Главная / Русский язык и литература / Урок – путешествие по стране «Числительное»

Урок – путешествие по стране «Числительное»

Документы в архиве:

61.5 КБ Конспект урока.doc

Название документа Конспект урока.doc

Кержаева Евгения Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 9 г. Надыма», ЯНАО

Стаж педагогической работы – 17 лет




Итоговый урок «Путешествие по стране «Числительное»


Цель: Систематизация, повторение, закрепление изученного по теме  «Числительное»

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить знания о числительном, как части речи.

  2. Углубить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи (поставить в нужной форме, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным); навыки правописания числительных. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

  3. Воспитывать любовь к русскому языку, умение слушать друг друга.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Оборудование урока: компьютер с проектором, «Цветик – семицветик» с заданиями, листы контроля.

Ожидаемый результат: выработать умения употреблять имена числительные в устной и письменной речи; отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

Подготовка к уроку:

Учащиеся заранее получают задания:

  • сочинить сказку, употребив при этом как можно больше числительных.


Ход урока.


Вступительное слово учителя:

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня великолепный день! Поэтому мы отправимся в весёлое, познавательное путешествие. И хотелось бы, чтобы вы его запомнили. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

Слайд 2

-Задача нашего путешествия: побывать в стране, о которой мы говорили на предыдущих уроках. Называется эта страна «Числительное». Запишите тему нашего урока «Путешествие по стране «Числительное»». Компасом будут служить ваши знания. Перед вами лежат листы контроля. В них вы будете выполнять занимательные задания.

-Путешествуя по стране, мы будем делать остановки.

Слайд 3

-Итак, ребята, все занимаем места в автобусе, водитель заводит мотор. ПОЕХАЛИ!!!

Слайд 4

-Мы прибыли на поляну Теоретическая.

Слайд 5

-На этой поляне растёт удивительный цветик – семицветик. Чтобы узнать секрет этого сказочного цветка, я приглашаю трёх ребят к доске.

- Вам необходимо выбрать по два лепестка и ответить на вопросы, которые написаны на каждом лепестке. За каждый правильный ответ вы получите жетоны.

Но Красный лепесток содержит задание для всех путешественников. Слайд 6

-Пока ребята у доски работают, все остальные в рабочих тетрадях выполняют задание красного лепестка: Спишите предложения, прописав числительные буквами.

(На доске цветок с 7-ю лепестками. На каждом лепестке задание:

- Кому достался голубой лепесток? Читай задание.

1) Голубой. Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите пример.

2) Фиолетовый. Какие числительные называются простыми, какие — составными? Приведите примеры.

3) Зелёный. На какие две группы делятся все числительные? Приведите примеры.

4) Малиновый. Какими членами предложения могут быть числительные? Приведите примеры.

5) Оранжевый. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.

6) Жёлтый. Что обозначают порядковые числительные и на какие вопросы отвечают? Приведите пример.


-Проверим, что у вас получилось

(В середине 17 семнадцатого века население земного шара равнялось всего лишь 545 пятистам сорока пяти миллионам человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 семисот двадцати пяти миллионов. Еще через столетие население Земли стало равняться 1одному миллиарду 171 ста семидесяти одному миллиону человек.)

2 задание

Мы успешно справились с заданием.

Особенно хорошо потрудились ребята, выполнявшие задание… …лепестка. Отправляемся дальше в путь. Слайд 7

Слайд 8

Перед нами разлила свои воды бурная река Ошибок. Ребята, вы допускаете много ошибок в своих тетрадях? Вот поэтому эта река такая широкая. Через неё даже пришлось перекинуть мост – вброд не пройти. Но чтобы по нему проехать, нам необходимо выполнить следующее задание.

-Выпишите имена числительные в листы контроля, исправляя ошибки. Слайд 9

Текст:

  • Около триста милионов лет назад наша земля была совсем другой.

  • Некоторые деревья достигали почти сорок метров.

  • Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров.

  • Пассажирский самолёт летит со скоростью до девятиста километров в час.


Слайд 10

-Проверим, как вы справились с заданием. Поменялись работами. Выставили оценки. Поднимите, ребята, кто получил «4», «5». Потрудились на славу, пора в путь.

3 задание Слайд 11


- Что за следующая остановка ждёт нас? Это центральная телебашня страны Числительное. Слайд 12

-Угадайте, в какой телепередаче должен быть сделан доклад “Прогноз погоды”:

600; 1200; 1500 – “Новости”.

920 – “Кумиры”

1220 – “Утренний концерт”

1410 – “Спорт, спорт, спорт”

1520 – “Исторический альманах”

1640 – “Территория здоровья”

1845 – “Обзор прессы”.

(В телепередаче «Новости»)

-А в какое время мы её можем посмотреть? (В шесть ноль, ноль. В двенадцать ноль ноль.)

Слайд 13

К сожалению, главная ведущая «Там-Там Новостей» заболела – у неё пропал голос. Помогите девушке, прочитайте за неё текст прогноза погоды. Слайд 14

- Молодцы! Ну что ж пора ехать. Слайд 15

4 задание

Следующая наша остановка – ферма тётушки Пословицы. Слайд 16

На экране вы увидите рисунки. В них зашифрованы пословицы и поговорки с числительными. Назовите их и объясните, что они обозначают. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. 17(Первый блин комом),18(Семь раз отмерь, один раз отрежь), 19(За двумя зайцами погонишься, ни одного не паймаешь), 20(Два сапога пара), 21(Семеро одного не ждут), 22 (Один в поле не воин).

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете не только числительные, но и устное народное творчество.

-Что ж, пора отправляться в путь.

5 задание (домашнее задание)

Слайд 23

- Следующая наша остановка – это лес.

Слайд 24

- Но лес необычный, а сказочный. В нем живёт много сказочных существ, а самые интересные среди них - Числительные.

Помните, когда вы были совсем маленькими, вам читали сказки. Пришла пора самим сочинить сказки. Но не просто сказку, а грамматическую. Дома вы должны были сочинить грамматические сказки об имени числительном. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

-Вы прослушали сказку Дарьи.

-Дайте отзыв на сказку.

Спасибо, молодцы, но пора в путь.

Слайд 25

6 задание

Слайд 26

Мы не можем проехать мимо пустыни Морфологии. Чем знаменита эта пустыня? (Она знает обо всех частях речи, об их грамматических признаках). Вот и все разряды числительного ей знакомы. Кто может нам рассказать о разрядах количественных числительных, пока мы в пути.

(По значению количественные числительные делятся на 3 разряда: целые числа, дробные, собирательные).

Слайд 27

Ц – целые

Д – дробные

С – собирательные

Я называю числительные, а вы в листах контроля на маленьких листочках пишите только буквы, соответствующие разряду.

сорок два ученика – ц

двести три книги – ц

две трети дома – д

четверо суток - с

одна четверть сада - д

трое медвежат - с

шестнадцать брошюр - ц

три восьмых гектара - д

двое детей - с

двадцать пять градусов - ц

двенадцать лет - ц

восьмеро ребят - с

одна вторая часть стакана - д

три четверти тонны груза – д

Работы передайте, с последней парты на первую.

Результат: Ц ц д с д с ц д с ц ц с д д

Слайд 28, 29

7 задание

Итак, отправляемся на предпоследнюю остановку – вершину Творчества.

Быстрее всего достигнут вершины те, кто любит заниматься спортом. Для того чтобы это проверить выполним в листах контроля упражнение 383, стр. 169. Составьте 4 - 5 предложений на тему «Спортивная гимнастика» с числительными.

-Вы должны написать сочинение, употребив в нём не менее 5 числительных. Числительные пишем словами. Ребята, торопитесь, у вас только 5 минут.

8 задание

Слайд 30

-Мы с вами достигли, наконец, цели нашего путешествия – приехали в столицу страны Числительное Слайд 31 – в замок Загадок.

-Ваша задача - отгадать ребусы, в которых спрятались числительные, и загадки, в которых употребляются имена числительные.

Слайд 32, 33


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Путешествие подошло к концу.

- Вспомним, ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? ( Числительное)

- Какие понятия мы повторили? (Разряды числительных, синтаксическую роль числительных, разряды количественных числительных)

- Я думаю, что это путешествие будет для вас полезным, так как знания, полученные на уроке, мы можем применить. А где могут встретиться числительные (в загадках, фразеологизмах, сказках.)

Слайд 34

Я уверена, что полученные знания помогут вам справиться с домашним заданием. Запишите его:

На доске:

1.Ответить на контрольные вопросы № 4- 8 на стр.163.

2.Выписать из учебника «Литература»

1 в. – 5 предложений с порядковыми числительными

2 в. – 5 предложений с количественными числительными

Или из учебника «Математика» выписать 5 примеров, прописав числительные прописью.

-В листы контроля складываем жетоны. Сдаём.

- Урок окончен. До свидания.


Урок – путешествие по стране «Числительное»
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок по русскому языку для 6 класса создан для того,  чтобы систематизировать, повторить и закрепить изученное по теме  «Числительное» Урок позволяет   углубить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи (поставить в нужной форме, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным); навыки правописания числительных. 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Форма урока: урок - путешествие

Принципы обучения:

Дидактические:

1.                    Научности (представление о том, что такое числительное)

2.                    Наглядности (использование ИКТ)

3.                    Связи теории с практикой (умение склонять числительные)

4.                    Доступности (опора на знания об имени числительном)

Общеметодические:

1.Структурно - семантический (задания на выяснение классификационных признаков числительных).

2.Нормативно – стилистический (задания на редактирование текста с нарушением норм употребления числительных)

Частнометадические:

1.                    Контекстный (обнаружение числительных с ошибками  в контексте);

2.                    Принцип развития чувства языка (редактирование текста)

Методы формирования и контроля знаний:

1.Монологические высказывания «Грамматические сказки».

2.Постановка вопросов.

Методы формирования умений:

1.Нахождение числительных с ошибками

2.Редактирование предложений

3. Буквенный диктант

Методы контроля умений:

 

Выборочное списывание и исправление ошибок.

Автор Кержаева Евгения Николаевна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 464
Номер материала 54018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓