Главная / История / Урок №1. Православие в литовский период на Смоленщине.

Урок №1. Православие в литовский период на Смоленщине.


ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ.

hello_html_m75d08e07.png











hello_html_m71c13105.png

















Кто были эти люди?







hello_html_3a6d279d.png























Тема урока: «Православная церковь на Смоленщине в Литовский период»



(2часа)

Урок №1 : урок изучения нового материала с использованием метода проблемного изложения и работы с историческим документом по группам.

Цели: 1) воспитание гражданина и патриота своей Родины.

2) формирование духовно-нравственного мировоззрения учащихся

3) показать, что православные ценности являются основой нравственной культуры во все времена.



Задачи урока: 1)ознакомить учащихся с историческими деятелями и подвижниками в данный период; охарактеризовать положение Православной церкви.

2) раскрыть значение понятий: Православие. Католичество. Кревская Уния.



3)воспитать чувство личной сопричастности к истории Отечества

4) выработать навыки работать в группах с историческим документом, анализировать и отвечать на поставленные вопросы, делать дополнения



Литература и оборудование: 1) АВ Карташёв. Очерки по истории русской церкви.Т1.-СП.: Изд-во Олега Абышко, 2004; Библиополис(с.562-569)

2)МЮ Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие-Смоленск: Универсум, 2004. (с. 102-104)

Раздаточный материал для учащихся - печатный вариант отрывков из Очерков истории русской церкви АВ Карташёва и прилагаемыми вопросами.(См .в Приложении)

Оформление доски: 1) Эпиграф.

2) таблица с опорными словами, которая поможет подготовиться к следующему уроку для решения кроссворда по теме.( См. Приложение к уроку)









Ход урока:

1 .Мотивационная беседа

2. План изучения нового материала.

I). Великое княжество Литовское и православие( сообщение учителя )

2) Как складывались взаимоотношения между православной церковью и властями Литвы? (работа учащихся по группам с документами и вопросами к ним)

3.) беседа по вопросам к документам и

решение проблемных задач.

4) рефлексия

5) домашнее задание





Эпиграф: «Знайте, дорогие мои, что молитва за врагов смягчает их сердца, и бывает, что они делаются даже друзьями»

Преподобная Рахиль. Старица Бородинская.



1 Мотивационная беседа.



Ребята! Мне нужна сегодня ваша помощь, так как тема урока не простая . Мы будем работать с дополнительными материалами и решать исторические задачи вместе. Нам понадобится умение эти задачи перед собой поставить, слаженно работать в группе, искать ответы на вопросы, анализируя текст. Этот урок я хочу посветить(можно взять другой пример из соей жизни) директору нашей школы, Соколову Владимиру Николаевичу, которого уже нет с нами, но именно он предложил мне взять на себя ответственность и вести уроки по истории Православной культуры земли Смоленской, ведь этот предмет делает всех людей добрее , а Православная церковь - это наша история , в отличии от католической- помогает нам жить в мире и согласии, и в единстве. В настоящее время всё больше людей осознают , что Православие-это в действительности правильное толкование нашего образа жизни , но так было не всегда. Ключевыми словами у нас сегодня будут такие слова: Укрепление православной веры. Запишем в тетрадь тему урока . Я попрошу вас подумать , с какими проблемами могла столкнуться наша Смоленщина , а точнее, Православная вера, в период, когда поневоле входила в состав Литовского княжества .

Записи в ТЕТРАДИ.

Тема: Православная церковь на Смоленщине в литовский период. Первый вариант записи

Проблема №1 . Каково было положение православной церкви в Литовском государстве. (предполаг. ответ: не простое)

Проблема № 2. Но, как знаем из истории , она выстояла. Какой может быть следующий наш вопрос? Благодаря чему попытки литовских правителей в XV веке подчинить Православную церковь Папе Римскому и Ватикану закончились неудачно.( Предполаг. ответ: благодаря стойкости в Вере простого народа и активному противостоянию православной иерархии)

Второй вариант записи



Что хочу узнать на уроке

Что я могу сказать по этому вопросу в конце урока.

1.




2.












План изучения нового материала.



Обратите внимание на доску. По ходу рассказа нам надо выяснить , что означают эти даты, написанные на доске 1404-1514, 1385, 1458-1459

Вспомнить, что означают эти понятия: Православие, Католичество, Кревская Уния, Епископ

Кто были эти люди: Миндвог, Гедимин, Ольгер, Ягайло, Витовт, Анна, Софья, Свидригайло; Герасим



  1. Великое княжество Литовское и православие.



Православная церковь поднималась и мужала с подъёмом и возмужанием Руси. Этот путь вместе с церковью проделали святые и подвижники, порой оставшиеся никому неизвестными.

В самостоятельное княжество Смоленское княжество обособилось к 12-му веку.

Что же представляет собой Литва?

Литовские племена, жившие в междуречье Немана и Вилии, были язычниками. Они отставали в развитии от соседних русских княжеств.

В начале XIIIв. Литовские племена объединились в союзы, что бы защищаться от агрессии немецких рыцарей. Литовским князем стал Миндвог.

В начале XIVв. Литва сумела подчинить себе почти всю территорию Белой Руси, за исключением Смоленских земель.

Королём ВКЛР стал князь Гедимин.

В новом государстве уже поклонялись христианским святыням. И население осознавало себя православной Русью. Князья ВКЛР женились на русских княжнах.

Сын Гедимина Ольгерд в 1375 г. ратью к Смоленску ходил.

« Всю землю Смоленскую повоевал и попленил».

Сын Ольгерда- Ягайло женился на польской принцессе и стал королём Польши. Он обещал ввести католичество во всех своих землях и дать католикам особые привилегии. Это было записано в Кревской Унии 1385 года. На другой год после брака Ягайло, в 1387 г. выполняет клятвенное обещание. Крестит до 30 тыс. человек в католичество. Утверждаются латинские епархии

В 1395 г. литовские войска первый раз взяли Смоленск. При въезде в Смоленск великого князя Витовта перед ним несли католический крест и исполняли гимны на латыни. В 1404 г. Витовт окончательно захватил Смоленск. Сам он был женат на дочери смоленского князя Анне, а свою дочь Софью выдал замуж за Великого князя Московского Василия Дмитриевича. К Православию Витовт относился бережно С 1404 года- по 1514 год Смоленск находился под властью Литвы.





В 1458-1459гг. Русская Православная церковь разделилась на 2 митрополии : Московскую и Киевскую, в которую вошли епархии Великого княжества Литовского и Смоленская в том числе.С

Свидетельством сложности взаимоотношений между Православной Церковью и властями Литвы служит следующий пример.



ЗАДАНИЕ: В нашем параграфе №2 стр. 103 последний абзац первого пункта об этом нам сообщает. Зачитать.

Вывод: наряду с разрушениями храмов в военное время могут от властей пострадать и епископы, защищавшие веру.



  1. Как складывались взаимоотношения между Православной церковью и властями Литвы? Ответ на наши проблемы найдём все вместе, работая по группам, каждый принесёт свою соломинку.

Приложение к разработке.

Раздаточный материал для первой группы или нескольким группам. ( По усмотрению учителя использовать дифференцированный подход)

«………Главным препятствием для имперского единства Польши, по средневековым государственным понятиям, было разноверие. Нужно было как-то сводить Православие на нет. Самой ранней в этом направлении, смелой мерой является Городельское постановление 1413 г., подписанное королем Ягайлом с литовским великим князем Александром Витовтовичем (по-польски Витольдовичем), чтобы впредь на высшие государственные должности в Литве назначались только лица римо-католического вероисповедания. Другим симптоматическим пунктом этого постановления было открытое запрещение вновь строить и даже возобновлять православные храмы. Само по себе это обидное для православной стороны постановление обострялось еще немедленно открывшимися претензиями расширяющегося латинства к отыманию сравнительно малолюдных приходских православных храмов и передачи их, под разными предлогами, римо-католикам. Такая процедура не могла пройти без конфликтов и даже насилий с латинской стороны. Положено начало прямому гонению на Православие……..»



Вопросы к тексту:


1. Как назывался документ 1413 года, подписанный Ягайло и Александром Витовтовичем .

2. По условиям этого документа на государственные должности в Литве можно было назначать только каких лиц?

3. Можно ли было строить православные храмы?

4. Какова судьба уже существующих Православных храмов?





Ответы: 1) Городельское постановление

2) Лиц римско-католического вероисповедания

3) Нет.

4) Передавались католикам.

Вывод учителя: «Положено начало прямому гонению на Православие.»

Раздаточный материал для второй группы.

« ……..Особенно разрушительным, даже растлевающим образом на всю мораль иерархии и клира действовало право «подавания» именно епископских кафедр. В московской части Русской церкви, за исключением специфически демократического Новгорода, совершенно отчетливо в татарский период сложился, условно говоря, административно-бюрократический порядок замещения епископских кафедр. Сначала местный, а потом и один только великий московский князь созывал около себя «освященный Собор» из главнейших духовных сановников и предызбирал кандидата на архиерейство, который и поставлялся «по изво­лению великого князя и освященного Собора». Народ-масса не выражал никаких претензий вмешательства в это дело высших властей. В Литве этот процесс носил в себе, условно говоря, черты широкого демократизма. Великий князь, при участии других князей, бояр, игуменов, священников и всего «людства» епархии, избирал кандидата. Правда, с течением времени «людство» , т. е. мирянская масса, было устранено, и только король вместе со знатными лицами тоже административно -бюрократически заменял прежнюю «соборность».''Православная епископская кафедра и архимандричье место великого монастыря стали рассматриваться в атмосфере патронатского права как просто одно из почетных и хлебных мест кормления и вознаграждения за заслуги государственные и военные. Забвение прямого смысла и назначения этих церковных должностей как органов чисто церковных доходило до того, что эти места в некоторых случаях католическим правительством продавались просто за большие деньги, вносимые в королевскую казну. Чисто финансовый интерес к этому делу вел к тому, что купивший кафедру или жалуемый ею за военные и государственные заслуги был православный шляхтич (дворянин), который по своему безбрачному и вдовому состоянию мог бы получить священный сан, в данном случае епископский. Обе стороны подходили к этому вопросу с чисто денежной стороны и потому создавалось временное положение: шляхтич, обладавший документом на владение данной кафедрой, получал звание «нареченнаго владыки». Нареченный иногда и не думал становиться священнослужителем и просто продавал свое право на все это доходное имущество другому лицу за деньги, как недвижимую хозяйственную собственность. Эта купля-продажа епархиальных постов вела к тому, что еще занятые живыми епископами епархии через ходатайства у верховной королевской власти передавались в руки других соискателей. А королевская канцелярия за взятки, а может быть, и просто для унижения Православия, продавала право на епископские кафедры одновременно двум соискателям. И последним предоставлялась возможность насильственным, военным путем захватывать проданную им кафедру и драться между собой, как псы из-за брошенной кости. Ниже мы расскажем о войне двух претендентов на Брестскую кафедру: Феодосия Лозовского с Ионой Красненским…………»


Вопросы к тексту. 1. Продолжите предложение. « Особенно разрушительным даже растлевающим образом на всю мораль иерархии действовало ………………….»

2.Участвовал ли народ в Литовском государстве в

избрании кандидата на место епископа?

3.Найдите доказательства в тексте, подтверждающие, что сложившийся порядок подачи, то есть назначения епископов . не ради веры, а ради наживы –способствовал моральному разложению, а не укреплению веры.



Ответы. 1) ….Право «подавания» именно епископских кафедр

2) Сначала - да, потом - нет.

3) А королевская канцелярия за взятки, а может быть, и просто для унижения Православия, продавала право на епископские кафедры одновременно двум соискателям. И последним предоставлялась возможность насильственным, военным путем захватывать проданную им кафедру и драться между собой, как псы из-за кости.

Вывод: Карикатурный способ замещения епископских кафедр - этого мозга церковной власти, стал для латино - польского правительства наилучшим путём принижения и ослабления Православия.



Раздаточный материал для третьей группы.

«Смоленщина и православная церковь на рубеже XV-XVI вв.»



Рубеж XV-XVI вв. был временем очень суровых испытаний для православного населения Литовского княжества. В этот период предпринимаются особо активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. В 1500 г. епископ Виленский даже выпросил у папы римского особую грамоту (буллу), разрешавшую католическому духовенству казнить смертью еретиков и язычников (нередко под это определение подпадали православные). Бывали случаи, когда насильно крестили детей из православных семей в католическую веру..

Всё это вызывало активное сопротивление со стороны Православной церкви и местного населения. Во многом подобная политика Ватикана и великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к переходу под власть Великого князя Московского.

Церковь оставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего края. Об этом свидетельствует «Летопись Авраамки» , составленная при дворе Смоленских епископов монахом Авраамкой. Автор хорошо был знаком со священным Писанием и трудами таких богословов, как Афанасий, Илларион Новый … Это говорит о том, что сохраняется духовная православная школа.»



Вопросы к тексту. 1) Почему рубеж XV- XVI вв был самым опасным для православного населения.

2) Как в 1500 г епископ Виленский поступал с еретиками, язычниками, православными?

3)Что свидетельствует о сохранении православия?

Ответы: 1). Активные попытки ввести католичество. 2). Казнил детей или насильственно крестил в католическую веру. 3).Летопись Авраамки.



Оформление доски.



Ключевое слово: Утверждение Православной веры.



















3.Обсуждение по вопросам после подготовки по группам .

4. Решение проблемных задач с последующими записями в табличку: Что я могу сказать по этому вопросу в конце урока? (См. таб. в нач. урока)

5. Рефлексия.

-понравилась ли такая форма работы?

-на каком этапе почувствовал усталость?

-какой материал запомнился легче всего?

-какой вклад ты внёс в работу класса?

-на какую оценку сегодня работал?

-что мешало работать лучше?

6. Домашнее задание: §2, п. 1-2 стр. 102-104. Записи в тетради: решение проблемных задач; составление кроссвордов и Презентаций к уроку по желанию.




Урок №1. Православие в литовский период на Смоленщине.
  • История
Описание:

В школе есть предмет История православной культуры земли Смоленской. Данная разработка по теме литовского периода в истории Смоленщины пополняет скудную коллекцию материала по данному периоду. Ценность в том, что для работы по группам подобран материал из специальной литературы-это  АВ Карташёв. Очерки по истории русской церкви.Т1.-СП.: Изд-во Олега Абышко, 2004; Библиополис(с.562-569). каждая группа получает раздаточный материал  и вопросы к нему. Работает и готовит ответы для выступления-выбирают докладчика и выступают по очереди. При этом на протжении всего урока решают познавательную задачу : Какого было положение Православной церкви в Литовский период на Смоленщине?. В конце урока делаем обобщение всем классом по общей проблеме.  Есть слайды для оформления доски, в том числе электронной.

 

Автор Орлова Марина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 556
Номер материала 28898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓