Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку

Урок по русскому языку


Урок-эссе по теме: « Великий, могучий…».


Цель: 1.Определить роль русского языка в жизни.

Рассмотреть русский язык как историческое явление в системе языков мира.

2. Формировать умение работать по дополнительным источникам. Развивать

творческое мышление.

3. Воспитание духовно-нравственной, высококультурной личности.


Оборудование: Словарь С.И.Ожегова, кейс-задания группам

Ход урока:

  1. Приветствие. 2. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя: определение темы, цели, проблемного вопроса к уроку.

- « Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа»,- так говорил, ребята, в свое время К.Г.Паустовский. Наверно, вы уже догадались, что сегодня наш урок посвящен русскому языку, потому что это самая живая, обильная и прочная связь, соединяющая в одно великое историческое целое. Как вы знаете, 2007 год Указом Президента РФ В.В.Путиным на федеральном уровне объявлен Годом русского языка. Поэтому я предлагаю Вам вместе решить проблему урока: Почему правительство обратило внимание на это? Выскажите, пожалуйста, свое мнение. (Учащиеся предлагают свои версии).

1. Чтобы общественность обратила внимание на катастрофическое падение безграмотности.

2. Потому что в последнее время русский язык «засорен» иностранными непонятными словами.

3. Для того чтобы люди обратили внимание на то, как и что они говорят.

4. Потому что язык потерял, может быть, ту общественную значимость, что имел раньше.

5. Многие учащиеся не могут грамотно высказывать свои мысли, потому что не знают, как это сделать.

3). Основная часть урока:

- Со многими вашими предположениями я согласна. Чтобы разобраться во всем этом, я приглашаю вас на урок-эссе. Что значит для вас понятие « эссе»?

( Это рассуждение-размышление о жизни, об искусстве, о литературе и т.д., где в центре внимания не сам факт, а впечатления и ассоциации, отличающиеся индивидуальной авторской трактовкой).

- Правильно. Поэтому предлагаю во время нашего разговора выявить роль русского языка в жизни. Прочувствовать его красоту, силу, увидеть истоки этого явления.

- Вы можете спросить меня, что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук?

-1-

Быть специалистами, профессионалами, гуманитариями я не призываю. Но… каждый специалист, будь то инженер, врач, медсестра, плотник или шофер, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.

Будьте « любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры.


- Сегодня на уроке будем работать по экипажам .(3 группы) Выберите в своей группе одного человека, который будет исполнять роль пресс-центра, накапливающего информацию по сегодняшнему уроку.


- Как вы знаете, эссе предполагает афористичность. Вам было дано задание найти высказывания великих людей о русском языке. Послушаем ответ на вопрос: почему необходимо изучать русский язык?


1 экипаж: А.Куприн говорил по этому поводу: «Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Т.е. беречь язык-это сберечь историю.


2 экипаж: Л.Н.Толстой высказал следующую мысль, что «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, чувств, надежд, гнева, своего великого будущего».

- В ваших подготовленных высказываниях прозвучала мысль о прошлом. На самом деле, без знания прошлого, нет будущего. Прослушаем историю возникновения русского языка.


3 экипаж: Всем известен миф о строительстве Вавилонской башни, результатом чего стал гнев Всевышнего: отобрал у людей язык, отчего работа вмиг разладилась.

Пока люди искали ответ на вопрос, почему появилось такое разнообразие речи, они сочиняли мифы. Но в них все-таки есть доля истины: если люди не могут сговориться, им трудно стать друзьями. Нас заинтересовал вопрос: как вошли в мир сотни и тысячи языков? Был ли язык, на котором говорили все и который все понимали? Оказывается, был язык, на котором говорят уже 5-6 тыс. лет и никогда на нем не писали – это индоевропейский язык.

Судя по всему, родиной этого языка была территория рек Эльбы, Одера, Вислы. Ледники, скудные земли после ледовых потоков заставляли людей скитаться. Местные жители перенимали язык кочевников, обогащали своими словами. Появились различия в произношении. Сначала это были диалекты одного языка. За много веков язык с берегов европейских рек дошел до реки Инд. Кочевники стали домоседами, их языки все больше отделялись друг от друга. А когда появились корабли, люди, говорившие на индоевропейских языках, поплыли в Америку, Южную Африку, Австралию.

-2-


И в наше время, куда бы мы ни поехали, встретим говорящих на каком-нибудь языке, который сродни индоевропейскому, хотя он перестал существовать около 50000 лет назад.


Английский, французский, немецкий, нидерландский, греческий, итальянский, испанский, португальский, латынь произошли от него.

Русский язык тоже корнями из индоевропейского. В период бронзового века (2-3-е тыс. до н. э.) выделился праславянский язык, на котором говорили все славяне.

(Далее учащиеся работают по схеме, изображающей дерево семейств языка). Русский язык – один из славянских языков. К ним относятся: 1). Восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский, обычно называемый древнерусским. 2). Западнославянские языки: польский, чешский, словацкий, лужицкий. 3). Южнославянские языки: болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский.

Есть немало слов, которые в разных славянских языках имеют одно и то же значение и различаются только произношением гласных, согласных или ударением, например: дом, двор, огонь, дым, брат, сестра, сын, дочь, волк, гусь, олень, роса. Ночь. Луна, снег,. Вода, нос, зуб, волос и т.д. Это говорит о том, что в древности славяне составляли один народ. ( Это сообщение ведут все уч-ся 3 экипажа).


- Спасибо за интересную информацию. Мы смогли на самом деле увидеть великий и долгий путь становления русского языка. Язык – это живой организм, отображающий весь исторический период народа.


- А какова же роль русского языка на современном этапе в системе языковых семей мира?

1 экипаж: В современном мире около 3 тысяч языков. Но если бы мы говорили на 9 языках, то в 3-х случаях из 4-х мы обошлись бы без переводчика. Это девять самых распространенных языков – китайский, английский, испанский, хиндустани, русский, немецкий, японский, бенгали, арабский, португальский, французский, итальянский ( выделенные языки из индоевропейской семьи).

Как видим, русский язык по числу говорящих на нем занимает пятое место, поэтому относится к «мировым языкам». ООН признает мировыми языками английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, хинди. В ООН официальными международными языками являются английский и французский, широко используется еще три: русский, испанский, китайский.

Нам кажется, что русский язык на международном уровне узнаваем и уважаем, ведь это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева. Он пользуется заслуженной славой и признанием всего человечества.


- Ребята, вспомните, пожалуйста, и расскажите о реальных случаях, когда на самом деле русский язык помог вам понять человека, живущего вне России. (Уч-ся рассказывают о таких взаимоотношениях).



-3-

- Итак, как бы политики других стран не относились к русскому языку, простой народ, как общался между собой на нем, так и до сих пор общается, несмотря на распри.


- Ребята, дайте с помощью толкового словаря толкование словам нация, национальный ( уч-ся работают по словарям). И попробуйте определить смысл выражения « национальный язык». Уч-ся зачитывают лексическое значение слов и делают вывод, что национальным языком считается язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив людей, связанных общей территорией, экономикой, культурой и особенностями быта.

- А в чем состоит назначение национального языка?

- Основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке.

- Хорошо, а в чем же особенность русского языка как национального?

- Особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России и служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве. И в нашей республике он выполняет те же функции. В Башкортостане на сегодняшний момент проживает более ста народностей, поэтому единственным средством общения является русский язык. Наш народ вот уже 450 лет говорит на этом языке, языке дружбы и единства.


- Спасибо, ребята за проделанную работу.

Творческая работа:

-Великий русский писатель, знаток чувственного слова, И.С.Тургенев с болью в сердце призывал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Он же создал великолепное стихотворение в прозе «Русский язык». (Читает ученица наизусть). « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- Проследите, какие чувства испытывает автор, говоря о русском языке?

- Чувства гордости, патриотизма, отчаяния, восхищения.

- Я предлагаю и вам выразить свои чувства по отношению к русскому языку. Сочините синквейн на заданную тему. (Работают в группах, могут появиться и индивидуальные работы). Зачитывают.

4)Подведение итогов:

- Итак, наш разговор почти подходит к концу, послушаем представителей пресс-центра о том, какую опорную информацию они отобрали из нашего размышления.

- Мы поняли, что, чтобы быть гражданином и патриотом своей страны, надо знать язык, его историческое прошлое, настоящее, без всего этого не будет будущего.

- Что он является средством общения. Ведь как-то же должны понимать друг друга люди.


-4-


- Он велик, могуч,- это клад, достояние, его надо беречь.

- Правительство обратило внимание на это, потому что хотят поднять не только роль русского языка как великого и могучего, а напомнить нам о гражданской ответственности, которая немыслима без истинной любви к своему языку.

5)Заключительное слово учителя:

- Ребята, спасибо за интересные мысли по поводу роли русского языка. Урок хочу закончить словами Н.В.Гоголя: «Перед вами громада-русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». А вот с законами русского языка мы будем знакомиться на отдельных мероприятиях, посвященных Году русского языка. Где познаем его нормы и правила. На первом этапе, т.е. сегодня, вы уже учились красиво говорить, сочинять на примере великих писателей, учитесь и дальше познавать прелесть русского языка, этот бескрайний мир словесности. Грамотно писать и излагать свои мысли никогда не выходило из моды.


Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык. Н.Заболоцкий.

6)Домашнее задание:

- Домашним заданием будет следующим: подобрать пословицы и фразеологизмы о языке. Сочинить свой афоризм по поводу знания языков. Или можете сочинить эссе на данную тему.






















-5-

Муниципальное учреждение отдела образования администрации

муниципального района

Хайбуллинский район РБ



Конкурсная работа,

посвященная Году русского языка:


Урок – эссе:


« В е л и к и й, м о г у ч и й…»



Урок подготовила

учитель русского языка

и литературы

МОБУ СОШ с.Уфимский

Нигматуллина А.А.

учитель 1 категории

.














с.Уфимский – 2007г.


Урок по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная разработка урока была представлена в 7 классе. Форма урока: урок-эссэ предполагал подвести учащихся к размышлениям о роли русского языка в современном мире. Работа в группах помогла учащимся сконцентрировать свое внимание на отдельных актуальных моментах, проявить свое умение аргументировать.

  Творческая активизация проявлялась на всех этапах урока, например, при подготовке к уроку - это подбор афоризмов, интересных фактов, при закреплении -составление синквейна, дифференцированное домашнее задание. Урок имел большое нравственное и воспитательное значение. 

 

 

Автор Нигматуллина Альфия Амировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 664
Номер материала 47484
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓