Инфоурок География Другие методич. материалыУрок в 5 классе «Олимпийские игры в древности»

Урок в 5 классе «Олимпийские игры в древности»

Скачать материал

Урок «Олимпийские игры в древности»

Класс: 5 класс

Технологии: компьютер, проектор, экран

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся , подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

4. Пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.

 

Ход урока:

I.     Организационный момент.

III. Определяем тему урока и цели урока

Переход к изучению новой темы и постановки темы и задач урока.
Учитель: Древнегреческий  философ Пиндар много лет назад написал эти строки. Скажите мне о каких соревнованиях он говорил? "Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,—   Олимпийские игры".

Перед зрителями появляются послы Олимпии со свистками в руках.

1   посол: Всем! Всем! Всем!

2   посол: Приближается великий праздник благословенной Эллады - Олимпийские Игры! 

   1   посол: В честь Бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года.

2   посол: Объявляется священный мир во всей Элладе!

1   посол: Все военные действия должны прекратиться!

2   посол: Горе тому, кто поднимает меч на путника, идущего в

Олимпию! Даже пираты - гроза морей, не осмелятся пред гневом Зевса и

Посейдона на соседа!

1   посол: Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится

пойти войной на соседа!

2   посол: Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на

священные игры!

Презентация

Послы уходят. Вслед за ними появляются трое эллинов, беседующих между собой. Они останавливаются и обращаются к зрителями.

Геродор: Путники! Вы, знаю, прибыли к нам с далекого   Пантикапея. Да, хранят боги вас и ваш полис! Я, Геродор, из славного города Сиракузы. Трижды мне пришлось побывать на священных Играх. Трижды я переживал за атлетов из славных Сиракуз! Многие города могут похвастать своими олимпиониками, в том числе и наш. С малых лет любой мальчик знает имена наших чемпионов! Хвала им!

Адимант: Я, Адимант, из прекраснейших Афин немного в обиде за друга моего Геродора. Слишком он расхвастался! Сиракузы! Конечно, я чту этот благословенный город, но лучше Афин города нет! И олимпиоников у нас больше. Наш полис не жалеет денег на строительство гимнастий и палестр. Все наши мальчики с детства увлечены спортом и из них вырастают прекрасные атлеты, воины и мореплаватели. И сейчас наши атлеты целых девять месяцев тренировались в палестрах Афин, а затем вместе со всеми тренировались в городе Элиде.

Ликон Друзья мои, негоже нам так вести себя перед гостями. Я, Ликон из Коринфа, расскажу вам об Олимпийских Играх и мы вместе побываем там.

Вот мы и в живописной долине Олимпии. Вы видите, как ярко светит солнце, как благоухает зелень. Перед нами стоят прекрасные здания, храмы и портики из белого камня.

Войдем в храм Зевса. Пусть боги дадут нам благословение, здоровье и покровительство! Принесем и мы в дар Зевсу меру оливкового масла. Вот бронзовые ворота храма, а дальше в глубине восседает на троне величественный Зевс. Великий Фидий отворил статую из золота и слоновой кости. Трон бога Зевса отделан драгоценными камнями. Словно живой сидит он перед нами! На душе у нас светло и радостно; уходят все горести и тревоги!

Ферамен: Дай, Ликон, и мне, Ферамену из Платей, сказать слово. Праздник длится пять дней. В первый день - открытие Игр. Парадное шествие. Какое это красивое зрелище! Впереди идут в пурпурных одеждах судьи-элладоники. Затем величаво выступают атлеты: возничие и бегуны, метатели дисков и панкратионы, прыгуны и борцы. Все они свободные эллины! Нет среди них чужестранцев - варваров и презренных рабов. В Играх принимают участие только мужчины.

Атлеты приносят жертвы богам и дают клятву бороться честно и по правилам, не пользоваться запрещенными приемами. А судьи клянутся выносить справедливые решения.

Во второй, третий, четвертый дни - соревнования, а на пятый -награждение победителей. Итак, начинаются Олимпийские игры!

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялось одному стадию - 191 м (отсюда наше слово -стадион) .Бегуны развивали невероятную скорость . Если верить древним писателям . один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой и сообщить о своей победе и вернуться в Олимпию чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал 100 км.

 2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка была обязательной для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.

3. Борьба - панкратион. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды противника бросал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать, выбивать глаз.

-Почему , как вы думаете, греки боролись обнаженными?

Еще одна хитрость борцов, они старались вывалять в пыли  соперника, чтобы лучше обхватить его ведь перед схваткой они обмазывались оливковым маслом. Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача.

4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. 

5. Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженное четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном ипподроме - лошадиный бег. По сигналу трубы колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать двенадцать кругов около 13 км. В двух местах ипподрома, имевшую овальную формы, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние  каждый стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев столб  переворачивалась , колесницы сталкивались возницы получали увечья и раны. Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей стоило очень дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять лошадьми в любом случае победа присуждалась ему, а не возничему. Но не меньшей славой пользовались и возницы. Возничий Полиамид мог удержать колесницу  и упряжку из четырех лошадей одной рукой т.к. у него другая рука была изувечена. И о нем слагали легенды как о победителе.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывал кулачный бой, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение , а не грубую силу . Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы тоже получали серьезные увечья.

5-й день Олимпиады . В этот  день игр перед храмом Зевса, в котором находилась знаменитая статуя, признанная современниками одним из семи чудес света. Созданная великим греческим скульптором Фидием из слоновой кости и золота, она поражала величием и красотой. Перед храмом  ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

 

Геродор, Адимант, Ликон и Ферамен садятся на скамейки в глубине сцены и становятся зрителями Игр. Один за другим на сцену выходят победители соревнований.

Диан: Я, Дион из города Дельфы, победитель скачек! С детства я мечтал об этом счастливом дне! Много лет я ухаживал за своими лошадьми. И они не подвели - промчались быстрее ветра! Вы видите, мой возница Авкон правит колесницей, запряженной четверкой лошадей. Они прошли круг, второй, третий. Вот - седьмой, восьмой, девятый! И вот уже двенадцатый круг! Последний! Вы видите, как две колесницы моих соперников разбились о поворотный столб. Хвала богам, что не моя!

Леонид: Я, Леонид из геройской Спарты, не отличаюсь красноречием. Нас, лакодемян, учат с детства говорить лаконично! Но мы отличаемся храбростью, выносливостью, сдержанностью и силой.

Я, Леонид из Спарты, прыгнул дальше всех, пробежал быстрее всех, метнул копье и диск сильнее и дальше всех, а в борьбе мне не было равных! Я горжусь, что отныне в сражении я буду биться рядом с нашим царем! Это почетное право олимпионика из Спарты!

Фокион: сегодня шел третий день соревнований. Вы, заняв с утра удобные места на стадионе, с трепетом и гордостью любовались нами! Мы, атлеты-воины, верные сыны и защитники прекрасной Эллады соревновались по бегу в шлемах и со щитами. Земля сотрясалась под нашими ногами! Стремительно и грозно прошли мы дистанцию я, Фокион из несравненных Афин, победитель этих соревнований. Я горжусь, что прославил мой город Афины и именем моим, назовут эти Олимпийские Игры! Слава Афине!

Креон: А я, Креон из Милета, победил в труднейшем, красивейшем виде соревнований - панкратии. Такова была воля богов!

Сначала мы тянули жребий, разбились попарно. Панкратии - это борьба и кулачный бой. Очень жестокий и красивый бой! Посмотрите на мои руки и лицо! Многочисленные шрамы говорят о десятках выигранных схваток. Здесь разрешены все приемы и удары. Нельзя только кусать и калечить друг друга. К вечеру, победив всех, мы остались вдвоем с Тимном из Эфеса. Наши тела блестели от пота и оливкого масла. Мы долго боролись, обменивались ударами, заламывали друг другу руки и, наконец, я уложил Тимна! Я был силен как лев и хитер как лисица. Да будет благословен мой ... Милет! Хвала Зевсу!

Диоклит: Я, Диоклит, главный элладоник священных олимпийских Игр! Я награждаю победителей и возлагаю на их головы венки из оливковых веток со священного дерева храма Зевса. Слава олимпионикам.

 

Учитель: На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Древнегреческий автор Павсаний в книге "Описание Эллады" сообщал, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, с которой должны были сбрасывать женщин, проникших на священные Игры. Правда, это удалось только одной женщине. Речь идёт о легендарной Каллипатере или, как её многие называют, Ференике. Она, уроженка острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что юноша победит, Каллипатера хотела любой ценой увидеть его триумф. Облачившись в мужское платье, она смешалась с группой педотрибов (тренеры) и попала на стадион. Когда Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге потеряла мужской наряд. По закону, Каллипатеру следовало сбросить со скалы. Судьи помиловали женщину, поскольку она была дочерью олимпионика, сестрой олимпиоников и, наконец, матерью олимпионика. Дабы впредь подобное не повторилось, постановили: тренерам, находящимся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовать на Играх обнажёнными

Учитель: Итак, Олимпийские игры заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I.

- Когда же возродились вновь Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В программу Первых Олимпийских игр 1896 года вошли 12 видов по легкой атлетике.

В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

- Кто знает, что изображают эти кольца? А как переводится  девиз? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “Быстрее, выше, сильнее”)

Открываем новые знания: олимпийские игры давали возможность гражданам греческих полисов проявлять свои возможности , почувствовать себя одним народом,  прославить свой полис.

-Ребята, давайте с вами вспомним, когда в нашей стране будут проходить  Олимпийские игры? Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 году выбран  город Сочи.  Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 года .

VII. Применение новых знаний.

1. Первые Олимпийские игры были в  750-й году  до нашей эры.

2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере .

3. С наступлением  ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

5. Купив билет в первом ряду  на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов  в пятиборье.

6. Так как в этот день было холодно, атлеты  были в белых  шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

7. Впервые на соревнования в Олимпии  победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

VIII. Рефлексия. Ребята рассказывают о своих впечатлениях (слайд 22):

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

 

IX. Выставление оценок за урок

X. Домашнее задание: п. 33, пересказ; творческое задание по выбору: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя .

Учитель: Спасибо за урок, ребята. До свидания .

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 5 классе «Олимпийские игры в древности»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Олимпийские игры…   Эти два слова знают сейчас во всех уголках нашей огромной земли.  История олимпийских игр – одна из самых удивительных историй, которая вот уже не одно столетие привлекает внимание поэтов, писателей и ученых.

          Урок помогает  совершить путешествие в глубину  веков,   выяснить как и когда появились Олимпийские игры, помогает переместиться   в Олимпию и познакомиться с героями античных стадионов.

 

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4721
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 537
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фоменко Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фоменко Ольга Анатольевна
    Фоменко Ольга Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 20953
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 980 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе