Главная / Русский язык и литература / Урок в 5 классе "Фонетика. Алфавит. Соотношение букв и звуков."

Урок в 5 классе "Фонетика. Алфавит. Соотношение букв и звуков."

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m67d3d28f.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m10926b22.gifhello_html_175f6eb7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifПредмет: Русский язык

Класс 5 «А»

Тема: Фонетика. Алфавит. Соотношение букв и звуков.


Название занятия

Фонетика. Алфавит. Соотношение букв и звуков.


Общие цели

Научиться характеризовать гласные звуки по признаку ударности/ безударности, соблюдать нормы произношения и написания безударных гласных, характеризовать согласные звуки по глухости/ звонкости, твердости/ мягкости. Демонстрировать знания и умения работать в парах и в группах на уроке русского языка. Уметь оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. Научиться производить фонетический разбор слова. Научить применять полученные знания для выполнения последующих задач и использовать их в своем активном диалоге.

Результаты обучения

Знают отличие гласных и согласных звуков, умеют характеризовать звуки речи, умеют анализировать и делать выводы; рассуждая, объясняют написание безударных гласных в корне слова. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. При дифференцированной работе ученики умеют выполнять разноуровневые задания.


Ключевые идеи

Качественно организация урока совместной работы учащихся друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения урока. Использование диалога и использование ИКТ для показа флипчартов и слайдов в обучении, позволяет расширить представления учеников о фонетическом строе русского языка, размышления в рамках критического мышления.

Источники, оснащение и оборудование


Учебник « Русская речь» У.А. Жанпеисовой для 5-го класса Алматы «Атамура» 2010. Интерактивная доска, бумага А4, ручки, стикеры, проектор, ножницы, фломастеры, клей, раздаточный материал для чтения; ключевые характеристики оценивания для обучения; презентация PowerPoint. Лист самооценивания

Этапы работы

Деятельность учителя:

Деятельность учеников:


1.Этап побуждения: надо было детей наталкивать на мысли с помощью аттрибутов

Вводная часть. Коллаборативная среда с использованием эмоционального тренинга.



Приветствие.

Метод «Подари улыбку»

Цель метода: создание позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу.

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма.

Технология проведения: учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу , под музыку подарить картинку-улыбку.

(учащиеся дарят улыбки, а учитель в это время произносит слова):

Деление на группы (геометрические фигуры)


Учитель приветствует ребят:

- Сегодня у нас действительно необычный урок. Мы сами себе должны доказать, что все наши знания зависят только от нас, потому что они находятся в наших руках.

А чтобы мы лучше понимали друг друга, чувствовали себя очень уютно и комфортно, чтобы успех сопутствовал нам, мы поделимся улыбками. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Возьмите в руки «улыбки» и подарите их своим одноклассникам.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И наполняемся мы силою, дарующей успех.

Успеха вам!!!


2. Этап осмысления (реализация урока):

Вхождение или погружение в тему (целеполагание),

Мозговой штурм.

( групповая форма работы). Через наводящие вопросы ученики должны ответить на вопросы и составить кластер.



-Что такое фонетика?

Сколько звуков в русском языке?

-сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

-По какому принципу делятся согласные звуки?

Дети отвечают на вопросы.

Составьте кластер.







Читают статью в PowerPoint-е.

В парах обсуждают прочитанные тезисы.


Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

2. Этап осмысления

Словарная работа

1 группа 2 группа

Ст..лбы- ……… В…зить- …………

Д…ма- ……….. Х…дить- ………..

П…ля- ……….. Л…вить- ………..

Д…жди- ……… Б…жать- ……….

З…нты- ………. Л…теть- ……….

Цв…та- ………. С…дить- ……….

Гр…за- ……….. В…рить- ……

3 группа С…сна- Тр…па- З…рно- Гн…здо- Р…ка- Зв…зда-Л…сты-


Дети слушают.

Дети читают слова, запоминая, заполняют на листе, включая подчеркнутые слова, различные цвета.




Дети, критически мысля, обсуждают и отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.



Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

3.Этап практическая часть

Работа в группах




























Индивидуальная работа

(выполнение тестовой работы)

Фонетическая зарядка

Группа № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1)в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),

2)в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

3)в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук),

4)в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Группа № 2.

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки).

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).

Группа № 3.

1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.
Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто.

2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.
Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги.

Фонетический разбор слова:

1 группа- мороз, 2 группа- просьба, 3группа- льют



Вставь пропущенные буквы и составь из слов предложения

  1. зв…зда, осв…щала, н…чная, тр…пинку (1 группа)

  1. к…сил, тр…ву, п…стух, з…лёную (2 группа)

  1. к…рмили, р…бята, к…тят (3 группа)

Найди слово с непроверяемым безударным гласным

Тестовая работа

Обсуждение в группе. Выступление спикера.

Рассуждая объясняют лексическое значение предложенных слов, подбирают к нему синонимы; однокоренные слова

В группе составляют кластер, затем обмениваются флипчартами.

Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

Эмоциональная разминка. С использованием видеозарядки «Танец пингвинов»




Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

Закрепление. Игра «Верно – Неверно»

(индивидуальная работа)

Учитель предлагает игру «Верно- Неверно». Если вы считаете, что вопрос верный, то поднимете правую руку, если нет, то левую.

- Во время работы учитель поддерживает в учащихся веру в свои возможности словами: «Молодцы, хорошо и т.д» и жестами.

Ученики находят ответы вопрос и выполняют задание.



Итог урока. Учитель проводит оценивание Стратегия «Две звезды одно желание»

Домашнее задание.

стр 42.(В,С)

Выпишите из текста «Кладовая» выделенные слова. Объясните их значение и написание (А)


5. Этап. Рефлексия «Эмоциональное состояние».

Название метода: «Мой выбор»

Цели и задачи метода:

  1. Отработать элементы самооценки обучающихся на уроке.

  2. Подвести итоги урока.

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: стикеры, изображающие сжатую руку с поднятым вверх большим пальцем

Предварительная подготовка: написать на трех листах критерии оценок:

  1. У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.

  2. Я могу все сделать сам.

  3. Я могу все сделать сами и могу другим помочь.

Технология проведения:

Учитель инструктирует обучающихся:

  1. На доске размещены 3 листа с критериями.

  2. Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию.

  3. Каждый обучающийся размещает свой стикер на том листочке, который больше всего соответствует его знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.

  4. После того, как все обучающиеся прикрепили свои стикеры, учитель говорит о том, что каждый критерий можно условно перевести в оценку за урок: критерий № 1 – «4», № 2и № 3 – «5».

Примечание: Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить степень усвоения учебного материала каждым учащимся.

Варианты проведения метода: количество листочков с критериями можно увеличить. Надписи тоже можно изменить по своему желанию.

Происхождение метода: адаптированный




Учитель:

А сейчас, ребята, я прошу вас показать, насколько вам понятно, что такое фонетика, как выполнять фонетический разбор слова. Для этого возьмите стикеры с изображением поднятого вверх большого пальца (а это обозначает, что все здорово), напишите на нем свою фамилию и прикрепите на тот листочек, который больше всего соответствует вашим знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.

Посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось: те, кто прикрепил свой стикер на первый листочек, получают оценку «4» за урок, остальные – «5».

Молодцы. Я поздравляю вас с такими высокими успехами.












Критерии оценивания
1 группа (от 1 до 3 баллов)


Члены группы

«Мозговой штурм»

Словарная работа

Фонетическая зарядка

Фонетический разбор слова

Составление предложения

Тестовая работа

Общий балл










































Критерии оценивания
2 группа (от 1 до 3 баллов)


Члены группы

«Мозговой штурм»

Словарная работа

Фонетическая зарядка

Фонетический разбор слова

Составление предложения

Тестовая работа

Общий балл









































Критерии оценивания
3 группа (от 1 до 3 баллов)


Члены группы

«Мозговой штурм»

Словарная работа

Фонетическая зарядка

Фонетический разбор слова

Составление предложения

Тестовая работа

Общий балл












































Критерии оценивания работы групп учителем (знаками+-)


Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)


Поведение (не

мешать работе

других групп, не

отвлекаться от вы-

полнения задания,

не кричать…)


Раскрытие

материала

задания,

темы


Умение слушать

презентации

других групп,

вопросы, допол-

нения


Общий

балл


1 группа






2 группа






3 группа








Критерии оценивания работы групп учителем (знаками+-)


Номер группы

Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)


Поведение (не

мешать работе

других групп, не

отвлекаться от вы-

полнения задания,

не кричать…)


Раскрытие

материала

задания,

темы


Умение слушать

презентации

других групп,

вопросы, допол-

нения


Общий

балл


1 группа






2 группа






3 группа
































Тест № 1.

А. Сколько гласных звуков в русском языке?

1) – 8,
2) – 9,
3) – 10,
4) – 7,
5) – 6.

Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук?

1) – е,
2) – ю,
3) – я,
4) – а.

В. Какая гласная буква обозначает 2 звука?

1) – а,
2) – о,
3) – у,
4) – я,
5) – ю.

Г. Сколько звуков и букв в слове огонь?

1) 5 букв, 5 звуков,
2) 4 буквы, 4 звука,
3) 4 звука, 5 букв,
4) 5 звуков, 4 буквы.


Д. Какая буква не обозначает звука?

1) – а,
2) – э,
3) – ы,
4) – ъ.

Ответы: А – 5, Б – 4, В – 4, Г – 3, Д – 4.


Урок в 5 классе "Фонетика. Алфавит. Соотношение букв и звуков."
  • Русский язык и литература
Описание:

Предмет: Русский  язык

Класс 5 «А» 

Тема: Фонетика. Алфавит. Соотношение  букв   и  звуков.

 

Название занятия

Фонетика. Алфавит. Соотношение  букв   и  звуков.

 

Общие цели

Научиться   характеризовать  гласные  звуки  по  признаку  ударности/ безударности, соблюдать  нормы  произношения  и  написания  безударных  гласных,  характеризовать  согласные  звуки  по  глухости/ звонкости,  твердости/ мягкости. Демонстрировать знания и умения работать в парах и в группах на уроке русского  языка. Уметь оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. Научиться   производить  фонетический  разбор  слова. Научить применять полученные знания для выполнения последующих задач и использовать их в  своем активном диалоге.

Результаты обучения

Знают отличие гласных  и  согласных  звуков,  умеют  характеризовать  звуки речи, умеют анализировать и делать выводы; рассуждая, объясняют написание  безударных  гласных  в  корне  слова. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. При дифференцированной работе ученики умеют выполнять разноуровневые задания.

 

Ключевые идеи

 Качественно организация урока совместной работы учащихся друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения урока. Использование диалога и  использование ИКТ для показа флипчартов и слайдов в  обучении, позволяет расширить представления учеников о фонетическом  строе  русского  языка, размышления в рамках критического мышления.

 

Источники, оснащение и оборудование

 

Учебник «  Русская  речь» У.А.  Жанпеисовой   для 5-го класса Алматы «Атамура» 2010. Интерактивная доска, бумага А4, ручки, стикеры, проектор, ножницы, фломастеры, клей, раздаточный материал для чтения; ключевые характеристики оценивания для обучения; презентация PowerPoint. Лист самооценивания

Этапы работы

Деятельность учителя:

 

Деятельность учеников:

 

 

1.Этап побуждения: надо было детей наталкивать на мысли с помощью аттрибутов

Вводная часть. Коллаборативная среда  с использованием эмоционального тренинга.

 

 

Приветствие.

Метод «Подари улыбку»

Цель метода: создание позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу.

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма.

Технология проведения: учитель предлагает учащимся повернуться  друг  к  другу , под музыку подарить картинку-улыбку.

(учащиеся дарят улыбки, а учитель в это время произносит слова):

Деление  на  группы  (геометрические  фигуры)

 

Учитель приветствует ребят: 

- Сегодня у нас действительно необычный урок. Мы сами себе должны доказать, что все наши знания зависят только от нас, потому что они находятся в наших руках.

А чтобы мы лучше понимали друг друга, чувствовали себя очень уютно и комфортно, чтобы успех сопутствовал нам, мы поделимся улыбками. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи.

Возьмите в руки «улыбки» и подарите их своим  одноклассникам.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся,
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И наполняемся мы силою,  дарующей успех.

Успеха вам!!!

 

2. Этап осмысления (реализация урока):

Вхождение или погружение в тему (целеполагание),

Мозговой штурм.

 ( групповая форма работы). Через наводящие вопросы ученики должны ответить на вопросы и составить  кластер.

 

 

-Что  такое   фонетика?

–Сколько  звуков  в  русском  языке?

-сколько   гласных  звуков?

-Сколько  согласных  звуков?

-По  какому  принципу  делятся  согласные  звуки?

Дети отвечают на вопросы.

 Составьте кластер.

 

 

 

 

 

 


Читают статью в PowerPoint-е.

В парах обсуждают  прочитанные  тезисы. 

 

Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

 2. Этап осмысления

Словарная  работа

1 группа                        2 группа        

Ст..лбы- ………        В…зить- …………

Д…ма- ………..         Х…дить- ………..

П…ля- ………..         Л…вить- ………..

Д…жди- ………         Б…жать- ……….

З…нты- ……….         Л…теть- ……….

Цв…та- ……….         С…дить- ……….

Гр…за- ………..         В…рить- ……

3 группа С…сна-     Тр…па-   З…рно-  Гн…здо-    Р…ка-    Зв…зда-Л…сты-

 

Дети слушают.

Дети читают слова, запоминая, заполняют на листе,  включая подчеркнутые слова, различные цвета.

 

 

 

Дети, критически мысля, обсуждают и отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

 

 

Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

 3.Этап практическая часть

Работа  в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная  работа

(выполнение  тестовой  работы)

Фонетическая  зарядка

Группа № 1.  В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1)в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),

2)в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

3)в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук),

4)в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

Группа № 2.

1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки).

2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины).

Группа № 3.

1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты.
Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто.

2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды.
Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги.

Фонетический  разбор  слова:

1 группа- мороз, 2 группа- просьба, 3группа- льют

 

Вставь пропущенные буквы и составь из слов предложения

  1. зв…зда, осв…щала, н…чная, тр…пинку (1 группа)
  1. к…сил, тр…ву, п…стух, з…лёную (2 группа)
  1. к…рмили, р…бята, к…тят  (3 группа)

Найди слово с непроверяемым безударным гласным

Тестовая  работа

Обсуждение в группе. Выступление спикера.

Рассуждая объясняют лексическое значение  предложенных  слов,   подбирают к нему синонимы;  однокоренные слова

В группе составляют кластер , затем обмениваются флипчартами.

                             

                                                     

Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

Эмоциональная разминка. С использованием видеозарядки «Танец пингвинов»

 

 

 

Оценивание Учитель просит заполнить Лист самооценивания по заданию. (0,5мин)

Закрепление. Игра «Верно – Неверно»

(индивидуальная работа)

Учитель предлагает игру «Верно- Неверно». Если вы считаете, что вопрос верный, то поднимете правую руку, если  нет, то левую.

- Во время работы учитель поддерживает в учащихся веру в свои возможности словами: «Молодцы, хорошо и т.д» и жестами.

Ученики находят ответы вопрос и выполняют задание.

 

 

Итог урока. Учитель проводит оценивание Стратегия «Две звезды одно желание»

Домашнее задание.

стр 42.(В,С)

Выпишите  из  текста  «Кладовая»  выделенные слова.  Объясните  их   значение  и  написание  (А)

 

5. Этап. Рефлексия «Эмоциональное состояние».

Название метода: «Мой выбор»

Цели и задачи метода:

  1. Отработать элементы самооценки обучающихся на уроке.
  2. Подвести итоги урока.

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: стикеры, изображающие сжатую руку с поднятым вверх большим пальцем

Предварительная подготовка:  написать на трех листах  критерии оценок:

  1. У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.
  2. Я могу все сделать сам.
  3. Я могу все сделать сами и могу другим помочь.

Технология проведения:

Учитель инструктирует обучающихся:

  1. На доске  размещены 3 листа с критериями.
  2. Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию.
  3. Каждый обучающийся размещает свой стикер на том листочке, который больше всего соответствует его знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.
  4. После того, как все обучающиеся прикрепили свои стикеры, учитель говорит о том, что каждый критерий можно условно перевести в оценку за урок: критерий № 1 – «4», № 2и № 3 – «5».

Примечание: Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить степень усвоения учебного материала каждым учащимся.

Варианты проведения метода: количество листочков с критериями можно увеличить. Надписи тоже можно изменить по своему желанию.

Происхождение метода: адаптированный

 

 

Учитель:

А сейчас, ребята, я прошу вас показать, насколько вам понятно, что такое фонетика, как выполнять фонетический  разбор слова. Для этого возьмите стикеры с изображением поднятого вверх большого пальца (а это обозначает, что все здорово), напишите на нем свою фамилию и прикрепите на тот листочек, который больше всего соответствует вашим знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.

Посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось: те, кто прикрепил свой стикер на первый листочек, получают оценку «4» за урок, остальные – «5».

Молодцы. Я поздравляю вас с такими высокими успехами.

 

Автор Сактаганова Динара Ермухановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1543
Номер материала 23549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓