Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся 3 класса
|
Деятельность обучающихся 4 класса
|
Организа-ционный
|
1.Предлагает
вставить пропущенное слово в выражениях на доске (слайд 1)
-Какое
слово вставили?
-Кто
автор этих строк?
-
Знакомы ли вы с творчеством А.С.Пушкина? Какие произведения вам нравятся
больше всего, почему?
-О
чём будем сегодня говорить на уроке?
-Это
первый урок в теме? 2.Предлагает проанализировать выражение (слайд 2),
настраивает на дальнейшую работу
|
Вставляют
слово СКАЗКА, объясняют значение выражений:
-Сказка
– ложь, да в ней намёк-
Добрым
молодцам урок!
-Что
за прелесть эти сказки,
Каждая
из них поэма!
(отвечают
на вопросы учителя)
Анализируют
выражение «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!»
|
Актуали-зация
знаний
|
Проводит
проверку знаний по теме «Сказки»
-Что
вы уже знаете о сказках?
-На
какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? (слайд
3).
-На
какие группы можно разделить сказки по сюжету? (слайд 4) Чем они
отличаются?
|
Отвечают
на вопросы учителя, вспоминают, что:
1. Сказки
бывают народные и авторские
2. О
животных, бытовые, волшебные
3.
|
1.Предлагает
3 классу ответить на вопрос: К какому виду сказок вы бы отнесли сказку из № 9
тетради? Перечитайте её. Проверьте выполнение домашнего задания друг у друга.
2.Предлагает
4 классу ответить на вопрос: Чем интересны волшебные сказки? (слайд 5)
4.Проверяет
д/з у 4 класса:
–С какой сказкой вы начали знакомство на
прошлом уроке?
-какая это сказка по автору? По сюжету?
-Как вы догадались, что она волшебная?
-Какой мир является волшебным для нас?
-Какой мир является волшебным для
Русалочки?
5.Предлагает
4 классу вспомнить:
-вы
сказали, что в волшебной сказке герой преодолевает трудности. А кто главный
герой любой волшебной сказки? Вернитесь на стр.30-31 учебника и повторите
правила.
-Подумайте, является ли русалочка
главным героем сказки? Докажите в парах друг другу своё мнение.
6.
Проверяет работу 3 класса:
-Оцените
работу друг друга. Что вы можете сказать о работе соседа по парте?
|
Отвечают
на вопрос: Это сказка о животных
Перечитывают,
проверяют выполнение задания друг у друга.
Подводят
итоги работы, оценивают работу друг друга.
|
Отвечают
на вопрос: В волшебных сказках есть два мира, герой преодолевает трудности с
помощью волшебных помощников и волшебных предметов
Отвечают
на вопросы:
-Это
авторская волшебная сказка, потому что в ней есть два мира
|
Предлагает
3 классу вспомнить:
-На
какие группы можно разделить сказки по времени их происхождения? И отметить
на ленте времени.(слайд 6)
|
Работают
с лентой времени
Вспоминают
самые древние и просто древние сказки и отмечают их на ленте времени
|
Работают
самостоятельно в парах по карточке и правилам учебника стр.30-31
|
Целепо-лагание
|
1.
Вопросы 3 классу:
-Всю
ленту вы заполнили? Предположите, какие сказки пойдут дальше?
-Знакомы
ли вы с менее древними сказками?
-
О чём будем говорить на уроке?
Назовите
тему урока.
-
Что ещё не заполнили? (в чём особенность этих сказок)
-Что
же должны узнать? (в чём особенность менее древних сказок)
(вывешивает
на доску)
2.
Предлагает прочитать на карточке названия сказок разных народов:
-Постарайтесь по названиям сказок
определить, в каких из них рассказываются самые древние истории, а в каких –
просто древние? Работаем в парах.
4. Предлагает
доказать своё мнение каждой паре (4 класс) с опорой на правила:
5. –К
какому мнению вы пришли? (Мы решили…, потому что…)
--Является
ли Русалочка главным героем сказки?
-Мы с
вами знаем, что герой волшебной сказки преодолевает трудности, проходит
испытания. На какой же вопрос вы должны сегодня ответить, если мы говорим о
главном герое?
-Что это
значит, ответить на вопрос, какая Русалочка? Т.е. вы должны дать
характеристику главного героя.
Кому
посвятим урок? Значит, тема нашего урока….(вывешивается на доску «Русалочка –
главный герой сказки)
-Какова
наша цель? (дать….)
|
Ориентируясь
во временном пространстве предполагают, что не такие древние, менее древние.
Выводят
тему урока
Выводят
цель
|
Доказывают
своё мнение по плану
Предполагают,
что нужно ответить, какая Русалочка
Выводят
тему и цель урока
|
Новая
тема
|
1.
Вопрос 4 классу: По какому плану характеризуем героя сказки? (слайд 8)
2.
Проверяет работу 3 класса:
-К
какому мнению пришла ваша пара? Как вы догадались, куда отнести каждую
сказку?
3.
Предлагает 3 классу работу с содержанием:
-Откройте
содержание, прочитайте названия сказок, которые вы прошли. Какая сказка
пришла к вам в гости сегодня? Какой секрет она вам откроет?
-Но
сначала прочитайте, что вам говорит Михаил Потапович на стр.84 учебника
4.
Предлагает 4 классу выполнить работу в группах:
1
группа – работа с текстом и маркирование по 1 пункту плана
2
группа – работа с текстом и маркирование по 2 пункту плана
5
–Чем отличаются менее древние сказки? Напишите у себя на ленте времени.
-Какой
вывод сделали?
|
Высказывают
своё мнение, делают вывод.
Работают
с содержанием
Читают
вывод на стр.84
Работают
самостоятельно на ленте времени
Менее
древние сказки учат добру и справедливости
|
Читают
план на слайде
1.Внешний
вид героя
2.Внутренний
мир героя
3.Испытания,
которые преодолевает герой
4.Связь
героя с волшебным миром
5.
Победа …..
Приступают
к работе
|
|
. Знакомство
со сказкой 3 класс
1.Словарная
работа
-Чья
сказка?
-Могут
встретиться непонятные слова?
-Как
найти им объяснение?
-Найдите
объяснение этим словам
-Кто
будут героями сказки? Предположите. (слайд 9)
Проверка
работы в группах 4 класс:
-Что вы
можете сказать о Русалочке?
-А как
автор относится к героине сказки? Найдите в тексте ответы, выделите их
цветом. Докажите строками из текста.
Чтение
сказки 3 классу учителем
|
Объясняют
по сноскам и словарику в хрестоматии
|
Работают
в группах
Сообщают
результаты работы
Самостоятельно
в группах ищут нужные строки в тексте, маркируют
|
|
1.
Задание 3 классу: Подумайте, что ценится и что наказывается в этой сказке?
Для этого проследите, на какой вопрос должны были ответить герои?
2.
Возвращает детей 4 класса к плану характеристики героя:
-На
какой вопрос нам нужно ответить сейчас?
-Для
чего мы ищем ответ на этот вопрос? Что нам нужно доказать?
-Перечитайте
2 часть и найдите, какие испытания проходит Русалочка. Миша работает с
текстом на карточке и отмечает цветом.
|
Перечитывают
сказку, ищут ответ на вопрос
|
Доказывают,
как относится автор к Русалочке
-Какие
испытания преодолевает герой
Работают
самостоятельно, Миша на карточке с маркировкой
|
Новая
тема
Закреп-ление
|
1. Работа с
3 классом:
–Что
ценится и что наказывается в этой сказке?
- О чём
спрашивали кролик и удав у других героев?
-Как
ответите?
-Возьмём
наши нравственные весы. Куда поместим добро? Зло? Почему? (слайд 10)
-Что же
победило в сказке? Какой вывод сделаем?
-Чему
учит вас эта сказка?
-К
какому виду сказок на ленте времени вы отнесёте эту сказку? Почему?
-А кто
помог героям? С помощью чего черепаха наказала удава?
-Можно
ли сказать, что в этой сказке остались четы просто древней сказки? Почему?
Дайте характеристику героям сказки: (карточка)
Черепаха Кролик Удав
Слова для справок: хитрый, глупый, злой,
добрый, умный, трусливый
Проверка
работы 4 класса:
-Какие
испытания пришлось пройти Русалочке?
-Можно
ли сказать, что именно она – героиня сказки? Почему?
-Предположите,какие
страдания, кроме физической боли, ожидают Русалочку?
-Где вы
это можете узнать?
-На
какие пункты плана нам осталось дать ответы на следующем уроке?
-Что вам
нужно сделать дома? (слайд 11)
-Отличается
ли эта сказка от народной? Чем? Проверьте свои предположения по стр. 21
тетради
Проверяет
работу 3 класса:
-Как
кролик преодолел трусость, что ему помогло?(доброта)
-Почему
удав опять попал в яму?
-С
помощью каких качеств черепаха проучила удава? Для чего?
-Чему
научила вас эта сказка?
4 класс:
Что уже доказали, что ещё предстоит доказать? Этим вы будете заниматься на
следующем уроке
|
-Можно
ли за добро платить злом
-Нет
Делают
вывод: Добро всегда побеждает зло
Относят
сказку к менее древним
С
помощью хитрости
Работают
на карточках индивидуально
Отвечают
на вопросы, делают вывод
|
Работают
самостоятельно со 2 частью
Сообщают
результаты работы:
-сначала
Миша, затем все дополняют и исправляют, если необходимо
Записывают
д/з:
3 часть сказки стр.84-89
Проследить связь с волшебным миром
Ответить на вопрос: какие страдания перенесла
Русалочка на земле?
Работают
в тетради стр. 21
Читают
выводы, отмечают плюсом то, что уже доказали
|
Рефле-ксия
|
Слайд 12
3
класс: Оцените свою работу:
4
класс: Продолжите фразы: (слайд 13)
Я
узнал…..
Мне
понравилось…
Я
хотел бы…
Урок
научил меня…
|
Оценивают
работу с помощью смайликов
|
|
д/з
|
3
класс записывает домашнее задание (слайд 14)
4
класс отвечает на вопрос:
-№
класс доказал, что в народной сказке добро побеждает зло, а в авторской
сказке Андерсена что победит?
Благодарит за урок (слайд 15)
|
Записывают
д/з
|
Дети
предполагают, что победит любовь
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.