Главная / Биология / урок 6 класс экологические группы растений

урок 6 класс экологические группы растений

Дата урок 27 6 класс

Тема: Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Цель урока: Сформировать знания учащихся по значению воды в жизни растений.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений; организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений пользоваться новыми биологическими терминами;

Развивающие: развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса; развитие мышления;

развитие познавательного интереса к многообразию растительного мира.

Воспитывающие: воспитание любви к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Объявление темы урока, цели и задач.

Повторение

Задача 1. Объясните результаты опыта с веткой зелёного растения, помещенного под стеклянный колпак, - на свету и в темноте. Почему лучинка, внесённая в колпак, стоявший на свету, ярко вспыхивает, а внесённая в колпак, стоявший в темноте, гаснет?

Задача

В одной известной научно- исследовательской лаборатории учёные - ботаники провели такой опыт: Взяли растение хлорофитум. У него имеется белая каёмка по краю листа. Поставили растение на яркий солнечный свет. Через 5 часов срезали один лист, промыли его в кипящей воде, поместили в спирт на несколько минут. Когда лист обесцветился (так как хлорофилл хорошо растворяется в спирте), полили на него раствором йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет, но не весь: белая полоса по краю листа не окрасилась.
Вопросы: 
Почему лист окрасился в синий цвет?
Почему лист окрасился в синий цвет не весь?
Сделайте вывод, какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?

Выберите правильный ответ и запишите его:

а) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

б) Поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

в) Поглощают азот, а выделяют кислород.

г) Поглощают кислород, а выделяют азот.

5. Запишите правильный ответ на вопрос: что такое фотосинтез?

а) Превращение крахмала в сахар в семенах.

б) Перемещение органических веществ в растении.

в) Образование органических веществ из углекислого газа и воды в хлоропластах с использованием энергии света.

г) Разрушение органических веществ до неорганических.

1. Почему без растений жизнь на Земле большинства организмов невозможна?

2. Какую роль играет фотосинтез в природе?

З. Как можно повысить интенсивность фотосинтеза у сельскохозяйственных растений?

4. Известно, что в процессе фотосинтеза в растении происходит обмен газами. Какой газ растения поглощают в процессе фотосинтеза, а какой выделяют?

Вопросы

Органическое вещество, образующееся в процессе фотосинтеза.
Неорганическое вещество, необходимое для образования органических веществ в растении.
Организмы, в которых происходит фотосинтез.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Главное условие, необходимое для протекания процесса фотосинтеза.
Пигмент, придающий зеленую окраску листьям.
Вещество, при взаимодействии с которым крахмал дает синюю окраску.
Процесс образования органических веществ на свету в хлоропластах.

Да и почему

17. Все вкусные и ароматные сочные плоды ягоды.

18. Если цветок имеет лепестки и чашелистики, то его околоцветник называют двойным.

19. Цветок ландыша имеет простой венчиковидный околоцветник.

20. По внешнему краю цветка подсолнечника расположено много крупных лепестков.

21. У одуванчика соцветие корзинка.

22. Кисть, початок и головка - простые соцветия.

23. Соцветие сложный зонтик имеют морковь, укроп, борщевик.

24. У смородины соцветие-кисть.

25. На рябине образуются плоды, называемые яблочками.

26. Плоды клевера односемянные бобы.

27. Ветроопыляемые растения цветут одновременно с насекомоопыляемыми растениями.

28. Все самоопыляемые растения опыляются при помощи ветра.

29. Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

30. В семенах однодольных растений зародыши имеют по одной семядоле.

ЗАДАНИЕ:

Из приведенных ниже выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

А. Происходит во всех клетках.

Б. Протекает только на свету.

В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Д. Происходит в клетках с хлоропластами.

Е. Протекает на свету и в темноте.

Ж. Органические вещества образуются.

З. Органические вещества расщепляются до минеральных.

Фотосинтез:

Дыхание:

Ответы: фотосинтез Б В Д Ж; дыхание А Г Е З.

Выберите три верных ответа: какие условия необходимы для фотосинтеза?

а) кислород и вода б) хлорофилл в) углекислый газ и вода

г) корни растения д) солнечная энергия

Ответ: _____________

3. Установите последовательность прохождения воды с минеральными солями по растению:

а) корневые волоски б) жилки листа в) древесина

г) клетки листа д) клетки корня

Ответ: ______________

4. Вставьте в текст пропущенные слова: "________________ - это процесс создания в хлоропластах листа __________________ веществ из ____________________ веществ (углекислого газа и воды) с использованием _________________ солнечного света"

5. Почему лист зеленого растения называют органом воздушного питания?

Новая тема

Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в:-природе?- в жизни растений?

Учитель знакомит со значением воды в жизни растений.

Учащиеся записывают в тетради.

вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;

вода- главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;

от притока воды зависит жизнь растения;

в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.

Учитель знакомит учащихся с понятием «Экология» и переходит к основными экологическими группами растений.

Гидатофиты.

Гидрофиты.

Гигрофиты.

Мезофиты.

Ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Учитель: слово ГИДАТОФИТЫ происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение.

Их признаки:

полностью погружены в воду;

листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;

стебли почти не имеют механической ткани;

в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом.

Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.

Учитель обращает внимание учащихся на кубышку и кувшинку и отмечает, что в народе эти растения неправильно называют, соответственно- кувшинка и лилия. Учитель рассказывает что данные растения занесены в Красную книгу и их необходимо беречь и охранять.

Учитель: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный.

Их признаки:

растения, частично погружены в воду;

обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;

обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;

имеют воздухоносные межклетные полости;

срезанные побеги быстро вянут.

Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.

Учитель обращает внимание учащихся на камыш и рогоз, отмечает, что в большинстве случаев эти растения путают друг с другом. Учитель рассказывает о данных растениях. В качестве лекарственного средства применяют корневища, листья, цветки, початки рогозов. В корневищах камыша много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку.

Учитель: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага.

Их признаки:

растения влажных мест с высокой влажностью воздуха.

Примерами гигрофитов являются - калужница, осока, циперус.

Учитель обращает внимание учащихся калужницу, что она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь.

Учитель: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний.

Их признаки:

живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;

растут в лесах, на лугах, в поле;

большинство – сельскохозяйственные растения;

лучше развиваются при дополнительном поливе.

Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня. Учитель обращает внимание учащихся на то, что ландыш так же занесен в Красную книгу и требует бережного отношения.

Учитель: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой.
Их признаки:

растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой

Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки.

Учитель обращает внимании, что данные растения – декоративные растения.

Закрепление нового материала.

Вопросы для закрепления:

Какова роль воды в жизни растений?

Что изучает наука экология?

Назовите экологические группы растений.

Назовите меры по охране редких и исчезающих видах растений?

Найти правильный путь

1. Ксерофиты А.Влаголюбивые

Б.Засухоустойчивые

2. Гидрофиты В. водные

Г. среднего полива

3. Мезофиты

4. Гигрофиты

Подведение итогов урока выставление оценок.

Рефлексия

1.Что нового узнал(а) на уроке

2. Это интересно…

3. Вам было интересно на уроке?

Домашнее задание:

Параграф №30, прочитать, ответить на вопросы.

Подготовить рассказ о редких и исчезающих видах растений.


урок 6 класс экологические группы растений
  • Биология
Описание:

Дата                                                                             урок 27                                   6 класс

Тема: Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Цель урока: Сформировать знания учащихся по значению воды в жизни растений.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для овладения знаниями  о значении воды в жизни растений; организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений  пользоваться новыми  биологическими терминами;

Развивающие: развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса; развитие мышления;

развитие познавательного интереса к многообразию растительного мира.

Воспитывающие: воспитание любви к окружающему миру,  воспитание бережного отношения к природе;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока:

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Объявление темы урока, цели и задач.


Повторение

Задача 1. Объясните результаты опыта с веткой зелёного растения, помещенного под стеклянный колпак, - на свету и в темноте. Почему лучинка, внесённая в колпак, стоявший на свету, ярко вспыхивает, а внесённая в колпак, стоявший в темноте, гаснет?

Задача

В одной известной научно- исследовательской лаборатории учёные - ботаники провели такой опыт: Взяли растение хлорофитум. У него имеется белая каёмка по краю листа. Поставили растение на яркий солнечный свет. Через 5 часов срезали один лист, промыли его в кипящей воде, поместили в спирт на несколько минут. Когда лист обесцветился (так как хлорофилл хорошо растворяется в спирте), полили на него раствором йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет, но не весь: белая полоса по краю листа не окрасилась.
Вопросы: 
Почему лист окрасился в синий цвет?
Почему лист окрасился в синий цвет не весь?
Сделайте вывод, какое условие необходимо для протекания фотосинтеза?

Выберите правильный ответ и запишите его:

а) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

б) Поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

в) Поглощают азот, а выделяют кислород.

г) Поглощают кислород, а выделяют азот.

5. Запишите правильный ответ на вопрос: что такое фотосинтез?

а) Превращение крахмала в сахар в семенах.

б) Перемещение органических веществ в растении.

в) Образование органических веществ из углекислого газа и воды в хлоропластах с использованием энергии света.

г) Разрушение органических веществ до неорганических.

1. Почему без растений жизнь на Земле большинства организмов невозможна?

2. Какую роль играет фотосинтез в природе?

З. Как можно повысить интенсивность фотосинтеза у сельскохозяйственных растений?

4. Известно, что в процессе фотосинтеза в растении происходит обмен газами. Какой газ растения поглощают в процессе фотосинтеза, а какой выделяют?

Вопросы

Органическое вещество, образующееся в процессе фотосинтеза.
Неорганическое вещество, необходимое для образования органических веществ в растении.
Организмы, в которых происходит фотосинтез.
Газ, который выделяется в процессе фотосинтеза.
Главное условие, необходимое для протекания процесса фотосинтеза.
Пигмент, придающий зеленую окраску листьям.
Вещество, при взаимодействии с которым крахмал дает синюю окраску.
Процесс образования органических веществ на свету в хлоропластах.

Да и почему

17. Все вкусные и ароматные сочные плоды ягоды.

18. Если цветок имеет лепестки и чашелистики, то его околоцветник называют двойным.

19. Цветок ландыша имеет простой венчиковидный околоцветник.

20. По внешнему краю цветка подсолнечника расположено много крупных лепестков.

21. У одуванчика соцветие корзинка.

22. Кисть, початок и головка - простые соцветия.

23. Соцветие  сложный зонтик имеют морковь, укроп, борщевик.

24. У смородины соцветие-кисть.

25. На рябине образуются плоды, называемые яблочками.

26. Плоды клевера односемянные бобы.

27. Ветроопыляемые растения цветут одновременно с насекомоопыляемыми растениями.

28. Все самоопыляемые растения опыляются при помощи ветра.

29. Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

30. В семенах однодольных растений зародыши имеют по одной семядоле.

ЗАДАНИЕ:

Из приведенных ниже выберите признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

А. Происходит во всех клетках.

Б. Протекает только на свету.

В. Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г. Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Д. Происходит в клетках с хлоропластами.

Е. Протекает на свету и в темноте.

Ж. Органические вещества образуются.

З. Органические вещества расщепляются до минеральных.

Фотосинтез:

Дыхание:

Ответы: фотосинтез Б В Д Ж; дыхание А Г Е З.


Выберите три верных ответа: какие условия необходимы для фотосинтеза?

а) кислород и вода                б) хлорофилл             в) углекислый газ и вода

г) корни растения                  д) солнечная энергия

Ответ: _____________

3. Установите последовательность прохождения воды с минеральными солями по растению:

а) корневые волоски             б) жилки листа                      в) древесина

г) клетки листа                      д) клетки корня

Ответ: ______________

4. Вставьте в текст пропущенные слова: "________________ - это процесс создания в хлоропластах листа __________________ веществ из ____________________ веществ (углекислого газа и воды)  с использованием _________________ солнечного света"

5. Почему лист зеленого растения называют органом воздушного питания?

Новая тема

Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в:-природе?- в жизни растений?

Учитель знакомит со значением воды в жизни растений.

Учащиеся записывают в тетради.

вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;

вода- главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;

от притока воды зависит жизнь растения;

в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности. 

Учитель знакомит учащихся  с понятием «Экология» и переходит к  основными экологическими группами растений.

Гидатофиты.

Гидрофиты.

Гигрофиты.

Мезофиты.

Ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Учитель: слово ГИДАТОФИТЫ  происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение.

Их признаки:

полностью погружены в воду;

листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;

стебли почти не имеют механической ткани;

в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом.

Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.

Учитель обращает внимание учащихся на кубышку и кувшинку и отмечает, что в народе эти растения неправильно называют, соответственно- кувшинка и лилия. Учитель рассказывает что данные растения занесены в  Красную книгу и их необходимо беречь и охранять.

 Учитель: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный.

Их признаки:

растения, частично погружены в воду;

обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;

обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой  корневой системой;

имеют воздухоносные межклетные полости;

срезанные побеги быстро вянут.

Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.

Учитель обращает внимание учащихся на камыш  и рогоз, отмечает, что в большинстве случаев  эти растения путают друг с другом. Учитель рассказывает о данных растениях. В качестве лекарственного средства применяют корневища, листья, цветки, початки рогозов. В корневищах камыша много крахмала.  В старину из сухих корневищ делали муку.

Учитель: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага.

Их признаки:

растения влажных мест с высокой влажностью воздуха.

Примерами гигрофитов являются - калужница, осока, циперус.

Учитель обращает внимание учащихся калужницу, что она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь.

Учитель: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний.

Их признаки:

живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;

растут в лесах, на лугах, в поле;

большинство – сельскохозяйственные растения;

лучше развиваются при дополнительном поливе. 

Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня. Учитель обращает внимание учащихся на то, что ландыш так же занесен в Красную книгу и требует бережного отношения.

Учитель: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой.
Их признаки:

растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой

Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки.

Учитель обращает внимании, что данные растения – декоративные растения.

Закрепление нового материала.

Вопросы для закрепления:

Какова роль воды в жизни растений?

Что изучает наука экология?

Назовите экологические группы растений.

Назовите меры по охране редких и исчезающих видах растений?

Найти правильный путь

1. Ксерофиты    А.Влаголюбивые

                          Б.Засухоустойчивые

2. Гидрофиты   В. водные

Г. среднего полива 

3. Мезофиты

4. Гигрофиты

Подведение итогов урока выставление оценок.

Рефлексия

1.Что нового узнал(а) на уроке                                                                                           

2. Это интересно…

3. Вам было интересно на уроке?

Домашнее задание:

Параграф №30, прочитать, ответить на вопросы.

Подготовить рассказ о редких и исчезающих видах растений.

                                      

 

 

Автор Почтарь Ольга Юрьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1438
Номер материала 41800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓