Главная / Русский язык и литература / Урок литературы на тему « М.Ю.Лермонтов «Бородино»( 1837)- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения( 5 класс).

Урок литературы на тему « М.Ю.Лермонтов «Бородино»( 1837)- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения( 5 класс).

Урок - конспект по литературе в 5 классе

М.Ю.Лермонтов «Бородино»(l837)- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения .


1.

ФИО (полностью)

2.

Место работы

3.

Должность

4.

Предмет

5.

Класс


6.

Тема и

номер урока







7.


Базовый учебник


8.Цели урока:


Курсакова Людмила Ивановна МБОУ СОШ п.Бытошь

Учитель


Русский язык и литература 5


М.Ю.Лермонтов «Бородино»(1837)- отклик на 25-летнк годовщину Бородинского сражения. Историческая основа патриотический пафос стихотворения

Первый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова


«Литература 5 класс» под редакцией В.Я.Коровиной. М,2006г.


- осмысление основной идеи стихотворения

- обучение анализу художественного произведения

9. Задачи:

Обучающие:

-познакомить с исторической основой стихотворения «Бородино»

- знакомство с содержанием стихотворения «Бородино»

-выяснить патриотический пафос стихотворения

Развивающие:

-развитие интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова

-развивать у учащихся умение делать анализ художественного текста

-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста

Воспитательные:


-воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России

-воспитание патриотических чувств на основе произведения


1 Тип урока - изучение художественного произведения

11 Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, слайд- презентация, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова






ХОД УРОКА

1.Сообщение темы и цели урока.


2.Сообщения учеников « Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова

« Бородино»

1 ученик:

В июне 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. «Великой» армии был зачитан приказ Наполеона: «Солдаты! Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Идёмте же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы. Мир, который мы закточим, положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение 50 лет оказывала на Европу». Численное превосходство в силах (135 т солдат и 587 пушек у французов против 120т солдат и 640 пушек) позволило на первом этапе войны Наполеону занять значительную территорию.

Основной удар французской армии угрожал Москве. Наполеон говорил: Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце.

2 ученик

20 августа на пост главнокомандующего был назначен выдающийся русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, обладавший огромным опытом в военном искусстве, пользовавшийся доверием и уважением народа. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат все чаще слышались недовольные голоса: До каких же пор мы будем отступать?» И вот командующий русской армией М.И. Кутузов решает дать генеральное сражение. 3 сентября армия Кутузова подошла к селу Бородино, расположенному 125 километрах от Москвы.


Военные действия на Бородянском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября).

А 7 сентября (26 августа)1812 года произошло генеральное сражение, которое

предопределило разгром армии Наполеона.

Русские гибли, но не сдавались, не было ни одного местечка, которое не было бы покрыто мёртвыми или ранеными. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки- всё в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Раскалённые пушки уже не могли вьдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам. Целые батареи переходили из одних рук в другие по нескольку раз ...

Учитель:

Бородинская битва явилась кульминационным моментом войны 1812 года. Именно здесь была сломлена мощь доселе непобедимой французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного успеха Наполеона.

Бородинскому сражению и посвящено стихотворение Лермонтова. Поэт дает картину Бородинского сражения глазами солдата - одного из тех представителей русского народа, чьими руками был повержен Наполеон.

3.Словарная работа (материал распечатан)

Редут - полевое укрепление;

Лафет - станок, на котором укрепляется ствол пушки;

Картечь - небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии; Бивак - стоянка войск под открытым небом;

Кивер - высокий головной убор военных;

Сражён булатом - то есть булатным. (стальным) оружием, саблей. Уланы - это бойцы легких кавалерийских частей, конные войска

Драгуны - кавалеристы, конные войска, но могли использоваться и в пешем строю, они вооружались карабинами - короткими винтовками и саблями.

Пёстрые значки и острые хвосты на киверах былu отличительным знаком этих

войск;

Басурманы - здесь: враги.

Булат- сталь, обладающая особой прочностью и упругостью Мусью (разг. народн.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;



4. Чтение стихотворения «Бородино».

5.Анализ стихотворения.

1. Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление?

2. О чем же это стихотворение? (О Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских с французами-захватчиками под Бородино.)

3. От чьего имени ведётся повествование в «Бородино» ? (От имени рядового участника событий, бывшего артиллериста).

4. Как он выглядит? (Устное словесное рисование). ( Можно представить человека 45-50 лет, седые волосы и усы, может быть, шрамы)

5.К чему были готовы солдаты? Как вы поняли фразу: «И умереть мы обещали ... '? (Солдаты готовы к смерти во имя Родины, оборонять её не щадя своих жизней).

6. Почему перед битвой враг ликовал , а про нашу армию говорится так: «Но тих был наш бивак открытый'?

(Французы радовались тому, что Москва близко и были уверены в победе. Русские понимали, что на следующий день многие из них погибнут И неизвестно, что будет с древним городом и армией.)

7.Каким было сражение? Докажите это? (Ожесточённым и кровопролитным «"гора кровавых тел", "рука бойцов колоть / устала"; "смещались в кучу кони ,люди", звуки орудий).

(Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера (с 6 утра до 6 вечера т. е. 12 часов), за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы хорошо узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль.)

7.В речи ветерана звучит фраза о том, как двинулись тучи французов: 'И всё на наш редут». Как вы поняли это выражение?

( Бой был настолько силен, что каждому солдату казалось, будто все неприятельские силы обрушились на их участок.)

Учитель:

Потери русских - 45600 человек.

Потери французов - от 50 до 58000 человек. В резерве у русских осталось не более 5 тысяч человек, у французов - 19 тысяч человек.

Каждый час гибли от 2т500 до 8т500 человек.


Русские солдаты сдержали клятву верности. «Изведал враг в тот день немало, / Что

значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой! .. »

Не зря появилась поговорка: «Француз боек, да русский стоек). (Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрёт, но не изменит)

8. Как чувствовали себя солдаты после того, как сражение утихло? ( «Были все готовы / Заутра бой затеять новый / И конца стоять.,.».

9. О чём сожалеют воины? ( Сожалеют о гибели многих русских воинов) 10.почему русские оставили Москву?

( Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы). Командование дало войскам приказ об отходе «Немногие вернулись с поля … » - говорит солдат. Русскую армию отвели, чтобы сохранить ее.

Учитель:

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Но решение М.И.Кутузова об отступлении можно назвать мудрым, так как исходило оно из стремления сохранить армию для последующих битв и разгрома неприятеля.

Причина отступления - большие потери нашей армии. Цель отхода - сохранение сил для борьбы с захватчиками

11.Кто такие патриоты? (Патриоты - воины, защищавшие Россию от вражеского вторжения.)

12.А что такое патриотизм? (Патриотизм- преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу)

13.Каким чувством проникнуто это стихотворение? Каков патриотический пафос?

(Стихотворение проникнуто любовью к Родине, к товарищам. Поэт пока: пат иотиз

героизм русского народа, его самоотверженность.)

14. Какие чувства рождает у нас рассказ солдата

(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание походить на них)

15.Что символизирует Москва в стихотворении М.Ю. Лермонтова? ( символизирует всю Россию)

16 Кутузов писал: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости русских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизни за своё Отечество».

Как вы поняли эти слова, взятые в качестве эпиграфа?

(Громкие дела и подвиги наших предков, защищавших Родину, потомство сохранит в памяти своей)

6.Подведение итогов.

Итак, какова главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

1. Бородинское сражение в стихотворении выступает как переломное в

Отечественной войне 1812 года. Хотя неприятель занял Москву, но это стало началом конца вражеского вторжения.

2. Русские воины проявили в великой битве храбрость, стойкость, самоотверженность, любовь к Родине, верность ей и своему народу).

3. Русские люди не жалели ничего для победы над врагом. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость солдат и офицеров. Мы узнаём из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.


Учитель:

Интерес к событиям Отечественной войны 1812 года никогда не угаснет, а в связи с приближающейся юбилейной датой 200-летия Бородинской битвы будет возрастать, увеличивая число благодарных потомков.

7. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения.

8.Тест по стихотворению « Бородино»

Урок литературы на тему « М.Ю.Лермонтов «Бородино»( 1837)- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения( 5 класс).
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект предназначен для изучения стихотворения М.Ю.Лермонова  " Бородино"В июне 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. «Великой» армии был зачитан приказ Наполеона: «Солдаты! Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Идёмте же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы. Мир, который мы закточим, положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение 50 лет оказывала на Европу». Численное превосходство в силах (135 т солдат и 587 пушек у французов против 120т солдат и 640 пушек) позволило на первом этапе войны Наполеону занять значительную территорию. 

Основной удар французской армии угрожал Москве. Наполеон говорил: Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце.

   

Автор Курсакова Людмила Ивановна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 832
Номер материала 8767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓