Главная / Русский язык и литература / Урок – проект на тему: Имя прилагательное как часть речи.

Урок – проект на тему: Имя прилагательное как часть речи.


Урок – проект на тему: Имя прилагательное как часть речи.




(Урок русского языка в 5 классе с использованием интерактивных технологий)


Цели: 1) обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное» (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, в окончаниях прилагательных после шипящих); пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; путём взаимодействия с учащимися создать творческий проект «Имя прилагательное»; организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся в процессе работы в группах;

2) развития: обогащать словарный запас школьников, развивать внимание, память, умение думать, орфографическую зоркость, навыки применения на практике полученных знаний; развивать логическое мышление, устную монологическую речь; развивать воображение учащихся;

3) воспитания: воспитывать внимание и уважение к слову, формировать эстетический вкус, культуру речи, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать чувство коллективизма при работе в группах; формировать представление о детстве как прекрасной поре в жизни человека


Форма урока: урок – проект


Методы и приемы: проектно-исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического и прозаического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

Интегрированный: литература, музыка, живопись

Домашнее задание перед уроком:

1. Инициативной группе провести социологический опрос по теме «Имя

прилагательное».

2. Индивидуальное задание - выписать примеры эпитетов из произведений о детях из

учебника литературы.

3. Индивидуальное домашнее задание – работа со словарями С.И. Ожегова,

Этимологическим словарём по определению значения и происхождения слова

«проект».

4. Социологический опрос (инициативная группа по желанию учащихся) на тему:

«Роль имени прилагательного в речи»

5. Индивидуальное задание – придумать игру для физкультминутки по теме «Имя

прилагательное».

6. Составление пакета вопросов по теме «Правописание имён прилагательных»

(«глубоких», «мелких», «средних»).

Оборудование

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 кл.- М., 2012 г.

2. Схема: Знать, Уметь, Научиться…

3. Отрывки из произведений о детях с использованием эпитетов.

4. Фонограмма песни «Страна детей».

5. Тематические картинки с изображением детей.

6. Проектор, ноутбук.

7. Мультимедийная презентация.

8. Шары (для оформления классного кабинета).

9. Диаграмма социологического опроса «Место имени прилагательного среди

других частей речи».

10. Таблички с номерами групп.

11. Опорные схемы-проекты (собираются в конце урока).

12. Карточки-схемы для построения проекта в конце урока с названиями этапов

работы.

13. Карточки с заданиями для выполнения практической части.

14. Жетон.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

СЛАЙД № 1

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок. Сегодня у нас присутствуют гости, и мы должны порадовать их своими прекрасными ответами и примерным поведением. Сядьте поудобнее.

Откройте тетради и запишите дату, «классная работа». (Дата, «классная работа» записаны на доске).

3. Мотивация к уроку.

а) работа с тематическими картинками (в парах) для объединения в группы

СЛАЙД № 2 (картинки о детстве)

Учитель: Наш урок мы посвятим одной очень близкой вам теме.

Какой, вы узнаете чуть позже. Перед вами лежат картинки. Посмотрите на них, чем похожи эти картинки? (На них изображены дети).

Учитель: Выберите картинку, которая вам больше понравилась, объясните свой выбор, устно продолжив предложение.

Я выбрала картинку под № 1, потому что….

(Ответы 3-4 учащихся).

Учитель: Работать на уроке вы будете в группах. Поднимите руки, кто выбрал картинку под № 1?

(Учащиеся поднимают руки). Это будет 1-я группа.

Поднимите руки, кто выбрал картинку под № 2. (Учащиеся поднимают руки). Это будет 2 –я группа.

Первая группа, займите места за первым столиком (Учитель ставит табличку 1-я группа).

Вторая группа, займите места за вторым столиком (Учитель ставит табличку 2-я группа). Картинки возьмите с собой, они понадобятся нам в ходе урока.

(Учащиеся рассаживаются по группам в зависимости от выбора).

Итак, группы сформированы, начинаем нашу работу.

а) составление синквейна без 1-й строчки (в парах)

Учитель: Посмотрите на экран. Здесь записан синквейн без первой строчки.

Давайте прочитаем его и попробуем угадать, какое слово пропущено в первой строке.

Этой теме и будет посвящён наш урок.

СЛАЙД № 3 (Синквейн без первой строчки)

  1. …………….

  2. Озорное, счастливое.

  3. Играть, веселиться, бегать.

  4. Это самая счастливая пора в жизни человека.

  5. Игрушки.

Вопрос: Какое слово зашифровано в первой строчке синквейна (Детство).

СЛАЙД № 4 (Синквейн со словом «детство»)

- Какой теме посвящён будет наш урок? (Теме детства).

Учитель: Да, ребята, сегодня наш урок будет посвящён теме детства. И оформление

класса помогает ещё раз убедиться в этом.

4. Психологический настрой урока.

Учитель: В детстве всех ласково называют по имени. Перед уроком я попросила вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться в течение урока и к имени придумать качество (например, Катя – красивая). Это мы будем учитывать при обращении друг к другу во время работы. (Для создания ситуации успеха на уроке).

а) составление кластера к слову «ДЕТСТВО»

Учитель: Детство – самая прекрасная пора в жизни человека. Составьте кластер в

группах к слову «детство», ответив на вопрос: Какое оно - детство? Подберите как

можно больше слов.

(Учащиеся совещаются в группах, один человек по выбору группы отвечает. Приём

«Я – учитель»).

Учитель раздаёт цветные листы, на которых написано ключевое слово

«ДЕТСТВО»

- Кому из группы вы доверите ответ на этот вопрос?

1 человек от группы читает кластер, другая группа дополняет.

- Какую часть речи вы использовали, характеризуя детство? (Имя

прилагательное)

- А теперь обобщите наши наблюдения, продолжив предложения.

СЛАЙД № 5 О чём….? Какой теме….?

- О чём мы будем говорить на уроке, о какой части речи? Какой теме будет

посвящён урок?

(Мы будем говорить об имени прилагательном, и посвящен урок будет теме

детства).

5. Знакомство с темой урока, постановка целей урока.

Учитель: Да, ребята. Сегодня мы обобщим знания по теме «Имя прилагательное». Это будет темой нашего урока.


СЛАЙД № 6 Урок обобщения и систематизации знаний по теме

«Имя прилагательное»

- Кто подскажет следующий этап урока? (Мы должны поставить цели).

б) постановка целей урока учащимися, работа со схемой

Учитель: В течение нескольких уроков мы изучали тему «Имя прилагательное». Чтобы поставить цели урока, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

СЛАЙД № 7 «Что мне нужно повторить в этой теме?»

«Что я хочу выяснить в этой теме?»

Учитель: На материале словосочетаний, предложений и текстов о детях мы обобщим сегодня знания по теме «Имя прилагательное», его общем значении, повторим правописание имён прилагательных и их синтаксическую роль, обратим внимание на роль прилагательных в речи.

Наш урок пройдёт в форме творческого проекта.

Вопрос: Что такое проект? Об этом нам расскажет Юля. Она работала со словарями.

Юля, расскажи, какими словарями ты пользовалась, когда готовилась к выступлению, и что ты узнала из них о слове «проект»?

Индивидуальное домашнее задание –работа со словарями С.И. Ожегова, Этимологическим словарём Г.А. Крылова.

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Проект – 1.Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства. План здания.

2. Предварительный текст какого-н. документа. (от лат. брошенный вперёд)

3. Замысел, план. Заманчивый проект.

Г.А. Крылов. Этимологический словарь русского языка.

Проект – Заимствовано из немецкого, где Projekt восходит к латинскому projectum – «предположение, расчёт», образованному от глагола projicere- «предлагать».


Учитель: Как вы думаете: что значит творческий проект? (Это проект, где нужно проявить творчество).

Итак, тему урока вы назвали, остаётся подумать, какой творческий проект мы будем готовить. Как вы думаете? (Мы будем создавать творческий проект «Имя прилагательное»).

6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» (работа в группах).

Этапы реализации проекта:

I. Исходный (постановка проблемы)

Учитель: Любой проект начинается с постановки проблемы. В настоящее время мы сталкиваемся с проблемой засорения русского языка. Речь учащихся отличается бедностью и однообразием, в которой часто присутствуют слова - «паразиты». А, как известно, особая роль в придании выразительности речи, принадлежит именам прилагательным.

Каково же отношение учащихся к этой части речи? Нужны ли в прилагательные в речи или без них можно обойтись? Инициативная группа учащихся 5 класса провела социологический опрос-исследование, где учащиеся нашей школы с 5 по 11 класс отвечали на эти и другие вопросы. Давайте послушаем, к каким выводам они пришли.

а) выступление инициативной группы с результатами социологического опроса

по теме «Роль прилагательного в речи»

СЛАЙД № 8 «Вопросы, предложенные для исследования»

Вопросы:

  1. Назовите вашу любимую часть речи.

  2. Нужны ли прилагательные в речи или без них можно обойтись?

  3. Как вы думаете, ребята, могли прилагательные быть первыми появившимися словами? Почему? (Нет, они прилагаются к чему-либо).

  4. В каком стиле речи чаще употребляются прилагательные и для чего?

  5. Как называются прилагательные в переносном значении, которые передают

авторское отношение к изображаемому? (Эпитеты)

  1. Всегда ли прилагательное является эпитетом?

СЛАЙД № 9 «Диаграмма анализа результатов опроса»

II. Этап разработки проекта.

Учитель: Итак, проблема обозначена. Как видим, прилагательное – достаточно популярная часть речи среди учащихся школы. Сегодня на уроке мы поэтапно будем создавать наш проект «Имя прилагательное».

А сейчас разработайте в группах примерную поэтапную схему, по которой мы будем работать над составлением проекта «Имя прилагательное». Вспомните темы, которые мы изучили в разделе. Можно воспользоваться учебником. (Учащиеся в группах составляют схему-кластер по теме «Имя прилагательное»).

б) составление схемы-кластера по теме «Имя прилагательное» (в группах)

Учитель: Выберите ответственного в группе, кто будет отвечать на этот вопрос.

(Чтение учащимися (1 человек от группы по выбору) примерной схемы)

СЛАЙД № 10 Схема

Учитель: Наш проект «Имя прилагательное» будет состоять из 5 пунктов.

Эта схема поможет вам не сбиться с верного пути, открывать ее мы будем постепенно. Обобщим ваши схемы. (Отвечает 1 ученик от группы).

1

Общее значение, вопросы

Признак предмета.

Какой? Чей?

Каков?


.


hello_html_m2bddf96.gif-


Морфологиче-ские признаки

Род (в ед. числе), падеж (в полной форме), число


2. _ -

hello_html_m2bddf96.gif



Определение, сказуемое

Синтакси-ческая роль


3.

hello_html_1cbd7991.gif

-правописание гласных в падежных окончаниях

прилагательных;

- правописание окончаний прилагательных после

шипящих;

- правописание кратких прилагательных с основой на шипящую


Правописание имён прилагательных

4.

hello_html_mb60b119.gif



Роль прилагательных

в речи

Эпитеты

5.


hello_html_mb60b119.gif



Учитель: Переходим к выполнению практических заданий. Выполнять мы их будем в соответствии с той схемой, которую вы разработали в группах.

III. Этап реализации проекта.

СЛАЙД № 11 «Общее значение, вопросы»

1 Этап. Общее значение, вопросы.

а) игра «Четвёртый лишний»

Учитель: Как известно, любимым развлечением детей является игра. Мы поиграем с вами в игру «Четвёртый лишний».

На экране записаны слова. Прочитайте их, устно выполните задание. Задание записано у вас на карточках. (Обсуждение в группах).

СЛАЙД № 12 «Четвёртый лишний» (слова с заданиями)

Резвый, играть, весёлый, забавный.

Задание:

- Что общего у этих слов? (имеют отношение к игре).

- Можно их все назвать синонимами? (Нет, так как «играть» - это глагол, а остальные имена прилагательные).

- Найдите четвёртое лишнее, объясните свой ответ. (Лишним является слово «играть», так как это глагол).

- Как вы понимаете смысл названия части речи «прилагательное»? (Приложенное, добавленное к чему-то).

- Как вы узнали, что это имена прилагательные? Как «узнать в лицо» прилагательное?

(Отвечают на вопрос: какой? и обозначают признак предмета).

- На какие ещё вопросы отвечают прилагательные? Приведите примеры. (Каков? Чей?)

Учитель: Кому вы поручили выступление?

Выступления учащихся (1 человек от группы, приём «Я - учитель»)

Учитель: Имя прилагательное – это термин, который пришёл к нам из другого языка. Послушаем индивидуальное сообщение о происхождении термина «Имя прилагательное».

Индивидуальное сообщение ученика

Ученик: Многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. В латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». Дословный перевод с греческого языка – эпитет.

Учитель: К эпитету мы вернёмся на конечном этапе нашего проекта, когда будем говорить о роли прилагательных в речи.

СЛАЙД № 13 Морфологические признаки, синтаксическая роль прилагательного.

2-3 Этап. Морфологические признаки – 1 группа.

Синтаксическая роль – 2 группа

Учитель: В руках у меня жетон, подойдите ко мне по 1 человеку от группы. Кто угадает, в какой руке жетон, тот будет работать над морфологическими признаками прилагательного, а кто не угадает – над синтаксической ролью этой части речи? Задания записаны у вас на карточках.

а) работа по определению морфологических признаков прилагательных – 1 группа

Учитель: Распределите задание между участниками группы.

Задание: Прочитайте. Докажите, что это текст. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор? Спишите. Определите род, число, падеж прилагательных. Назовите средства художественной выразительности. Какую роль они выполняют? (Служат средством портретной характеристики героя).

- Расскажите о морфологических признаках прилагательных. (Род (в ед.ч.), падеж, число).

- Сделайте морфологический разбор любого прилагательного (1 человек у доски по выбору группы).

Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких3 и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами. (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Выступление учащихся 1-ой группы. (Пересказывает задание, отвечают несколько человек от группы).

б) работа по определению синтаксической роли прилагательных – 2 группа

Учитель: Распределите задание между участниками группы.

Задание: Прочитайте. Определите автора и название произведения. Спишите, укажите синтаксическую роль прилагательных.

Назовите другие средства художественной выразительности. Какую роль они выполняют? (Помогают передать красоту пейзажа.)

Сделайте полный синтаксический разбор указанного предложения (1 человек у доски по выбору группы).

Коротка августовская ночь в Заполярье4. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. (В.П. Астафьев «Васюткино озеро»).

Выступление учащихся 2-ой группы. (Пересказывает задание, отвечают несколько человек от группы).

Учитель: Обратите внимание на произношение слова а /вгустовская (запись на доске, в словарь).

(Взаимопроверка заданий у доски группами, выставление оценок).

СЛАЙД № 14 «Правописание имён прилагательных»

4-й этап. Правописание имён прилагательных.

а) «Вопрос для соседа» (приём «Ступеньки интеллекта»)

Учитель: Существует истина: «Умение правильно формулировать «глубокие» вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Проверим ваш интеллект. Дома вы составляли пакет вопросов по теме «Правописание имён прилагательных».

Сейчас в группах выберите самые «глубокие» вопросы (5 вопросов) по теме «Правописание имён прилагательных». Задайте их товарищам из другой группы. Вопросы не должны повторяться.

(Учащиеся выбирают вопросы, затем вслух читают и задают учащимся другой группы).

Взаимоопрос в группах («Вопрос для соседа»).(Группы задают друг другу вопросы и отвечают).

Вопрос: Кто, на ваш взгляд, предложил самый интересный и «глубокий» вопрос?

(Оценивают консультанты в группе).

Учитель: Много пословиц и поговорок о детстве, детях создал русский народ. Вот одна из них.

СЛАЙД № 15

От плохого семени не жди хорошего племени. Пословица

Учитель: Объясните, как вы понимаете смысл пословицы? Назовите имена прилагательные. Какие орфограммы содержатся в написании имён прилагательных? (Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных и в окончаниях прилагательных после шипящих).

Учитель: Закрепим данное правило на практике.

б) задания по правописанию падежных окончаний прилагательных и окончаний прилагательных после шипящих (самостоятельно в группах)

1 группа – «Диктант по аналогии»

Учитель: Прочитайте и выполните задание. Выберите ответственного в группе, кто будет отвечать на этот вопрос.

Задание: Запишите свои примеры, продолжив ряд, графически выделите орфограммы. Объясните написание.

Хорош…го семени больш…го снега

…………………….. ……………………

Учитель: Кому вы поручили выступление?

Выступления учащихся (Пересказывает задание, выступают 1-2 человек от группы,

приём «Я - учитель»)

СЛАЙД № 16 «Редактирование текста»

2 группа - готовимся к ЕГЭ. Ролевая игра «Юный редактор»: редактирование текстов с ошибками в употреблении имён прилагательных.

(Роли в игре: выберите себе редактора, корректора, ответственного за дисциплину…).

Учитель: Прочитайте и выполните задание. Выберите редактора в группе, кто будет отвечать на этот вопрос.

Задание: На карточках записан текст с ошибками в употреблении имён прилагательных. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Какие чувства вызывает текст? Над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? (Жизнь детей во время войны). Что он думает по этой проблеме, какова позиция автора?

(Во время войны дети оказываются наименее защищённой частью населения).

Отредактируйте текст, исправьте ошибки прямо в тексте. (Текст записывать не надо). Объясните, какие ошибки допущены в тексте в написании имён прилагательных? Над какими видами орфограмм вы работали? (Текст взят из пособия для подготовке к ЕГЭ-2011 год. Автор Н.А. Сенина. Вариант 7).

А ещё в детдоме был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были залатые и очень красивые. Розовые прозрачьные плавники с галубыми жилками на блестящих полулуниях. Меняли им воду или просто любовались через толстае зилёнае стекло. Но никто не вспоминал про маленькую Люсеньку.

И вдруг залатые рыбки стали исчезать. В углу обнаружились обглоданные головы. И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь. Когда заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокраю рыбку…

(По А. Приставкину)

Выступление 1 группы.

Учитель: Кому вы поручили выступление? (Приём «Я - учитель»)

СЛАЙД № 17 (Самопроверка текста А. Приставкина)

Выступление 2 группы.

Учитель: Кому вы поручили выступление?

(Самопроверка в форме игры «Веду за собой» (редактор читает исправленный вариант).

Учитель: Сравните исправленные тексты с записью на экране, поставьте оценку на полях.

Учитель: Война принесла много горя, особенно тяжело было детям, которым пришлось пережить этот ад. Сейчас на востоке Украины идёт настоящая война, в результате которой страдают самые беззащитные существа – ДЕТИ.

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!..

Учитель: Несколько дней назад в классе был объявлен конкурс физкультминуток по теме «Имя прилагательное». Победителем была единогласно признана физкультминутка, которую придумал……… Сейчас он её проведёт.

д) физкультминутка (проводит ученик, победитель конкурса физкультминуток).

Ученик: Встаньте из-за парт. Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда я произнесу имена прилагательные.

Товарищ, дочь, могуч, колюч, рожь, шалаш, мимо дач, трескуч, печь, выйдешь, стричь, хорош, говоришь, настежь, дремуч, похож.

Учащиеся садятся за парты.

СЛАЙД № 18 «Прилагательные с основой на шипящую»

Учитель: Вы отлично справились с заданием. Посмотрите на экран. Вот эти прилагательные, которые придумал …….

Могуч…, колюч…, трескуч…, хорош…, дремуч…, похож….

Что их объединяет? (Они оканчиваются на шипящий). Повторим ещё раз правило о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. (У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется).

е) конструирование простых нераспространённых предложений с

прилагательными с основой на шипящую

Задание: Спишите прилагательные, добавив к ним имена существительные, графически обозначьте орфограммы. (Работа в группах, 1 человек от группы по выбору учащихся читает словосочетания).

СЛАЙД № 19 «Роль прилагательных в речи»

5 Этап - Роль прилагательных в речи.


Учитель: Для чего и где используются прилагательные? Какова роль прилагательных в речи? (Помогают точнее охарактеризовать предмет).

Как называются прилагательные, которые придают особую выразительность художественным текстам? (Эпитеты) Какова роль эпитетов в художественных текстах?

(Они используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы).

СЛАЙД № 20

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Пословица

Учитель: Прочитайте пословицу, записанную на экране. В чём её смысл?

Вопрос: Найдите прилагательные, как называются такие прилагательные? (Постоянные эпитеты). Где и с какой целью они употребляются? (В произведениях устного народного творчества для придания выразительности образу). Приведите свои примеры постоянных эпитетов. (Ясный сокол, добрый молодец, красна девица).


а) *разноуровневые задания творческого характера по картинкам (под музыку

«Страна детей»).

Учитель: А сейчас снова обратимся к картинкам, которые лежат у вас на столе,

Составьте небольшой текст-описание в художественном стиле (5-6 предложений)

по выбранной вами картинке, используя эпитеты (1 текст от группы). Озаглавьте

его. Если не получится текст, составьте предложения с эпитетами.

Группа выбирает, кто будет отвечать. (Приём «Я - учитель»)

Написание творческих работ, чтение 1 творческой работы от группы.

Вопрос: Правильно ли составлены тексты? Объясните свой выбор. Чьё мини-

Сочинение понравилось вам больше всего и почему? Какую оценку вы поставите

своим товарищам?

Оценивание работ.

IV. Этап - завершение проекта.

а) конструирование мини-проектов в виде детских фигур: паровозик, пирамидка.

Учитель: Итак, мы повторили все об имени прилагательном по той схеме, которая была вами предложена в начале урока. Наш проект по теме «Имя прилагательное» почти готов, осталось его сконструировать и защитить.

Перед вами в конвертах лежат карточки-схемы с названиями этапов, по которым мы работали в течение урока. Вспомните, какой теме мы посвятили сегодняшний урок? (Теме детства). Из данных карточек составьте мини-проекты по теме «Имя прилагательное». Если вы составите правильно, у вас получатся интересные детские фигурки. (Могут быть детские фигуры: паровозик,пирамидка)

Учащиеся конструируют 1 проект по теме «Имя прилагательное (1 человек от группы).

Учитель: Итак, ребята, мы с вами создали творческий проект. У вас получились интересные детские фигуры, осталось проект защитить. Посмотрите на него внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод: что такое имя прилагательное? По каким признакам мы его узнаем?

б) итоги урока, защита проекта (2 человека от каждой группы защищают «детские» фигуры: вначале один, затем второй).

Учитель: Сопоставьте цели, которые мы ставили в начале урока и результаты проектирования. Сделайте вывод. (Мы ставили цель – создать творческий проект по теме «Имя прилагательное». Цели достигнуты, творческий проект создан.)

в) рефлексия

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Вы активно поработали. А сейчас я предлагаю вам каждому в группе записать одно имя прилагательное (можно эпитет), которое, на ваш взгляд, характеризует сегодняшний урок. Какой он, наш сегодняшний урок? (Ученики записывают прилагательные).

Чтение «оценочных» прилагательных «по цепочке» в группах.

Учитель: На этой радостной ноте мы закончим наш урок. Спасибо вам за работу. Я довольна, что урок вам понравился. Надеюсь, что сегодня каждый из вас чувствовал себя нужным и полезным на уроке, каждый раскрылся в меру своих возможностей. Мне было приятно видеть ваши улыбающиеся лица, ваши думающие глаза. Я думаю, что это чудесное, радостное, замечательное настроение останется у вас на весь день, и вы сможете подарить его окружающим людям.

г) самооценка (каждый оценивает себя в группе)

Вопросы: Кто на уроке, на ваш взгляд, работал лучше всех? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Ответы учащихся). Поставьте на полях оценки, которые вы, на ваш взгляд, заслужили за урок. Я учту их при выставлении оценок.

7. Заключительное слово учителя.

Звучит фонограмма песни «Страна детей».

СЛАЙД № 21 «Эпиграфы к уроку»

Учитель: Подводя итог, хочу сказать, «детство — пора, когда все удивительно и ничто не вызывает удивления» (А. Ривароль). «Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернётся удивление и с удивлением вернётся сказка». (М. Пришвин).

СЛАЙД № 22 Картинки с изображением детей

А пока, как сказал Н.А.Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети», кстати, не без помощи имён прилагательных:

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните своё вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание.

СЛАЙД № 23 Домашнее задание

8. Домашнее задание: (1 задание по выбору)

1) сочинить лингвистическую сказку об имени прилагательном;

2) написать мини-сочинение по афоризму. Детский смех – лучшая музыка земли.

(М. Горький), используя имена прилагательные в роли эпитетов.

3) составить кроссворд по теме «Имя прилагательное»

Всем – подготовиться к контрольному диктанту по теме «Имя прилагательное».

11


Урок – проект на тему: Имя прилагательное как часть речи.
  • Русский язык и литература
Описание:

Форма урока: урок – проект

 

Методы и приемы: проектно-исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического и прозаического  текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

Интегрированный: литература, музыка, живопись

Домашнее задание перед уроком:

1. Инициативной группе провести социологический опрос по теме «Имя

    прилагательное».

2. Индивидуальное задание -  выписать примеры эпитетов из произведений о детях из  

    учебника литературы.

3. Индивидуальное домашнее задание – работа со словарями С.И. Ожегова,

    Этимологическим словарём по определению значения и происхождения слова

    «проект».

4. Социологический опрос (инициативная группа по желанию учащихся) на тему:

    «Роль имени   прилагательного в речи»

5.  Индивидуальное задание – придумать игру для физкультминутки по теме «Имя

      прилагательное».

6. Составление пакета вопросов по теме «Правописание имён прилагательных»

    («глубоких», «мелких», «средних»).

Автор Безденежных Нелли Ильдаровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2003
Номер материала 2277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓