Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1.
Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.
Слайды
1, 2.
|
Взаимное
приветствие. - Прозвенел
звонок-начинается урок!
-какие
условные обозначения вы видите на доске.
-что
вы можете сказать о содержании нашего урока?
-а
тему урока мы сформулируем немного позже.
|
Взаимное
приветствие
- ключ, перо,
«КУНЯ» (надпись на доске)
Сегодня мы
будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка»
(ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо)
|
2.
Каллиграфическая минутка (исп. Слайд 1. с
текстом загадки о школе и иллюстрацией)
Слайд 3.
Слайд
4.
|
Откройте
тетради.
Запишите дату.
-
Ребята, отгадайте загадку (Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет.)
(Выписываю на доску слово «школа»)
- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обращая внимание на параллельность
вертикальных линий и соразмерность элементов. (Даю образец написания букв на
доске) - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием
«лучшей» буквы).
|
- отгадывают загадку,
называют слова-подсказки, которые помогли найти верный ответ
- прописывают
буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву,
затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.
|
3. Подведение к теме. Актуализация
знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слайд
5.
Работа в парах
|
-Как называют
ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) Пишу на доске
слова «школа» и «школьник». -
Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
-Назовите 2
различия между этими словами
- выделим
известные нам части слов в обоих словах?
- какие возникли
затруднения?
|
- школьник
(Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»).
. -
Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник»
есть общая часть, в которой содержится их общее значение. -
Различия в составе и оттенке значения.
-
Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник
- (нулевое).
Работают в
парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-),
которую мы никак не обозначили.
|
4.
Выявление
причины
затруднения
и
постановка
цели
деятельности.
|
- Почему вы её
никак не обозначили?
- Как нам быть?
Сформулируйте задачи урока? Как нужно работать на уроке?
- сегодня мы
узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок
его значения
|
- Потому что эта
часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Узнать, изучить
Дружно, внимательно ...
|
5.
Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.
Слайд 6. (материал
из Учебника с. 107 упр.1)
Слайд
7.
Работа
с учебником
Слайд
8.
Слайд 9.
|
- Работа в
парах. Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей
ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
-Так какую же
тайну языка мы сегодня откроем?
- Откройте
учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните
название новой для нас части слова. Прочитайте его
орфографически, запишите в тетрадь.
- Посмотрите на
экран, выделите в услышанном материале роль суффикса в слове.
Что узнали о
суффиксе?
|
Читают,
называют соответствующую часть слов (-ёнк-)
-
Она находится между корнем и суффиксом.
-
Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с
помощью которой образуются новые слова
Самостоятельное чтение, подчёркивание
нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись
слова «суффикс» в тетрадь.
Выделяют
основную роль суффикса – образование новых слов.
|
5.
Первичное закрепление. Работа с учебнику.
|
- Прочитайте
задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов. Пять строчек.
- Проверьте
работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения.
- В каждом ряду
вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? Докажите.
- Какой суффикс помог
образовать слово, называющее животное-детёныша?
- Какой суффикс
помог образовать слово, называющее животное маму?
Проверка
усвоения знаний о значении суффиксов:
|
Фронтально
письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием.
Остальные самостоятельно.
Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.
- Это
родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в
корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение,
которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
- У слов,
обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их; у слов, обозначающих животное-детёныша
суффиксы -онок- или -ёнок-.
-Образуют новые
слова.
|
Физминутка.
|
|
|
5.
Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания
алгоритма нахождения
суффикса.
|
- Разделитесь на
группы (по 5-6 человек). На листе бумаги покажите схематично с помощью
условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши
алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.
|
Работа в
группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Чтение алгоритма
в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.
|
6.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. (дифференцированная
по уровню сложности. На слайде 11 слова по вариантам)
|
- Выделите в
словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на
доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.
- Какие были
затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-,
-юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-.
|
Самостоятельная работа.
Ученики рассказывают о возникших
затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы
-ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.
- Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное
значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются
в словах, называющих детёнышей животных.
|
7.
Словарная работа
Работа
в парах
|
- одна из групп
в предыдущем задании работала со словом «собачка», от какого слова оно
образовано?
- на ваших
партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение
из данных слов. - Какое предложение у вас получилось?
- Из другого
конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать
родственное слову «кот» слово.
- В какое место
в слове мы можем добавить этот суффикс?
- разрежьте
слово «котом» так, чтобы между корнем и окончанием можно было вставить
суффикс. Где будет проходить линия разреза?
-образуйте новое
слово. Какое предложение у вас теперь получилось?
-Запишите это
предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова.
В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся
выучить написание этого слова.
|
- от слова
«собака» с помощью суффикса -к-
– Собака
играет с котом.
- Суффикс –ёнок-
поможет образовать слово котёнок
- Между корнем и
окончанием.
- Между корнем
кот- и окончанием -ом.
- Собака играет
с котёнком.
Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная
непроверяемая гласная в корне.
|
8.
Рекомендации по выполнению домашнего задания.
|
-Прочитайте в
учебнике на стр.108 то, что написано о суффиксе. Повторите изученные ранее
части слова.
|
|
9.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
2-3 мин.
|
- Чем понравился
урок?
- Что нового
узнали?
- Что осталось
не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?
Выставление и
аргументация отметок за урок
|
Рефлексия,
самооценка. Принятие оценки учителя.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.