Главная / Начальные классы / Урок по чтению "Лев и Собачка " Л. Толстой

Урок по чтению "Лев и Собачка " Л. Толстой

Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Составила и провела Чурсина Юлия Владимировна –учитель начальных классов МКОУ «Ярковская СОШ»



  • Цели урока: образовательные:

    • продолжить работу над анализом художественного произведения,

    • отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

  • развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

  • воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;

  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты.

  • вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

  • повышение эрудиции и словарного запаса детей;

  • развитие фантазии, творческого воображения;

  • совершение доброго поступка по отношению к животным;



Оборудование:

презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”



Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу.

Привет, сосед! Улыбнись и мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

II. Речевая разминка

Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. Упражнение «Роза», «Свеча», «Лифт»

А сейчас прочитайте стихотворение про себя (слайд 2)

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.( хором) 3. Постановка учебной задачи.

Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях)

- Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. (слайд 3) Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных.

А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. (слайд 4)

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

IV. Знакомство с новым произведением

Учитель:

- Приходилось ли вам читать грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”. (слайд 5)

Какие произведения Л. Толстого вы читали? Обратите внимание на выставку книг. Некоторые вам известны, а некоторые неизвестны. Я рекомендую прочитать эти книги.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 6)

- Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке

1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути.
(Лев)

2.Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт.
(Собака)

Открываем учебник с. Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? (слайд 7)

О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).Чему мы должны сегодня научиться?

Прочитайте слово под заголовком. (Быль) Что оно обозначает? Казакова Алина нашла значение этого слова в толковом словаре Ожогова.( ученик) и зачитает.

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.

А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

5. Чтение рассказа учителем.

- Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями!

(Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко)

- Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем.

чтение вслух детьми по цепочке .

словарная работа

- Ребята, какие слова вас непонятны ? (Лондон, барин...)

- Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва.

Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек. ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)



6. Работа над содержанием рассказа.

- Ответы на вопросы-1) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной)

-2) Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста. - Выборочное чтение



- 3) В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.)

- 4) Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...)

- 5)Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение)

- 6) Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение)

- 7) В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

-8) Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.)

-9) От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга)



( Слайд 8 ) Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства такие как, тревога, забота, доверие. Тоска , но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд 9) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

7. Работа с пословицами (слайд 10)

Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

8. Организация художественного творчества

Творческие задания (Задание по группам)

1 группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить.

2 группа: Найдите в рассказе завязку, кульминацию.

3 группа: Найдите в рассказе развязку.



Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

9. Итог урока. Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

Ученики: Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…



Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 11)

Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?

Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 12)

Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”

Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”

10. Домашнее задание (слайд 13)

Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.

Как вы думаете, кто заслужил сегодня пятёрки? (Выставление оценок с комментированием)

 























Урок по чтению "Лев и Собачка " Л. Толстой
  • Начальные классы
Описание:

·         Цели урока: образовательные:

o    продолжить работу над анализом художественного произведения,

o    отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

·         развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

 

·         воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Автор Чурсина Юлия Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 680
Номер материала 27047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓