Главная / История / Урок – игра на тему "Путешествие в страну праздников" (5 класс)

Урок – игра на тему "Путешествие в страну праздников" (5 класс)


Тема: Урок – путешествие в страну праздников.


Цель: Приобщить учащихся к культуре родного края на основе местных традиций и праздников. Познакомить учащихся с самыми любимыми народными праздниками: Святки и Масленица; выяснить роль праздника в жизни сельского населения. Научиться любить и уважать культуру своих предков, уметь анализировать изученный материал. Использовать материал с сюжетно-ролевой игрой.


Оборудование: 1. гр. пластинка

2. наличие народных костюмов

3. аппликационный материал



ХОД УРОКА:

I. Орг. момент (объявление темы и цели уроки).

II. Изучение нового материала.


План: 1. Из истории праздника

2. Святки

3. Масленица

1. В нашем представлении праздник – это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. Весь год русского человека заполнен церковными праздниками, однако подавляющее большинство христианских праздников возникло на месте старых языческих. Что такое язычество и чем оно отличается от христианства? На основе этих 2-х религий, образовалась прочная связь. В любом празднике мы сможем увидеть элементы язычества и христианства. Праздник – это всегда веселье, когда люди не сидят в своих домах, а выходят на улицу и все вместе празднуют. Праздник всегда мыслился человеком одушевленным и одухотворенным: он «заходил» и « уходил», его встречали и провожали. А что за праздник без церковных колоколов. Колокольный перезвон, сообщая людям, что сегодня праздник или что сегодня обычный день. Это говорит о том, что в праздник колокольный звон был иным, чем в будничный день.

2. Одним из любимых праздников русского народа считались – Святки. Они включают в себя 3 основных праздника: Рождество; Новый год; Крещение.

Давайте посмотрим, как праздновался этот праздник в старину.

Учащийся: Ой, вы чай еси, красны девицы

И добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видали.


Приглашаем Вас всех на Святки.


Учащийся: Святки от слова «святой». На святки славили и прославляли Христа, новый год, будущий урожай, желали здоровья и счастья друг другу. Святки самый веселый праздник он длится 2 недели.


Учащийся: Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодежь. Песни, пляски, гадания и игры – скучать было некогда. На святки был обычай: мальчики и девочки собрались группами и ходили колядовать.


Учащийся: Коляда – является заклинательной песней. Дети ходили по домам и пели колядки, за это их должны были одарить. Если хозяева отказывались одаривать колядовщиков, то для них это грозило плохими последствиями на весь год.


Учащийся: Пришла коляда накануне Рождества

Дайте коровку, маслену головку!

А дай бог тому, кто в этом дому

Ему рожь густа, рожь ужиниста

Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.

Из полузерна пирог.

Учащийся: - Эй хозяйка открывай ворота!

- Ишь чего захотели, идите дальше!

- Ах так, тогда слушай.


Учащийся: У Федула жена, очень жадная была

У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

Да и муж не дюж-лентяй, неуклюж.

Золовушка – неудаха, не ткачиха и не пряха.

Деверек картинка, в голове мякинка.


Хозяин- Что же ты стоишь открывай двери, а не то вся деревня сбежится.

Хозяйка - Проходите гости дорогие, проходите в дом.

-Теперь и праздновать можно.


Учащийся: Коляда, коляда пришла коляда накануне Рождества.

С Новым годом поздравляем, счастья

Всем мы вам желаем.

Уродись пшеничка, горох-чечевичка.

На поле – копнами

На столе – пирогами.


Учащийся: Чем, хозяюшка, нас одарите,

Что хозяюшка, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?


Учащийся: Желаем счастливого, Нового года,

Во всех начинаниях, хорошей погоды!

Пусть сбудется все, что вас на примете,

Пускай почитают родителей дети!

Пусть горе обходит сторонкою хату,

Пусть с песней живется легко и богато!

Хозяйка - Спасибо! Приходите на будущий год.

3. В феврале или начале марта праздновали конец зимы. Этот праздник в народе называют Масленица. Длился этот праздник целую неделю.


Учащийся: Весна, весна красная!

Приди, весна с радостью,

С радостью, с огромной милостью.

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.


Учащийся: Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный и ожидался он всеми с большим интересом.

Каждый день имеет свое название:

Понедельник: встреча

Вторник: заигрыш

Среда – лакомка.

Четверг – широкий четверг.

Пятница – тещины вечеринки

Суббота – заловкины посиделки.

Воскресенье – проводы зимы.


Учащийся: Во многих областях России принято было делать чучело Масленицы из соломы, наряжать в девичий костюм и возить по улицам. Чучело ставили на видное место, где проходили все развлечения.


Учащийся: Душа ль ты моя, Масленица

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

- Едет, едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.

- Здравствуй.

Учащийся: А давайте мы ей частушки споем.

Частушки: Как на масляной недели

Из трубы блины летели

Ой блины, вы блины

Ой блиночки мои.

Я на Масленку катался

Трое саней изломал

Ворона коня замучил

Но милашку покатал


Шила платье из капусты

Огурцом отделала

Рассердилась платье съела

Что же я наделала?


Купи тетя мне коня

Вороные ножки

Буду девочек катать

По большой дорожке.


Девки, Масленка идет

Кто нас покатает?

У Петруни на дворе

Сивка пропадает.


У меня четыре шали,

Пятая пуховая

Не одна я боевая

Все мы здесь бедовые.



Учащийся: - Это вы то бедовые?

- Ах так!

Учащийся 1: - Николай, Николай, сиди дома не гуляй, в балалаечку играй.


Учащийся 2: - А ты Сашка – таракашка, на сарай полезай!

Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!


Учащийся 3: - А ты, Маринка- корзинка, прыгала скакала, в болото упала!


Учащийся 4: - А ты, Наташка – пышка, на улицу вышла, на камушек села,

три яблочка съела!


Учащийся: Полно вам ребята ссориться да дразниться. Давайте лучше песни петь. Да веселиться.


Песня: «Блины».


Учащийся: А мы свою Масленицу провожали

Тяжко-важко да по не вздыхали

А Маслена, Маслена- возратися

Да самого Велика поста протянися!

Масленица догорела, всему миру надоела,

Обманула, провела, годика не дожила,

До поста довела!

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела

В Ростов ушла.

Учащийся: - Масленица прощай! А на тот год опять приезжай.

Учащийся: Последний день Масленицы – воскресенье, в народе еще называют – прощальным. В этот день было принято просить прощение друг у друга за нанесенные обиды в течение года.


Стих: «Прощальное воскресенье» (Дементьев)


III. Закрепление материала.


Аппликация (корзинка с праздниками)


IV. Д\з: повторить даты: выяснить у родителей, бабушек и дедушек, какие праздники знают они (подготовить рассказ о каком либо народном празднике).



Урок – игра на тему "Путешествие в страну праздников" (5 класс)
  • История
Описание:

Урок-игра "Путешествие в страну праздников" можно запланировать в 5 классе, где даются часы на изучение пропедевтического курса по учебнику Майкава А.Н..  (Желательно провести в музее или школьном этнографическом уголке).

Обучающиеся знакомятся с понятием праздник. Выясняют, что праздник– это всегда веселье, когда люди не сидят в своих  домах, а выходят на улицу и все вместе празднуют. Он всегда мыслился одушевленным и одухотворенным: праздник «заходил» и « уходил», его встречали и провожали.

В течение урока учащиеся знакомятся с праздниками: масленица и святки. Читают стихи (раздаются заранее),  присутствует театральная постановка.

Учатся любить и уважать культуру своих предков.

 

Автор Масловская Светлана Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 332
Номер материала 35644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓