Урок развития
речи « Декоративно-прикладное искусство. Описание предмета». 6 класс.
Учитель: Сергеева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
«Эколого-биологический
лицей №35» г. Майкопа
Цели
урока:
- развивать устную и письменную речь
учащихся;
- учить
художественному видению окружающего мира;
- создать целостное представление о роли
предметов народного промысла в жизни русского народа;
- воспитывать
умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, рисунки учащихся,
репродукции картин, фотографии, выставка предметов декоративно-прикладного
искусства: матрёшки, ложки, шкатулки и другие предметы, сделанные мастерами
.
Оформление
на доске:
Виды народных промыслов:
• посуда из фарфора – Гжель,
• игрушка – Дымка, Филимоново, Каргополь,
• матрёшки – Сергиев Посад, Полоховский Майдан, Семёнов,
• чугунное литьё – Касли,
• подносы – Жостов,
• миниатюры – Федоскино, Палех,
• платки – Павловский Посад,
• деревянная посуда — Хохлома.
Ход урока:
1. Словарный диктант.
Природа, повествование, описание,
рассуждение, жестяной, деревянный, жар-птица, сарафан, соломенный, диво-дивное,
румяный, деревянный, матрёшка, рукотворный, ярмарка, глиняный, круглолицый,
роспись, ложка, орнамент, шкатулка, свистулька.
-Какие слова можно объединить одной
темой, орфограммой?
(Прилагательные, обозначающие
материал, из чего сделан предмет: деревянный, жестяной,диво-дивное,
глиняный,соломенный(Н и НН в суффиксах прилагательных)
Названия предметов: ложка, шкатулка, матрёшка,
свистулька).
Дайте лексическое значение словам:
орнамент, ярмарка, роспись.
(Орнамент -художественное украшение, узор.
Ярмарка - большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый
регулярно, в одном месте и в одно время. Роспись-это декоративная живопись на
предметах народных промыслов.)
- Как вы понимаете, что означает
слово рукотворный (-сделанный руками, образовано от слов руки и творить).
–
Запишите однокоренные слова к слову творить
(творец, творчество, творческий). - -Какие слова можно назвать одним
термином? (повествование, описание, рассуждение - тип речи).
–
Какой тип речи называется повествованием,
рассуждением, описанием?
–
Что может быть объектом описания? (Природа,
человек, животное, предмет, помещение и т.д.)
Вот именно об описании предмета мы сегодня с
вами и поговорим. Тема нашего урока «Описание предмета народного промысла»
2. Объяснение нового материала.
Не в сказке, а наяву творили красоту руки
народных умельцев. Все, к чему прикасались руки народных мастеров,
преображалось: ком глины - в веселую свистульку или игрушку, береста - в
нарядный туесок, из липы и березы получалась замечательная посуда! Русские
умельцы передавали секреты мастерства из поколения в поколение. И целые деревни
славились как резчики, вышивальщицы, игрушечники. Здесь складывались народные
промыслы.
-Посмотрите на нашу небольшую выставку
красивых и нужных в быту предметов народного
декоративно-прикладного искусства. Здесь хохломская деревянная игрушка, здесь и
павловская шаль, и матрёщки, и другие предметы из дерева, глины, ниток, соломы,
лозы. Их сделали талантливые мастера народного декоративно-прикладного
искусства.
Прикладное искусство-это особый вид искусства,
задачей которого является создания предметов быта, обихода, которые
одновременно являются художественными произведениями.
-Задание: сделать морфемный и
морфологический разбор слова прикладной, подобрать однокоренные слова
(прикладывать, клад, кладовая).
В.И.Даль в своем « Словаре живого великорусского
языка » приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коле в
семье лад? Толк да лад, тут и клад.
Наиболее распространены: ручное ткачество и
роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие,
резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла,
лаковая миниатюра, гжель, хохлома, дымковская игрушка и др. Эти промыслы
развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр.К таким
районам можно отнести прежде всего Центральную Россию, где народные промыслы
наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими
условиями.
–
Сбор материала к сочинению : в тетрадь в течение
всего урока выписывать понравившиеся словосочетания, которые в дальнейшем
помогут в написании сочинения.
3. Сообщения учащихся
–
Ребята рассказывают о различных видах народных
промыслов: стихотворения и сообщения.
“Палех”
Плещутся
звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько
кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.
Сообщение
Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло еще до XV века. Первоначально Палех славился мастерами
иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти
прекратилось. В1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная
живопись на
изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерусской живописи,
искусства иконописи. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические,
сказочные,
фольклорные, бытовые.
«Дымковская
игрушка»
Чем
знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней
что-то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней
молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
Сообщение
Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине
старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров). Дымковская игрушка — это
декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись X производится по обожженному в печи изделию темперными красками,
применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки.
Позы и движения
дымковской игрушки несколько условны, упрощенны, согласно древней традиции изготовления народной
игрушки , скульптуры.
Яркая, красочная
«дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.
–
“Хохломская
роспись”
Хохломская
роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за
чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Сообщение
Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной
расписной посудой,
изготовленной в селах и деревнях Нижегородского
края.
Хохломская
роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и
оранжевым. Изображение
растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы —
применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится
рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100—120°. Под действием температуры лак приобретает
желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.
«Гжель»
Чудо с
синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Сообщение
Гжель — один из самых
известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка
подмосковных сел
и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный
промысел. С середины
XVIII века гжельские мастера
освоили производство
майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями
людей, животных, птиц.
В XIX веке Гжель прославилась своим
фаянсом и
фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Разнообразные изделия с
«фирменным» цветочным
узором, скульптуры поражают фантазией и
мастерством художников, сохранивших народные
традиции.
Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и
по-прежнему украшает нашу жизнь.
“Жостовские
кисти”
На
жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец
поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Сообщение
Жостовский художественный промысел — это декоративная живопись на металлических
подносах. Возникновение
промысла относят к началу XIX века в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Московской области) . Жостовские мастера стали делать
металлические подносы
с росписью масляными красками и лаковым покрытием. И уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Сюжеты росписи — цветочные,
растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна
форма подносов.
Учитель:
А
сейчас я вам загадаю загадку:
Алый
шёлковый платочек,
Яркий
сарафан в цветочек
Упирается
рука
В
деревянные бока
А в
нутрии секреты есть:
Может
три, а может шесть
Разрумянилась
немножко
Наша
русская ….
(матрешка)
Конечно
же матрешка, сейчас мы с вами узнаем откуда она появилась.
Погляди
скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
С изобретением токарного станка
появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы
изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки.
Матрешка стала нашим национальным
сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу
страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.
Откуда же появилась эта дивная кукла?
Идея создания разъемной игрушки-куклы
была заимствована из Японии, получив свое оригинальное воплощение у нас.
Прообразом нашей матрешки послужила разъемная японская игрушка — Дарума, добрый
лукавый старичок. Форма Дарумы походила на цилиндр с округленным верхом, в
самой большой находилось 2—З вкладыша.
В 90-е годы ХIХ века впервые появился русский вариант японской игрушки.
Авторами первой матрешки стали токарь из подмосковного города Подольска
В. Звездочкин, который немного видоизменил облик куклы, а расписал ее известный
художник С. Малютин. Первая токарная расписная кукла изображала девочку в
простонародном костюме: сарафане, переднике, платочке — была круглолицей и
ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руках кукла могла
держать платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб или вести за руки
малыша. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше.
Минимальное количество кукол вкладышей могло быть З, известна матрешка с 51
вкладышей. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не
знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может,
такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди
простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так,
и закрепилось имя Матрешка.
4. Написание сочинения-миниатюры.
–
Теперь вы
можете подойти к нашей выставке и взять любой предмет народного промысла, чтобы
описать его.
«Заветная шкатулка»
«Золотые узоры»
«Музыка русских узоров»
«Русская красавица» и др.
-
Название подбираем сами.
-
Какие художественно-выразительные средства мы можем использовать при описании
предмета народного промысла?
Эпитеты
– образные определения ( например: солнечные краски).
Сравнения
– сопоставления предмета с другим предметом ( например: синяя, как небо).
Синонимы
– глиняная игрушка, рукотворное чудо,
-
А теперь давайте составим план.
Но
прежде чем мы будем составлять план, давайте решим:
-
К какому типу речи будет относиться наше сочинение?
Это
сочинение – описание, В основе описания лежит перечисление существенных
признаков. Мы будем описывать определенный предмет.
Описание
строится по определенному плану:
1)
общее представление описываемого предмета;
2)
описание его деталей, частей;
3)
отношение автора к тому, что он описывает.
Итак,
во вступлении важно воздействовать на читателя так, чтобы ему захотелось узнать
больше об описываемом предмете и дочитать ваше сочинение.
В
конце сочинения вы подводите итог, и именно здесь вы можете выразить свое
мнение, сформулировать и обосновать его.
Например,
ответив на вопросы:
-
Почему предметы декоративного искусства так нравятся людям?
-
Почему надо беречь народные промыслы?
Написание сочинения-миниатюры.
5. Чтение сочинений учащимися. Корректировка, анализ, советы по
редактированию.
6. Подведение итогов.
Как
работали? Что узнали нового на уроке? Как каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных в начале урока целей (т.е. свою активность,
эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм
работы.)
Ребята
по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
Сегодня
я узнал…
Было
интересно…
Было
трудно…
Я
выполнил задания…
Я
понял, что…
Теперь
я могу…
Я
почувствовал, как…
Я
приобрел…
Я
научился…
У
меня получилось…
Я
смог…
Я
попробую…
7. Оценивание ответа учащихся,
домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.