Урок
алгебры 7 класс «Умножение многочлена на многочлен. Решение задач»
Цель урока:
Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся по теме
«Умножение многочлена на многочлен. Решение задач» с учетом дифференцированного
подхода.
Задачи
урока:
- Продолжить
формирование навыков составления математической модели по тексту задачи,
навыков решения линейных уравнений различными методами.
- Способствовать
развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать
выводы.
- Прививать
интерес к предмету через привлечение различных источников информации;
расширять кругозор учащихся; способствовать формированию исследовательских
и коммуникативных компетенций, навыков само- и взаимопроверки.
- Побуждать
учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих
высказываний.
Оборудование:
- Презентация,
ноутбук, мультимедийный проектор.
- Дополнительная
математическая литература.
- Карта
достижений обучающегося.
- Карточки
с заданиями.
- Алгебра
7 класс. В двух частях. Часть 2. Задачник. Под редакцией А.Г.Мордковича. –
М.: Мнемозина, 2010.
Тип урока. Урок
систематизации и проверки знаний, умений и навыков.
Ход урока
I этап. Организационный момент. Мотивационный
этап.
Сегодняшний урок мне
хотелось бы начать словами великого русского математика Николая Ивановича
Лобачевского: "Человек: родился быть господином, повелителем, царем
природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения:
она приобретается учением". Слайд 2.
Слайд 3. А девизом
урока будут слова «Основа хорошего понимания математики – умение считать, думать, рассуждать, находить удачные
решения задачи».
Так вот, давайте сегодня на уроке работать,
следуя советам наших великих ученых, будем активны, внимательны, будем
поглощать знания с большим желанием, ведь они вам пригодятся.
- Сначала вспомним,
какую же тему мы изучаем с вами на протяжении нескольких уроков? (умножение
многочлена на многочлен)
-Чему же вы уже
научились?
Слайд 4. Тема урока: Умножение многочлена на многочлен. Решение задач.
Сегодня мы посмотрим,
как применяется эта тема при решении текстовых задач. Результаты работы на
каждом этапе урока будем заносить в карту достижений.
Карта
достижений.
Ф.
И. ученика
|
Контроль
домашней работы
|
Мини-тест
|
Карточка
№2.
|
Работа
в парах
(карточка№3)
|
Решение
задачи
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
II этап. Контроль домашнего задания
(Самопроверка с помощью презентации).
Слайд
5. Найди
ошибку в решении.
№ 1.
Упростите выражение: а) (х-2)(х+3); б) (2х2 – у2)(3у3
– х3).
Решение:
а) (х-2)(х+3)
= х2 + 3х -2х + 6 = х2 + х + 6 (Ответ: х2 + х
– 6)
б) (2х2
– у2)(3у3 – х3) = 5 х2 у3
– 2х5 – 3у5 –х3у (Ответ: 6 х2 у3
– 2х5 – 3у5 + х3у2)
№2.
Решите уравнение: (3-х)(х+4) + х2 = 0.
Решение:
(3-х)(х+4) + х2 = 0;
Зх + 12 – х2 - 4х + х2 = 0;
х = - 12.
(Верное
решение: (3-х)(х+4) + х2 = 0;
Зх + 12 – х2 - 4х + х2 = 0;
- х = -12;
х = 12.
Ответ: 12.)
№3.Найдите
значение выражения: (а -7)(а+4) – (а+3)(а-10) при а = - 0,15.
Решение:
Если а = -0,15, то (- 0,15 -7)(- 0,15 +4) – (- 0,15 +3)( - 0,15 -10) =
-7,15•3,85 – 2,85•(-10,15) = -27,52 – 28,92= -56,44.
(Верное
решение:
(а
-7)(а+4) – (а+3)(а-10) = а2 + 4а – 7а – 28 - (а2 – 10а +
3а -30) = а2 + 4а – 7а – 28 - а2 + 10а - 3а + 30 = 10а +
2.
Если а =
-0,15, то 10а + 2 = 10• (-0,15) + 2 = -1,5 +2 = 0,5.
Ответ:
0,5)
Оцените
свою работу, оценку перенесите в карту достижений.
III этап. Актуализация опорных понятий.
1.Выполнение
мини-теста.
Вы уже знаете, что
математическая модель представляет собой уравнение или систему линейных
уравнений, вы знакомы с подобными слагаемыми. Проверим ваши знания.
Слайд 6. Учащиеся выполняют тестовые задания, затем проверяют правильность
выполнения заданий (по слайду - ключ) и выставляют баллы в карту достижений. (Приложение 1). Карточка № 1.
Мини - тест.
1. Дайте название
математической модели 6(х – 2) + 5 = 19
а) уравнение б)
равенство в) система уравнений
2. Дайте название модели
а) уравнение б)
равенство в) система уравнений
3. Приведите подобные члены многочлена -3а +4b +7а – b
а) 4а + 4 b б) -4а +3 b в) 4а+3 b
Слайд 7. Проверим полученные результаты теста. За 3 верных
ответа ставим в кару 3 балла, за 2 ответа- 2 балла, за 1 ответ – 1 балл.
(Ключ: авв)
Выставите свои баллы в карту.
IV этап. Обобщение и систематизация знаний.
1) (Индивидуальная работа по карточкам, с
последующей коллективной проверкой). Возьмите карточку № 2. Выполните задание
по вариантам. Представьте выражение в виде многочлена. Заполните таблицу буквами, соответствующими найденным ответам. (По
одному представителю каждого варианта выходят к доске и заполняют таблицу) В
результате получилось слово «топонимика».
Кто знает, что оно означает? (Приложение
2). (Варианты заданий раздаются с учетом уровня подготовки обучающихся)
А
(х-2)(х+2) = ________________________ (1 вариант)
И
(х+2)(2-х) = ________________________(2 вариант)
П
(х-2)(-2х) = _________________________(3 вариант)
М
(х+2)(2+х) = _______________________(4 вариант)
О
(х-2)(х2 +2х +4) = ____________________ (5 вариант)
Н (х2
- 2х +4)(х+2) = _____________________(6 вариант)
К (2+х)(-2
–х) = __________________________(7 вариант)
Т (1
–х)(1+х)(1+х2) = ________________________ (8 вариант)
Слайд 8.
1-х4
|
х3 - 8
|
х2 -4х + 4
|
х3 - 8
|
х3 + 8
|
4 – х2
|
2х2+8х +8
|
4-х2
|
-4 –х2
|
х2 -4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
1-х4
|
х3 -
8
|
х2
-4х + 4
|
х3
- 8
|
х3
+ 8
|
4 – х2
|
2х2+8х
+8
|
4-х2
|
-4 –х2
|
х2
-4
|
т
|
о
|
п
|
о
|
н
|
и
|
м
|
и
|
к
|
а
|
Топонимика – это наука, занимающаяся исследованием
происхождения географических названий, их смыслового значения. Сегодня на уроке
мы будем не только решать задачи, но и узнаем смысловое значение некоторых географических
названий.
Каждый ученик, правильно выполнивший задание ставит
5 баллов в карту достижений, если была допущена ошибка, то 1 балл.
2). (Работа в парах).
Слайд 9. Географическое название столиц зарубежных стран
употребляется без перевода на русский язык. Например, столицу Ирландии – Dublin, мы называем Дублин, даже не задумываясь, что при
дословном переводе это означает – «темная заводь».
Выберете уравнение, соответствующее условию задачи,
по получившемуся ответу найдите дословный перевод названий столиц некоторых
стран.
Работать будете в парах по нескольким вариантам,
посмотрим, какой вариант быстрее найдет ответ на поставленный вопрос. Возьмите
карточку № 3. (Приложение 3). Итак, начали.
1 вариант.
Периметр треугольника 54 дм. Первая сторона в 2 раза
меньше, чем третья, и на 4 дм больше, чем вторая. Найдите стороны треугольника.
Возьмите за х дм длину второй стороны.
1) х + (х - 4) +2(х – 4) = 54 3) х+
(х – 4) + (х – 4) : 2 = 54
2) х + (х + 4) + 2(х + 4) = 54 4) х +
(х+4) + (х + 4) : 2 = 54
2 вариант.
В ресторане три зала общей площадью 114 м2.
Один из залов в 2 раза меньше второго и на 6 м2 больше третьего.
Найдите площадь каждого зала. Возьмите за х м2 площадь третьего
зала.
1) х + (х - 6) +2(х – 6) = 114 3)
х+ (х + 6) +2 (х + 6) = 114
2) х + (х + 6) + (х + 6): 2 = 114 4) х
+ (х - 6) + (х - 6) : 2 = 114
3 вариант.
В квартире три комнаты общей площадью 12 м2.
Одина из комнат в 3 раза меньше второй и на 12 м2 меньше третьей.
Найдите площадь каждой комнаты. Возьмите за х м2 площадь третьей
комнаты.
1) х + (х - 12) +3(х – 12) = 122 3)
х+ (х + 12) + (х + 12): 3 = 122
2) х + (х - 12) + (х - 12): 3 = 122 4)
х + (х + 12) +3 (х + 12) = 122
Заполните таблицу, выбрав нужный ответ.
1 вариант.
Манила
|
2 вариант.
Рейкьявик
|
3 вариант.
Найроби
|
|
|
|
|
|
|
Варианты ответов.
1 вариант.
1) – «Могущественное процветание»
2) – «Место, где в изобилии растут деревья индиго»
3) – «Дымящаяся бухта»
4) – «Прохладная вода»
2 вариант.
1) - «Прохладная вода»
2) - «Могущественное процветание»
3) - «Дымящаяся бухта»
4) -«Место, где в изобилии растут деревья индиго»
3 вариант.
1) - «Прохладная вода»
2) - «Дымящаяся бухта»
3) - «Место, где в изобилии растут деревья индиго»
4) - «Могущественное процветание»
Слайд 10.
Ответы:
1
вариант.
Манила – столица Филиппин
|
2
вариант.
Рейкьявик – столица Исландии
|
3
вариант.
Найроби – столица Кении
|
- «Место, где в изобилии растут деревья
индиго»
|
- «Дымящаяся бухта»
|
- «Прохладная вода»
|
|
|
|
За верно выполненное задание в карту достижений
ставим 5 баллов.
Итак, мы вспомнили, как составлять уравнения к
текстовой задаче.
Физминутка. Слайд 11. Танцуем вместе с человечком!
3) (Коллективный анализ решения задачи,
самостоятельная запись решения задачи)
Слайд 12. Решив задачу № 848 из задачника, заполните пропуски
в тексте, узнайте дословный перевод названий этих городов.
Столицей «страны бегемотов», т.е. государства Мали является
город __(18)_. Столицей другого африканского государства – Уганды
– является __(15)_. Столица Уругвая - _(12)_.
Отгадка
|
Ответ
в решении
|
Индонезия
|
16
|
Панама
|
13
|
Бамако
|
18
|
Кампала
|
15
|
Монтевидео
|
12
|
Джекарта
|
10
|
Дословный перевод
|
«Вижу гору»
|
«Антилопа»
|
«Селение на спине крокодила»
|
Ответ в решении
|
12
|
15
|
18
|
Название города
|
Монтевидео
|
Кампала
|
Бамако
|
(Курсивом выделены ответы к пропускам в тексте).
№ 848. Даны три числа, из которых каждое следующее
на 3 больше предыдущего. Найдите эти числа, если известно, что произведение
меньшего и большего на 54 меньше произведения большего и среднего. (Один ученик
решает у доски).
- О чем говориться в задаче?
- Что известно?
- Что надо узнать? Какой вопрос задачи?
Составьте краткую запись.
- Какое число самое маленькое? Самое большое?
Среднее?
- Что возьмем за х?
- Как выразить среднее число? Большее?
- Что еще сказано про три числа? Каким выражением
это записать?
1 число
|
Меньшее
|
х
|
2 число
|
Среднее
|
х+3
|
3 число
|
Большее
|
х+3+3=х+6
|
х• (х+6) > (х+3)(х+6) на 54
- Какое уравнение получим? ( х• (х+6) - (х+3)(х+6) =54). (Ответ:12,15,18.)
Запишите полное решение задачи самостоятельно.
- Итак, заполните пропуски в тексте. Как же
переводятся дословно названия этих городов?
4) Самостоятельное решение задачи по разноуровневым
вариантам. (Приложение 4)
1 вариант (уровень А).
Реши задачу любым способом. Печатая за 1 час на 3
страницы больше, чем планировалось, машинистка перепечатала книгу за 6 часов
вместо 7 часов по плану. Сколько страниц в книге? Если затрудняешься,
воспользуйся планом решения задачи.
План решения задачи.
Заполни таблицу, ответив на вопросы.
Пусть х (стр.) в час должна печатать машинистка по
плану.
-Тогда сколько страниц в час печатала машинистка?
- Запиши в колонку «Время работы», сколько часов
должна по плану печатать машинистка?
- За сколько часов она перепечатала книгу?
- Как найти всю работу, если мы знаем
производительность и время? А= …
- Запиши выражение, сколько всего страниц планировала
напечатать машинистка?
- Сколько напечатала?
- Что можно сказать о количестве страниц в книге в
двух случаях?
|
Производительность
(n страниц в час)
|
Время работы
(t часов)
|
Вся работа (А страниц)
|
По плану
|
|
|
|
Печатала
|
|
|
|
- Запиши уравнение и реши.
2 вариант (уровень Б).
Реши
задачу любым способом. Перевозя за день 8 т груза вместо 6 т, водитель выполнил
задание на 2 дня раньше, чем планировал. Сколько тонн груза перевез водитель?
3 вариант (уровень В).
Реши
задачу любым способом. Найдите три последовательных натуральных числа, если
квадрат наименьшего из них на 20 меньше произведения двух других чисел.
(Тетради
с самостоятельной работой обучающиеся сдают в конце урока).
V. Рефлексивный этап.
а) Фокус.
Задумайте два
одночлена. Составьте их сумму, их разность. Перемножьте полученные двучлены.
Назовите результат, а я скажу, какие одночлены вы задумали. Как у меня это
получается?
Совершенно верно,
получилась формула (а - в) (а + в) = а2 – в2.
Как она называется?
Но это тема следующего
нашего урока.
Давайте подведем итог
нашей работы.
Слайд 13.
Закончите фразу:
На уроке я узнал…
На уроке мне
понравилось…
Мне было трудно…
Я понял …
Меня впечатлило…
Молодцы! Вы сегодня
постарались на славу. В течение всего урока вы заполняли карты своих достижений.
Подведите итог своей деятельности, пользуясь шкалой оценивания. Слайд 14.
Шкала
оценивания
«5» - 21
-23 баллов
«4» - 18-20
баллов
«3» -
13-17 баллов
«2» -
менее 13 баллов
Поднимите руки, кто
сегодня получил «5», «4»?
VI. Домашнее
задание.
Слайд 15. Составить
задачу или подобрать историческую задачу и решить ее по возможности
несколькими способами.
Приложение 1.
Мини - тест.
1. Дайте название
математической модели 6(х – 2) + 5 = 19
а) уравнение б)
равенство в) система уравнений
2. Дайте название модели
а) уравнение б)
равенство в) система уравнений
3. Приведите подобные члены многочлена -3а +4b +7а – b
а) 4а + 4 b б) -4а +3 b в) 4а+3 b
Приложение 2.
А
(х-2)(х+2) = ________________________ (1 вариант)
И
(х+2)(2-х) = ________________________(2 вариант)
П
(х-2)(-2х) = _________________________(3 вариант)
М
(х+2)(2+х) = _______________________(4 вариант)
О
(х-2)(х2 +2х +4) = ____________________ (5 вариант)
Н (х2
- 2х +4)(х+2) = _____________________(6 вариант)
К
(2+х)(-2 –х) = __________________________(7 вариант)
Т (1
–х)(1+х)(1+х2) = ________________________ (8 вариант)
Приложение 3
1 вариант.
Выберете уравнение, соответствующее условию задачи,
по получившемуся ответу найдите дословный перевод названий столиц некоторых
стран.
Периметр треугольника 54 дм. Первая сторона в 2 раза
меньше, чем третья, и на 4 дм больше, чем вторая. Найдите стороны треугольника.
Возьмите за х дм длину второй стороны.
1) х + (х - 4) +2(х – 4) = 54 3) х+
(х – 4) + (х – 4) : 2 = 54
2) х + (х + 4) + 2(х + 4) = 54 4) х +
(х+4) + (х + 4) : 2 = 54
Варианты ответов.
1) – «Могущественное процветание»
2) – «Место, где в изобилии растут деревья индиго»
3) – «Дымящаяся бухта»
4) – «Прохладная вода»
2 вариант.
Выберете уравнение, соответствующее условию задачи,
по получившемуся ответу найдите дословный перевод названий столиц некоторых
стран.
В ресторане три зала общей площадью 114 м2.
Один из залов в 2 раза меньше второго и на 6 м2 больше третьего.
Найдите площадь каждого зала. Возьмите за х м2 площадь третьего
зала.
1) х + (х - 6) +2(х – 6) = 114 3)
х+ (х + 6) +2 (х + 6) = 114
2) х + (х + 6) + (х + 6): 2 = 114 4) х
+ (х - 6) + (х - 6) : 2 = 114
Варианты ответов.
1) - «Прохладная вода»
2) - «Могущественное процветание»
3) - «Дымящаяся бухта»
4) -«Место, где в изобилии растут деревья индиго»
3 вариант.
Выберете уравнение, соответствующее условию задачи,
по получившемуся ответу найдите дословный перевод названий столиц некоторых
стран.
В квартире три комнаты общей площадью 12 м2.
Одина из комнат в 3 раза меньше второй и на 12 м2 меньше третьей.
Найдите площадь каждой комнаты. Возьмите за х м2 площадь третьей
комнаты.
1) х + (х - 12) +3(х – 12) = 122 3)
х+ (х + 12) + (х + 12): 3 = 122
2) х + (х - 12) + (х - 12): 3 = 122 4)
х + (х + 12) +3 (х + 12) = 122
Варианты ответов.
1) - «Прохладная вода»
2) - «Дымящаяся бухта»
3) - «Место, где в изобилии растут деревья индиго»
4) - «Могущественное процветание»
Приложение 4
1 вариант.
Реши
задачу любым способом. Печатая за 1 час на 3 страницы больше, чем планировалось,
машинистка перепечатала книгу за 6 часов вместо 7 часов по плану. Сколько
страниц в книге? Если затрудняешься, воспользуйся планом решения задачи.
План решения задачи.
Если не
знаешь как решить задачу, воспользуйся подсказкой.
Заполни таблицу, ответив на вопросы.
Пусть х (стр.) в час должна печатать машинистка по
плану.
-Тогда сколько страниц в час печатала машинистка?
- Запиши в колонку «Время работы», сколько часов
должна по плану печатать машинистка?
- За сколько часов она перепечатала книгу?
- Как найти всю работу, если мы знаем
производительность и время? А= n • t
- Запиши выражение, сколько всего страниц планировала
напечатать машинистка?
- Сколько напечатала?
- Что можно сказать о количестве страниц в двух
случаях?
|
Производительность
(страниц в час)
|
Время работы
|
Вся работа
|
По плану
|
|
|
|
Печатала
|
|
|
|
- Запиши уравнение и реши.
2 вариант.
Реши
задачу любым способом. Перевозя за день 8 т груза вместо 6 т, водитель выполнил
задание на 2 дня раньше, чем планировал. Сколько тонн груза перевез водитель?
3 вариант.
Реши
задачу любым способом. Найдите три последовательных натуральных числа, если
квадрат наименьшего из них на 20 меньше произведения двух других чисел.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.