Главная / Начальные классы / Урок + презентация по окружающему миру на тему "Поверхность нашего края"

Урок + презентация по окружающему миру на тему "Поверхность нашего края"

Поверхность нашего края
Формы рельефа суши
Формы рельефа суши Горы Плоскогорье Равнины плоские холмистые холмы
Где расположена территория нашего края и какие здесь встречаются формы рельефа?
Территория Республики Татарстан представляет равнину с возвышенностями и низм...
Вспомните, чем характеризуются холмы вершина Склон подошва Склон – это та час...
Отличия холма и горы Высота до 200 м Высота более 200 м
Догадайтесь, о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки н...
Как бороться с оврагами? Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют тр...
Через много лет склоны оврага становятся пологими и зарастают травой, кустарн...
Насыпи, созданные людьми из отходов получаемых при добыче полезных ископаемых...
Домашнее задание Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142)...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Поверхность нашего края
Описание слайда:

Поверхность нашего края

№ слайда 2 Формы рельефа суши
Описание слайда:

Формы рельефа суши

№ слайда 3 Формы рельефа суши Горы Плоскогорье Равнины плоские холмистые холмы
Описание слайда:

Формы рельефа суши Горы Плоскогорье Равнины плоские холмистые холмы

№ слайда 4 Где расположена территория нашего края и какие здесь встречаются формы рельефа?
Описание слайда:

Где расположена территория нашего края и какие здесь встречаются формы рельефа?

№ слайда 5 Территория Республики Татарстан представляет равнину с возвышенностями и низменн
Описание слайда:

Территория Республики Татарстан представляет равнину с возвышенностями и низменностями, которые сформировались в течение геологически длительного времени. Средняя высота территории РТ составляет 150–160 м, 90 % территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря. Наибольшие высоты в юго-восточной части республики в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Самая высокая точка – 381 м. Минимальные высоты приурочены к левобережью рек Волги и Камы, самая низкая отметка – 53 м (воды Куйбышевского водохранилища).

№ слайда 6 Вспомните, чем характеризуются холмы вершина Склон подошва Склон – это та часть
Описание слайда:

Вспомните, чем характеризуются холмы вершина Склон подошва Склон – это та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые или пологие.

№ слайда 7 Отличия холма и горы Высота до 200 м Высота более 200 м
Описание слайда:

Отличия холма и горы Высота до 200 м Высота более 200 м

№ слайда 8 Догадайтесь, о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на п
Описание слайда:

Догадайтесь, о чем идет речь: «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»?

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Как бороться с оврагами? Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву
Описание слайда:

Как бороться с оврагами? Маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву Поперек оврага ставят плетни из ивовых кольев и прутьев По краям оврагов сажают деревья и кустарники

№ слайда 11 Через много лет склоны оврага становятся пологими и зарастают травой, кустарника
Описание слайда:

Через много лет склоны оврага становятся пологими и зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться и превращается в

№ слайда 12 Насыпи, созданные людьми из отходов получаемых при добыче полезных ископаемых По
Описание слайда:

Насыпи, созданные людьми из отходов получаемых при добыче полезных ископаемых Под терриконами оказываются огромные площади плодородной земли. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пыли, которая загрязняет воздух

№ слайда 13 Домашнее задание Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142). В
Описание слайда:

Домашнее задание Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142). Выполнить задания № 2,4 (с. 143). Выполнить задание № 3 в рабочей тетради

Урок + презентация по окружающему миру на тему "Поверхность нашего края"
  • Начальные классы
Описание:

ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ.
НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ... ПОВЕРХНОСТЬ?

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.

2. Показать необходимость и способы охраны земной поверхности.

3. Учить работать с картой.

4. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

О б о р у д о в а н и е:физическая карта России; административная карта России; физическая карта области; рисунки и фотографии с изображением оврагов, карьеров, свалок; схема «Формы рельефа».

Ход урока

I.                   Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний и умений.

Тест «мой край»

1. Мой край расположен на материке:

а) Африка;                            в) Евразия;

б) Австралия;                       г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне:

а) леса;                                  в) тундры;

б) степи;                               г) пустыни.

3. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии;

б) Западном полушарии.

4. В моем краю растут:

а) кактусы, кипарисы;

б) ель, береза, осина;

в) ягель, клюква, карликовая ива;

г) полынь, саксаул, ковыль.

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны;

б) косули, волки;

в) олени, медведи;

г) суслики, степной орел, степная гадюка.

6. Мой край дает родной стране:

а) продукты сельского хозяйства;

б) легковые автомобили;

в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена:

а) в тропическом поясе;

б) полярном поясе;

в) умеренном поясе.

 

 

 

 

2.Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня нас ждет знакомство с рельефом  родного края. Мы познакомимся с формами поверхности нашего края.

На доске и в тетрадях запись темы: «Поверхность нашего края».

Слайд 1

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Давайте вспомним, какие формы рельефа встречаются в нашей стране.

Ученики (используя физическую карту России). На территории России есть горы, плоскогорье и равнина.

Слайд 2

 

По мере повторения форм рельефа на доске заполняется схема: плоские холмистые холмы

Слайд 3

 

Учитель. Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы.

Ученики. Равнины – зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым, горы – темно-коричневым.

Где расположена территория нашего края и какие здесь встречаются формы рельефа?

Слайд 4

Слайд 5

Учитель. Что такое холм?

Слайд 6

Учитель. Как отличить горы и холмы? Что у них общего и чем они отличаются?

Ученики. У гор и холмов есть подошва, склон и вершина. Но горы выше холмов.

Слайд 7

 

Учитель. Сегодня познакомимся с другой формой поверхности земли. Догадайтесь, о чем идет речь:

Слайд 8

 

Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности земли под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности.

Ученики. Это овраги.

ЧИТАЮ ОТДЕЛЬНО Учитель. На равнинах иногда можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги. Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает как бы изрезана ими. В овражистой местности легко заблудиться. Вот как описывает овраг один путешественник: «Я отправился к оврагу и был поражен картиной, которую увидел. Очутился я в диком, темном и сыром ущелье. Солнечные лучи не проникали на его дно. Чем дальше я шел, тем выше подымались стены. Надо мной виднелась лишь узкая полоска голубого неба. Кое-где встречались боковые овраги».

Учитель предлагает учащимся рассказать об овраге по плану:

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

Учитель. Через много лет склоны оврагов покрываются растительностью, он перестает расти и превращается в балку. Сравните овраги и балки, сходства и отличия занесите в таблицу.

Сходства

Различия

Овраг

Балка

 

 

 

Учитель. Какой ущерб наносят овраги? Почему необходимо с ними бороться?

Ученики. Борьба с оврагами необходима, потому что они разрушают поверхность земли, уничтожают почву.

УчитУчащиеся рассказывают о методах борьбы с оврагами.

Учитель. Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствуют разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по борозде не стекала в овраг, размывая его склоны.

В борьбе с оврагами вместе со взрослыми в свободное время участвуют и дети: они ухаживают за посадками на склонах оврагов, пропалывают, поливают их. Главное – предупредить и остановить образование оврагов, сохранять на них растительность. Пологие – распахивать только поперек склонов, использовать передовую систему обработки склонов, предупреждая образование рытвин, сохраняя растительность в тех местах, где возможно образование оврагов.

Слайд 10

Далее учитель предлагает прочитать статью «Надо ли охранять… поверхность?» на с. 140–142 учебника. Затем  демонстрирует фотографии пустырей, свалок, заброшенных карьеров.

Учитель. А что сделали бы вы, чтобы на Земле не было таких мест?

Учащиеся высказывают свои предложения.

Слайд 11

Слайд 12

Учитель. Есть еще одна незаживающая рана на поверхности Земли. Это горы, которые создал человек. Прочитаем об этой боли природы статью на с. 152–153 учебника.

После чтения учитель проводит беседу:

– Как называются эти горы?

– Как образовались эти горы?

– Чем опасны терриконы?

– Как люди борются с ними?

Ученики. Эти горы называют терриконы. Образовались они из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых. Терриконы опасны, так как занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду. Необходимо бороться с терриконами: сажать деревья, привозить почву, извлекать из них ценные вещества.

IV. Закрепление.

Учащиеся решают кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть.

4. Строение земной поверхности.

5. Есть подошва, склон, и вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

6. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками.

7. Ровная, без гор и холмов земная поверхность.

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 151 учебника.

Домашнее задание.

С. 147–153. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Овраги разрушают плодородные земли. Этим они наносят большой вред хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствуют разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по борозде не стекала в овраг, размывая его склоны.

В борьбе с оврагами вместе со взрослыми в свободное время участвуют и дети: они ухаживают за посадками на склонах оврагов, пропалывают, поливают их. Главное – предупредить и остановить образование оврагов, сохранять на них растительность. Пологие – распахивать только поперек склонов, использовать передовую систему обработки склонов, предупреждая образование рытвин, сохраняя растительность в тех местах, где возможно образование оврагов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

 

 

 

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

 

 

 

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

 

 

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

 

 

1. Где находится овраг?

2. Причины его появления.

3. Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТАЮ ОТДЕЛЬНО

На равнинах иногда можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном. Это овраги. Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает как бы изрезана ими. В овражистой местности легко заблудиться. Вот как описывает овраг один путешественник: «Я отправился к оврагу и был поражен картиной, которую увидел. Очутился я в диком, темном и сыром ущелье. Солнечные лучи не проникали на его дно. Чем дальше я шел, тем выше подымались стены. Надо мной виднелась лишь узкая полоска голубого неба. Кое-где встречались боковые овраги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть.

4. Строение земной поверхности.

5. Есть подошва, склон, и вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

6. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками.

7. Ровная, без гор и холмов земная поверхность

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.

2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.

3. Гора, которую создал человек. Она распространяет тучи пыли и может гореть.

4. Строение земной поверхности.

5. Есть подошва, склон, и вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.

6. Углубление на земной поверхности с пологим склоном, поросшим травой и кустарниками.

 

7. Ровная, без гор и холмов земная поверхность

Автор Баранова Светлана Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1915
Номер материала 26470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓