Главная / Русский язык и литература / Урок " Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по произведению Н. В. Гоголя "Вий"

Урок " Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по произведению Н. В. Гоголя "Вий"

Урок по литературе

Тема: Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку


Учитель: Шишкина Наталья Владимировна

г. Иркутск


Цели урока:

Образовательные: Учить анализу литературного произведения, учить работать с опорной схемой.

Развивающие: Развитие у обучающихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Воспитательная: воспитание внимание.



Ход урока


Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья…

А. С. Пушкин


  1. Словарная работа:

Архетип, тотем, судьба, мистерия, совесть, совершенство, духовное рождение, тайна рока, симфония Хаоса, философ, двоемирие.


  1. Слово учителя:

Н. В. Гоголь – всегда тревожная, и, пожалуй, самая таинственная загадка русской литературы. Одни считали его писателем «космическим», другие – сатириком…

На предыдущих уроках вы, ребята, отмечали романтическую направленность его повести «Ночь перед Рождеством».

Сегодня на уроке мы постараемся осмыслить проблемы, затронутые Н. В. Гоголем в повести «Вий».

  1. Вопросы к классу:

        1. Как учились и жили бурсаки?


Грубые, невежественные, неряшливые, всегда голодные. Любят выпить, украсть, подраться, очень мало занимаются науками.


        1. Почему Хома был вынужден читать у гроба панночки?

        2. Как объясняет гибель Хомы его товарищ Горобець?

  1. Работа с ОСК: После ответов на вопросы обращаемся к ОСК, что значительно облегчает работу над повестью.

Обучающиеся свободно ориентируются в определении таких понятий как «Двоемирие», «Полное Духовное Рождение», «Хаос», «Рок», «Судьба», «Страх»

Определяют тему произведения: Власть зла

Идею: погибает покорный.

Обучающиеся приходят к выводу, что гибель Хомы – победа гордого одинокого человека, уходящего в бессмертие; соединяясь с Вием, взглянув ему в глаза, Хома достигает Полного Духовного Рождения.

Далее зачитываю, какую цель ставит перед собой Н.В. Гоголь: «…заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психологической основой предания». Это высказывание И. Анненского подводит к логическому завершению работу над ОСК.

  1. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветер ночной?» (можно заранее поручить выучить его одному из обучающихся)

Это стихотворение поможет создать определенный эмоциональный настрой у обучающихся – чувство сопричастности к вечным проблемам бытия.


***

О чем ты воешь, ветер ночной?

О чем так сетуешь безумно?...

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке-

То роешь и взвываешь в нем

Порой неистовые звуки!..


О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

Ф. И. Тютчев



  1. Самостоятельная работа (3 мин): Перед вами белый лист, передайте цветописью:

Я родился.

Хочу стать Человеком.

Я формирую себя.

Имею и стремлюсь.

Нахожу и избавляюсь(пороки).

Одинок ли я в этом мире?

Чего я страшусь?

Цветописью передаются чувства, настроение. Организуется выставка рисунков. Поощряются все работы, отмечается самобытность, творческая раскованность.

  1. Самостоятельная работа № 2: «Ответьте на вопросы, дайте толкование...»

        1. Ваше определение понятия «Двоемирие»?

        2. Учёный, впервые проанализировавший категорию Страха? (Серен Къеркегор)

        3. Что является предметом страха-тоски?

        4. Подберите синоним к слову «судьба».

        5. Что олицетворяет собой Ничто в повести?

        6. Дайте описание Вия. Каким представляете его?

        7. Бурсаки… какими запомнились они Вам?

        8. Почему погиб Хома? (неверующий)

        9. Что легче описыать: прекрасное или безобразное?

        10. Как Вы понимаете СС «Полное Духовное Рождение»?

  2. Вывод: В мире существует великое, абсолютное, бесконечное и вечное; существует подлинно ужасное, не допускающее обыденности, - существует Вий, абсолют, он приносит смертельное потрясение, а цена познания – смерть. Что увидел Хома? На вопрос этот нет ответа. Н. В. Гоголь не дает права увидеть нам, праздным читателям, что увидел Хома в глазах Вия, ибо для того, чтобы быть достойным увидеть тайну самой сути бытия, необходимо принести в жертву жизнь.

  3. Подведение итогов, объявление оценок за урок, благодарность за активность, самостоятельность в работе.

  4. Домашнее задание: Написать сочинение:

              1. Почему Вакула оседлал чёрта, а Хома погиб?

              2. Как создается в «Вие» ощущение страха?

hello_html_368e46fb.jpg

5


Урок " Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по произведению Н. В. Гоголя "Вий"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тезисы к уроку по литературе , тема: «Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку» (Н. В. Гоголь «Вий»)

 

 учитель: Шишкина Н. В.

 

 

Идея разработки  - постижение фантастического в творчестве Н. В. Гоголя, а так же характера и функции гротеска. Учащиеся в процессе урока составляют опорную карточку, постигают тайну философских взглядов писателя, работают над определением проблем, затронутых в произведении. Учатся составлять кластер, работать с текстом, проводить сравнительный аналих характеров героев. Урок ориентирован на воспитание эстетического вкуса, умение разбираться в философских категориях добра и зла, хаоса и космоса, противопоставление земного и небесного, жизни и смерти.

 

Автор Шишкина Наталья Владимировна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 541
Номер материала 4426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓