Урок по теме
«Решение
тригонометрических уравнений».
10Б класс.
Учитель Митасова В.В.
Цели урока:
- Образовательные – обеспечить повторение
и систематизацию материала темы. . Создать условия контроля
усвоения знаний и умений, соблюсти преемственность обучения,
установить взаимосвязь тригонометрии с другими науками.
- Развивающие – способствовать
формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения,
выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию
математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные – содействовать
воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности,
мобильности, умения общаться, общей культуры.
Методы обучения: частично – поисковый. Проверка уровня знаний, работа по
обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные
обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и источники информации:
Экран; мультимедийный проектор; ноутбук. У
учащихся на партах листы учета знаний; системно – обобщающая схема; по
два подписанных листочка и два бланка для записи ответов.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение об истории развития
тригонометрии.
- Проверочная работа по контролю
знаний по простейшим тригонометрическим уравнениям
- Систематизация теоретического
материала.
- Самостоятельная работа контролирующего
характера.
- Математика и биология
- Итог урока.
- Домашнее задание
- Организационный
момент.
Учитель и
учащиеся приветствуют друг друга.
Наступает Новый
2012 Год. А в далеком 1703 году в России вышла в свет первая книга по
тригонометрии ученого Л.Ф.Магницкого с удивительно емким названием «Таблицы
логарифмов, синусов и тангенсов к изучению МУДРОЛЮБИВЫХ ТЩАТЕЛЕЙ» Мне кажется,
автор любил не только тригонометрию, а был патриотом - знал великий и могучий
русский язык.
МЫ попытаемся
быть мудролюбивыми тщателями.
Сегодня у нас урок по теме «Решение тригонометрических
уравнений». Повторяем, обобщаем, приводим в систему изученные виды,
типы, методы и приемы решений тригонометрических уравнений.
Эта тема имеет
богатое прошлое. Чтобы вы поняли какой многовековой опыт несет за плечами наука
тригонометрия, слово Диме Шульгинову-исследователю истории тригонометрии.
Проект-презентация
«История тригонометрии».
В настоящее
время тригонометрию изучают в старших классах: в 8 классе после теоремы
Пифагора, в 9 классе изучают теоремы синусов и косинусов, в 10-решают
тригонометрические уравнения.
(Презентация. Слайды 1 – 2. )
Французский писатель Анатоль Франс (1844 – 1924) однажды заметил:
«Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать
их с аппетитом».
Перед
нами, мои мудролюбивые тщатели, стоит задача – показать свои знания и
умения по решению тригонометрических уравнений.
- Проверочная
работа. (Презентация. Слайды 3,
4, 5.)
Т е м а : «Решение простейших тригонометрических уравнений».
Ц е л ь : контроль знаний и приведение в систему знаний по
простейшим тригонометрическим уравнениям.
Работа
проводится в двух вариантах. Вопросы проецируются на экран.
Работа окончена, собираются
бланки с ответами. Учащиеся отмечают на листочках неправильные шаги и
количество правильных ответов, заносят в лист учета знаний.
На экране – слайд 6. (Ответы)
№
|
Вариант 1.
|
Вариант 2.
|
1.
|
Нет решения
|
Нет решения
|
2.
|
|
|
3.
|
,
|
,
|
4.
|
На оси Ох
|
На оси Оу
|
5.
|
|
|
6.
|
|
|
7.
|
,
|
,
|
8.
|
,
|
,
|
9.
|
,
|
,
|
10.
|
|
|
11.
|
|
|
12.
|
,
|
,
|
4. Систематизация теоретического материала.
1.
Найти ошибку.
(Презентация. Слайд 7)
Цель: повторение понятий арксинус, арккосинус, арктангенс и
арккотангенс числа.
2.
Устные задания на определение
вида простейших тригонометрических уравнений. Слайды
8 и 9.
Цель: обобщение знаний по видам простейших тригонометрических
уравнений.
На слайдах вы
видите схемы решений тригонометрических уравнений. Как вы думаете,
какая из схем представленной группы является лишней? Что объединяет
остальные схемы?
О т в е т ы :
Слайд 8. 5 – я схема лишняя, так как эта схема изображает решение
уравнения вида ; 1, 2, 3, 4, 6 –
изображают решение уравнений вида .
Слайд 9. 1 – я схема лишняя, так как она изображает решение
уравнения вида ;
5 – я схема лишняя, так как эта
схема изображает решение уравнения вида ;
2, 3, 4, 6 – изображают решение
уравнений вида .
Слайды 10, 11 Установить соответствие: Уравнение Корни.
3. Экспресс
– опрос (Презентация. Слайды 12, 13, 14, 15)
Учащимся предлагается определить,
решение какого тригонометрического уравнения показано на
тригонометрической окружности. Записать его корни
|
Уравнение
|
Корни
|
1.
Слайд 12
|
|
|
2.
Слайд 13
|
|
|
3.
Слайд 14
|
|
|
4.
Слайд 15
|
|
|
4. Классификация
тригонометрических уравнений.
Цель: привести в систему знания по типам и методам решения
тригонометрических уравнений.
Слайды 16 – 20 . Составление таблицы по методам решения тригонометрических
уравнений.
Учащимся предлагается
решить уравнения ( по вариантам) предварительно определив, что это за
уравнение и каким методом оно решается. У доски данную работу
выполняет один ученик – решение уравнения одного варианта. Учащиеся,
выполняющие работу другого варианта, решают уравнение на листочках.
В а р и а н т 1.
|
В а р и а н т 2.
|
1) Уравнения сводимые к алгебраическим.
|
|
|
2) Разложение на множители.
|
|
|
3) Введение новой переменной.
|
|
|
Тригонометрия
как наука тесно связана с другими школьными дисциплинами. И вам – биологам это известно.
5.Принцип работы глаза.
Сообщение уч-ся.
- Презентация «Математика и биология».
- Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке
мы старались быть мудролюбивыми тщателями и достигли определенных успехов в
решении тригонометрических уравнений. Однако удалось нам это сделать еще и
благодаря многовековому наследию ученых древности, которые на протяжении веков
по крупицам формировали понятия тригонометрии.
8. Выставление оценок.
9.Домашнее задание:
№ «Алгебра и начала анализа – 10»
А.Г. Мордкович
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.