Главная / Начальные классы / Урок русского языка во 2 классе. Тема «Суффикс как часть слова»

Урок русского языка во 2 классе. Тема «Суффикс как часть слова»

Конспект урока Русский язык.

Тема: «Суффикс как часть слова»

Цели урока: Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов. Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке. Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД: Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.

Слайды 1, 2.

Взаимное приветствие. - Прозвенел звонок-начинается урок!

-какие условные обозначения вы видите на доске.

-что вы можете сказать о содержании нашего урока?

-а тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие





- ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на доске)

Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)

2. Каллиграфическая минутка (исп. Слайд 1. с текстом загадки о школе и иллюстрацией)

Слайд 3.



Слайд 4.

Откройте тетради.

Запишите дату.

- Ребята, отгадайте загадку (Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет.) (Выписываю на доску слово «школа») - Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на доске) - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием «лучшей» буквы).

- отгадывают загадку, называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ

- прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

3. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.



Слайд 5.



Работа в парах












-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске слова «школа» и «школьник». - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.



-Назовите 2 различия между этими словами

- выделим известные нам части слов в обоих словах?



- какие возникли затруднения?


- школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). . - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.

hello_html_m66005642.gif- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник - (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

4. Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.


- Почему вы её никак не обозначили?



- Как нам быть? Сформулируйте задачи урока? Как нужно работать на уроке?

- сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Узнать, изучить

Дружно, внимательно ...




5. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.

Слайд 6. (материал из Учебника с. 107 упр.1)



Слайд 7.





Работа с учебником







Слайд 8.





Слайд 9.

- Работа в парах. Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?





- Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь.

- Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль суффикса в слове.

Что узнали о суффиксе?

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)



- Она находится между корнем и суффиксом.



- Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.



Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов.

5. Первичное закрепление. Работа с учебнику.




















- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов. Пять строчек.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? Докажите.





- Какой суффикс помог образовать слово, называющее животное-детёныша?

- Какой суффикс помог образовать слово, называющее животное маму?



Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

- У слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их; у слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

-Образуют новые слова.

Физминутка.



5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.


- Разделитесь на группы (по 5-6 человек). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности. На слайде 11 слова по вариантам)














- Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-.




Самостоятельная работа.





Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. - Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.

7. Словарная работа



Работа в парах

- одна из групп в предыдущем задании работала со словом «собачка», от какого слова оно образовано?

- на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось?

- Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово.

- В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

- разрежьте слово «котом» так, чтобы между корнем и окончанием можно было вставить суффикс. Где будет проходить линия разреза?

-образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

-Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова.

- от слова «собака» с помощью суффикса -к-







Собака играет с котом.



- Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок



- Между корнем и окончанием.



- Между корнем кот- и окончанием -ом.



- Собака играет с котёнком.

Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная непроверяемая гласная в корне.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания.

-Прочитайте в учебнике на стр.108 то, что написано о суффиксе. Повторите изученные ранее части слова.


9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

2-3 мин.




- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?

Выставление и аргументация отметок за урок

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.







Ф.И._________________________________ Карточка с заданиями.

1. Найди и подчеркни верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
2.Обозначь суффиксы в словах:

Лесок, столик, стебелёк, шкафчик, мышонок

3hello_html_m652bd47d.gifhello_html_m652bd47d.gifhello_html_m652bd47d.gifhello_html_m652bd47d.gif. Поставьте галочку в кружке, если ответ «да».
Понимаю, что такое суффикс.
Умею находить суффиксы в словах.
Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Урок русского языка во 2 классе. Тема «Суффикс как часть слова»
  • Начальные классы
Описание:

Урок  русского языка во 2 классе. УМК "Школа 21 века".  Тема «Суффикс как часть слова». Цели:  познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем. Особое внимание уделяется значению суффиксов, отработке алгоритма нахождения суффиксов в слове.Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти.  Воспитание у учащихся чувства товарищества, чувства взаимовыручки, культуры общения.

Автор Кауфман Татьяна Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1304
Номер материала 43596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓