Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок "А.Блок.Личность и творческий путь поэта"

Урок "А.Блок.Личность и творческий путь поэта"

Скачать материал

№ 42 - 43 сабақтың  жоспары

План урока № 42 - 43

Сабақтың тақырыбы:

Тема урока: А.Блок.Личность и творческий путь поэта. Символизм и Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»

Сабақтың мақсаты:

Цель урока: формирование интереса к личности поэта

Сабақтың тапсырмасы:

Задачи урока:

Білімдік:

Образовательная: познакомить с основными этапами жизни и творчест­ва А. Блока; отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника «Стихи о Прекрас­ной Даме».

Дамытушылық:

Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в группе.

Тәрбиелік:

Воспитательная: способствовать формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, атмосферы свободного выбора и доверительности.

Сабақтың типі:

Тип урока: : урок усвоения нового материала.

Оқудың әдісі:

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый

Сабақта өз бетінше істейтін жұмыстың түрлері:

Виды самостоятельной работы на уроке: работа с информацией, выполнение практического задания

Сабақтың материалдық техникалық жарбдықталуы:

Материально-техническое оснащение урока: видеоматериал, раздаточный материал

Сабақтың мазмұны мен барысы

Ход и содержание урока

Блок является одним из чудо­творцев русского стиха...

Обыкно­венный поэт отдает людям свои творения,

 людям самого себя.

Н. Гумилев

I.                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1.     Приветствие.

2.     Определение отсутствующих.

3.     Проверка готовности к уроку.

4.     Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

5.     Организация внимания.

 

II.               ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

1. Постановка цели урока.

Сегодня в центре нашего внимания - судьба и творчество Александра Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя. (слайд 4) Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор Л. Ф. Алексеева: «Теперь, когда XX век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литерату­ры этих исторических десятилетий поэтический голос Алек­сандра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неорди­нарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса гря­дущего».

- Что вы знаете об этом поэте, может быть, раньше уже чи­тали его стихи?

Блок - одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его читали и почитали не только простые читатели, но и поэты раз­ных литературных течений.

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

БЛОКЪ - так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

III.           ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Видео № 1 Биография А.Блока

Александр Блок родился и воспитывался в высококультур­ной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г.  Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Ио­ганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского универси­тета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литера­тор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок оста­ется в Петербурге в доме своего отца,(слайд 8) Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекето­вых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных про­изведений. «Список ее трудов громаден», - вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редак­тором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаи­ческие опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894-1897 годах гимназист Блок выпус­кает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», - вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий  поэт-младосимволист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях.

1 августа  1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых  Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии - Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

      Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделее­вой Выразительное чтение или чтение наизусть подготовленными учениками.

     Менделеева. Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спек­такля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, Дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

Блок. Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачива­лись, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умерен­но. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, лёгкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

Менделеева. (звучит музыка Л. Бетховена, соната №14, «Лунная») Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бес­численных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиан­тах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - останови­лась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же при ходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

 Блок. Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас  поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили  даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего   вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Oh портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

  Менделеева. Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались.   Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли  вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о  стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила,  что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой.  29 января  1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще  смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит реши­тельное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университете, но растет увлечение литературой и философией, ив 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологиче­ского факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи о Прекрасной даме».  В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влия­тельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скор­пион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петер­бургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой те­атра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл  стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «про­буждения» лирического героя, осознания им реальности страш­ного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петер­бургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен». (слайд 15)

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмез­дие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудни­чать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая вос­торженность случившимся историческим событием прошла. В дневниках 1917 года можно прочитать...

 Художественное чтение подготовленными учащимися.

16 июля.

...Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафо­са, в данном случае революционного.  

30 июля.

Большевизм (стихия) - к «вечному покою»... Это ведь толь­ко сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая же­лезом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неуста­лости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...

6 августа.

.. Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

«Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как на­звать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедны­ми, озлобленными, темными, обиженными! Но - спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми - тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дико­сти, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести - то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гу­ляет, а дождя нет, и Бог не посылает его!

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печа­ти появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отде­ления Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа - умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Видео № 2 Смерть А. Блока

Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто доб­рыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «челове­ку близкого будущего», рожденному в России:

... пусть, если только это будет возможно, он будет чело­веком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если оке это невоз­можно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, - то пусть уж его терза­ет всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он бу­дет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую мину­ту наших дней.

Видео № 2-1 «Похоронят, зароют глубоко»

 

IV.            ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.Слово учителя. Раннее творчество Александра Блока.

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. Центральный цикл первого тома стихов Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделее­вой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наибо­лее близко в это время поэту было учение Соловьева о сущест­вовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая мо­жет примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина: «Она стройна и высока,   Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой»... То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен», - вполне «земная» характеристика. А далее он же «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «на­дежды нездешние» или «нездешние видения», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.

Видео № 3 «Глазами анемон»

Об этой особенности данного цикла В. Я. Брюсов писал: ...В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, - все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока ре­ка — не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется прибли­женной, не просто церковь; «терем», «дверь», «ступени», «до­рога», «заря», «небеса» - едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком ино­сказаний, чтобы верно понимать смысл стихов...(слайд 21)

И все же это стихи о любви. Так считал поэт Н. Гумилев, на­зывавший Блока «одним из чудотворцев русского стиха»: О блоковской Прекрасной Даме много гадали - хотели видеть в ней - то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную Женствен­ность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажет­ся, ни одно стихотворение в книге не опровергает этого мне­ния, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой книге... нам явлен новый лик любви; любви, которая хо­чет ослепительности, питается предчувствиями, верит пред­знаменованиям и во всем видит единство; любви, которая лиш­ний раз доказывает, что человек - не только усовершенство­ванная обезьяна.

 Позднее, образ Прекрасной Дамы приобрел в творчестве поэта новое звучание

Видео № 4 «Незнакомка»

Видео № 5 «Россия»

Видео № 6 «О доблестях, о подвигах…»

 

2.Работа с текстом. Выполнение  практического задания

 

3. Подведение итогов урока.

-  Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком  Александром  Александровичем   Блоком?   (можно предложить письменно ответить на вопрос).

Заключительное слово учителя.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами. Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни.

Порядок — космос, в противоположность беспорядку — хаосу.

Поэт — сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре.

Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир». (слайд 23)

Александр Блок блестяще исполнил все эти три дела, возложенные на него.

«Блок изумительно красив как поэт и как личность. Завидно красив, — писал М. Горький. — Нравится мне его строгое лицо и голова флорентинца эпохи Возрождения».

И мне нравится. Я люблю Александра Блока и его поэзию. Закончу стихами Анны Андреевны Ахматовой, которые посвящены  Александру Александровичу Блоку:

 

 Он прав — опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит...

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит.

Когда он Пушкинскому дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

 

«И вечный бой, покой нам только снится!»

 

Пускай я умру под забором, как пёс,

Пусть жизнь меня в землю втоптала, —

Я верю: то Бог меня снегом занёс,

То вьюга меня целовала!

 

Одним словом: Поэт. Гений

 

V. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ.

 

1.  Пользуясь материалом лекции и статьи в учебнике на с. _____, рассказать, в чем особенности раннего творчества Бло­ка и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

2. Прочитать поэму «Двенадцать»

3. Выучить наизусть стихотворения

 

 

 


Материал к уроку по творчеству А.А.Блока (самостоятельная работа)

 

Задание №1:  cоставить хронологическую таблицу биографии поэта

Блок Александр Александрович(28.11.1880 - 07.08.1921) биография

Александр Блок родился и воспитывался в высококультур­ной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г.  Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Ио­ганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского универси­тета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литера­тор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок оста­ется в Петербурге в доме своего отца,(слайд 8) Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекето­вых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных про­изведений. «Список ее трудов громаден», - вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редак­тором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаи­ческие опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894-1897 годах гимназист Блок выпус­кает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», - вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий  поэт-младосимволист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях.

1 августа  1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых  Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии - Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.

История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой.  29 января  1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще  смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит реши­тельное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университете, но растет увлечение литературой и философией, ив 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологиче­ского факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи о Прекрасной даме».  В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влия­тельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скор­пион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петер­бургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой те­атра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл  стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «про­буждения» лирического героя, осознания им реальности страш­ного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петер­бургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен». (слайд 15)

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмез­дие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудни­чать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая вос­торженность случившимся историческим событием прошла.

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печа­ти появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отде­ления Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа - умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

 

Задание №2 :  стихотворениtе “О доблестях, о подвигах, о славе”

 Это красивое стихотворение носит автобиографический характер. Это исповедь поэта, тайна и боль его души. Но за личностным контекстом, как обычно у А.Блока, скрывается более глубокий смысл. Первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому - жизнь. Борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало.


О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

 

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

(30 декабря 1908)


Вопросы:

1). Как в стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее?

2). "Синий плащ" рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий - для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем - недосягаемая высота. Какие еще символы, с какой целью использует А.А.Блок в стихотворении?

3) В стихотворении встречается большое количество эпитетов. Выпишите их.

4). Как построено это стихотворение? К какому выводу подводит композиция?

5). Если внимательно читать стихотворение, то нетрудно заметить, что оно перекликается с шедевром А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. В чем вы видите сходство? Чем они различаются?

 

Задание №3:  стихотворение “Незнакомка”

- Незнакомка -

 


По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

 

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

 

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

 

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск.

 

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

 

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

 

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

 

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

 

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

 

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

 

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

 

(24 апреля 1906, Озерки)

 

 


Вопросы:

1) Какие части можно выделить в этом стихотворении?

2) Каким предстает мир в каждой из частей?

3)Какие приемы и средства использует поэт для характеристики окружающего мира (лексика, звуки, образы, непривычные символы)?

4)С помощью каких средств поэт изображает образ Незнакомки? Что изменяется с ее появлением?

5)Что свидетельствует о трагедии в душе лирического героя?

 

Задание №4:  стихотворение “На железной дороге”.

На железной дороге

Марии Павловне Ивановой

 


Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Да что - давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно


 

1)У каких авторов, в каких произведениях встречался образ железной дороги?

2)Какое значение имеет образ железной дороги и проходящих поездов в стихотворении А.А.Блока?

3)Какие ассоциации рождает эпитет “железный”?

4)Реален или символичен образ героини? Что мы узнаем о ней? Как вам кажется, что важнее для читателей и автора: понять причину гибели девушки или отношение окружающих к ее судьбе?

5)Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "А.Блок.Личность и творческий путь поэта""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока по русской литературе урока «А.Блок.Личность и творческий путь поэта» предназначена для студентов первого курса профессионального колледжа. Цель урока: формирование интереса к личности поэта. Основными задачами урока являлось  не только знакомство  с основными этапами жизни и творчест­ва А. Блока. В ходе изложения материала хотелось  отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в символизме; рассмотреть основные темы и образы первого сборника «Стихи о Прекрас­ной Даме». В качестве иллюстрации широко  используются видеоматериалы. В конце урока – выполнение практического задания

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 503
    • DOCX 56.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Исакова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Исакова Татьяна Петровна
    Исакова Татьяна Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15603
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе