Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыУрок Отечественная война 1812 года(8,10 класс)

Урок Отечественная война 1812 года(8,10 класс)

Скачать материал

Урок     Отечественная война 1812 года

Цели урока:

обучающая познакомиться с ходом Отечественной войны,         героической обороне рос­сийского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

развивающая развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.

воспитательная  воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

 Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест

Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина

 Новые термины : Отечественная война, партизаны, народное опол­чение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2010; Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Школьный атлас по истории России. — М., 2014., Проектор, Экран. карта «Отечественная война 1812 г.», схема «Бородинское сражение», портреты Александра I, Кутузова, Наполеона, контурные карты для каждой группы «Отечественная война 1812»

Литература для учителя: Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. — М., 1987; Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978; Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. — М., 1979; Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. — М., 1990.

Подготовительный этап урока: Данный урок предлагается провести в ви­де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I). Один ученик готовит сообщение о Кутузове, второй о Давыдове, третий о Фигнере.

                                         План урока

Этап

Цель и содержание этапа

Время

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2

2.

Актуализация опорных знаний учащихся.

 

5

3.

Анализ текст документа, заслушивание сообщения

 

Чтение текста и его анализ по предложенным вопросам и заданиям. Комментарий учителя. Систематизация и повторение сведений о войне

15

4.

Самостоятельная работа с текстом. Изучение схемы боя, выполнение проблемного задания

Самостоятельная работа учащихся, анализ схемы боя

15

5.

Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы в заключительной беседе

3

 

ХОД УРОКА.

 

I.     Организационный момент.

П.    Актуализация опорных знаний.

Уч.: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сейчас услышим.

Ученик читает  стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”

“Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

………………………………..

Изведел враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!…

Уч.: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).

1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика из России.

Прочитайте абзац на стр.74 вашего учебника.

О чем говорится здесь? Какая обстановка сложилась в Европе к этому времени?

Дети: К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. “Я буду господином мира”, - говорил он.

Уч.: А я добавлю слова Наполеона: “…остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

Что вам не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?

Дети: Слово “раздавлю”, точно Россия это какая-то букашка

III. Анализ текста документа, заслушивание сообщения

 

1 группа. «Начало войны. Вторжение»

Документ 1 (от имени французского воина)

Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра­вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; ка­жется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Ев­ропа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нуж­но вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

-  Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить ее? Ответ: (Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился)

Документ 2 (от имени французского воина)

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала круп­нейшие беспорядки».

Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, ус­ловия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с пер­вых же шагов по переправе через Неман.

Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сокра­тили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в доста­точной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.

Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».

- С какими трудностями столкнулась французская армия в России?(хлеб, мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за­ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. французская армия испытывала настоящий голод».)

Документ 3

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте­нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем око­ло 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 000 Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».

М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не нахо­дился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полно­мочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился вос­пользоваться этим правом...»

- Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская ар­мия? В чем заключалась трудность положения военного министра М. Барклая де Толли? ( главнокомандующий предпочел сжечь свои магази­ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...» Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией.)

 

Документ 4

А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».

А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении наде­ялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ста­вил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (М. Барклая де Толли - Н. С.) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смолен­ский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

- Как относились русские воины к тактике «отступления»? ( солдат роптал на беспрерывное отступление ,главнокомандующим был недоволен и в главную вину ста­вил ему то, что он был не русский».)

 

Запись на экране

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

М. Барклай де Толли - военные министр, командующий Первой армии .(портрет на экране)

Багратион - командующий Второй армии.(портрет на экране)

 

22 июля 1812 г. - Первая и Вторая армии соединились у Смоленска.

Отечественная война 1812 г.

 

Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьзеная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии поодиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо­леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда­чей Смоленска дорога на Москву была открыта.

Читает отрывок из «Бородино» М. Ю. Лермонтова:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г. (Рисунок на экране)

 Документ 1 (от имени российского офицера)

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий вос­торг и в войске и в народе».

Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812г.? Ответ: Кутузов

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению? Ответ: произвело общий вос­торг и в войске и в народе».

Выступление ученика:

Учащиеся знакомятся с краткой биографией Кутузова .на экране портрет

Документ 2 (от имени историка-исследователя)

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

- Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.

На экране Схема расположения основных сил противников,а также термины:

инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, бата­рея, редут

Документ 3 (для двух учащихся: от имени российского и французского воинов)

И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля».

Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селивановский:

. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Н. Муравьев: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...»

- Приведите примеры героизма русских воинов.

( русские мужественно держались в окопах нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля». Русские гибли, но не сдавались;)

 

Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить:( Запись  на экране)

 1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

2) Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

3) Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимо­сти, усилилось недовольство длительностью похода;

3) Несмотря на продолжавшееся отступление русской армии, Бородин­ское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравст­венную победу.

Учитель читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»: Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

 Звучал булат, картечь визжала,

 Рука бойцов колоть устала,

 И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение. Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130—

135 тыс. человек, 587 орудий. Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.

 

3 группа. «Совет в Филях. Пожар Москвы»

Документ 1

М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской до­роге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»

- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?  (решить судьбу России, Москвы и армии. уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги­бель неприятелю. Первой обязанно­стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление)

Документ 2 (от имени французского воина)

А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спо­койными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».

- Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причи­ны недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее:

 «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петер­бург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве? Достиг ли он своей цели?

( Дома были пусты и заперты ,улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Москва представляется нам огромным трупом)

Документ 3 (от имени французского воина)

О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от сол­датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро­страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»

 

В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

( возник от сол­датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой.. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро­страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им.)

Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и ос­тановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло импе­ратору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время сво-

его пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. По­сле 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.

Чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Запись на экране: 1 сентября    Военные совет в Филях. Решение - оставить Москву 2 сентября. Пожар в Москве.

 

4 группа. «Партизанское движение, народный характер войны»

- Запись на экране

Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно дейст­вующего в тылу врага.

Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей ар­мии на добровольных началах.

Документ 1 (от имени участника партизанского отряда старостихи Василисы)

Геройство старостихи Василисы. Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главней­шего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем наме­рении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! во фрунт! стройся! ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздра­жен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Васи­лиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом -косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, соба­кам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я уже двадцати семи та­ким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усумнится, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?

Краткие сообщения учеников о Д. В. Давыдове, А. С. Фигнере, А. Н. Сеславине

- Почему войну 1812г. называют народной, отечественной? Ответ: (партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. когда не только ария но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту Отечества)

5 группа. «Тарутинский марш-маневр. Отступление французской армии»

Документ 1 (от имени российского воина)

С. Н. Марин: «Мы стоим теперь на Калужской дороге в 63 верстах от Москвы. <...> наши в несколько дней взяли около 3 тысяч человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков.... С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армиею...» М. М. Петров: «С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине при­шла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней...»

- В чем значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армии?

Документ 2 (от имени французского воина)

Лабом: «Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень пе­чальные: первая - что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на какой-нибудь успех. «Еще одна такая победа говорили солдаты,- И у Наполеона не будет больше ар­мии». Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Ту­лу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»

Сегюр: «Он [Ней - Я. С] воспользовался перерывом для того, чтобы отдать приказ о возвращении назад, к Смоленску. Все рассказывали, что его подчиненные окаменели от удивления; услышав такое приказание, даже его адъютант не поверил своим ушам; он устремил на своего начальника растерянный взгляд и молча стоял, не понимая ни слова. Тогда маршал повторил приказание; они повиновались и без колебания оборотились спиной к родной армии, к Наполеону, к Франции и снова углубились в Россию, принесшую им столько страданий...»

- Каков итог сражения под Малоярославцем?( Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Ту­лу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление...»(

Задание 3

Документ 4 (от имени российского воина)

Н. Муравьев: Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда пока­зывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от заразитель­ных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпи­демию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал. <...>

Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не могли сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы. Кавалеристы домо­гались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали желе­зо с брошенных лафетов и шины с колес.

Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые босые, среди отшедших товарищей своих и к ним по пу­ти валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались на голове кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

- Что осложняло отступление французов? ( Зима 1812 года была жестокая. Термометр пока­зывал 31 градус .Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода)

Документ 5 (с документом могут работать два ученика: от имени рус­ского солдата и от имени Наполеона)

В. Левенштерн: «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним време­нем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выби­лись из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов. <...>

Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. <.. .>

Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. На­добно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Бере­зину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель воз­будила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голо­ву в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов ис­кусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. <...>

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».

- Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?

- Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за не­имением сражающихся»? ( Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов ис­кусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления)

Учитель подводит итог:

 Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:

1) дождаться подкрепления;

2) заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.

После Березены отступление армии Наполеона превратилось в беспоря­дочное бегство. Император фактически бросает свою армию. Уже 6 декабря он был в Париже.

Запись на экране

Тарутинский маневр, битва под Малоярославцем => отступление францу­зов по уже разоренной Смоленской дороге. Гибель французов при переправе через р. Березину.

б января 1813 г. - Александр I подписал манифест об окончании Отечест­венной войны.

Домашнее задание-

1. Отметьте на контурной карте Тарутино, Малоярославец и путь от­ступления французской армии. Напишите название дороги, по кото­рой отступали французы до реки Березина.

2.Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»

3.&6 учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2012;

4. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»;

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы к уроку I. М. И. Кутузов

Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) - русский полководец и дипло­мат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812).

В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней пре­подавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787— 1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признава­лись смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить.

В 1792-1794 гг. Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Констан­тинополь и сумел во время этой миссии добиться для России выгодных внешнепо­литических и торговых преимуществ.

В 1794-1795 гг. Кутузов являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795-1799 был командующим и инспектором сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литов­ским (1780-1799) и санкт-петербургским (1800-1802) военным генерал-губернатором.

В конце 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских войск при Аустерлице в декабре 1805 г. Кутузов вывел русскую армию из грозящего окружения превосходящими французскими силами и тем спас ее от уничтожения.

В марте 1811 г. Кутузов был поставлен главнокомандующим русской действую­щей армией во время войны 1806-1812 гг. с Турцией. За крупные победы над турка­ми, одержанные в ходе этой войны, Кутузов был возведен в графское достоинство.

В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 г. Александр I назначил Кутузова главно­командующим 1-й и 2-й соединенными армиями.

Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оп­лошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова - человека и военачальника -была хитрость. «Старый лис Севера», - сказал о Кутузове Наполеон. Стратегия Ку­тузова, очевидно, заключалась, помимо прочего, в том, что он не рассматривал гене­ральное сражение как главное и единственное условие в достижении конечного ус­пеха. Известна фраза,

которую сказал М. И. Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую ар­мию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» - «Разбить? Нет... - произнес тогда Кутузов. - Но обмануть -да, рассчитываю!» Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим», то Кутузов мог бы противопоставить ему иной: «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, чего не мог предусмотреть его грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов...»

Скончался Кутузов в немецком городке Бунцлау. Его останки были привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе.

П. Партизаны

Денис Васильевич Давыдов (1781-1839), впоследствии генерал-лейтенант, из­вестный поэт-партизан, один из друзей А. С. Пушкина, был адъютантом у князя Баг­ратиона. В начале войны 1812 г. состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку. Перед Бородинским сражением он добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников. Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны». Под селом Ля­ховым Давыдов вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячную бригаду французского генерала Ожеро. Его отряд уничтожил французское кавалерийское депо под гордом Копысом, рассеял неприятельские войска под Белыничами. Про­должая свои действия до Немана, партизаны Давыдова первыми заняли Гродно.

Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) в начале отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика, в результате чего добыл для русских ценные сведения. Благодаря необычайной смелости и знанию ино­странных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения. Набрав небольшой отряд из охотников и отставших солдат, он смело стал нападать на французов. Его действия были настолько дерзкими и успешными, что Наполеон назначил за его голову большой денежное вознаграждение. Но Фигнер оставался неуловим. Вместе с Сеславиным он отбил у французов целый транспорт с драгоцен­ностями, награбленными в Москве. Погиб Фигнер близ города Дессау.

Александр Никитич Сеславин (1780-1858), капитан во время войны 1812 г., прославился своими партизанскими действиями. Неотступно следуя за французами, наносил им большие потери и доставлял Кутузову ценные сведения о противнике. Высказал особую храбрость в Бородинском сражении. Был несколько раз ранен.

ные им ранее: http://www.borodino.ru/picture/picture267.jpghttp://www.borodino.ru/picture/picture271.jpghttp://www.borodino.ru/picture/picture269.jpghttp://www.borodino.ru/picture/picture366.jpg http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/rus1812.gif 

http://www.borodino.ru/picture/picture406.jpg 

Александр Павлович 

 

 

Наполеон

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок Отечественная война 1812 года(8,10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок предлагается провести в ви­де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). 

Цели урока:

обучающая познакомиться с ходом Отечественной войны,         героической обороне рос­сийского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

развивающая развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.

воспитательная  воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

 Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест

Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина

 Новые термины : Отечественная война, партизаны, народное опол­чение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2010; Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Школьный атлас по истории России. — М., 2014., Проектор, Экран. карта «Отечественная война 1812 г.», схема «Бородинское сражение», портреты Александра I, Кутузова, Наполеона, контурные карты для каждой группы «Отечественная война 1812»

 

Литература для учителя: Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. — М., 1987; Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978; Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. — М., 1979; Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. — М., 1990.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 787
    • DOCX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мишина Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мишина Галина Михайловна
    Мишина Галина Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11017
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Технологии выполнения работ по изоляции

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство объектами культурного и природного наследия

Директор (генеральный директор) музея

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Курс повышения квалификации

Самопомощь и психологическое благополучие: развитие навыков саморегуляции и эффективное управление стрессом

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе