Главная / Начальные классы / урок литературного чтения в 3 и 4 классах

урок литературного чтения в 3 и 4 классах

hello_html_3a03df42.gif
hello_html_257eab39.gif
hello_html_3a03df42.gif
hello_html_257eab39.gif
hello_html_m676b5675.gif
hello_html_33d6e032.gif
hello_html_m676b5675.gif
hello_html_m676b5675.gif
hello_html_m676b5675.gif
hello_html_33d6e032.gif
МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова»





Конспект открытого урока

литературного чтения в классе-комплекте

класс: 3а, 4а

Тема: 3 класс «Менее древние сказки. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха».

4 класс: Г.-Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика главного героя».



УМК: Перспективная начальная школа





2013 год



Цель: Познакомить с отличительными чертами менее древних сказок через анализ кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»

Цель: Дать характеристику Русалочки как главней героини авторской сказки Г.-Х.Андерсена

Задачи:

Задачи:

1.Вспомнить главные жанровые особенности сказки

1.Вспомнить главные жанровые особенности сказки

2. Уточнить отличительные особенности самой древней и просто древней сказок

2. Уточнить отличительные признаки волшебной сказки

3. Выявить признаки менее древней сказки

3. Выявить признаки главного героя волшебной сказки

4. Дать характеристику героям сказки и

4. Дать характеристику Русалочки как главней героини сказки

5. Подвести к выводу: в сказках добро побеждает зло

5. Выяснить отличия между народной и авторской сказками

Читательская компетентность:

Читательская компетентность:

1. Работа со сносками

1. Маркировка текста

2. Объяснение значения слов с помощью словарика в хрестоматии по окружающему миру

2. Выборочное чтение

3. Работа с оглавлением

3. Перечитывание текста с разными задачами

4. Маркировка текста


Формирование УУД:

Формирование УУД:

Личностные: смыслообразование через анализ нравственных ценностей

Личностные: самоопределение и смыслообразование через анализ нравственных-эстетических ценностей

Коммуникативные: кооперация как взаимодействие

Коммуникативные: кооперация как взаимодействие

Регулятивные: контроль и самоконтроль, оценка и взаимооценка, целеопределение

Регулятивные: контроль и самоконтроль, самооценка и взаимооценка, целеопределение

Познавательные: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей

Познавательные :анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей



Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 3 класса

Деятельность обучающихся 4 класса

Организа-ционный

1.Предлагает вставить пропущенное слово в выражениях на доске (слайд 1)

-Какое слово вставили?

-Кто автор этих строк?

- Знакомы ли вы с творчеством А.С.Пушкина? Какие произведения вам нравятся больше всего, почему?

-О чём будем сегодня говорить на уроке?

-Это первый урок в теме? 2.Предлагает проанализировать выражение (слайд 2), настраивает на дальнейшую работу

Вставляют слово СКАЗКА, объясняют значение выражений:

-Сказка – ложь, да в ней намёк-

Добрым молодцам урок!

-Что за прелесть эти сказки,

Каждая из них поэма!


(отвечают на вопросы учителя)





Анализируют выражение «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!»

Актуали-зация знаний

Проводит проверку знаний по теме «Сказки»

-Что вы уже знаете о сказках?

-На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? (слайд 3).

-На какие группы можно разделить сказки по сюжету? (слайд 4) Чем они отличаются?

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что:



  1. Сказки бывают народные и авторские



  1. О животных, бытовые, волшебные


1.Предлагает 3 классу ответить на вопрос: К какому виду сказок вы бы отнесли сказку из № 9 тетради? Перечитайте её. Проверьте выполнение домашнего задания друг у друга.


2.Предлагает 4 классу ответить на вопрос: Чем интересны волшебные сказки? (слайд 5)



4.Проверяет д/з у 4 класса:

С какой сказкой вы начали знакомство на прошлом уроке?

-какая это сказка по автору? По сюжету?

-Как вы догадались, что она волшебная?

-Какой мир является волшебным для нас?

-Какой мир является волшебным для Русалочки?


5.Предлагает 4 классу вспомнить:

-вы сказали, что в волшебной сказке герой преодолевает трудности. А кто главный герой любой волшебной сказки? Вернитесь на стр.30-31 учебника и повторите правила.

-Подумайте, является ли русалочка главным героем сказки? Докажите в парах друг другу своё мнение.


6. Проверяет работу 3 класса:

-Оцените работу друг друга. Что вы можете сказать о работе соседа по парте?

Отвечают на вопрос: Это сказка о животных


Перечитывают, проверяют выполнение задания друг у друга.































Подводят итоги работы, оценивают работу друг друга.








Отвечают на вопрос: В волшебных сказках есть два мира, герой преодолевает трудности с помощью волшебных помощников и волшебных предметов



Отвечают на вопросы:

-Это авторская волшебная сказка, потому что в ней есть два мира




















Предлагает 3 классу вспомнить:

-На какие группы можно разделить сказки по времени их происхождения? И отметить на ленте времени.(слайд 6)

Работают с лентой времени

Вспоминают самые древние и просто древние сказки и отмечают их на ленте времени

Работают самостоятельно в парах по карточке и правилам учебника стр.30-31

Целепо-лагание

1. Вопросы 3 классу:

-Всю ленту вы заполнили? Предположите, какие сказки пойдут дальше?

-Знакомы ли вы с менее древними сказками?

- О чём будем говорить на уроке?

Назовите тему урока.

- Что ещё не заполнили? (в чём особенность этих сказок)

-Что же должны узнать? (в чём особенность менее древних сказок)

(вывешивает на доску)


2. Предлагает прочитать на карточке названия сказок разных народов:

-Постарайтесь по названиям сказок определить, в каких из них рассказываются самые древние истории, а в каких – просто древние? Работаем в парах.


  1. Предлагает доказать своё мнение каждой паре (4 класс) с опорой на правила:

  2. К какому мнению вы пришли? (Мы решили…, потому что…)

--Является ли Русалочка главным героем сказки?

-Мы с вами знаем, что герой волшебной сказки преодолевает трудности, проходит испытания. На какой же вопрос вы должны сегодня ответить, если мы говорим о главном герое?

-Что это значит, ответить на вопрос, какая Русалочка? Т.е. вы должны дать характеристику главного героя.

Кому посвятим урок? Значит, тема нашего урока….(вывешивается на доску «Русалочка – главный герой сказки)

-Какова наша цель? (дать….)

Ориентируясь во временном пространстве предполагают, что не такие древние, менее древние.




Выводят тему урока




Выводят цель
























Доказывают своё мнение по плану







Предполагают, что нужно ответить, какая Русалочка










Выводят тему и цель урока





Новая тема

1. Вопрос 4 классу: По какому плану характеризуем героя сказки? (слайд 8)

2. Проверяет работу 3 класса:

-К какому мнению пришла ваша пара? Как вы догадались, куда отнести каждую сказку?


3. Предлагает 3 классу работу с содержанием:

-Откройте содержание, прочитайте названия сказок, которые вы прошли. Какая сказка пришла к вам в гости сегодня? Какой секрет она вам откроет?

-Но сначала прочитайте, что вам говорит Михаил Потапович на стр.84 учебника


4. Предлагает 4 классу выполнить работу в группах:

1 группа – работа с текстом и маркирование по 1 пункту плана

2 группа – работа с текстом и маркирование по 2 пункту плана


5 –Чем отличаются менее древние сказки? Напишите у себя на ленте времени.

-Какой вывод сделали?





Высказывают своё мнение, делают вывод.



Работают с содержанием







Читают вывод на стр.84











Работают самостоятельно на ленте времени


Менее древние сказки учат добру и справедливости

Читают план на слайде

1.Внешний вид героя

2.Внутренний мир героя

3.Испытания, которые преодолевает герой

4.Связь героя с волшебным миром

5. Победа …..














Приступают к работе


. Знакомство со сказкой 3 класс

1.Словарная работа

-Чья сказка?

-Могут встретиться непонятные слова?

-Как найти им объяснение?

-Найдите объяснение этим словам

-Кто будут героями сказки? Предположите. (слайд 9)


Проверка работы в группах 4 класс:

-Что вы можете сказать о Русалочке?

-А как автор относится к героине сказки? Найдите в тексте ответы, выделите их цветом. Докажите строками из текста.


Чтение сказки 3 классу учителем




Объясняют по сноскам и словарику в хрестоматии

Работают в группах










Сообщают результаты работы





Самостоятельно в группах ищут нужные строки в тексте, маркируют


1. Задание 3 классу: Подумайте, что ценится и что наказывается в этой сказке? Для этого проследите, на какой вопрос должны были ответить герои?


2. Возвращает детей 4 класса к плану характеристики героя:

-На какой вопрос нам нужно ответить сейчас?

-Для чего мы ищем ответ на этот вопрос? Что нам нужно доказать?

-Перечитайте 2 часть и найдите, какие испытания проходит Русалочка. Миша работает с текстом на карточке и отмечает цветом.

Перечитывают сказку, ищут ответ на вопрос

Доказывают, как относится автор к Русалочке






-Какие испытания преодолевает герой






Работают самостоятельно, Миша на карточке с маркировкой

Новая тема





































Закреп-ление

  1. Работа с 3 классом:

Что ценится и что наказывается в этой сказке?

- О чём спрашивали кролик и удав у других героев?

-Как ответите?

-Возьмём наши нравственные весы. Куда поместим добро? Зло? Почему? (слайд 10)

-Что же победило в сказке? Какой вывод сделаем?

-Чему учит вас эта сказка?

-К какому виду сказок на ленте времени вы отнесёте эту сказку? Почему?

-А кто помог героям? С помощью чего черепаха наказала удава?

-Можно ли сказать, что в этой сказке остались четы просто древней сказки? Почему?


Дайте характеристику героям сказки: (карточка)

Черепаха Кролик Удав


Слова для справок: хитрый, глупый, злой, добрый, умный, трусливый


Проверка работы 4 класса:

-Какие испытания пришлось пройти Русалочке?

-Можно ли сказать, что именно она – героиня сказки? Почему?


-Предположите,какие страдания, кроме физической боли, ожидают Русалочку?

-Где вы это можете узнать?

-На какие пункты плана нам осталось дать ответы на следующем уроке?

-Что вам нужно сделать дома? (слайд 11)


-Отличается ли эта сказка от народной? Чем? Проверьте свои предположения по стр. 21 тетради



Проверяет работу 3 класса:

-Как кролик преодолел трусость, что ему помогло?(доброта)

-Почему удав опять попал в яму?

-С помощью каких качеств черепаха проучила удава? Для чего?

-Чему научила вас эта сказка?

4 класс: Что уже доказали, что ещё предстоит доказать? Этим вы будете заниматься на следующем уроке





-Можно ли за добро платить злом


-Нет




Делают вывод: Добро всегда побеждает зло



Относят сказку к менее древним



С помощью хитрости





Работают на карточках индивидуально

























Отвечают на вопросы, делают вывод

Работают самостоятельно со 2 частью





























Сообщают результаты работы:

-сначала Миша, затем все дополняют и исправляют, если необходимо












Записывают д/з:

3 часть сказки стр.84-89

Проследить связь с волшебным миром

Ответить на вопрос: какие страдания перенесла Русалочка на земле?


Работают в тетради стр. 21









Читают выводы, отмечают плюсом то, что уже доказали


Рефле-ксия

Слайд 12

3 класс: Оцените свою работу:



4 класс: Продолжите фразы: (слайд 13)

Я узнал…..

Мне понравилось…

Я хотел бы…

Урок научил меня…


Оценивают работу с помощью смайликов


д/з

3 класс записывает домашнее задание (слайд 14)

4 класс отвечает на вопрос:

-№ класс доказал, что в народной сказке добро побеждает зло, а в авторской сказке Андерсена что победит?


Благодарит за урок (слайд 15)

Записывают д/з





Дети предполагают, что победит любовь

























Приложения:

  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________



  1. По плану стр. 30-31 учебника ответьте на вопрос, является ли Русалочка главной героиней сказки?

  2. Почему?

_______________________________________________

_______________________________________________











Постарайтесь по названиям сказок определить, в каких из них рассказываются самые древние истории, а в каких – просто древние?

Просто

древние сказки

Самые древние сказки

C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\skf94DC.bmp







Подумайте, что ценится и что наказывается в этой сказке? Для этого проследите, на какой вопрос должны были ответить герои?

_______________________________________________

_______________________________________________



Подумайте, что ценится и что наказывается в этой сказке? Для этого проследите, на какой вопрос должны были ответить герои?



_______________________________________________

_______________________________________________





hello_html_m3373e178.gif



hello_html_m3373e178.gif



























Дайте характеристику героям сказки:

Черепаха Кролик Удав









C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\95993810_zmeya.gif

Слова для справок: хитрый, глупый, злой, добрый, умный, трусливый

C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\0_804fe_35ba04b4_XL.png C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\732095.gif













Дайте характеристику героям сказки:

Черепаха Кролик Удав









C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\95993810_zmeya.gif

Слова для справок: хитрый, глупый, злой, добрый, умный, трусливый

C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\0_804fe_35ba04b4_XL.png C:\Users\Вера\Desktop\открытый урок октябрь\732095.gif

























































Лента времени

























Лента времени



























урок литературного чтения в 3 и 4 классах
  • Начальные классы
Описание:

 

3 класс «Менее древние сказки. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха».

4 класс: Г.-Х.Андерсен «Русалочка». Характеристика главного героя».


УМК: Перспективная начальная школа



2013 год


Цель: Познакомить с отличительными чертами менее древних сказок через анализ кубинской сказки «Черепаха, кролик и удав-маха»

Цель: Дать характеристику Русалочки как главней героини авторской сказки Г.-Х.Андерсена

Задачи:

Задачи:

1.Вспомнить главные жанровые особенности сказки

1.Вспомнить главные жанровые особенности сказки

2. Уточнить отличительные особенности самой древней и просто древней сказок

2. Уточнить отличительные признаки волшебной сказки

3. Выявить признаки менее древней сказки

3. Выявить признаки главного героя волшебной сказки

4. Дать характеристику героям сказки и

4. Дать характеристику Русалочки как главней героини сказки

5. Подвести к выводу: в сказках добро побеждает зло

5. Выяснить отличия между народной и авторской сказками

Читательская компетентность:

Читательская компетентность:

1. Работа со сносками

1. Маркировка текста

2. Объяснение значения слов с помощью словарика в хрестоматии по окружающему миру

2. Выборочное чтение

3. Работа с оглавлением

3. Перечитывание текста с разными задачами

4. Маркировка текста

 

Формирование УУД:

Формирование УУД:

Личностные: смыслообразование через анализ нравственных ценностей

Личностные: самоопределение и смыслообразование через анализ нравственных-эстетических ценностей

Коммуникативные: кооперация как взаимодействие

Коммуникативные: кооперация как взаимодействие

Регулятивные: контроль и самоконтроль, оценка и взаимооценка, целеопределение

Регулятивные: контроль и самоконтроль, самооценка и взаимооценка, целеопределение

Познавательные: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей

Познавательные :анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей


Ход занятия:

Автор Андреева Татьяна Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1256
Номер материала 21706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓