Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок алгебры " Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета"

Урок алгебры " Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета"

Скачать материал

МОУ Новопокровская СОШ

Ветлужского района

Нижегородской области.

 

 

 

 

 

Урок алгебры в 8 классе.

 

Тема: « Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета».

 

 

 

 

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                                               Торопова Галина Владимировна,

                                                                                                                                                учитель математики.

 

 

 

 

 

 

                                          

         

        Тема: « Приведённое квадратное уравнение . Теорема Виета».

 

 

Цель урока: Знакомство учащихся с теоремой Виета и  теоремой обратной теореме Виета и демонстрация того, что знание этих формул даёт ряд преимуществ, для решения приведённых квадратных уравнений.

                                        

                                                              Задачи:

 

Образовательные:

·        Повторить формулы корней квадратного уравнения ( приведённого и уравнения общего вида);

·        Установление связи между корнями и коэффициентами приведённого квадратного уравнения;

·        Сформировать у учащихся  умение применять теорему Виета.

 

Воспитательные:

·        Способствовать выработке у школьников  желания и потребностей познавать новое;

·        Воспитывать самостоятельность.

 

Развивающие:

·        Развивать и совершенствовать умение применять полученные знания;

·        Развивать умение делать выводы и обобщения;

·        Развивать коммуникативные навыки.

 

                                        

 

 

 

                                             Структура и основные этапы урока.

    

Этапы урока.

 

                

                      Деятельность учителя.

 

 Деятельность учеников.

 

 

1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с различными способами решения квадратных уравнений. И сегодня мы рассмотрим теорему, которая выявляет взаимосвязь между корнями и коэффициентами приведённого квадрантного уравнения и  позволяет более удобным способом решать приведённые квадратные уравнения. А для этого нам необходимо повторить?

 

- Сегодня мы будем стараться совершенствовать умения применять полученные знания к решению практических задач и, будем стараться развивать умение обобщать и делать выводы. И для более успешного усвоения нового материала нужно стараться воспитывать способность самостоятельно выполнять задания, вырабатывать желание и потребности к изучению нового.

 

 

 

 

- Нужно повторить все виды квадратных уравнений и формулы по которым находим корни квадратных уравнений.

 

2. Повторение изученного материала. Историческая справка.

 

- Итак, ребята, чтобы подготовиться к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о квадратных уравнениях.

Задание № 1. На доске записаны следующие уравнения.

             1.2х2 – 5 = 0.

             2. х2 – х – 6 = 0.

             3. х4 – 3х + 2 = 0.

             4. 2х2 – 3х + 1 = 0.

             5. 5х2 – 3х = 0.

             6. х2 + 6х + 5 = 0.

             7. 3х – 5 = 0.

             8. 7х2 = 0

             9. х2 – 6х + 8 = 0.

 - Назовите номера уравнений, которые не являются квадратными?

 

- Почему уравнения № 3 и № 7 не являются квадратными.

 

 

- какие виды квадратных  уравнений можно выделить среди записанных?

 

 

 

- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

 

- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?

- А дискриминант от чего зависит?

- Замечательно, т. е какой вывод можно сделать. Информация о виде и о корнях квадратного уравнения скрыта, где?

 

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, как взаимосвязаны корни и коэффициенты приведённого квадратного уравнения. Этой зависимостью между корнями и коэффициентами занимался  великий французский математик, фамилию которого мы узнаем, если правильно разгадаем кроссворд, который у вас на карточках.

     Я диктую вопрос, а вы записываете ответ, и если мы правильно ответим на все вопросы, то в выделенном столбике у нас получится фамилия математика.

1) Квадратное уравнение с первым коэффициентом равным 1 называется?

2) Подкоренное выражение в формуле корней квадратного уравнения называется?

3) 3х2 = 0 . Как называется это уравнение?

4) Как называются числа а и в  записи квадратного уравнения?.

- И что же вы получили в выделенном столбике?

 - А сейчас Алина нам расскажет о жизни и деятельности Франсуа Виета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- не являются квадратными уравнения № 3 и № 7.

- Потому что в 3 уравнении неизвестное в 4 степени, а в 7 – в первой степени.

 - неполные уравнения,

 Приведённые квадранные уравнения и квадратные уравнения общего вида.

- два корня, один корень, либо не иметь корней.

- от дискриминанта.

- от а, в и с.

 В коэффициентах.

 

 

 

 

 

 

 

- Ученики в парах отвечают на вопросы и записывают ответы.

- Приведённое.

- Дискриминант.

 

- Неполное.

- Коэффициенты.

 -Виет.

- Алина делает доклад, а остальные слушают.

 

3. Изучение нового материала.

- А теперь давайте узнаем, какую же взаимосвязь увидел Виет между корнями и коэффициентами приведённого квадратного уравнения. Записываем  число, классная работа и тема урока « Теорема Виета».

Итак,  у нас на доске  записаны 3 приведённых квадратных уравнения.  Решим их. Ксюша и Коля идут к доске, а остальные решают уравнения самостоятельно.

Ксюша и Алина решают 9 уравнение по формуле корней приведённого квадратного уравнения, Коля и Катя решают  2 уравнение по общей формуле, а Лёша решает 6 уравнение по той формуле, которая ему больше нравиться.

- А сейчас проверим, правильно ли мы решили уравнения. И полученные нами результаты занесём в таблицу.

 

 

    Уравнение.

   х1

   х2

х1 + х2

х1 * х2

х2 – 6х + 8 = 0

4

2

6

8

 х2  - х – 6 = 0

3

- 2

1

- 6

 х2 + 6х + 5 = 0

- 1

- 5

- 6

5

 

- А сейчас внимательно посмотрим  на полученные нами суммы и произведения корней и коэффициенты, что вы видите.

 

 

 

 

- А как вы думаете, в каждом ли приведённом уравнении сумма корней будет равна - р, а произведение корней равно q?

 

 

-Я думаю , что по трём решённым примерам вывод делать рано, а вдруг это случайность и я специально подобрала вам такие уравнения.

 

 

 

 

 

 

- Итак, мы теперь с уверенностью можем сказать, что если х1   и х2 являются корнями приведенного квадратного уравнения, то их сумма равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену. Данное утверждение называется теоремой Виета, по имени математика Виета .Свою знаменитую теорему он доказал в 1591 году.

Итак запишем в тетради:

         Если х1 и х2 корни приведенного квадратного уравнения                      х2 + рх +q =0, то

                          х1 + х2 = - р

                            х12 = q

 

А сейчас выполним следующее задание, нам нужно заполнить таблицу

 

 

     Уравнение

Сумма корней

Произведение корней.

х2  - 5х – 6 = 0

 

 

 х2 – 3х + ___ = 0

 

                2

 х2 +___х + 1 = 0

             - 3

 

 х2 ___х ____ = 0

              5

                - 7

Теорему Виета можно использовать для проверки корней. Кроме теоремы Виета справедливо утверждение обратное . Что значит обратное утверждение

 - Попробуем сформулировать обратное утверждение.

Если даны такие р,q, х1 и х2  их сумма равна -р, а произведение q, то х1 и х2 являются корнями приведённого квадратного уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики решают уравнения, Ксюша проговаривает вслух всё что делает, а остальные решают самостоятельно.

 

 

 

 

Ученики у доски каждый проговаривает корни своего уравнения и заполняет таблицу.

 

Ученики должны обратить внимание на то что сумма корней равна коэффициенту р с противоположным знаком, а произведение корней точно такое же как и q.

Мнения детей могут разделиться, одни считают, что это условие выполняется всегда, а другие сомневаются.

- Кто – либо из учеников догадается что для того чтобы не сомневаться нужно попробовать это доказать.

 На доске Лёша в общем виде находит сумму корней и произведение корней приведённого квадратного уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ученики проговаривают и  заполняют таблицу

 

 

 

- Это утверждение в котором условие и заключение поменяли местами.

 

 

 

4. Первичное   

    Закрепление.

- А сейчас посмотрим как обратную

Теорему используют для решения уравнений подбором

Записываем уравнение и решим его

х2 + 4х – 12 =0

 

х1 + х2 = -4

х1 * х2  = -12       по обр. т. Виета

Подбирать начинаем с произведения. Произведение двух чисел отрицательно, в каком случае это может быть.

- А сумма двух чисел отрицательна  значит число с большим модулем должно быть… . Какими будут числа   х1 и х2  .

 

Решим ещё одно уравнение

 

2 – 5х – 3 = 0

Как выдумаете ребята, можно ли это уравнение решить по обратной теореме Виета?

 

 

 

 

 

- А какое преобразование можно сделать, чтобы это уравнение преобразовать в приведённое?

 

- Любое ли приведённое уравнение можно решить подбором?

 

 

 

 

 

 

 

- Когда умножаются два числа с разными знаками.

 

- отрицательным

- перебором вариантов ученики должны догадаться , что эти числа  - 6 и 2.

 

Мнение детей может разделиться , но в конечном итоге они проговорят, что по обратной теореме Виета решается только  приведённые квадратные уравнения.

Можно разделить обе части  уравнения на коэффициент при х2

 - Не любое, потому что в некоторых уравнениях дискриминант не вычисляется, поэтому корни не являются целыми числами и подбором их найти нельзя.

 

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

-  Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке и что узнали нового?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Записываем д/з. На дом № 456( 4, 6) и интересное задание на карточках.

         х2 – 5х + 4 = 0                   - 1 и – 4

 

         х2 + 5х + 4 = 0                   - 1 и  4

 

         х2 – 3х – 4 = 0                    1 и 4

 

         х2 + 3х – 4 = 0                    1 и – 4.

 

На карточках записаны четыре уравнения и четыре пары ответов. Но каждый из ответов не соответствует уравнению написанному рядом. Вам нужно определить уравнение соответствующее каждой паре чисел и соединить  уравнение и корни стрелкой. Будете ли вы решать каждое уравнение.

 

И в заключении я прочитаю вам стихотворение о теореме Виета

 

По праву, достойна в стихах быть воспетой,

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого,

Умножь ты корни, число уж готово.

А сумма корней нам тоже видна,

Пусть с минусом, правда, но не беда.

 

Урок окончен. До свидания.

Ученики отвечают что на уроке мы познакомились с теоремой Виета и с теоремой обратной теореме Виета,

Узнали новый способ решения приведённых уравнений и повторили ранее знакомые способы решения уравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Не обязательно решать уравнение достаточно применить теорему Виета.

                                             

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок алгебры " Приведённое квадратное уравнение. Теорема Виета""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок был составлен по учебнику Алгебра 8 класс под редакцией Ш.А. Алимова и является уроком изучения нового материала. В ходе изучения данной темы ученики уже знакомы с понятием и с формулой корней приведённого квадратного уравнения, им предстоит установить взаимосвязь между корнями и коэффициентами уравнения и научиться подбором решать приведённые квадратные уравнения.

Домашнее задание, в котором предстоит сопоставить корни предложенным уравнениям, предлагаю подготовить на карточках. Ученикам нужно только провести стрелочки, чтобы не терять время. Сообщение заранее учительпредлагает подготовить одному из учеников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 989 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 402
    • DOCX 71 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Торопова Галина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Торопова Галина Владимировна
    Торопова Галина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2895
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 278 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 982 человека

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1360 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 214 человек

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов