Урок –
отчет по внеклассному чтению в 3- ем классе.
Тема:
Признание Старого Сказочника по творчеству К. И. Чуковского.
Цели: 1.Продолжить знакомить детей с биографией и
творчеством К.И. Чуковского.
2.Развивать образное мышление, память, воображение,
внимание. Тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, чтения по
ролям.
3.Воспитывать любовь к чтению, положительные
качества, дружелюбие, товарищество.
Оборудование: выставка книг; портрет писателя; иллюстрации
к сказкам; высказывание И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый,
умный, блистательный, веселый, праздничный» учащиеся в костюмах, предметы для
игры (телефон, шар, мыло, градусник, сито, туфли, перчатки, монета); полумаски
для инсценировки; кроссворд « КОРНЕЙЧУКОВ»; подарки.
Тип урока: урок-отчет; обобщение и закрепление знаний.
Вид урока: беседа, рассказ с постановкой творческих
заданий.
Ход урока.
1.
Вступительная
беседа.
-
Ребята, у нас сегодня много гостей, среди них
сказочные герои. Угадайте откуда они пришли? (выходят Федора, Айболит, Медведь,
Бабочка). Читают отрывки.
Айболит: Добрый доктор Айболит Бабочка: Тут
бабочка прилетела
Он
под деревом сидит. Крылышком помахала.
Приходи к нему лечиться Стало море потухать
И
корова и волчица. И потухло.
Медведь: Отчего ты плачешь, Федора: Скачет
сито по полям,
Глупый ты медведь А корыто по лугам.
Как
же мне медведю За лопатою метла,
Не плакать, не
реветь. Вдоль по улице пошла.
-
Откуда эти строки? (из
произведений К.И. Чуковского).
-
Да, ребята, это персонажи из произведений К.И.
Чуковского. Некоторые произведения мы читали во 2-ом классе, а многие
произведения вы читали дома самостоятельно. Сегодня мы на уроке будем
рассказывать его стихи, отгадывать кроссворды и узнаем многое об его жизни.
-
А что вы знаете о жизни писателе? Каким он был
человеком? А давайте рассмотрим его портрет?
Высокий рост, длинные руки с большими
кистями, крупные черты лица с большим любопытным носом, щеточка усов,
непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно
легкая походка. Такова внешность К.И. Чуковского. К сожалению, его жизненный
путь завершен. Его день рождения – 1 апреля. Если бы он был бы жив, то в этом
году исполнилось бы 126 лет. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень
долго-долго. А давайте, почитаем высказывание о его таланте. (читают
высказывание).
-А что вы сможете сказать о его стихах?
Да, его стихи великолепно звучат,.
Развивают нашу речь, формируют чувство юмора, делают нас умнее.
-Кто из вас расскажет стихи? (читают
стихи).
«Ежики» «Поросенок», «Слониха
читает», «Свинки», «Барабек».
-Большинство о ком эти стихи? (о животных)
-
А какие виды животных вы знаете из курса
природоведения? (дом. и дик.)
-
Что можно здесь сказать? (Он очень любил
животных).
-
Его стихи с ранних лет приносят всем нам радость.
Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют свое
детство без Айболита, Телефона, Бармалея и других книг.
2. К.И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Сейчас почитаем, что он
пишет о своей жизни.
«Всегда - писал
он, где бы я не был, в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача.
А чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей»
Итак, загадки. Я
раздам вам карточки, на них загадки. А вы приготовитесь загадывать их своим
товарищам.
Чтение и
разгадывание загадок.
1. Был белый
дом, чудесный дом, 2.Растёт она вниз головою
И что-то застучало в нём.
Не летом растёт, а зимою. И он разбился,
и оттуда Но солнце её припечёт-
Живое выбежало
чудо- Заплачет она и умрёт.
Такое тёплое,
такое 4.Хожу- брожу не по лесам,
Пушистое и золотое. А
по усам, по волосам,
3. Я одноухая старуха,
И зубы у меня длинней,
Я прыгаю по
полотну, Чем у волков и медведей.
И нитку длинную из уха, 6.
Вот иголки и булавки
Как паутину, я
тяну. Выползают из-под лавки.
5. Красные двери в пещере моей, На
меня они глядят,
Белые звери сидят у дверей,
Молока они хотят. (ежи).
И мясо, и хлеб-всю добычу мою- 7. Ах, не
трогайте меня,
Я с радостью белым зверям отдаю. Обожгу
и без огня. (крапива).
(губы, зубы).
-А хотите узнать, как Чуковский стал сказочником?
-Детским поэтом и сказочником
Чуковский стал совершенно случайно.Случилось это так. Заболел его сынишка,
мальчик стонал, плакал, долго не засыпал..Корней Иванович, чтобы как-то
развлечь его, стал рассказывать сказку:
Жил да был крокодил
Он
по улицам ходил
Крокодил, крокодил, крокодилович.
Это первые строки
его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро
проснувшись,он
попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик
запомнил её всю,слово в слово.
И второй случай. Работая
в своём кабинете, он услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он
вышел из кабинета взял её на руки и неожиданно для себя сказал:
Надо,
надо умываться
По
утрам и вечерам!
А не
чистым трубочистам
Стыд
и срам! Стыд и срам!
Так появился «
Мойдодыр».
-А давайте поиграем
.Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил .Давайте вспомним эти
сказки. Я буду читать, а вы должны отгадывать.
1.Долго,долго
крокодил 2.Бедный крокодил
Море синее
тушил. Жабу прогладил.
(Путаница). (Тараканище).
3. И со слезами
просил 4. Повернулся, улыбнулся,
Мой милый
хороший Засмеялся крокодил
Пришли мне
… И злодея …..
(Телефон). Словно муху проглотил. (Бармалей).
5. А в большой
реке 6. Жил да был Крокодил
Крокодил
лежит. Он по улицам ходил.
А в зубах его,
не ( Крокодил).
Огонь горит.
(Краденное солнце).
- У Корнея Чуковского
есть книга «От двух до пяти». Это сборник. Мы с вами читали некоторые
высказывание детей от двух до пяти.
И теперь у нас
конкурс сценок, который называется « От двух до пяти.»
( Дети показывают
мини сценки)
- А вот как
интересно родился замысел сказки « Муха- Цокотуха». Однажды,29 августа 1923
года, было хорошее тёплое утро, его радовало прекрасное настроение, он шёл по
улице радовался трамваям, воробьям, всем встречным. Вбежал в комнату, схватил
клочок бумаги и написал поэму о Мухиной свадьбе.
- Сейчас ребята
покажут небольшую сценку.
Автор:
Муха-Муха-Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Муха:
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Автор: Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки-По три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки, Приходила к Мухе
Приносили ей сапожки Бабушка – Пчела
А сапожки не простые - Мухе- Цокотухе
В них застёжки золотые. Меду принесла.
Муха: Бабочка-красавица
Кушайте варенье.
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Автор: Вдруг какой-то старичок- Паучок.
Нашу Муху в уголок - Поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Муха: Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Автор: Но
жуки-червяки испугалися.
По углам разбежалися.
- А что было
дальше? Кто спас Муху?
- Какой вывод можно
сделать? (Спасать друга).
_ Интересно создалась
сказка « Федорино горе».Однажды К. Чуковский часа три лепил из глины с детьми
разные фигуры. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко.Брюки от
глины были тяжёлые и их приходилось придерживать.Прохожие с удивлением поглядывали
на него. Но Корней был весел и у него было вдохновение. Стихи, слагались
свободно, и он сложил « Федорино горе».
- Какой можно сделать
вывод? (Надо всё держать в чистоте, в порядке …)
- А сейчас
немного поиграем. Игра называется « Корзина потерянными вещами» Вы должны
доставать из корзины вещи и должны назвать произведения и строки, относящиеся к
этим «вещам».
В корзине лежат
(туфелька, сито, шоколад, воздушные шарики, телефон, мочалка, перчатки, монета,
термометр, самовар).
-А вот как у него
создалась сказка «Доктор Айболит». Однажды на Кавказе во время купания в море
нахлынуло на него вдохновение. Он заплыл далеко, и вдруг под действием солнца,
ветра и волны, у него сами собой сложились стихи:
О,
если я утону,
Если
я пойду ко дну…
Он быстро вышел из
воды и побежал по берегу, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой
папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. И он написал сразу 20
строчек. Ни начала, ни конца у сказки не было.
- У нас в
учебнике тоже есть небольшой отрывок из сказки «Айболит». Давайте прочитаем.
(Дети читают по ролям).
- Кто из вас
хочет стать доктором? Что для этого надо сделать, чтобы исполнилась мечта? -
Какой был доктор Айболит? (Добрый, хотел всем помочь)
- Кроссворд «
КОРНЕЙЧУКОВ»
Ребята, у Корнея
Ивановича Чуковского, настоящая фамилия не Чуковский и зовут его тоже не Корней
Иванович, а Николай Васильевич. Это псевдоним. При правильном решении этого
кроссворда, по горизонтали, должна получится его настоящая фамилия.
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
9
|
|
11
|
|
|
2
|
|
|
5
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
Кто в стихах Чуковского
говорил: «Если только захочу,
И
луну я проглочу!» (Крокодил).
2. Кто спас Муху-Цокотуху? (Комар).
3. Куда пошла Муха купить самовар? ( Базар)
4. « И пришёл к Айболиту барбос:
Меня курица
клюнула в …(нос).
5. Как зовут
бабушку, от которой убежала вся посуда?
6. «На нерях
глядит в тревоге
Умывальник
Хромоногий-
Всех
мочалок командир
В чудной
сказке …(Мойдодыр)
7. Какой водой хочет
мыть посуду бабушка Федора? (ключевой).
8. Что потеряла
Дженни? (туфли).
9. Кто принёс
Айболиту телеграмму по содержанию:
« Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
И спасите, доктор, наших малышей». (шакал)
10. Всех на свете
он добрей,
Лечит он
больных зверей
Он известен,
знаменит
Это доктор …(Айболит).
11. Что болит у
Барабека? (Живот).
12.Настоящая фамилия
сказочника? «КОРНЕЙЧУКОВ»
Игра «РОМАШКА»
В саду росли две
ромашки: ромашка К. И. Чуковского и ромашка других писателей. Подул сильный
ветер и лепестки полетели. Надо собрать ромашку, а на лепестках разные
интересные вопросы и вы должны ответить на них.
1. Ромашка
Чуковского.
1. В каком
произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? «Федорино горе».
2. Назовите сказку, в
которой происходит «страшное преступление-попытка убийства»? «Муха-Цокотуха».
3. Что принесла к
Мухе бабушка пчела? «мёд».
4. Прочитай любимый
отрывок из произвед. Чуковского.
5. Сколько человек
кушал Барабек? (сорок).
2. Ромашка
других писателей.
1. Что ты попросил бы
у Буратино? (золотой ключик).
2. Кто из
литературных героев жил в стране, которой правил принц Лимон?
(Чипполино)
3. Как звали поросят
из сказки «Три поросёнка»?
4. Назовите автора
рассказа «Живая шляпа»?
-Вот и
закончился урок-отчёт, который назывался «Признание Старого сказочника»по
творчеству К.И.Чуковского. Я всем поставлю хорошие оценки.
- Понравился вам
урок?
- Чему учат сказки
Чуковского? (Любить животных, бороться за добро, быть добрыми, человечным,
честным).
Смехом, улыбкой,
светится каждая строчка Чуковского.
Вы ещё нарисовали
красивые иллюстрации к разным сказкам Чуковского.Он вам подарил бы за это в
подарок карандаши.
Сейчас проверим
домашнее задание. Из слова «ТАРАКАНИЩЕ» было составить как больше слов.
Задание на
дом: Следующий урок будет
называться «Поэт из страны Детства», вы должны читать самостоятельно стихи
С.Михалкова; после каждого прочитанного стихотворения определить- весёлое оно
или грустное; приятно, радостно тебе после него или печально и обидно; почему;
одно стихотворение – приготовить для чтения вслух; узнать о жизни С.Михалкова.
Вот вам
рекомендательный список:
Читайте
книги С.Михалкова!
1.
Михалков С.В. Товарищи
дети: Стихи. Сказки. -М ., 1979.
2.
Михалков С.В. Весёлый
день: Стихи. –М.,1979.
3.
Михалков С.В. Дядя Стёпа:
Стихи. – М., 1986.
4.
Михалков С.В. Мы с
приятелем: Стихи, сказки, загадки.-М.,1980.
5.
Михалков С.В. Находка:
Стихи и поэмы. – М.,1986.
6. Михалков С.В. Хрустальная ваза. - М.,1977.
В какой книге собрано больше всего стихов поэта?
Какие стихи ты выучил наизусть?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.