тупой, значит k < o.
    Из прямоугольного треугольника
    находим tgα = 6 : 3 =2. Значит, k= -2

  • Задача на составление касательной к графику функции в точке , принадлежащей г...

    9 слайд

    Задача на составление касательной к графику функции в точке , принадлежащей графику


    Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = x2+3x+1в точке с абсциссой х0=1

  • Уравнение касательнойЗапомните!...

    10 слайд

    Уравнение касательной
    Запомните!
    Y=f(x0)+f |(x 0)(x-x0)

  • Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y=f(x)1.Обозначи...

    11 слайд

    Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции y=f(x)
    1.Обозначить х0 абсциссу точки касания
    2.Найти f(x0)
    3.Найти f / (х) и f /(x0)
    4.Подставить найденные числа х0, f(x0), f /(x0) в общее уравнение касательной y = f(x0)+ f /(x0) (x-x0 )

  • Задача на составление касательной к графику функции в точке , принадлежащей г...

    12 слайд

    Задача на составление касательной к графику функции в точке , принадлежащей графику
    Составьте уравнение касательной к графику функции f(x) = x2+3x+1в точке с абсциссой х0=1
    Решение:
    1. х0 =1 - абсцисса точки касания.
    2. Найдем f(x0). f(1)=12+3*1+1=5
    3. Найдем fi(x)и f i (x0), fi(x)=2х+3, fi(1)=5
    4. Подставим найденные числа в общее уравнение касательной: y =f(x0)+ f i(x0) (x-x0), y = 5+5 (x-1), у=5+5х-5
    y = 5x Это и есть искомое уравнение касательной

  • 13 слайд

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок изучения нового материала в 10 классе

«Уравнение касательной к графику функции»

УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы

(базовый уровень) 2011 год

Предмет: математика.

Авторы учебника: А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева и др.

Класс: 10

Тип урока:  изучение нового материала

Тема: Уравнение касательной к графику функции

Цель: вывести формулу уравнения касательной к графику функции в заданной точке, составить алгоритм нахождения уравнения касательной, научиться составлять уравнение касательной.

Задачи:

Обучающие:

·        отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции».

Развивающие:

·        способствовать развитию внимания;

·        способствовать развитию навыков устного счета;

·        способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;

·        способствовать развитию и пониманию у учащихся меж предметных связей;

Воспитательные:

·        развивать у учащихся коммуникативные  компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);

·        создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;

·        осознавать большую практическую и историческую значимость производной.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация, учебник,  программа «Живая математика», чертежи графиков функций в программе «Живая математика».

Структура и план урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 974 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 2027
    • RAR 441.6 кбайт
    • 52 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Смыкова Татьяна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Смыкова Татьяна Леонидовна
    Смыкова Татьяна Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29480
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1363 человека из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 209 человек

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе