Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок № 22 "Чудо в жизни христианина" ОРКСЭ "Основы православной культуры" (4 класс)

Урок № 22 "Чудо в жизни христианина" ОРКСЭ "Основы православной культуры" (4 класс)

Скачать материал

Урок  22

Тема:  Чудо в жизни христианина.

Цель урока: Содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развитию духовной безопасности человека и страны в целом.

Задачи урока:

- ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина;

- познакомиться с источниками чудес;

- выяснить, надо ли благодарить за чудо и как это можно сделать чудо.

Краткий план урока.

1.       Определение чуда.

2.       Чудесное сотворение Богом видимого и невидимого мира.

3.       Чудеса Иисуса Христа, в основе которых – любовь и сострадание к человеку.

4.       Без веры в жизни христианина нет чуда. Чудо веры. Вера, построенная на чудесах – фальшивая вера.

5.       Сама Церковь – это чудо. Два основных чуда, признанных Церковью.

6.        Святые угодники Божьи – чудотворцы. Святые мощи, мироточение святых глав на Украине.

7.       Смысл чуда: есть мир небесный, чтобы люди изменили свою жизнь. Бог в нас еще верит.

8.       Рассказ “Бог спас”.

9.       Потребительское отношение к чуду. Представление о чудесах магическое.

10.  Благодарность за чудо является подражание жизни Бога и святых.

11.  Чудеса истинные и ложные. Духовная безопасность каждого человека.

Ход  урока

1. Вопрос детям.

Верите ли вы в чудеса?

Определение чуда.   (Слайды)

Чудо – понятие богословское, иначе “знамение” (знак) в славянском языке. Необходим человек – толкователь, который мог бы истолковать это чудо. 

Чудо – это когда живой Бог встречается с живым человеком.

Чудо - это то, что не лезет ни в какие ворота, что невиданно, неслыханно, как у русского поэта А.С. Пушкина.

2. Беседа о Великих чудесах Божьих.

  Великие чудеса Божьи окружают человека от рождения до смерти, можно даже сказать, что человек живет внутри Божьего чуда, имя которому – сотворенный мир! Окружающий человека видимый мир – прекрасен, гармоничен, в нем есть все, что необходимо для жизни человека. Господь не просто сотворил материальный мир, но и заложил в основу его законы, управляющие им, которые человек может познавать, но не может отменить  или создавать новые.

 Еще более прекрасен невидимый мир – мир духовный, ангельский, о котором написано так: “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2,9)”.

3. Любовь Бога к человеку – это тоже величайшее чудо.

Реальное содержание всякого чуда – взаимодействие невидимого Духа с видимой материей.

Перед Божественной Любовью к человеку отступали законы материального мира: усопшие воскрешали, неизлечимые болезни  оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, бесы с воплями покидали годами мучимых ими людей, чудесно умножались хлебы и укрощались свирепые бури.

Чудеса Христа – это такие чудеса, в основе которых – любовь и сострадание к человеку.

Сейчас я вам загадаю загадку.

В Канне превратил в вино

Воду Бог давным  давно.

Верю, что ты знаешь сам

И другие …… (чудеса)

      Вопросы:   3.1 Кто сотворил чудо?

                   3.2 О каком событии говорится в загадке?

                   3.3 О каких чудесах Иисуса Христа вы знаете?

4. Без  веры в жизни христианина нет чуда. Можно сказать еще  -

чудо веры.

И Господь Иисус Христос совершал чудеса, если человек верил. По вере вашей да будет вам. А в городе Назарете, где Он жил, не мог совершить никакого чуда, потому что люди Его знали и не верили Ему.

И в то же время вера, построенная на чудесах  - фальшивая вера.

С одной стороны,          Церковь говорит: чудес не ищи,

 с другой,                      каждая молитва – это прошение о чуде.

Чудо естественно входит  в жизни христианина. В православии не принято рассказывать о чудесах, которые были в твоей жизни. Странно не тогда, когда чудеса бывают, странно, когда их нет.

5. Сама Церковь – это чудо!

    В Церкви на литургии происходит великое таинство – претворение хлеба и вина в тело и кровь Христову. В таинстве причащения верующий может стать частью Бога. Только одни люди это чувствуют, а другие нет.

Православная Церковь считает два основных чуда, происходящих каждый год и на протяжении столетий.

Это:

5.1            чудо схождения благодатного огня в Великую Субботу накануне праздника Пасхи, которое теперь транслируют по телевизору.

5.2             сгущающиеся облака на горе Фавор в Израиле в день Преображения Господня.

Но то, что для нас является нарушением законов материального мира, в действительности для мира духовного, живущего Божественной жизнью, является естественным, гармоничным, “обычным” ходом событий. Поэтому всякое чудо Божье – это откровение о грядущем царстве Божьем.

И по Своем Вознесении Господь не перестает творить чудеса – об этом тысячи и тысячи свидетельств хранятся в соборной памяти Церкви.

Более того, Он даровал чудотворную силу ученикам Своим: “Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… (Ин. 14,12)”.

6. Святые угодники Божьи при жизни и по их земной кончине творили чудеса.

В величественном соборе наших святых заступников первенствует Пресвятая Богородица, ей дана особенная благодать заступничества за род человеческий.

 Благодатная помощь Заступницы нашей и святых  Божьих в Церкви нашей проявлялась и проявляется столь обильно, что можно сказать, стало уже обычным, повседневным. 

Еще одна загадка:

Обращаемся к тебе:

Помоги с грехом в борьбе!

Искреннейший богомолец,

Наш Никола -……. (чудотворец).

Вопросы:   1. О ком говорится в этой загадке?

                   2. Объясните слово  чудотворец.

                   3. Кто может стать  чудотворцем?

                   4. Какой силой Николачудотворец творит

                       чудеса?

                   5. Какие чудеса святителя Николая вы еще  

                       знаете?

                   6. Есть ли еще святые, которые творили чудеса?

                       Назовите их.

Мощи – тела святых христианской Церкви, остающиеся после их смерти нетленными, через них происходит исцелений людей от болезней и др. чудеса.

Сама сохранность мощей за несколько столетий – тоже чудо.

 В Киево - Печерской Лавре на Украине находится 122 главы святых. Здесь наблюдается чудо мироточения глав святых. В годы гонений и расстрелов монахов в начале 20 века, в 1961 г.  с новыми гонениями на Церковь при Хрущеве Н.С. и в 1981 г. с началом богослужений в Лавре святые главы замироточили.

Мироточение – это когда маслянистая жидкость появляется на иконах в виде капель и источает благоухание. Как будто иконы плачут. Ученые столкнулись с явным присутствием разумной силы, они приходят к церковному взгляду на чудо.

7. Смысл чуда – чтобы люди обратили внимание и поняли, что есть мир небесный, открыли сердца, изменили свою жизнь.

Чудо, как напоминание о Боге, который всегда рядом.

Главное чудопокаявшийся грешник, который в корне изменил свою жизнь (икона «Покаявшаяся грешница»).

В короткий промежуток времени идет обращение нашего народа к Церкви. Это миллионы, десятки миллионов человек. Такого никогда не было в России, даже во времена первого крещения Руси при князе Владимире.

Митрополит Антоний Сурожский сказал: “Неважно, верим ли мы в Бога. Гораздо важнее, верит ли Бог в нас?”

Вот по этим чудесным событиям, происходящим в России, можно сказать, что Бог в нас еще верит!

 Слава Богу за все!

8. Прочитаем рассказ.

Рассказов на тему чуда очень много и все они чудесны. Мы выбрали самый простой случай, который очень близок нам.

Бог спас.

Большинство из нас воспитано в атеизме. И далеко не каждый  и не сразу приходит к вере в Бога. В повседневной жизни мы к месту  и не к месту поминаем всуе имя Божие: “Бог даст”, “Бог в помощь”,  “Видит Бог”, “Ей - Богу” и т.д., в полной мере не осознавая, что говорим.

Многие не верят в то, что Иисус Христос – Бог, не верят в чудеса, сотворенные Им. Подай человеку чудо, да чтоб видел он его своими собственными глазами, - тогда он, может быть, и поверит в Бога. Да и живем-то мы по поговорке: “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится”.

Примерно также жил и я. Хотя крещен был в младенчестве, нательный крестик одел сознательно только около пяти лет назад. Церковь посещал раз в полгода, исповедовался и того реже. В своем автомобиле на передней панели в салоне прикрепил икону Божьей Матери. Со временем перед каждой поездкой я стал молиться своими словами (не зная полагающихся традиционных молитв) Господу Богу и Божьей Матери.

 И вот однажды на “макушке” лета, в середине июля 1995 года, для меня “грянул гром”.

Я подъезжал к крутому повороту на выезде из Высоковска в сторону Волоколамска. Скорость – чуть меньше 40 километров. Асфальт мокрый после дождя. Встречный автомобиль, не вписавшись в поворот, вылетел на мою полосу – столкновение почти в “лоб”. От моего автомобиля целыми остались два задних колеса и правая задняя дверь.

Очнулся я уже после того, как меня вытащили из машины, выломав остатки двери. Увидев, в каком состоянии было водительское сиденье, изумился: в каком же положении я там находился? Я отделался несколькими ушибами, а в кулаке моем каким-то образом оказалась зажатой икона Божьей Матери.

Как здесь не поверить?.. Бог спас!

Вопросы.

1.     Что произошло с героем рассказа?

2.     Как вы думаете, чудо ли это?

3.     Кто совершил чудо?

4.     Почему герой рассказа стал участником чуда?

5.     Как вы думаете, чудо повлияло на укрепление веры в Бога у нашего героя?

6.     Какие чудеса были в вашей жизни?

* Домашнее задание – написать рассказ.  Обязательно с выводом, как повлияло чудо конкретно на вас?

9. У нас сейчас рождается среди людей потребительское отношение к чуду.

Без всякого сомнения, человек может получить от Бога чудо, но имеет он на это право? Конечно, нет.

Иметь право на чудо не возможно. Во все времена Господь по Своей милости исцелял, воскрешал, подавал утешение и т.д.

И у нас в головы людей это вошло как правило, что так и должно быть. Что святые должны работать на нас, и их прямая обязанность, лежа святыми мощами здесь на земле, действовать по нашей просьбе, по нашему прошению.

Когда мы в молитве обращаемся к святым, это происходит так же, как мы обращаемся к знакомым и друзьям в трудную минуту жизни.

10. Получая помощь от святителя Николая, блаженной Матроны, от других святых, надо не только в благодарность поклониться и свечку поставить.

Благодарностью за чудо является подражание их жизни, в каком-то, хоть маленьком повторении их подвига.

Святые подают нам чудеса, чтобы мы, получая от них помощь, становились похожими на них своей жизнью.

Сознание большинства людей в отношении чуда совсем не церковное, представление о чудесах магическое.

Например, чтобы чудо произошло, надо подойти к мощам Матроны три раза, или взять святую воду в семи разных храмах. Как в сказке: “Дерни за веревочку, дверь и откроется”. Заставлять Бога действовать по нашему желанию – невозможно. Не будет такого никогда. Сама по себе благодать не действует, это не магическое действие.

Это общение с живым Богом.

Действие Божье всегда в ответ на действие человеческое. И по-другому не бывает.

Что чудо требует от человека в ответ?

 Это действительно большая ответственность – от Бога получить дар и стать участником чуда. Удивительный дар и огромная ответственность.

В ответ на твое прошение Бог подает тебе чудо, а ты забираешь его в карман и уходишь, как ни в чем не бывало. Бог, наверное, ждет чего-то после этого?

Бывало так, что люди, в жизнь которых Бог вошел через чудо, после этого все бросали и уходили в пустыни. И всю жизнь посвящали тому, чтобы пребывать именно с Богом.

11.  Чудеса истинные и ложные

Чудеса, являемые силами тьмы, несут задачи запугать, соблазнить или обмануть человека.

Вспомним из предыдущего материала о чудесах, являемых Богом. (Чудеса Христа – это такие чудеса, в основе которых – любовь и сострадание к человеку.)

Поддавшись ложным чудесам сознательно, или по маловерию, человек претерпевает пленение души нечистой силой. Освободиться от этого возможно только подвигом веры и благодатной помощи Божьей.

Избегнуть этого можно твердым неприятием никаких чудесных явлений вне Христа и вне Его Церкви.

Настоящий христианин не ищет чудес, излишни для него и гороскопы. “Тому, кто предал себя в волю Божию, уже незачем знать будущее” (свт. Игнатий Брянчанинов, наш земляк).  

Истинные  чудеса  совершаются Божественной благодатью – или непосредственно Божественным действием, или Божьей Матерью, ангелами и святыми Небесной Церкви и живущими на земле подвижниками Православной Церкви.

Вспомним сказки с добрыми чудесами.

Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.

Сильные,  добрые,  смелые,  русские  богатырь   победили  Соловья Разбойника, Русь защищали.

Прошу детей продолжить этот рассказ.

Вопрос. 1. Каким должен быть участник доброго

                сказочного чуда?  Надо ли чудо заслужить?

Чудеса иного происхождения являются чудесами ложными, они бывают следствием проявления или намеренного использования сил природы и темных сил, владеющих ими.

Многие люди, так называемые целители (экстрасенсы, белые и черные маги или просто колдуны) пытаются на этом заработать, использовать темные силы, повелевать ими, взамен отдав им свою бессмертную душу. Все они работают с бесовскими силами и обращаться к ним нельзя.

Вспомним, что Сам Господь скрывал чудеса и исцеленным говорил, чтобы они не разглашали другим людям о чуде. Только спрашивал, веруешь ли? Все истинные святые чудотворцы тщательно скрывали свои духовные дарования.

Что происходит у нас с магами и целителями? Объявления про их чудеса на каждом столбе. Они приносят большой вред не только телу, но и душе в особенности.

Вспомним сказки с недобрыми чудесами.

Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку. Баба Яга превращает непослушного Иванушку в козленочка.

Можно рассмотреть сказку “Дикие лебеди” Г.Х. Андерсена.

Попрошу детей продолжить этот рассказ.

Каждый человек должен четко представлять источник чудес. Чудеса бывают не от Бога и они очень вредны.

Есть военная безопасность государства, которую мы укрепляем с помощью армии, военного флота и оружия.

А есть духовная безопасность государства и каждого человека, она еще  важнее. Спасти свою бессмертную душу и не навредить ей.

Духовную безопасность нам дает сам Бог.

И это очень важно понимать в наше непростое время.

  Наше занятие завершено.

1.Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, задумались?

1. Что хотели бы пожелать своим сверстникам, которые не были на нашем уроке?

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература.

1.     Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Российское Библейское Общество, 1994. – 436с.

2.     Избранные жития святых в изложении для детей. - М.: “Трим”, 1994. – 352с.

3.     Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей.  - Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999.- 253с.

4.     К кому приходят Ангелы. Сост. Ганаго Б.А. -  Мн: Белорусский Экзархат, 2007. - 240с.

5.     Кочуринский Н. Чудо или подделка? – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 91с.

6.     Невелярович В.К. По вере вашей да будет вам. Чудесные исцеления. – М.: “Русский Хронографъ”, 2001.- 446с.

7.     Воскресное чудо. Рассказы для детей. Сост. Ганаго Б.А. -  Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.

8.     Ганаго Б.А. Детям о вере. - Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.

9.     Чудеса митрополита Московского Филарета. - М.: 1994.- 22с.

10.Чудеса на Гробе Господнем. - М.: Православное братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1997. – 224с.

11.Андерсен Г.Х. Дикие лебеди. – Мн: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2006. – 50с.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок № 22 "Чудо в жизни христианина" ОРКСЭ "Основы православной культуры" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заместитель директора

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема:  Чудо в жизни христианина.

Цель урока:Содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и  ложным чудесам, а также развитию духовной безопасности человека и страны в целом.

Задачи урока:

- ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина;

- познакомиться с источниками чудес;

- выяснить, надо ли благодарить за чудо и как это можно сделать чудо.

Краткий план урока.

1.       Определение чуда.

2.       Чудесное сотворение Богом видимого и невидимого мира.

3.       Чудеса Иисуса Христа, в основе которых – любовь и сострадание к человеку.

4.       Без веры в жизни христианина нет чуда. Чудо веры. Вера, построенная на чудесах – фальшивая вера.

5.       Сама Церковь – это чудо. Два основных чуда, признанных Церковью.

6.        Святые угодники Божьи – чудотворцы. Святые мощи, мироточение святых глав на Украине.

7.       Смысл чуда: есть мир небесный, чтобы люди изменили свою жизнь. Бог в нас еще верит.

8.       Рассказ “Бог спас”.

9.       Потребительское отношение к чуду. Представление о чудесах магическое.

10.  Благодарность за чудо является подражание жизни Бога и святых.

 

11.  Чудеса истинные и ложные. Духовная безопасность каждого человека. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 882 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 5802
    • DOCX 30.6 кбайт
    • 63 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Приходько Светлана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Приходько Светлана Павловна
    Приходько Светлана Павловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9038
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 365 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 285 человек