Урок 2 класс по теме: "Имя
прилагательное"
ЦЕЛЬ: познакомить
учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи:
1. Создание
условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через
включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена
прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения
анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к
самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивать
самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитывать
уважительное отношение друг к другу.
Тип урока. Изучение
нового материала.
Ход урока
Оргмомент
Давайте
улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок
принесёт
Всем
радость общения друг с другом.
II. Минутка
чистописания.
На доске
запись
Слайд 2
ду.
ястре. медве.. ланды.
ДП3 ?
- Прочитайте
слова. Какие буквы пропущены?
- Какую букву вы
будете писать сегодня?
(Дуб - это дерево,
поэтому под ним стоит буква Д, ястреб - это птица, внизу стоит буква П, медведь
- зверь, поэтому внизу 3, ландыш - это цветок, нужно написать букву Ц.)
Ццб Ццд
Ццш
- Определите
порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Заглавная и
строчная буквы Ц чередуются с орфограммами в словах.)
II.
Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
Слайд 3
- Посмотрите на
экран.
- Прочитайте
предложение.
У неё зубки,
рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы
думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
-
Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А
как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы
слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо
ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать
над первым заданием.
- Вы должны,
вставить пропущенные слова.
- Слова
помощники у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что
же у вас получилось?
- А теперь
понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь
поставьте к словам помощникам вопросы
Слайд 4
Какие?
Острые
Какое?
Тоненькое
Какие?
Чуткие
Какая?
Рыжая
Какой?
Пушистый
- Что
обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой
частью речи они являются?
- Так какой
же вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Слайд 5
Вывод: Слова,
отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и
обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
III. Создание
проблемной ситуации.
- Как вы
думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Имя прилагательное)
Слайд
6
- Молодцы!
Вы правильно определили тему урока.
Но
нам ещё сегодня предстоит путём исследования выяснить,
Какую роль играют в речи
имена прилагательные?
Слайд
7
IV. Исследование
данной проблемы.
Работа по теме
-
Посмотрите на экран, перед вами текст.
Слайд 8
-
Прочитайте его.
Наступила
весна.
Наступила ранняя весна.
Тает снег.
Тает последний снег.
Журчат ручьи.
Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце.
Светит ласковое солнце.
Летят птицы.
Летят голосистые птицы.
- О чем этот
текст? (О весне)
- А вот ребят
посмотрите ещё один текст и его прочитайте.
- А этот
текст о чём? (О весне)
- Можно ли
считать эти тексты одинаковыми?
- Докажите,
что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
(Наличие прилагательных)
- А какую
роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
Слайд 9
Вывод: Имена
прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой,
интересной.
Да, ребята, вы
правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.
- А теперь
обратите внимание на вторе предложение.
Слайд 10
- Назовите
прилагательное, которое там используется?
Я
думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.
- Как вы
думаете, можно ли было бы взять, например слово пушистый, серебристый,
искристый?
- Давайте
подставим одно из этих прилагательных в это предложение.
Например, прилагательное серебристый.
- А
теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них
более точно описывается весенний снег?
- Так для
чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?
- Сделайте вывод.
Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?
Слайд 11
Вывод: Имена
прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
- Оказывается,
если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже
не видя.
- Давайте,
поиграем. Отгадайте кто это?
V.
Физкультминутка.
«Стрельба
глазами» (служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами
вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
Слайд
13-14
VI. Игра. Отгадай
кто это?
Бурый, мохнатый,
косолапый.
Медведь
Рыжая, хитрая,
ловкая.
Лиса
Серый, хищный,
жадный.
Волк
Белый, пушистый.
Снег
Круглое, сладкое,
сочное.
Яблоко
- А теперь
попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2
Широкая, глубокая
…… река
Зелёный, сладкий,
сахарный ……. арбуз
Кудрявая,
белоствольная …… берёза
- Давайте проверим,
что же у вас получилось?
- Как вы
думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена
существительные)
VII. Итог урока.
- Итак,
ребята смогли ли мы с вами на уроке разрешить проблему, которая перед нами
стояла?
Слайд 15
- Так какую
же роль выполняют в русском языке имена прилагательные?
- Понравился
ли вам наш урок? Чем?
- А как вы
думаете, пригодится ли вам это на следующих уроках?
- А теперь,
я хочу прочитать вам вот такое стихотворение.
-
Послушайте, и скажите о чём идёт речь?
Определяю я
предметы,
Они со мной весьма
приметны.
Я украшаю вашу
речь.
Меня вам надо
знать, беречь.
И на прощанье
мне хотелось бы вам подарить вот эти флажки.
Слайд 16
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.